Текст: Светлана светлова, фото: Анна бурлакова

Рыба
сеть кормит

Незавидная судьба у барабульки! Сначала ее гоняет дракон. Потом она попадает в котел. Еще ее процеживают сквозь сито. Журналисты «Туапсинских вестей» все это видели своими глазами, выйдя в море вместе с рыбаками.
С берега нам было видно, как они выбирают сети, хоть вплавь добирайся – репортаж уходит из-под носа!

– Да успокойтесь вы и не мечитесь по берегу, всю рыбу распугаете, – флегматично пошутил незнакомый нам рыбак. – На ваш век хватит! Они еще не раз сегодня в море выйдут.

Когда лодку затаскивают на лебедке в стан, к рыбакам лучше не лезть с расспросами. Горячее время. Рыбу надо быстро выгрузить, охладить, промыть, пересортировать и отправить в магазин. А «жигуленок» с прицепом уже стоит «под парами» – ждет.

– За сегодняшнее утро у нас уже третий рейс, – объяснил Олег Сидоров, заместитель руководителя фирмы «Аквариум», у которой по побережью четыре таких рыбацких стана, несколько магазинов и цех по переработке рыбы. – К началу курортного сезона мы открыли в Новомихайловском два наших магазина. Поэтому рыбу ждут в трех торговых точках. Плюс – цех переработки. Вы, говорите, что приехали рано? Первый раз они вышли в море в три часа ночи. И вот так, с небольшими перерывами, они будут весь день, снова и снова возвращаться к сетям за барабулькой.

Просветив нас насчет барабульки, ребята наконец засобирались в море. Забегал по берегу рыбацкий пес Боцман, который, кстати, воды боится как огня и сырую рыбу на нюх не переносит. А, наверное, иначе он бы здесь и не прижился…

И вот мы снова в море. Снова без устали кланяемся «лентяям» – веревкам, удерживающим ставной невод. И вот, наконец, пришли к огороду, где гуляет рыба. А рядом – еще более ограниченное пространство – это сито! Оказывается, барабулю не сразу забирают из сетей, а «процеживают» сквозь сито – специальные сети, с ячеей не менее 16 мм. Эх, жалко не догадались захватить камеру для подводной съемки. Было бы видно, как из этого сита в разные стороны стремглав удирает мелочь пузатая. А та, что пожирнее, не пролезает в ячейки, но тоже бьется, застревает в ней... Сеть буквально кипит серебром. Так, бурлящую, рыбаки и переваливают ее по ящикам – но заполняют не более половины!

Вот и объяснение нам, непосвященным, почему надо ходить в море туда-сюда по десять раз и доставать рыбу небольшими порциями. Не легче ли сделать один – два рейса и не мучиться?

– Тогда подавится много рыбы, – объясняют ребята. – Барабуля очень нежная. Представляете, какую кашу мы привезем, если забьется до отказа баркас? А потом пока такое количество переберем, рассортируем, она уже задохнется. Нет, мы уж лучше походим.

– Так много барабульки давно не было,
– говорит Александр Закиян, бригадир, – лет пять она уже нас не балует. Мало ее. И не потому, что выловили. Ученые определили цикл воспроизводства барабульки – 25 лет. Раз в 25 лет она вот так «обновляется» – два – три года не размножается, в организме рыбы происходит полное обновление генома. А потом она с новой силой идет в рост. Вот нынче первый год такой богатый. В день – до 500 килограммов собираем!
Привезли партию – охладили рыбу в воде со льдом. Это очень важно для дальнейшей транспортировки. Заодно промыли. Из холодной водички она попадает на разделочный стол. Оттуда – по ящикам. И – в магазин. Красивая, целенькая, одна к одной.

В этот раз мы привезли на берег около 300 килограммов. А еще, выбросили за борт морского кота с его ядовитыми шипами, еще одного морского «Борджиа», именуемого драконом, горбыля (по причине мелкоты – пусть подрастают). А вот попавших единичных карасей, ставридок и окуньков оставили на уху.
Скоро барабуля уйдет в более глубокие места, подальше от берега. А в августе наступит время саргана – удивительной, тонкой, как игла рыбы. Так что, до свидания барабулька, она же султанка, она же краснобородка, она же рыба-коза и она же барабуния. Готовься к встрече, сарган!