И лишь познакомившись поближе, поняла, что Ирина сама создает вокруг себя «питерское» пространство, в котором ей нравится жить: культурное, художественное, эстетическое, нравственное. Впрочем, судите сами…
– Так все же, что заставило вас переехать из столицы в село?
– Любовь! Семь лет назад я встретила, отдыхая в Шепси, Геворга Гаспаряна, и с тех пор мы вместе. Геворг – спортсмен, мастер спорта, тогда работал в Москве. А я училась в институте в Санкт-Петербурге на дизайнера. Вот мы после отдыха в Шепси три месяца мотались по маршруту Санкт-Петербург – Москва, пока не поняли, что нам ничего не надо, кроме того, как быть вместе. И вернулись на его родину, в его отчий дом.
– Представляю, как непросто было, ведь совершенно незнакомый быт, другая национальность, и вообще…
– Семья мужа – известная в районе. Геворг сейчас тренер в ДЮСШ №7, его братья Артур и Карен работают в «молодежке» города и района. Но в итоге семья мужа стала для меня родной, а я, надеюсь, для них – тоже. Сейчас у нас двое детей – сын и дочь.
– Но Шепси – не Санкт-Петербург!
– Знаете, есть такая притча. На цветущей поляне спросили муху и пчелу – что они видят? Муха ответила, что видит мусорную кучу, нечистоты и грязь. А пчела рассказала, что вокруг – цветы, зеленая травка, а мусора она не видит… Так и мы, люди, одни видят плохое и страдают от этого, а другие больше замечают хорошего. Я лично до сих пор никакого мусора в Шепси не вижу. Я вижу потрясающие горы, прекрасные леса, загадочное каждый раз море, хороших людей, мне интересно здесь жить и работать.
– Как родилась ваша «Палитра»?
– С 2009 года, через два года, как я переехала в Шепси. У меня тогда был творческий кризис. Сама я в детстве тоже ходила в студию, и всегда знала, что буду рисовать – в этом мое призвание. И тогда рисовала для себя – двор, людей. Но хотелось с творчеством «вылиться» за пределы двора. Жизнь в Шепси только начиналась, я только вышла замуж, только родила – и мне требовалась какая-то творческая работа помимо дома. Тогда я и пошла в Шепсинский Дом культуры и взмолилась: «Возьмите меня хоть кем-нибудь». Мне ответили, что пока ставки нет. Но я готова была работать бесплатно! Я просилась даже не в студию (тогда я и не предполагала, что смогу работать с детьми), хоть оформителем!
– Ну и как, получилась из вас госпожа – оформитель?
– Нет! В итоге я стала заниматься с детьми. И это понимание детства во мне появилось, когда я сама стала мамой. Мне с ними безумно интересно, ведь они рождаются все личностями. Они – цветочки, и если его сорвать (поставить в определенные рамки, ограничить), то останется стебелек – а красоты не будет. Я никогда не скажу ребенку: «Это неправильно». Тем более – «некрасиво». Иногда родители приходят и бесцеремонно: «Что это за каракули?» Вот это ужасно – так «подрезать» ребенка. Он старается, а ему – «каракули».
– Может, и вправду каракули?
– Я не даю академического образования – этому учат в школе искусств. Я их развиваю. Честно говоря, я сама рада, что мне в свое время тоже не дали фундаментального художественного образования, что меня не «заперли». Я беру кисть и вожу ею, куда хочу. Мой холст не имеет границ. А когда сознание запирают в рамки: «Это красиво, а это не красиво, это можно, а это нельзя», то уже ребеночек не раскроется. Ведь он от природы рождается с множеством талантов – со слухом, с чувством цвета, пространства и времени. А если им петь с колыбели, с живота – они еще и петь будут. Неталантливые дети – это проблема семьи.
– Но в Шепси и даже в Туапсе нет такого выбора школ, студий…
– Выбор всегда есть у мамы. Сесть и прочитать с ребенком книжку. Выбор есть – купить краски и начать с ним рисовать. Выбор есть – включить караоке и петь. Но все надо делать вместе с ребенком – а кто у нас это любит, быть вместе с собственными детьми? Нам надо посадить их к компьютеру, к телевизору, чтоб они не мешали. Мы стираем, готовим, наводим чистоту, макияж, пьем кофе с подругами (все это гораздо важнее!). А дети присутствуют где-то фоном. В то время как в том же Шепси есть прекрасная спортшкола, можно водить ребенка на баскетбол, волейбол, дзюдо и карате. В нашем Доме культуры – танцевальные и вокальные ансамбли, кроме моей студии есть еще и студия прикладного искусства, фотокружок. Но это же надо… водить, в дождь или снег – одевать, идти с ним. А он еще одежду красками перепачкает, клеем зальет. Конечно, легче сказать – у нас нет выбора. И… улечься перед телевизором.
– А у вас в семье не так?
– Я тоже сталкиваюсь, как и все, с проблемами, и мне бывает лень, и настроение плохое, но стараюсь себя перебороть. Тем более, у меня уже двое детей – и еще двадцать в «Палитре». Как я могу их подвести! Дом, в котором я живу – дом родителей моего мужа, весь изрисован Дианочкой – до высоты ее роста. Весь фасад – в ромашках, детских рисунках, надписях с ошибками. Ей можно все. Даже столбы в саду она разрисовывает. Но если я понимаю, что научить ее читать в 6 лет я не могу (ну не получается!), я найду педагога и буду водить, готовить ее к школе. Это как раз вопрос выбора. Мне очень интересно жить и работать в Шепси. И даже порой времени не хватает отдохнуть. Но это не страшно.
– Вы постоянно удивляете односельчан своими «инсталляциями»…
– Мы же – художественная студия, надо периодически стимулировать юных художников, показывать их работы, устраивать выставки. Просто хочется все сделать необычно, не буднично. Именно поэтому, если сначала на наши выставки приходило немного односельчан, то с годами – все больше. Ведь это весело. Например, во время одной из выставок дети проводили сеанс одновременного рисования пейзажа. Каждый читал стихотворение, и пока оно длилось – писал акварелью картину. Потом на его место заступал другой – читал и продолжал рисовать начатое предшественником. И когда они закончили – развернули работу, все зрители увидели, что получилось. Во время другой выставки мы решили разместить картины прямо на сетке, ограждающей баскетбольную площадку. По периметру сетки были развешаны работы детей, а чтобы спортивная составляющая чувствовалась еще сильнее – пригласили и юных спортсменов из Шепсинской ДЮСШ на показательные выступления.
А однажды наши детки изготовили целую поляну бумажных цветов – огромных, красивых. Это было им нелегко, ведь у меня занимаются много 4-летних, 5-летних. Но они справились!
А последний раз мы сделали такой сюрприз уже детям: со свекровью, Гоар Грачиковной, напекли тортов в виде палитры, а я им подготовила кружки с их собственными портретами. Я всегда стараюсь поощрять наших детей, ведь они такие умнички. И их родители тоже. Ведь они сделали свой выбор в пользу детей.