4 марта 2015

Дуэль в небе Туапсе сорок третьего

Весной 1943 года в небе Кубани разгорелись три крупнейших за всю историю Великой Отечественной войны сражения, в ходе которых гитлеровцы потеряли 835 боевых самолетов. О героических воздушных боях в небе над Туапсе рассказывает военный историк и краевед Герман Николаевич Салов. Это произошло в марте 1943 года. Командующему военно-воздушными силами Закавказского фронта генерал-лейтенанту Никифору Эммануиловичу Глушенкову […]

Копия 0с

Весной 1943 года в небе Кубани разгорелись три крупнейших за всю историю Великой Отечественной войны сражения, в ходе которых гитлеровцы потеряли 835 боевых самолетов. О героических воздушных боях в небе над Туапсе рассказывает военный историк и краевед Герман Николаевич Салов.

Это произошло в марте 1943 года. Командующему военно-воздушными силами Закавказского фронта генерал-лейтенанту Никифору Эммануиловичу Глушенкову доложили, что в районе Туапсе фашистский летчик сбросил вымпел. В записке, написанной по-русски, говорилось: «Немецкий летчик вызывает русского аса на поединок – один на один». Указывалось время и место встречи – утро следующего дня над Туапсе.

– Наверняка провокация, – сказал начальник штаба ВВС фронта майор Семен Андреевич Лаврик. – Уверен, как только наш истребитель появится в воздухе, на него накинется десяток «мессеров».

Командующий задумался и, как бы рассуждая вслух, сказал:

– Ну, на такой случай мы тоже можем держать наготове свои истребители. А вот отказаться от поединка – значит дать повод для злословия фашистской пропаганде.

– И то верно, – согласился начальник штаба. – Но кто полетит?

– А ты знаешь, думаю, что желающих сразиться с фашистом будет достаточно. И один уже есть. Вы не забыли, Семен Андреевич, что в 1936 году я окончил школу высшего пилотажа?

– Вы? Это невозможно, – возразил начальник штаба. – Как командующий вы не имеет права рисковать. И потом, вдруг – поражение?

– А вот на это я действительно не имею права, – сказал Глушенков. – Фашисты слишком самонадеянны, уверены, что мы не примем вызов. Их ас будет спокойно кувыркаться над Туапсе, демонстрируя свое превосходство: вот, мол, я явился, как обещал, а вашего что-то не видно!

– Прикажите готовить самолет?

– Готовьте…

Мартовское безоблачное небо слепило своей голубизной. В горах оседал утренний туман. Фашистский «мессер» явился даже раньше намеченного срока. Он кувыркался в небе, словно спрашивая с насмешкой: «Ну, где ж ваш храбрец?»

Советский истребитель появился точно в срок. Генерал Глушенков зашел со стороны солнца, и словно вынырнул из его ослепляющих лучей. Атака была столь стремительной, что фашистский ас в завязавшейся карусели не сумел произвести ни одного выстрела. «Мессер» задымил. Пытаясь уйти от преследования и одновременно сбить пламя, гитлеровец бросал самолет то вверх, то вниз, проделывая в агонии фигуры высшего пилотажа. Но «ястребок» командующего ВВС фронта генерал-лейтенанта Глушенкова сидел у него на хвосте, повторяя все фигуры немецкого аса с таким же мастерством, вгоняя в «мессер» пулеметные очереди.

В конце концов, фашист не выдержал и выбросился из самолета на парашюте. Он приземлился в расположение наших частей и был взят в плен. А разгоряченный боем генерал решил «пройтись по переднему краю фашистской обороны». Резко снизившись, он полоснул оставшимся боеприпасом по немецкой траншее. Затем, разворачиваясь, заметил еще один немецкий самолет. Это был разведчик. Он возвращался с позиций боевых порядков наших войск. Снова стремительная атака «ястребка» – и враг сбит!

…В землянку, где находились адъютант командующего и переводчик, ввели пленного немецкого летчика, на мундире которого был железный крест. После приземления в землянку вошел командующий Глушенков. При виде золотых погон, которые были введены в советскую форму в январе 1943 года, фашистский ас вытянулся в струнку и спросил:

– Господин генерал, покажите летчика, который сбил мой самолет?

– Он перед вами, – сказал переводчик.

– Как? Генерал? Но откуда такая практика ведения воздушного боя? Я не смог сбросить вас с хвоста…

– Испания, – коротко ответил генерал и вышел.

На допросе в штабе гитлеровец заявил, что приказ о поединке был отдан командованием 4-го воздушного флота Германии, что поединок задуман для поднятия морального духа немецких летчиков, теряющих свое преимущество в воздухе.

– Мое командование было уверено, что русские вызов не примут. А я был уверен в победе, если кто-нибудь из ваших решится принять вызов.

– Где базируются основные части 4-ого немецкого воздушного флота? – спросили немца.

– На Кубани и в Крыму – тысяча самолетов, в Донбассе – двести, – покорно ответил пленный. – Истребители – «мессершмидты» и «фокке вульфы» бомбардировщики – «юнкерсы» и «хейнкели».

– Какие ближайшие задачи 4-ого флота?

– Путем массированных налетов и бомбовых ударов разбить, стереть с лица земли Краснодар, уничтожить ваш десант на Мысхако, всю вашу авиацию на аэродромах и в воздухе.

– Когда планируются массированные воздушные налеты?

– Сразу после поединка.

– А в связи с вашим поражением, не изменятся ли планы немецкого командования?

– Нет, нет! Получен приказ Гитлера во что бы то ни стало, любой ценой удержать «Голубую линию» и Тамань.

Результаты допроса доложили командующему через адъютанта. Генерал заметил, что сведения верны, совпадают с данными нашей разведки.

В составе наших авиационных частей, действовавших на Кубани, находилось около 600 самолетов, то есть в два раза меньше, чем у противника. Военный совет фронта обратился в Ставку Верховного Главнокомандования с просьбой дать подкрепление. Ставка направила на Кубань из своего резерва три авиакорпуса – истребительный, бомбардировочный и штурмовой. В летные истребительные части поступили – «яковлевы» и «лавочкины». Наши авиационные соединения завоевали господство в воздухе и сыграли важную роль в героической Битве за Кавказ.

[box type=»info» size=»large» style=»rounded» border=»full»]Никифор Эммануилович Глушенков с 1921 года в Красной Армии. В 1936 году закончил военную школу летчиков. Участник гражданской войны в Испании. Командовал 2-й эскадрильей И-16. Совершил более 80 боевых вылетов, провел 14 воздушных боев.
В годы Великой Отечественной войны – командующий ВВС Закавказского, Крымского фронтов. Награжден орденом Ленина, Красного Знамени, многочисленными медалями.[/box]

2 декабря 2025

 «Год открытых дверей на ТБТ»: продолжение – в 2026 году!

Об этом заявил директор терминала Павел Кузнецов во время новой встречи в «Гостиной ТБТ» в Молодёжном центре округа. В этот раз её участниками стали студенты ТСПК и ТГМТ

Фото: пресс-служба Туапсинского балкерного терминала

Напомним, главная цель «Года открытых дверей на ТБТ» – ближе познакомить туапсинцев с деятельностью одного из градообразующих предприятий порта Туапсе. В 2025 году туапсинские старшеклассники, студенты, волонтёры узнавали о работе производственного комплекса ТБТ, о специфике перевалки минеральных удобрений и о природоохранных проектах, о перспективах трудоустройства и профессионального роста специалистов. Встречи проходили и на самом предприятии, и в «Гостиной ТБТ» в молодёжном центре, где в неформальной обстановке молодёжь получала прямые и компетентные ответы на свои вопросы.

– Туапсинский балкерный терминал – единственный в России на Чёрном море, который специализируется на перевалке минеральных удобрений. Он был построен исходя из удобного географического положения и наличия транспортной инфраструктуры, обеспечивающей бесперебойную работу по выгрузке, кратковременному хранению и погрузке удобрений в режиме «24 на 7», то есть круглосуточно, – рассказал студенческой аудитории исполнительный директор ТБТ Павел Кузнецов. – Сегодня минеральные удобрения – один из самых востребованных продуктов во всём мировом пространстве, ведь от них напрямую зависит не только повышение урожая сельхозкультур, но и рост показателей животноводства.

Читать далее
7 ноября 2025

Россияне получили возможность сообщать об атаках беспилотников через мобильное приложение

Снимки дронов можно отправлять даже в ночное время

Мобильное приложение, с помощью которого можно сообщить об увиденных БПЛА, ракетах, взрывах, подозрительных объектах и ДРГ, разработали в Народном фронте. «РАДАР.НФ» на сегодняшний день является единственным мобильным приложением в России с такими функциями.

Скачать его можно на сайте Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию", а также в телеграм-боте и некоторых магазинах приложений. Более подробно здесь https://onf.ru/radar.

Читать далее
28 октября 2025

Год открытых дверей на ТБТ: сначала в гости, а потом и на работу

В «Гостиной ТБТ» на базе Молодёжного центра Туапсинского округа студенты встретились с исполнительным директором Туапсинского балкерного терминала Павлом Кузнецовым и получили ответы из первых рук на все свои вопросы

Фото: пресс-служба Туапсинского балкерного терминала

Туапсинский балкерный терминал по праву называют уникальным предприятием на Черноморском побережье. Круглогодичный порт с непрерывным режимом работы, расположенный практически в центре города, ТБТ стал единственным специализированным комплексом по перевалке минеральных удобрений на Юге России.

При этом терминал – большая отлаженная система и единый организм – одно из самых открытых предприятий в Туапсинском округе. О своей деятельности ТБТ подробно рассказывает в СМИ и соцсетях, а в рамках проекта «Год открытых дверей» на терминале проходят экскурсии, на которых жители города могут познакомиться с производственным процессом, как говорится, вживую.

Читать далее
10 октября 2025

Ожидание с фронта: одна, но не одинокая

Как живёт Альбина Варельджян, жена оператора БПЛА, пока муж на передовой

Патриотическая символика здесь уместна и естественна: между клумбами – флаги, старая «четвёрка» окрашена в цвета триколора

ДОМ, ГДЕ СЛЫШНО МОЛИТВУ
Неподалёку от сельской часовни во дворе Альбины бегает ручной козлёнок – рогатый, но ласковый, бережно щиплет за рукав. На лугу рядом – разномастное стадо, привычное к людям. Патриотическая символика здесь уместна и естественна: между клумбами – флаги, старая «четвёрка» окрашена в цвета триколора.

Хозяйка – загорелая, поджарая, с искристыми карими глазами. Две косы, повязка-бандана – и собранность человека, который научился жить в разлуке, не теряя достоинства.

Читать далее
3 октября 2025

Работа в порту ТБТ – гавань инноваций и трудовых традиций

Какие подходы к управлению персоналом применяются сегодня на предприятии портовой отрасли, мы узнали в беседе с директором по персоналу и административным вопросам ООО «ТБТ» Анной Гаврюшевой Туапсинский балкерный терминал – такая же «визитка» Туапсе, как и Чёрное море: с одной стороны – мощный комплекс транспортного узла Юга России по перевалке минеральных удобрений. С другой – поддержка социального развития региона, рабочие места для туапсинцев

– Анна Анатольевна, Туапсинский балкерный терминал – одно из крупных, значимых в масштабах региона и страны предприятий, на котором трудятся туапсинцы. Сколько человек работает на ТБТ, есть ли уже семейные трудовые династии?

– На сегодня в Туапсинском балкерном терминале работают 214 человек. За 22 года туапсинской истории предприятия успели сформироваться в коллективе и трудовые династии. Так, пятнадцать лет трудится на предприятии семья – Юрий и Валерия Канивец, десять лет – трудовой стаж на ТБТ Александра и Натальи Скориковых, с прошлого года на терминале вместе работают Иван и Анастасия Колисниченко. И это далеко не все: есть и примеры того, как приходят в коллектив дети сотрудников. Сегодня на предприятии работают отец и сын Дроздовы – вдохновлённый рассказами отца, Сергея Дроздова, решил связать судьбу с терминалом сын Эдуард. Стал родным коллектив и для Закара и Арсена Кочконян, для Андрея и Ивана Черновол, вместе с мамой Евгенией Черепок работает сын Дмитрий. Думаю, ряды семейных трудовых династий будут расти, ведь на нашем предприятии созданы все условия для качественной, интересной работы, а также для социальной поддержки сотрудников и их семей.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее