4 мая 2015

Поезд с фронта

Ретро-поезд «Победа», как на машине времени, отвез ветеранов во фронтовую юность, туда, где рвались снаряды, где шла война, где они побеждали, плакали, страдали и любили… Двойной паровозный гудок разорвал тишину над туапсинским небом в воскресенье 19 апреля. Это ретро-поезд «Победа» прибыл на станцию Туапсе. Его ждали, встречали, готовились. – Мы приказали себе: отставить болячки! – […]

IMG_0208

Ретро-поезд «Победа», как на машине времени, отвез ветеранов во фронтовую юность, туда, где рвались снаряды, где шла война, где они побеждали, плакали, страдали и любили…

Двойной паровозный гудок разорвал тишину над туапсинским небом в воскресенье 19 апреля. Это ретро-поезд «Победа» прибыл на станцию Туапсе. Его ждали, встречали, готовились.

– Мы приказали себе: отставить болячки! – говорит железнодорожник-фронтовик Илья Корчагин. – Мы просто не имели права не встретить этот поезд. Ведь именно по нашей инициативе, ветеранов-железнодорожников, ретро-поезд пришел в Туапсе. Мы обращались к руководству СКЖД с такой просьбой. И как мы могли не прийти?
У них у каждого свой путь на войне. И сейчас мы, вместе с вами, дорогие читатели, на ретро-поезде вернулись туда, вспоминать путь-дороги фронтовые…

Эх, путь-дорожка фронтовая…

Для Елены Савельевны Фириченко война началась в 16 лет, когда она стала тягловой силой – вместо лошадей и сильных мужчин, они, фактически еще дети, подносили от железной дороги бойцам снаряды и продукты. Было это в станице Мингрельской. Они работали, когда наступавшие фашисты начали бомбить станцию. Не в силах сдвинуться с места, Лена смотрела, как горел состав с ранеными, из вагонов неслись крики и вываливались бойцы с черными руками и ногами – это обугливались бинты. А другой состав отходил. И вдруг матрос с забинтованной грудью подхватил ее на руки и втащил в последний вагон…

Свой нелегкий путь к Победе Елена Савельевна прошла связисткой в составе эшелона БДП-25 за 2-м Украинским фронтом. И каждую бессонную ночь поезд ее военной юности уносит далеко-далеко – по дорогам боевой юности…
Эшелон БДП-25, в котором они двигались за фронтом, был загружен продовольствием, снарядами, была там баня и небольшая прачечная, чтобы вымыть и сразу переодеть бойцов. «Что делали? – Да на связи работали, а все остальное время – погрузка, разгрузка, прием-смена белья бойцам, дежурство, все, что прикажут».

Она до сих пор помнит весь путь эшелона БДП-25 за 2-м Украинским фронтом. И на каждой станции они, вольнонаемные девчонки, не вызывающие подозрений, разведывали обстановку… Бельцы, Кишинев, станция Бычки на границе с Румынией, там состав переставляли на узкие европейские рельсы, город Сигет над Тисой, где долго стояли, Будапешт…

– Да разве ж в кино покажут то, что было, – печально говорит Елена Савельевна Фириченко, – так, иногда мелькнет. Да, наверное, и нельзя вам, молодым, все знать и видеть, как было…

И хотя живет Елена Савельевна одна, она не одинока. Ее навещает сын Николай, забегает внук Саша (Александр Николаевич Фириченко – депутат городского Совета). А когда приезжают внуки, приезжают все внуки, их пятеро, правнуки – их уже восемь, стены словно раздвигаются.

Ходить ей все труднее, ноги раненые. Весной 1945-го года часть стояла в Чехословакии. А Лена попала под обстрел, а потом в госпиталь: «Вынули осколки из ноги, в двух местах, – вспоминает Елена Савельевна, – и отправили в часть. А мы и рады: молодые были, дурные, думали, заживет, как на собаке, да и все! Главное – живы!»

…Стучат по рельсам колеса поезда ее юности. И словно вторит им ретро-поезд, прибывший из прошлого в 2015-й год. А Елена Савельевна всматривается в своих правнуков, ищет в них те свои черты, что помогли ей пройти войну, выжить, много работать, поднять на ноги детей, дождаться правнуков. «Дай им Бог», – говорит она, подводя черту извечным русским завещанием: лишь бы не было войны!

 

А детей учу на твоем примере…

Конечно, мой самый главный ветеран – это моя дорогая бабушка Елена Савельевна! Я вырос под ее рассказы об их трудной, боевой, фронтовой, но такой счастливой молодости! Особенно было радостно, когда к ней приезжала ее фронтовая подруга, и они вместе отмечали День Победы.
Именно благодаря моей бабушке история Отечества стала мне близка и понятна. Она научила меня быть внимательным к каждому человеку, прошедшему войну. Такие понятия как Родина, патриотизм – святые в нашей семье.
И своих детей я учу на примере этого поколения. И, слава Богу, моя дорогая бабушка жива, и дети мои могут с ней общаться, обнять, посмотреть ей в глаза и лично от нее услышать, как они воевали, как защищали страну.
Живи долго, моя дорогая, мы тебя любим и гордимся тобой!

Александр Фириченко,
депутат городского Совета, генеральный директор фирмы «Консорциум»

 

На мирном направлении

Анна Андреевна Пенкина-Игнатьева в 15 лет трудилась на эвакогоспитале в Сибири. А с железной дорогой ее связала уже мирная судьба. Мужа перевели сюда, на Туапсинское направление. А сама она 25 лет проработала на машзаводе…

Последний бронепоезд

У машиниста Ильи Семеновича Корчагина своя железнодорожная история. Он встретил войну 22 июня 1941, мучительно, с боями выходил из окружения в Белоруссии, случайно выбрался на станцию, еще не занятую фашистами. А там поезд уже был под парами! Последний, он что-то еще грузил и уходил из окружения. И он, и его товарищи по несчастью успели забраться в вагон. И когда поезд тронулся, он даже не успел выдохнуть, как заснул. А растолкали его в Орле, где собирали всех вышедших из окружения.
После войны он до 48 года водил поезда по Прибалтике (а Победу он встретил в Клайпеде), потом вернулся домой, и они с батей водили поезда, а потом его как лучшего машиниста направили во вновь образованное депо в Туапсе…

 

Интересные факты

 

После ночевки в Туапсе

Вообще-то мало кто знал, что ретро-поезд прибыл в Туапсе накануне вечером и ночевал в депо. Там туапсинцы его «подкормили», насыпав в каждый тендер (специальный грузовой прицеп) по 20 тонн угля и залили примерно столько же воды. На его охрану отрядили лучших работников транспортной полиции.

А утром весь состав еще раз проверили перед тем, как выпустить из депо. Собака Тайра, недавно прошедшая обучение в специальной кинологической школе, взрывчатки не нашла и вместе с кинологом транспортной полиции Мариной Толчеевой дала «добро» на выход поезда из депо.

На вокзале собралось несколько сот туапсинцев, в основном – с детьми, поэтому особенный контроль был на пропускных пунктах. Наряды транспортной полиции были усилены казаками.

Дети дают гудок

…Все желающие могли зайти в кабину паровоза и даже потрогать «штурвал», и детям разрешали давать гудок. К машинистам выстраивались целые очереди, и все, кто хотел, побывали в кабине и почувствовали себя военным железнодорожником. Паровоз 1935 года, конечно, прошел ремонт, но за заплатами (по словам железнодорожников) – настоящие раны от пуль и осколков снарядов…

В теплушке топится «буржуйка»

В состав ретро-поезда вошли вагоны из экспозиции музея железнодорожной техники: крытые товарные вагоны (теплушки), платформы (для перевозки военной техники), салон-вагон, которые были в эксплуатации в военное время.
Это настоящий вагон 40-го года, в которых ездили военные. 40 человек помещали в одну такую теплушку, или 8 лошадей. В центре стоит круглая «буржуйка», труба выведена за крышу вагона. Топится углем. Уголь в большом вагоне, который прицеплен сразу за паровозом. Эти вагоны, теплушки, паровозы, хранящиеся в музее СКЖД, не раз снимали в кино.

 

И с днем рождения, и с Победой!

На призыв журналистов газеты поздравить своих родных и знакомых ветеранов откликнулись многие. Одно из первых – письмо из поселка Горный.
Дорогого уважаемого нашего земляка, ветерана Великой Отечественной войны Федора Леонтьевича Свистунова поздравляем с 98-м днем рождения!
Жизнь его не баловала. Ровесник революции, он вместе со страной прошел все испытания. Воевал, был ранен под Новороссийском. После госпиталя попал на Дальневосточный фронт. А потом трудился на лесоповале.
Всегда и в жизни, и в работе, с шуткой-прибауткой, добрый, никогда худого слова не скажет. Слабого поддержит, смелого поощрит, неуверенному – подскажет. Его и его жену, Евдокию Семеновну все в селе уважают и любят. Их брак благословлен на небесах. Вместе они 67 лет!
Поздравляем и с днем рождения, и с Победой, и желаем здоровья, здоровья и еще раз здоровья!

Односельчане поселка Горный

20 мая 2025

Вкус моря: черноморская ставрида

Черноморская ставрида – вкусная и доступная рыба. Нежное мясо этой хищной рыбы легко готовится – жарить, запекать или гриль. Наши советы помогут быстро создать аппетитные блюда, включая сочный рецепт без чистки, даже на кухне в арендованной квартире.

Но сначала расскажем, где и как выбирать ставриду:

Чтобы блюдо получилось вкусным, важно выбрать свежую рыбу. Обращайте внимание на следующие признаки:
Запах: свежая ставрида пахнет морем с легким йодистым ароматом. Резкий запах – признак несвежести.
Глаза: должны быть прозрачными и слегка выпуклыми. Мутные или ввалившиеся глаза указывают на несвежую рыбу.
Жабры: ярко-красные или розовые. Коричневые или серые жабры – повод отказаться от покупки.
Чешуя: блестящая, плотно прилегает к телу. Кожа не должна быть липкой.
Упругость: нажмите на тушку пальцем – вмятина должна быстро исчезнуть.

Читать далее
19 мая 2025

В России предлагают полностью запретить провоз красной икры в ручной клади и багаже

По мнению главы Россельхознадзора, такой продукт может быть опасен для здоровья

Фото: freepik.com

Провоз любого количества красной икры в багаже и ручной клади нужно запретить. Так считает глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. По мнению чиновника, если хочется поесть икры, то это можно сделать, купив ее в магазинах или посетить регионы, где она добывается.

Чиновник отметил, что красная икра, которую вывозят частные лица, не проходит никакого санитарного контроля. Шанс отравиться ею или подхватить паразитов в разы выше. По словам Данкверта, на вывоз икры необходимо наложить такие же ограничения, какие действуют в других странах мира на провоз любых продуктов. 

Читать далее

Учения со стрельбами пройдут 19 мая в акватории Новороссийска

Планируется, что проведут их дважды: с 11 до 13 часов и с 21 до 23 часов

Фото: admnvrsk.ru

В акватории Новороссийска сегодня запретили плавать на сапах, гидроциклах и надувных матрасах. Все из-за учений со стрельбами, которые пройдут сегодня, 19 мая, с 11 до 13 часов и с 21 до 23 часов.

Администрация города-героя просит жителей сохранять спокойствие и следить за сообщениями СМИ, телевидения и радио.

Читать далее
15 мая 2025

Как сделать LADA Niva надёжнее: секрет в простоте

LADA Niva, она же ВАЗ-2121 или LADA 4×4, — культовый внедорожник, который с 1977 года доказывает свою живучесть в самых суровых условиях. Но многие владельцы, стремясь улучшить машину, невольно снижают её надёжность. Сегодня, 15 мая 2025 года, расскажем, как сохранить Ниву «ласточкой» на долгие годы. Главный совет — ничего не меняйте! Давайте разберёмся, как оставить Ниву в оригинале и сделать её ещё надёжнее.

Нива изначально создавалась как простой и надёжный внедорожник для деревенских дорог. Её конструкция — это проверенная временем классика: постоянный полный привод, блокировка дифференциала, несущий кузов и минимум электроники. Но многие владельцы начинают «улучшать» машину: ставят лифт-кит, огромные колёса, мощные бамперы или даже пытаются модернизировать двигатель. Это ошибка.

Большие колёса увеличивают нагрузку на трансмиссию, подвеску и двигатель, что приводит к быстрому износу. Лифт-кит меняет геометрию подвески, из-за чего Нива теряет устойчивость и чаще ломается. Нелепый тюнинг вроде установки «люстр» или тяжёлых обвесов увеличивает вес, снижая проходимость. А попытки форсировать двигатель 1,7 литра часто заканчиваются перегревом и поломками. Главное правило: оставьте Ниву в заводском состоянии. Она и без того справится с бездорожьем лучше многих современных кроссоверов.

Читать далее

Старый Mercedes W123 покорил прохожих: почему классика привлекает больше, чем современные люксовые авто

Стал свидетелем необычной сцены. Среди привычного потока машин выделялся старый Mercedes-Benz в кузове W123, выпущенный в 1970-х – начале 1980-х годов. Машина цвета слоновой кости, с люком и кожаным салоном, выглядела ухоженной, хотя и не идеальной: лёгкие следы времени на кузове лишь добавляли ей шарма. Чистый кузов, аккуратный салон, отсутствие нелепого тюнинга — этот автомобиль был практически в оригинальном состоянии. Но что меня поразило больше всего — реакция людей.

Каждые пять минут кто-то останавливался, чтобы сфотографировать этот W123. Некоторые даже делали селфи на его фоне. Я давно не видел, чтобы люди так интересовались автомобилями. Даже новые шикарные Mercedes, Rolls-Royce или Bentley не вызывали такого ажиотажа. Почему же старый «Мерс» привлёк столько внимания?

Mercedes W123 — это легенда. Этот кузов выпускался с 1976 по 1986 год и стал символом надёжности и качества. В 1980-х годах W123 был мечтой многих, а сегодня он вызывает ностальгию. Его угловатые формы, хромированные бамперы и классический дизайн — это как машина времени, которая переносит нас в эпоху, когда автомобили делали «на века». Владельцы W123 часто говорят, что эти машины могут проехать миллион километров при должном уходе, и это не преувеличение: в 2004 году таксист из Греции на W123 преодолел 4,6 миллиона километров!

Читать далее