15 марта 2014

И дольше века длится путь…

IMG_4793

100 лет – целый век! – исполнилось 14 марта Туапсинскому локомотивному депо.

Решение о строительстве железной дороги Армавир – Туапсе было принято в 1902 году, работы начали в 1909-м, и в 1915-м завершили. Первый поезд пришел в Туапсе в феврале 1914 года. По иронии судьбы, он привез тело человека, который стоял у истоков создания железной дороги, туапсинского старосты Кривенко… Он так долго боролся с противниками дороги, так пробивал ее для Туапсе, что, когда дело подошло к концу – сердце его не выдержало…
Вообще, вокруг «Туапсинки» – именно так прозвали строящуюся ветку от Армавира до Туапсе – ходило и ходит много слухов и легенд. Не многие знают, что первым вокзалом в Туапсе было тот, который сейчас принимает автобусы, и что он был точной копией тогдашнего ставропольского вокзала.

[box type=”info” size=”large” style=”rounded” border=”full”]Въезд в депо начинается со стрелочного поста № 1. Это место, где стрелочник впускает и выпускает из депо электровозы на станцию.
Работа стрелочника всегда была ответственной и тяжелой. Зимой снег, холодно, летом невыносимая жара. Стрелочник должен иметь зоркие глаза, острый слух, здоровые ноги, руки.[/box]

Начинали со «стойла»

Что для паровозов на северной окраине Туапсе возвели деревянный сарай на два «стойла» именно в 1914 году. А в южной части города, на левом берегу реки, поставили подобный сарай на одно «стойло» – для строящегося Черноморского участка Туапсе – Ново-Сенаки (нынешняя станция Цхакая недалеко от Поти).

Официальной датой начала истории локомотивного депо в Туапсе считается 14 марта 1914 года. Первым начальником паровозного депо был назначен инженер Парфенов. На тяговом участке дороги Белореченская – Туапсе в сутки обращалось не более 5–6 пар поездов весом не более 600 тонн. Поезда от Кривенковской до Гойтха следовали с толкачом. В качестве подталкивающего локомотива использовались паровозы. Движение поездов от Туапсе до Сочи началось в 1923 году, а до Адлера – в 1927-м. В этом же году началось строительство нового локомотивного депо (на месте нынешнего). К 1938 году штат депо превысил 300 человек.

1942 – 1943 гг.: оборона туапсе

Свой вклад внес коллектив железнодорожников и в Туапсинскую оборонительную операцию. Машинистами паровозов в годы войны стали наравне с мужчинами женщины, практически – девчонки. Люди сутками не уходили домой. Короткое время на сон – в цехах, на полу, и снова за работу. Южное крыло здания депо было разрушено, разбиты несколько паровозов. На Гойтхском перевале работал бронепоезд, на станциях Греческая и Кривенковская ночью велась погрузка раненых бойцов для отправки на лечение в Сочи и Гагры; подвозились боеприпасы. Многие труженики тыла получили боевые награды и ордена. Много деповчан с первого дня войны ушли на фронт…

Постой, паровоз!

…Первый поезд на электротяге прибыл из Сухуми на станцию Сочи в апреле 1957 года. И в этом же году электровозы пошли от станции Белореченская до станции Куринская, а в марте 1958 года – до Туапсе и Сочи. Последний паровоз ушел из Туапсе в 1962 году… Чем больше груза везет состав – тем лучше.

Движение тяжеловесников в 60-е годы подхватили комсомольцы депо, среди которых нынешний депутат ЗСК Александр Яровенко, депутат городского Совета, председатель Туапсинской торгово-промышленной палаты Юрий Гетта. (Комсомольско-молодежная колонна депо вообще была кузницей кадров для райкома и горкома комсомола и партии) В 1965 году вес поезда на горном участке дороги достиг 3800 тонн. По иронии судьбы, последним локомотивом той серии был тот самый, который в далеком 1962-ом первым поступил на эту дорогу! Еще в 2004 году историки дороги успели его сфотографировать на подъездных путях элеватора станции Спицевка. Последняя его секция, уже списанная, ждала порезки в металлолом…
…В 80-е и 90-е годы депо расширялось, сдан в эксплуатацию бытовой корпус, появляется новое оборудование, современные подъемники, внедряются новые технологические разработки.

«Перестройка»

Началась «перестройка». Значительно сократились централизованные поставки в депо материалов, запасных частей, оборудования. В связи с известными событиями в Грузии упал поток грузовых и пассажирских поездов, ухудшились экономические показатели депо, Туапсинское отделение железной дороги стало тупиковым. И вот в этих тяжелейших условиях руководство депо принимает решение о производстве в деповских условиях капитального ремонта электровозов ВЛ-8 первого объема. В июне 1992 года, впервые в условиях депо, был отремонтирован капитальным ремонтом электровоз ВЛ-8-1634.

В 1997 году указанием Локомотивного главка МПС был увеличен пробег локомотивов между плановыми ремонтами на 30%. И в депо были приняты неотложные меры по улучшению качества текущего ремонта и технического обслуживания локомотивов, чтобы хватало подольше.

Династии – это здесь!

Из поколения в поколения передаются трудовые традиции железнодорожников. Фамильной называют многие деповчане полюбившуюся им профессию, унаследованную от старших поколений. Это по примеру отцов и дедов, следуя по их стопам, начали они свой жизненный путь, от них перенимали не только профессиональное мастерство, но и моральные качества, духовные ценности. Вот фамильные династии: Бескоровайные, Прибыльские, Каликиди, Ладыгины, Лобасовы, Скрипченковы, Юсовы, Евсеневы, Ларионовы, Закупневы, Федуновы, Капаевы, Караченцевы, Мельниченковы, Дементьевы, Нибо, Чаплыгины, Лесковы, Соболевы, Пантищенковы, Гринюки, Голушко, Завгородние, Ковалевы, Приходченковы, Зудниковы, Лобовы, Нестеренковы, Лопатины, Черемяновы, Погребняковы, Бусловы, Пигуновы, Кодатенковы, Серафимовичи, Плужниковы, Федасовы, Журавлевы, Васильченковы, Савицкие, Кащаевы, Усанковы.

История в составах!

Процесс замены локомотивного парка для депо Туапсе всегда был очень сложным и болезненным. За период с 1957 года по 2004 год произойдет трижды замена серий электровозов и трижды замена серий электропоездов.
Первая замена паровозов на электровозы ВЛ-22 происходила с января 1958 года, когда с Новочеркасского электровозостроительного завода к нам ежемесячно поступали сплатками по 5 штук новенькие электровозы. Последний паровоз Эу № 687-17 ушел из депо в июне 1962 года. Парк электровозов ВЛ-22 составил 74 единицы.

Вторая замена электровозов ВЛ-22 на более мощные ВЛ-8 началась в мае 1967 года. Эта замена была очень тяжелой. Главный цех текущего ремонта удлинялся на 18 метров с северной стороны, перестраивались (удлинялись) все смотровые канавы как снаружи, так и внутри депо, перестраивалось пескоснабжение и маслопроводы для заливки моторно¬осевых подшипников. И все это делалось в разгар летних пассажирских перевозок, когда поезда шли в затылок друг другу, в интервале 4-6 минут, и машинист всегда видел хвост впереди идущего поезда. 104 пары поездов в сутки пропускал однопутный горный участок Белореченская – Туапсе – Адлер. Тогда еще «вставок» не было. В 1967 году штат работников депо составлял 1200 человек, одних машинистов было 300 человек. Но успевали все: и работать, и отдыхать.

И вот теперь третья замена парка электровозов с ВЛ-8 на ВЛ-10, которая началась в марте 1999 года и закончилась благополучно в 2004 году.

А теперь об электропоездах. В 1961 году в депо пришли с других дорог четыре 6-вагонных электропоезда серии Ср3. В апреле 1964 года с Рижского вагоностроительного завода начали поступать новенькие 10-вагонные электрички серии ЭР-2. Таких электропоездов мы получили 6 единиц. И теперь цех электроподвижного состава тоже начали удлинять на 12 метров с южной стороны, перестраивать и удлинять смотровые канавы.
Третья замена электропоездов ЭР-2 на комфортабельные ЭД4МК началась с мая 2003 года.

И мы – олимпийцы!

Создание в 2003 году ОАО «Российские железные дороги» привело к изменениям в структуре депо. На базе локомотивного депо Туапсе созданы три структуры – эксплуатационно-локомотивное депо Туапсе, ремонтное депо Туапсе и моторвагонное депо в Белореченском. Олимпийские игры в Сочи заставили снова всех железнодорожников, в том числе и работников подвижного состава, перестраиваться. Грандиозная реконструкция дороги, строительство новых тоннелей, в том числе и Гойтхских петлевых, установление до Сочи второго пути, принципиально новые электровозы, невиданный ранее почасовой график электричек – вот далеко не полный перечень перемен, с которыми железнодорожникам пришлось работать. И они справились!

Сегодня в туапсинских депо работает более тысячи человек – ремонтники, дежурные, слесари и, конечно, машинисты и помощники машинистов (а вместе с ветеранами их 1,5 тысячи). Мы, садясь в электропоезда или в поезда дальнего следования, вверяем им свою жизнь. Они доставляют миллионы грузов по всей стране. И без слаженной, хорошо организованной работы депо экономика региона, страны не смогла бы существовать.

 С праздником, деповчане! С первым столетним юбилеем! И пусть еще следующие сто лет вас ждет успех, развитие и движение только вперед!

3 мая 2024

Бойцы СВО передали флаг со своими подписями школе №12 Туапсинского района

Школа села Георгиевское регулярно передает через волонтеров помощь бойцам в зону СВО.

Перед Днем Победы собрали больше 30 коробок подарков нашим воинам.

«Нашей школе бойцы СВО передали флаг с личными подписями, - рассказал директор школы № 12 Алексей Леготин. – Это честь для нас. Мы сохраним этот подарок в нашем школьном музее Боевой славы».

Читать далее

В Туапсинском районе произошло 34 ДТП за последние 8 дней

С 26 апреля по 3 мая в Туапсинском районе в автоавариях 1 человек погиб, 10 получили травмы.

«2 мая на улице Ленина 7-летняя девочка попала в ДТП, - рассказала «Туапсинским вестям» Валентина Литвинова, инспектор по пропаганде безопасности движения ГИБДД по Туапсинскому району.

- Наезд на ребенка совершил 36-летний водитель автомобиля «Хенде Туксон». Девочка переходила дорогу не по пешеходному переходу, но в зоне видимости.

Читать далее

Полувековой мост впервые капитально отремонтировали в селе Туапсинского района

Это мост на Гунайку-1, по которому местные жители во время пасхальных дней и на Радуницу идут к местам захоронения.

"Этому мосту больше полувека, - рассказала глава Октябрьского сельского поселения Татьяна Сычева. – А вот так капитально мы отремонтировали его впервые – заменили 189 шпал в основе моста и дощатый настил".

Кроме того, ударно потрудились накануне майских праздников жители всего поселения, наведя санитарный порядок и благоустроив места массового посещения. Так, в Гунайке-4 установили ограду по периметру детской площадки, следующим этапом будет выравнивание территории и озеленение.

Читать далее

Туапсинская районная больница №2 получила новый рентген-аппарат и передвижной рентген-комплекс

Как сообщил глава района Сергей Бойко, дорогостоящее оборудование поступило в больницу благодаря госпрограммам Краснодарского края.

«Рентген установили в поликлиническом отделении № 2 в Джубге, - рассказала Марина Манукян, заместитель главного врача по медицинской части ТЦРБ №2.

– Его нам предоставили в рамках региональной программы «Модернизация первичного звена здравоохранения». А мобильный рентген-комплекс находится в поселке Новомихайловском, в ЦРБ № 2. Он будет использоваться для диспансеризации населения с выездом в разные населенные пункты.

Читать далее

В Туапсе вымыли главную площадь с шампунем

К майским праздникам территорию Площади Октябрьской революции приводят в порядок с особой тщательностью.

«В преддверии Дня Победы мы провели генеральную помывку главной городской площади. Использовали нескольких единиц техники и специальный шампунь, абсолютно безвредный для людей, животный и окружающей среды, - рассказал начальник МБУ «Благоустройство города Туапсе» Сергей Сандров.

– Процесс проходил следующим образом: заправили раствором машины, обработали, а затем прошли щетками. Остаточный крупный мусор собирается вручную. Аналогичные помывки планируем внедрять и на других участках – на Платановой аллее, в скверах, в местах массовых прогулок и отдыха».

Читать далее