27 ноября 2017

Паровоз времени

Пятьдесят лет назад туапсинские железнодорожники постановили: быть музею локомотивного депо! Именно тогда паровоз «Победа» («лебедянка», «лебедь» – у него названий много) начал уступать свое первенство на дороге электровозам. Но сегодня он снова – первый! Первый встречает посетителей музея. И символично уносит их на своих парах в прошлое. Модель легендарного паровоза «Победа» – первый экспонат, который […]

Пятьдесят лет назад туапсинские железнодорожники постановили: быть музею локомотивного депо! Именно тогда паровоз «Победа» («лебедянка», «лебедь» – у него названий много) начал уступать свое первенство на дороге электровозам. Но сегодня он снова – первый! Первый встречает посетителей музея. И символично уносит их на своих парах в прошлое.

Модель легендарного паровоза «Победа» – первый экспонат, который встречает посетителей.

– Он символично унесет нас в прошлое, – говорит смотритель музея, почетный железнодорожник, машинист Евгений Юсов (заглавное фото).

Как и у всех остальных экспонатов музея, у паровоза своя история. Детище войны, в Туапсе он пришел уже в пятидесятые годы. А ровно 60 лет назад у нас электрифицировали первый участок, и «Победа» уступила рельсы электровозам.
Здесь каждая вещь, каждая фотография имеет свою историю и биографию – такую же богатую, как биография владельца.

– Наверное, и я подарю музею свой осмотровый молоток, – говорит ветеран железной дороги Владимир Гринюк. – Я начинал со слесаря, а ушел на пенсию начальником локомотивного депо. Пятьдесят лет здесь отработал! И с инструментами не расставался – начальник все сам должен контролировать. А это такой молоток «волшебный», что по стуку можно определить, ослаблена гайка или нет. Мне его на заказ делали, а хромировал его я сам…

Александр Плужников проработал в депо мастером автоматного цеха даже чуть больше – 51 год! Он придирчиво разглядывает разные экспонаты. А вот у фотографии растрогался:

– Это ж наша молодость! Помню, как первые электровозы встречали. С оркестром! Митинг был!
Евгений Юсов показывает фотографии паровозов, на которых работал еще его отец. А вот и его первые локомотивы.

Среди раритетов – осмотровые фонари стрелочников начала прошлого века, специальные эмблемы, которые были на каждом локомотиве, на каждом вагоне, технические наставления машинистам почти столетней давности.

– Мы по крупицам собирали фотографии, документы, – рассказывает Евгений Юсов. – Тогда, пятьдесят лет назад очень нам помогли машинисты-фронтовики Виктор Зяблинцев, Николай Поздняков, Дмитрий Манец. Представляете, художник-оформитель Лев Гвоздев от руки печатными буквами писал стенды!

А несколько лет назад решили расширить экспозицию, отреставрировать музей, сделать его современным. Кинули клич по ветеранам, по всем железнодорожникам, у кого дома остались фотографии, документы. И понесли в музей раритеты!
Художник-оформитель Александр Стеблецкий разыскал и фото первого стойла для двух паровозов, и планерки с первым начальником депо – и не важно, что планерка прямо на улице, а рабочие сидят почти на земле полукругом, и половина из них – женщины.

Раскопал Александр Стеблецкий и номер «Туапсинских вестей», а тогда «Красного маяка», с объявлением, что требуются рабочие руки: «Большой спрос на рабочие руки на железной дороге», – писала газета. А депо называлось «Черноморка».

24 стенда с фотографиями, документы, вещи, экспозиции о военных годах, о послевоенных трудовых буднях, о сегодняшнем дне. Старинные фонари, атрибуты проводников, инструменты, символы, которые были на локомотивах.

Поколение тех, кто сейчас водит по музею молодежь, тогда в середине 60-х, только-только пришло в депо.

– Когда музей только начали создавать, – говорит Евгений Юсов, – упор делали на военные годы. В годы войны наши железнодорожники творили чудеса. Мой отец на фронте возглавлял колонну паровозов. А здесь, в тылу, многих мужчин заменили женщины. Был даже призыв партии: «Женщины – на паровоз!».

Конечно, мы тогда и не думали, что и нашему «периоду» будет посвящена экспозиция, просто работали – и все. А сейчас это стенд о комсомольско-молодежной колонне, которая стала настоящей кузницей кадров. Юрий Гетта, Александр Яровенко – они машинисты этой колонны.

Современные стенды – о новых локомотивах, что пришли в депо на смену старым паровозам, о возрождении сверхтяжелых рейсов, о строительстве Олимпиады в Сочи, о Сапсанах, Ласточках…
История продолжается! Выйдешь из музея – и увидишь чудо: супермощный, суперсовременный локомотив «Князь Владимир». Его только-только пригнали с завода. Локомотивному депо Туапсе оказана честь обкатать его. Вот наши машинисты через день и гоняют «князя» то в сторону Белоречки, то в Краснодар. Но скоро и это станет историей.

24 декабря 2024

Вместо тортика – борьба с мазутом на пляже Анапы

Туапсинка Кристина Радько свой день рождения отметила на анапском пляже. Прямо сейчас собирает мазут, спасает побережье от экологической катастрофы.

«Я во второй раз приезжаю с добровольцами из нашего района, - прямо с места ликвидации ЧС рассказала нам Кристина. – Мелкие вкрапления мазута попали под слой песка, надо всё поднять! Я вам скажу, что лопатой работать легче, чем держать мешок, потому что пока стоишь, затекает спина и руки. Мешки 50-килограммовые, наполняем до половины, чтобы можно было погрузить на трактор.

Моя подруга работает на спасении птиц: их отмывают, кормят, помещают в безопасное место.

Читать далее

Библиотека нового поколения откроет свои страницы в Туапсе

На фото — часть библиотеки нового поколения. Такую собираются открыть в Туапсе. Об этом сообщил глава района Сергей Бойко.

"Уже в 2025 году мы начнём реновацию детской библиотеки им. Гайдара в Туапсе, которая станет модельной библиотекой нового поколения", - написал он в соцсетях.

Помимо интерактивных пространств, обещают удобную мебель и новые книги. Делать будут по нацпроекту «Семья»:

Читать далее

Сварочный аккумуляторный аппарат передали туапсинские волонтеры на передовую

«Но кроме потребности в сварочных аппаратах у бойцов есть ещё одна проблема: частые отключения или полное отсутствие электроэнергии, — рассказала координатор группы «СВОих не бросаем» Мария Баряева. – В этот раз мы выполнили просьбу ремроты 4 Военной Гвардейской базы, приобрели и отправили сварочный аппарат на аккумуляторах. Техника должна работать, от этого зависят жизни бойцов».

«Но кроме потребности в сварочных аппаратах у бойцов есть ещё одна проблема: частые отключения или полное отсутствие электроэнергии, - рассказала координатор группы «СВОих не бросаем» Мария Баряева. – В этот раз мы выполнили просьбу ремроты 4 Военной Гвардейской базы, приобрели и отправили сварочный аппарат на аккумуляторах. Техника должна работать, от этого зависят жизни бойцов».

Читать далее
23 декабря 2024

Сергей Бойко избран главой Туапсинского муниципального округа

Инаугурация прошла 23 декабря

Фото: Оксана Смелая, "Туапсинские вести"

Сергей Бойко официально вступил в должность главы Туапсинского муниципального округа. Инаугурация прошла в рамках 10 сессии окружного Совета.

Сергей Бойко, вступая в должность, принес клятву. Он поблагодарил за доверие и подчеркнул, что основной задачей остается улучшений условий жизни людей, которая будет решаться в рамках конструктивного диалога.

Читать далее
20 декабря 2024

Сегодня празднуем второе рождение города Туапсе

82 года назад 20 декабря 1942 года завершилась Туапсинская оборонительная операция

-К началу жестоких боёв за город (с 25 сентября 1942 года) Туапсе оставался, можно сказать, единственной советской военно-морской базой на Чёрном море.

Читать далее