9 октября 2015

Погибаем, но не сдаемся!

Копия radial-stainless-steel

В истории российского флота немало трагических страниц. Затопление кораблей и судов Черноморского флота в Цемесской бухте 18 июня 1918 года – одна из самых противоречивых и горьких.

[quote style=”boxed”]В 1968 году в честь 50-летия этого трагического события в истории страны на набережной Туапсе был установлен памятник эсминцу «Керчь». Огромная глыба песчаника с прикреплённым к нему адмиралтейским якорем как напоминание о священном долге перед Родиной. А орудия, снятые с «Императрицы…», стояли на обороне Севастополя в Великую Отечественную.[/quote]

По Брестскому договору 1918 года, подписанному советским правительством, Черноморский флот со всей инфраструктурой передавался Центральным державам (Германия, Австро-Венгрия, Османская империя, Болгарское царство). В связи с оккупацией германо-австрийскими войсками Украины и Крыма после подписания Брестского мира, советское правительство отдало указание о перебазировании Черноморского флота из Севастополя в Новороссийск. 18 боевых кораблей в начале мая 1918 года перешло в Новороссийск: два линейных корабля («Свободная Россия» и «Воля»), десять эскадренных миноносцев типа «Новик», шесть миноносцев.

«Ввиду безвыходности положения…»

Из-за угрозы захвата Новороссийска германскими интервентами, появившимися на Тамани, решение вопроса по кораблям Черноморского флота необходимо было принять незамедлительно. По требованию В.И.Ленина начальник Морского генерального штаба Е.А. Беренс подготовил доклад о положении Черноморского флота. Этот документ подвергся тщательному обсуждению в Высшем военном совете республики. Лаконична резолюция В.И. Ленина о необходимости затопления кораблей Черноморского флота в Новороссийске в 1918 году: “Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Председатель СНК В. Ульянов (Ленин)”. Приказ затопить корабли Черноморского флота и не допустить их передачи врагу был направлен 28 мая командующему Черноморским флотом и главному комиссару флота: “Ввиду явных намерений Германии захватить суда Черноморского флота, находящиеся в Новороссийске, и невозможности обеспечить Новороссийск с сухого пути или перевода в другой порт, Совет Народных Комиссаров, по представлению Высшего военного Совета, приказывает вам с получением сего уничтожить все суда Черноморского флота и коммерческие пароходы, находящиеся в Новороссийске (Ленин)».

В цемесской бухте

18 июня корабли и суда вышли из новороссийского порта на рейд Цемесской бухты. Исполнить приказ о затоплении кораблей было поручено наиболее революционно настроенному экипажу эсминца «Керчь» под командованием В.А. Кукеля. Исполнявший обязанности командующего Черноморским флотом А.И. Тихменев распоряжение Совета Народных Комиссаров об уничтожении кораблей не выполнил, отдал приказ о выходе кораблей из Новороссийска в Севастополь в 9 часов утра 17 июня. Получив этот приказ, командир «Керчи» и революционно настроенный экипаж решили его не исполнять – лучше умереть, чем сдать миноносец германцам в Севастополе или Новороссийске.

Утром 17 июня на берегах Цемесской бухты собрались толпы народа. На внешнем рейде отдали якоря корабли, команды которых решили идти в оккупированный немцами Севастополь. Это были линкор «Воля», эсминцы «Дерзкий», «Поспешный», «Беспокойный», «Пылкий», «Громкий» и миноносцы «Жаркий» и «Живой». Команда эсминца «Громкий», который вышел в море, приняла решение затопить свой корабль. Это был первый из кораблей Черноморского флота, который лег на дно вблизи Новороссийска, у мыса Мысхако.

В Новороссийске остались линкор «Свободная Россия», эсминцы «Гаджибей», «Керчь», «Калиакрия», «Фидониси», «Пронзительный», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Шестаков» и миноносцы «Сметливый» и «Стремительный». Вечером В.А. Кукель собрал на «Керчи» офицеров с других кораблей, активных сторонников потопления, и предложил им план операции, который после уточнений и был принят к исполнению. Предполагалось, что корабли самостоятельно либо на буксире начнут выход на открытый рейд в 5 утра 18 июня. Там они становятся на якорь и ждут прихода «Свободной России» на траверз Дообского маяка. По сигналу с «Керчи» корабли открывают кингстоны, а затем «Керчь» торпедирует «Свободную Россию». К утру выяснилось, что на всех кораблях, кроме «Керчи» и «Лейтенанта Шестакова», команды почти разбежались, а на эсминце «Фидониси» вообще не осталось ни одного человека, даже командира корабля. Первым на рейд вышел эсминец «Лейтенант Шестаков» с «Капитан-лейтенантом Барановым» на буксире. Потом эсминец отбуксировал на рейд все остальные корабли. На «Гаджибее», когда его вели к месту последней стоянки, был поднят сигнал: «Погибаю, но не сдаюсь». Эсминец «Фидониси», покинутый командой, в сопровождении «Керчи» был отбуксирован на рейд. Около четырех часов дня «Керчь» подошла к «Фидониси» и торпедировала его. Этот выстрел послужил сигналом для всех кораблей. Один за другим корабли Черноморского флота, открыв кингстоны и клинкеты, уходили под воду.

Наиболее трудной задачей оказалось потопление линкора «Свободная Россия». В 4.30 «Керчь» подошла к Дообскому маяку, у которого стоял покинутый командой корабль. С 5 кабельтовых был дан первый залп: одна торпеда прошла под кораблем, другая взорвалась, но корпус линкора едва вздрогнул. Снова выпустили торпеду, результат тот же. И только после пятого попадания торпеды произошел сильнейший взрыв. Корабль медленно начал переворачиваться и уходить носом под воду.

На рейде Туапсе

Выполнив задание, эсминец «Керчь» ушёл в Туапсе, где 19 июня был затоплен экипажем у Кадошского маяка в трёх милях от входа в Туапсинский порт на глубине 27 метров. Корабль затонул кверху дном. Экипаж «Керчи» высадился на берег и влился в части Красной Армии. Предпринятая попытка осуществить подъём корабля оказалась неудачной (корпус эсминца перерезало на несколько частей понтонными стропами). Средняя часть корпуса «Керчи» с машинным отделением была поднята только в 1932 году. Турбины эсминца после ремонта на протяжении длительного времени работали на Туапсинской электростанции. Оставшиеся на дне обломки корабельного корпуса, лучше всего из которых сохранилась кормовая часть, продолжают оставаться неподнятыми с морского дна.
В 1968 году в честь 50-летия этого трагического события в истории страны на набережной Туапсе был установлен памятник эсминцу «Керчь». Памятник выполнен в виде большой глыбы песчаника с прикреплённым к нему адмиралтейским якорем.
вторая жизнь орудий

Были предприняты попытки поднять на свет Божий и затопленную «Свободную Россию». В 1930-х годах были подняты две башни главного калибра, лежавшие рядом с корпусом. Сам линкор лежал на грунте вверх днищем на глубине 42 метра. Прежде чем приступить к подъему корпуса, необходимо было изъять из погребов корабля боезапас – несколько сотен тонн снарядов и полузарядов с порохом. Для подъема боезапаса привлекли курсантов водолазной школы. Для проникновения в погреба возникла необходимость пробить лазы в днище линкора. Первый заряд сработал удачно, путь к одному из погребов был открыт. Тогда был заложен еще один боезаряд над снарядным погребом. При взрыве сдетонировали снаряды главного калибра. Вода взметнулась на высоту более 100 метров, волной притопило водолазный бот, с палуб катеров обеспечения смыло людей. При обследовании линкора комиссией в связи с тем, что корпус сильно разрушился, было принято решение от подъема отказаться. Перед Великой Отечественной войной снятые со «Свободной России» орудия установили на башенных батареях береговой обороны под Севастополем.
В память о гибели эскадры в Цемесской бухте воздвигнута 12-метровая гранитная скульптура коленопреклоненного, скорбящего моряка. А в море, в двухстах метрах от берега, установлена мачта-обелиск с флагами из металла, покрытого цветной эмалью, означающими по флажному коду исторический сигнал, поднятый уходящими в морскую пучину кораблями: «Погибаю, но не сдаюсь».

ВАЛЕРИЯ ЭКОМАСОВА

4 мая 2024

В строящемся аэропорту Краснодара организуют парковку на 697 машиномест

Об этом рассказал руководитель дирекции Технического заказчика АО «Международный аэропорт Краснодар» Денис Акинфиев. Новый аэропорт столицы Кубани построен уже на 20%.

Фото: www.kuban.kp.ru

Инфраструктура будущего аэровокзального комплекса  будет включать парковку на 697 мест. Это существенно больше, чем у нынешнего Пашковского аэропорта: он располагает двумя парковками – для продолжительной стоянки, 205 мест, и для краткосрочной – 211 мест, пишет «Комсомольская Правда».

В целом же, площадь будущего 3-этажного здания аэропорта составит 83 000 м² (в 6 раз больше Пашковского), высота – 25 метров. А весь будущий аэровокзальный комплекс раскинется на 370 га, это сравнимо с площадью дачного поселка.

Читать далее

На одной из строек Краснодара выявлено почти 60 незаконно трудившихся мигрантов-нелегалов

Речь идет о строительном объекте по проспекту Образцова.

Фото: Михаил Ступин / kubnews.ru

Проверку на объекте устроили работники Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по региону совместно с УФСБ России по Краснодарскому краю.

В процессе проверки выяснилось, что на стройке незаконно работали 59 человек – граждане Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана. В отношении мигрантов составили протоколы по ст. 18.10 КоАП РФ. Им придется выплатить штрафы, после чего их выдворят за пределы РФ.

Читать далее

В ближайшие сутки Кубань ждет резкое похолодание и заморозки

В связи с этим в крае объявлено экстренное предупреждение.

Фото t.me/mingochskk

Согласно прогнозам синоптиков, 5 и 6 мая в северных районах края и горных областях ожидаются локальные заморозки. Столбики термометров опустятся до -0,1°C и даже -3°C, пишет «Кубань 24».

Как сообщает пресс-служба ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, резкое понижение температуры несет угрозу в первую очередь для сельскохозяйственных культур, цветков и завязей плодовых культур. Во избежание гибели растений от холода, аграриям рекомендовано соломой, неткаными материалами или полимерной пленкой.

Читать далее

В октябре 2024 года планируется увеличить военные пенсии

С 1 октября военные пенсии поднимут предварительно на 4,5%. Об этом сообщила член комитета Госдумы по труду Светлана Бессараб.

Фото: profile.ru

По ее словам, на данный момент средняя военная пенсия в России – более 41 000 рублей. В последний раз увеличение военных пенсий имело место 1 октября 2023 года – на 19,5%.

«Кубанские Новости» также напоминают, что отдельные категории пенсионеров получат дополнительные выплаты в мае. Это ветераны ВОВ и другие пенсионеры, имеющие отношение ко Дню Победы.

Читать далее

Ветеринары становятся все более востребованными на Кубани

За год спрос на них поднялся на 30%. Об этом сообщают специалисты онлайн-платформы по поиску работы и сотрудников hh.ru, которые проанализировали как изменился спрос и зарплаты в этой сфере.

Фото: АБАС/Кубанские новости

За 1-й квартал 2024 года работодатели разместили более 350 вакансий для ветеринаров, что на 30% превышает аналогичные показатели 2023 года.

Размещают эти вакансии в основном государственные и частные ветклиники, а также компании из сферы сельского хозяйства. В настоящий момент в регионе на одну вакансию приходится 2,6 резюме.

Читать далее