4 мая 2015

Поезд с фронта

IMG_0208

Ретро-поезд «Победа», как на машине времени, отвез ветеранов во фронтовую юность, туда, где рвались снаряды, где шла война, где они побеждали, плакали, страдали и любили…

Двойной паровозный гудок разорвал тишину над туапсинским небом в воскресенье 19 апреля. Это ретро-поезд «Победа» прибыл на станцию Туапсе. Его ждали, встречали, готовились.

– Мы приказали себе: отставить болячки! – говорит железнодорожник-фронтовик Илья Корчагин. – Мы просто не имели права не встретить этот поезд. Ведь именно по нашей инициативе, ветеранов-железнодорожников, ретро-поезд пришел в Туапсе. Мы обращались к руководству СКЖД с такой просьбой. И как мы могли не прийти?
У них у каждого свой путь на войне. И сейчас мы, вместе с вами, дорогие читатели, на ретро-поезде вернулись туда, вспоминать путь-дороги фронтовые…

Эх, путь-дорожка фронтовая…

Для Елены Савельевны Фириченко война началась в 16 лет, когда она стала тягловой силой – вместо лошадей и сильных мужчин, они, фактически еще дети, подносили от железной дороги бойцам снаряды и продукты. Было это в станице Мингрельской. Они работали, когда наступавшие фашисты начали бомбить станцию. Не в силах сдвинуться с места, Лена смотрела, как горел состав с ранеными, из вагонов неслись крики и вываливались бойцы с черными руками и ногами – это обугливались бинты. А другой состав отходил. И вдруг матрос с забинтованной грудью подхватил ее на руки и втащил в последний вагон…

Свой нелегкий путь к Победе Елена Савельевна прошла связисткой в составе эшелона БДП-25 за 2-м Украинским фронтом. И каждую бессонную ночь поезд ее военной юности уносит далеко-далеко – по дорогам боевой юности…
Эшелон БДП-25, в котором они двигались за фронтом, был загружен продовольствием, снарядами, была там баня и небольшая прачечная, чтобы вымыть и сразу переодеть бойцов. «Что делали? – Да на связи работали, а все остальное время – погрузка, разгрузка, прием-смена белья бойцам, дежурство, все, что прикажут».

Она до сих пор помнит весь путь эшелона БДП-25 за 2-м Украинским фронтом. И на каждой станции они, вольнонаемные девчонки, не вызывающие подозрений, разведывали обстановку… Бельцы, Кишинев, станция Бычки на границе с Румынией, там состав переставляли на узкие европейские рельсы, город Сигет над Тисой, где долго стояли, Будапешт…

– Да разве ж в кино покажут то, что было, – печально говорит Елена Савельевна Фириченко, – так, иногда мелькнет. Да, наверное, и нельзя вам, молодым, все знать и видеть, как было…

И хотя живет Елена Савельевна одна, она не одинока. Ее навещает сын Николай, забегает внук Саша (Александр Николаевич Фириченко – депутат городского Совета). А когда приезжают внуки, приезжают все внуки, их пятеро, правнуки – их уже восемь, стены словно раздвигаются.

Ходить ей все труднее, ноги раненые. Весной 1945-го года часть стояла в Чехословакии. А Лена попала под обстрел, а потом в госпиталь: «Вынули осколки из ноги, в двух местах, – вспоминает Елена Савельевна, – и отправили в часть. А мы и рады: молодые были, дурные, думали, заживет, как на собаке, да и все! Главное – живы!»

…Стучат по рельсам колеса поезда ее юности. И словно вторит им ретро-поезд, прибывший из прошлого в 2015-й год. А Елена Савельевна всматривается в своих правнуков, ищет в них те свои черты, что помогли ей пройти войну, выжить, много работать, поднять на ноги детей, дождаться правнуков. «Дай им Бог», – говорит она, подводя черту извечным русским завещанием: лишь бы не было войны!

 

А детей учу на твоем примере…

Конечно, мой самый главный ветеран – это моя дорогая бабушка Елена Савельевна! Я вырос под ее рассказы об их трудной, боевой, фронтовой, но такой счастливой молодости! Особенно было радостно, когда к ней приезжала ее фронтовая подруга, и они вместе отмечали День Победы.
Именно благодаря моей бабушке история Отечества стала мне близка и понятна. Она научила меня быть внимательным к каждому человеку, прошедшему войну. Такие понятия как Родина, патриотизм – святые в нашей семье.
И своих детей я учу на примере этого поколения. И, слава Богу, моя дорогая бабушка жива, и дети мои могут с ней общаться, обнять, посмотреть ей в глаза и лично от нее услышать, как они воевали, как защищали страну.
Живи долго, моя дорогая, мы тебя любим и гордимся тобой!

Александр Фириченко,
депутат городского Совета, генеральный директор фирмы «Консорциум»

 

На мирном направлении

Анна Андреевна Пенкина-Игнатьева в 15 лет трудилась на эвакогоспитале в Сибири. А с железной дорогой ее связала уже мирная судьба. Мужа перевели сюда, на Туапсинское направление. А сама она 25 лет проработала на машзаводе…

Последний бронепоезд

У машиниста Ильи Семеновича Корчагина своя железнодорожная история. Он встретил войну 22 июня 1941, мучительно, с боями выходил из окружения в Белоруссии, случайно выбрался на станцию, еще не занятую фашистами. А там поезд уже был под парами! Последний, он что-то еще грузил и уходил из окружения. И он, и его товарищи по несчастью успели забраться в вагон. И когда поезд тронулся, он даже не успел выдохнуть, как заснул. А растолкали его в Орле, где собирали всех вышедших из окружения.
После войны он до 48 года водил поезда по Прибалтике (а Победу он встретил в Клайпеде), потом вернулся домой, и они с батей водили поезда, а потом его как лучшего машиниста направили во вновь образованное депо в Туапсе…

 

Интересные факты

 

После ночевки в Туапсе

Вообще-то мало кто знал, что ретро-поезд прибыл в Туапсе накануне вечером и ночевал в депо. Там туапсинцы его «подкормили», насыпав в каждый тендер (специальный грузовой прицеп) по 20 тонн угля и залили примерно столько же воды. На его охрану отрядили лучших работников транспортной полиции.

А утром весь состав еще раз проверили перед тем, как выпустить из депо. Собака Тайра, недавно прошедшая обучение в специальной кинологической школе, взрывчатки не нашла и вместе с кинологом транспортной полиции Мариной Толчеевой дала «добро» на выход поезда из депо.

На вокзале собралось несколько сот туапсинцев, в основном – с детьми, поэтому особенный контроль был на пропускных пунктах. Наряды транспортной полиции были усилены казаками.

Дети дают гудок

…Все желающие могли зайти в кабину паровоза и даже потрогать «штурвал», и детям разрешали давать гудок. К машинистам выстраивались целые очереди, и все, кто хотел, побывали в кабине и почувствовали себя военным железнодорожником. Паровоз 1935 года, конечно, прошел ремонт, но за заплатами (по словам железнодорожников) – настоящие раны от пуль и осколков снарядов…

В теплушке топится «буржуйка»

В состав ретро-поезда вошли вагоны из экспозиции музея железнодорожной техники: крытые товарные вагоны (теплушки), платформы (для перевозки военной техники), салон-вагон, которые были в эксплуатации в военное время.
Это настоящий вагон 40-го года, в которых ездили военные. 40 человек помещали в одну такую теплушку, или 8 лошадей. В центре стоит круглая «буржуйка», труба выведена за крышу вагона. Топится углем. Уголь в большом вагоне, который прицеплен сразу за паровозом. Эти вагоны, теплушки, паровозы, хранящиеся в музее СКЖД, не раз снимали в кино.

 

И с днем рождения, и с Победой!

На призыв журналистов газеты поздравить своих родных и знакомых ветеранов откликнулись многие. Одно из первых – письмо из поселка Горный.
Дорогого уважаемого нашего земляка, ветерана Великой Отечественной войны Федора Леонтьевича Свистунова поздравляем с 98-м днем рождения!
Жизнь его не баловала. Ровесник революции, он вместе со страной прошел все испытания. Воевал, был ранен под Новороссийском. После госпиталя попал на Дальневосточный фронт. А потом трудился на лесоповале.
Всегда и в жизни, и в работе, с шуткой-прибауткой, добрый, никогда худого слова не скажет. Слабого поддержит, смелого поощрит, неуверенному – подскажет. Его и его жену, Евдокию Семеновну все в селе уважают и любят. Их брак благословлен на небесах. Вместе они 67 лет!
Поздравляем и с днем рождения, и с Победой, и желаем здоровья, здоровья и еще раз здоровья!

Односельчане поселка Горный

29 марта 2024

Советы трихолога: лучший способ предотвратить облысение

Облысение остается одной из самых распространенных проблем среди представителей сильной половины человечества. Однако избежать этой проблемы достаточно просто. Подбробнее об этом рассказывает всемирно известный врач-трихолог Филипп Кинсли в своем интервью для портала «Express».

Изображение: ksmglobe.com

Эксперт обозначил сразу: одной из наиболее частых причин облысения у мужчин является нехватка витамина В 12.

В условиях, когда его в организме недостаточно, он перенаправляет этот важный элемент для тех органов, от которых жизнедеятельность человека зависит самым прямым образом. Проще говоря – для самых приоритетных. И происходит это, естественно, в ущерб другим, менее важным системам. Таким как волосяной покров.

Читать далее

О чем сигнализирует частое урчание в животе?

Как правило, урчание в животе взрослого человека – это здоровая реакция желудка, которая вызвана чувством голода и / или «радостью» в момент насыщения. Однако если происходит это громко и слишком часто, есть повод задуматься о состоянии здоровья. Подробнее об этом рассказывает врач-гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук Марат Зиннатуллин.

Начал специалист с того, что это может (и чаще всего бывает) быть чисто физиологическим явлением. Если это случается непродолжительно и нечасто, то нет никаких поводов для беспокойства.

Если же это происходит действительно часто – и, может быть, непривычно громко и продолжительно – то это может говорить о патологических процессах в желудочно-кишечном тракте.

Читать далее
28 марта 2024

В Туапсе 30 марта проведут мастер-класс по оказанию первой медпомощи

Мероприятие пройдёт 30 марта в 12 часов в помещении молодёжного центра по адресу: Туапсе, улица Октябрьской революции, 2 (во дворе ГДК и ЗАГСа).

«Так как это тестовое мероприятие, мы установили возрастное ограничение "16 плюс", - рассказал Анатолий Масликов, инструктор по обучению первой помощи, член Российского общества первой помощи, аттестованный спасатель по системе "Спасатель рядом".

По его словам, мастер-класс вызвал огромный интерес, группу обучаемых быстро набрали, регистрация была закрыта по прошествии двух часов.

Читать далее

В лесах Туапсинского района начнут отстреливать гибридов волков и собак

Волкособы в туапсинских лесах – не миф. Это подтвердили Туапсинские охотоведы.
Численность гибрида волка с собакой быстро растёт по всему региону.

«Реальную опасность, не только как переносчики бешенства и другой инфекции, но и как хищники, сегодня представляют как одичалые собаки, так и волкособы – переродки, появившиеся от спаривания волков и собак, - рассказывает начальник Туапсинского охотничьего хозяйства Арсен Аведисян.

– Эти гибриды опасны еще и тем, что очень плодовиты, могут размножаться два раза в год в отличие от волков. Рост популяции этих зверей может привести к серьезной угрозе распространения того же бешенства, а также к числу нападений на домашних животных и человека.

Читать далее

Массовое ДТП спровоцировал 19-летний водитель на трассе под Новороссийском

Виновник аварии погиб на месте

Фото: t.me/mvd_23

19-летний водитель стал виновником массовой аварии на автодороге Краснодар - Верхнебаканский. Молодой человек на своей “Лада Калина” пошел на обгон, не справился с управлением и врезался в КамАЗ, который ехал по встречной полосе. После этого легковушку откинуло на фуру “Скания”.

КамАЗ после столкновения выехал на встречную полосу, где врезался в грузовой автомобиль. Видео аварии очевидцы опубликовали в соцсетях.

Читать далее