Вот и еще один учебный год подошел к концу – сегодня прогремел Последний звонок во всех школах района. Выпускникам он читать дальше

Копия IMG_0154-Edit (1)

Вот и еще один учебный год подошел к концу – сегодня прогремел Последний звонок во всех школах района. Выпускникам он дал старт итоговой аттестации и взрослой жизни, а всех остальных отпустил на летние каникулы. А еще он дал повод для традиционного интервью с начальником управления образования района Галиной Афанасьевной Никольской.

[quote style=»boxed»]Владимир Лыбанев, глава Туапсинского района: Главным курсом социальной политики нашего района остается выполнение поставленных задач по общедоступности и качества образования, причем начиная с детского сада. В прошлом году на это мы направили 1 миллиард 330 тысяч рублей, и в этом году будем работать над закреплением и улучшением результатов. Из того, что мы вложим в образование детей, произрастает будущее всей России. И это – главный ориентир нашей общей работы![/quote]

– Галина Афанасьевна, каким был лейтмотив работы системы образования в этом учебном году? На какие направления делался упор?

– Мы продолжаем реализацию государственной политики в области образования, главной целью которой является повышение доступности и эффективности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина. Осуществляется переход на госстандарты образования. Суть изменений в образовании регулярно разъясняются населению, а результаты общественного мнения пристально изучаются управлением образования, руководителями образовательных учреждений и учитываются при планировании работы отрасли.

Сегодня можно утверждать, что образование в Туапсинском районе постепенно превращается в комплексную конкурентоспособную систему, включающую в себя дошкольные учреждения, начальные, основные и средние общеобразовательные школы, гимназии, учреждения дополнительного и профессионального образования.

– Что на данный момент входит в систему образования района?

– Управление образования, Комитет развития образования, централизованная бухгалтерия, АНО «Комбинат социального питания», 25 средних общеобразовательных школ, 10 основных общеобразовательных школ, 1 начальная общеобразовательная школа, 1 вечерняя (сменная) школа, 1 государственная школа-интернат, 1 государственная коррекционная школа, 44 дошкольных образовательных учреждений, 7 учреждений дополнительного образования, 6 учреждений профессионального образования.

Услугами образования охвачены более тринадцати тысяч учащихся школ и трех тысяч студентов, и более шести с половиной тысяч воспитанников детских садов. В отрасли работает более трёх с половиной тысяч человек.

Система образования как никакая другая отрасль подвержена постоянным изменениям и модернизации. И сейчас мы говорим о стратегии образования до 2020 года. По приоритетности распределение денежных средств осуществляется на приобретение оборудования, проведение текущих ремонтов, пополнение школьных библиотек, организация дистанционного обучения, повышение квалификации педагогических работников.

– И какие, на ваш взгляд, главные результаты действий этих программ?

– Важнейшим социально значимым результатом реализации комплекса мер модернизации системы общего образования стало значительное увеличение заработной платы педагогических работников.

Основная доля краевых денежных средств направляется на приобретение оборудования. За последние два года в общеобразовательные учреждения района поступило 4012 единиц учебно-производственного, спортивного и компьютерного оборудования, спортивного инвентаря. При этом новым оборудованием пользуются сто процентов учащихся.

Активное использование возможностей интернета становится как никогда актуальным для повышения эффективности образования. В настоящее время во всех школах района имеются интерактивные доски и мультимедийные проекторы. В двадцати пяти школах установлены серверное оборудование и локальные вычислительные сети, что помогло создать условия для перехода на электронные дневники, журналы и электронную систему управления, а также обеспечить доступ к сети интернет в библиотеки, в учебные кабинеты, организовать зоны Wi-Fi.

Во всех образовательных учреждениях района начата работа по реализации проекта «Сетевой город»: созданию электронной базы данных детей, введению электронного документооборота и электронных дневников и журналов, совершенствуется работа с сайтами образовательных учреждений. Три пункта проведения ЕГЭ оборудованы системами видеонаблюдения и один для проведения экзамена для девятиклассников.

В школы поставлено 208 единиц нового высокотехнологического оборудования для пищеблоков, что заметно улучшило организацию и повысило качество питания обучающихся.

– А как идет работа по обеспечению школ учебниками?

– Заметно пополнились школьные библиотечные фонды. В них поступило 2048 единиц художественной литературы и учебных пособий. Кроме того школы самостоятельно закупают учебники за счет госстандарта. Это позволило улучшить эффективность урочной и внеклассной деятельности и обеспечить бесплатными учебниками из фондов школьных библиотек всех школьников.

– Одним из приоритетов социальной политики сегодня является создание безбарьерной среды. Что делается в этом направлении в образовательных учреждениях?

– Создаются условия для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В Туапсинском районе в образовательных учреждениях 168 детей-инвалидов. Действует безбарьерная среда в школах № 8 и № 11 г. Туапсе, школе № 25 с. Небуг. В этих учреждениях имеются пандусы, которые позволяют преодолевать входные лестницы на инвалидных креслах, оборудованные поручнями, которые обеспечивают необходимую поддержку и опору при ходьбе, стоянии и сидении, расширенные дверные проемы и туалетные комнаты.

В проект дистанционного образования из 38 детей–инвалидов, обучающихся на дому, включены 15 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Остальным детям не разрешена работа на компьютере по медицинскому заключению. В этом году на базе МБОУ СОШ № 10 обучались 6 детей-инвалидов, в школе № 11– 6 человек, в школе № 35 – 3 человека. Десять детей-инвалидов включены в инклюзивное образование. Ребята совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением общеобразовательного учреждения и обучаются по индивидуальным учебным планам, количество часов и предметы которых рекомендует межведомственная комиссия по включению детей-инвалидов в инклюзивное образование по согласованию с родителями (законными представителями). Также эти дети посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия.

В декабре 2014 года в рамках реализации государственной программы Краснодарского края «Доступная среда» с целью обеспечения доступности для инвалидов зданий муниципальных общеобразовательных бюджетных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение, в школе № 8 произведен ремонт и приобретено реабилитационное оборудование на 2 миллиона 360 тысяч рублей (из федерального бюджета – 1 миллион 340 тысяч рублей, из краевого бюджета – 714 тысяч рублей, из муниципального бюджета – 306 тысяч рублей).

– Как успевают наши учителя за всеми изменениями, которые происходят в образовании? И какие задачи пред ними ставят современные требования социума?

– Конечно, перемены в школах требуют не только специального оборудования, но и подготовки и переподготовки педагогических кадров. Современному миру нужны яркие личности, нужны талантливые учителя. Сегодня формируется новое содержание образования, отражающее образовательные потребности детей и родителей. В современном обществе, когда увеличивается объем информации, учитель должен заниматься не простой передачей знаний, а формированием у учащихся качеств, которые обеспечат успешность личностного и профессионального роста подрастающего поколения.

Такой подход к обучению вызван тем, что российские школьники, имея богатый багаж знаний, зачастую не умеют выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, не умеют применять свои знания в реальных ситуациях.
В районе активно реализуются федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования во всех начальных классах и основного общего образования в двадцати пилотных школах в 5-7 классах (1229 пятиклассников, 564 шестиклассника и 164 семиклассника). Работа учителей и детей, реализующих стандарт, коренным образом отличается от привычных нам уроков. На уроках и «внеурочке» ребята исследуют, проектируют, создают. Ведь школы самостоятельны в определении форм и методов изучения предметов, а также в выборе предметов в рамках компонента образовательной организации, который предусмотрен учебным планом.

– Галина Афанасьевна, давайте на этом вопросе заострим внимание. Так школьная форма – обязательная?

– С первого сентября 2013 года во всех общеобразовательных организациях введены требования к школьной одежде обучающихся. В настоящее время введение школьной формы регламентируется Федеральным законом и постановлением главы администрации Краснодарского края, в котором утверждены требования к общему виду повседневной, парадной и спортивной одежды обучающихся.
Вопрос о выборе школьной формы решается на общешкольном родительском собрании, совете школы, школьной родительской конференции. Школа может предоставить информацию о поставщике услуг по пошиву или приобретению школьной формы. Решение о выборе поставщика зависит от родителей. Родители могут приобрести школьную форму у предложенных или других поставщиков, а также пошить форму самостоятельно.

Следует напомнить, что при приобретении школьной формы необходимо обращать внимание на наличие документов, подтверждающих соответствие школьной формы и используемых для ее пошива текстильных материалов требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности». Приобретаемая школьная форма должна быть безопасной для здоровья обучающихся.

– И все-таки главной темой ближайшего месяца станет проведение итоговой аттестации для выпускников. Что бы вы хотели особо отметить по проведению ЕГЭ-2015?

– Основное отличие сегодняшней аттестации выпускников от прошлых лет в ее открытости и независимости. В 2015 году за процессом будут наблюдать более 100 независимых общественных наблюдателей из числа родителей и представителей общественных организаций. В организации и проведении экзаменов будет задействовано более 600 педагогических работников нашего района. 569 выпускников 11 (12)-х классов будут сдавать в этом году единый государственный экзамен и 1120 выпускников 9-х классов готовы сдавать основной государственный экзамен.

Впервые в этом учебном году выпускники 11-х классов писали итоговое сочинение, которое является условием допуска к итоговой аттестации. Итоговое тренировочное сочинение в Туапсинском районе выпускники 11(12)-х классов писали в течение года 3 раза: 3 декабря 2014 года, 4 февраля 2015 года и 6 мая 2015 года.

В декабре из 561 выпускника, принявшего участие в итоговом сочинении, справились с заданием и получили зачет 529 обучающихся. Четвертого февраля 2015 года все выпускники текущего года, которые переписывали итоговое сочинение повторно, успешно выполнили задание и получили зачет. А 6 мая в Туапсинском районе итоговое сочинение проводилось для одного выпускника, не писавшего сочинение в установленные ранее периоды по уважительной причине, и для 4 выпускников прошлых лет. Все участники успешно справились с заданием.

– Сегодня большое внимание уделяется профориентационной работе. Как нацеливают на выбор будущей профессии наших школьников?

– Концепция модернизации российского образования предусматривает дальнейшую реализацию профильного обучения на старшей ступени школы. Организация системы профильного обучения предполагает предпрофильные девятые классы и профильные старшие классы. В предпрофильных классах основная цель – заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения. Во всех наших школах организована предпрофильная подготовка девятиклассников, 154 учащихся 10-11-х классов обучаются в профильных классах по 8-ми направлениям. Перед нами стоит задача дальнейшего развития профильного обучения через увеличение количества профильных классов и обучающихся в них старшеклассников.

– А что помогает школьникам раскрывать свои таланты в тех или иных направлениях?

– Способствует воспитанию одаренных школьников олимпиадное движение, которое приобрело непрерывный характер. В этом учебном году 5547 учеников приняли участие в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников, на муниципальном уровне в олимпиаде участвовали 1090 победителей и призеров школьного этапа олимпиад. Из них 64 участника стали победителями и 183 — призерами муниципального этапа олимпиад. 55 победителей и призеров муниципального этапа олимпиад были приглашены на региональный этап Всероссийской олимпиады школьников. 10 школьников заняли призовые места по 7 предметам всероссийской олимпиады (английский язык, география, история, литература, обществознание, русский язык, физическая культура), 1 призер – в региональной олимпиаде по кубановедению. Победителем регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе стала Нурлиева Алена, ученица 9 класса МБОУ СОШ № 25 с.Небуг. Двое школьников – Нурлиева Алена (литература), Манукян Армен (история) были включены в состав делегации для участия в заключительном этапе олимпиады в г.Москва и г. Санкт-Петербург.

Традиционно наши учащиеся принимают активное участие во Всероссийских соревнованиях молодых исследователей «Шаг в будущее», «Шаг в будущее, ЮНИОР». В муниципальном и зональном этапах краевого конкурса учебно-исследовательских работ школьников «Эврика» приняли участие 69 школьников. Краевым жюри были рекомендованы работы 12-ти обучающихся Туапсинского района на региональные этапы конкурсов. Сейчас подводятся итоги конкурса.

Наши школьники принимают активное участие в дистанционных олимпиадах: международный математический конкурс-игра «Кенгуру-математика для всех» (участие 1013 человек); международный конкурс по английскому языку «British Bulldog» (участие 407 человек); международный конкурс для школьников «КИТ – компьютер, информатика, технологии» (участие 275 человек); международный конкурс для школьников «Русский медвежонок – языкознание для всех» (участие 1216 учащихся); международный игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа» (525 человек); игровой конкурс по истории мировой художественной культуры «Золотое Руно» (128 человек).

– Сегодня на государственном уровне ставится задача воспитания гармонично развитой личности, то есть сочетание духовно-научного потенциала и физического здоровья. Чем могут гордиться наши школы в этом направлении?

– С огромным удовольствием наши ребята принимают участие в спортивных соревнованиях разного уровня. Так в школьном этапе краевых спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры» соревновались 6769 детей. В муниципальном этапе участвовало 700 детей, команды школы № 8 и школы № 4 г. Туапсе стали победителями соревнований.

12523 школьников с 1 по 11 класс приняли участие в школьном этапе краевых спортивно-оздоровительных соревнований «Президентские состязания», в муниципальном этапе участвовало 2596 детей. Команда школы № 25 с. Небуг вышла в региональный этап «Президентских состязаний».

В муниципальном этапе краевых спортивных соревнований среди школьников «Кубань олимпийская против наркотиков» участвовало 64 ребенка.

1400 школьников участвовали в школьном этапе турнира по баскетболу «Локобаскет – Школьная лига», в муниципальном этапе – 230 юношей. Команда СОШ № 5 г. Туапсе представляла Туапсинский район на региональном этапе соревнований.
Во Всекубанском турнире по настольному теннису на Кубок губернатора Краснодарского края приняло участие 4048 детей. Команды СОШ № 4 г. Туапсе и СОШ № 14 с. Кривенковское вышли в региональный этап соревнований.

Участие в XI Всероссийской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» составило 12154 обучающихся. В соревнованиях по шахматам «Белая ладья» 168 школьников, по шашкам «Чудо-шашки» 148 школьников.

Во Всекубанском турнире по легкой атлетике на Кубок губернатора Краснодарского края приняло участие более 4500 детей. Кроме того наши школьники участвуют в соревнованиях допризывной молодежи, в первенстве по стрельбе из арбалета, из пневматической винтовки, в фестивале по гиревому спорту.

– А как идет борьба с вредными привычками среди школьников?

– В районе складывается система работы по созданию в школах условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащимся. В образовательный процесс внедряются здоровье сберегающие технологии, совершенствуются формы и методы работы по формированию здорового образа жизни.

Значительное место в формировании здорового образа жизни занимает профилактика социальных болезней: наркомании, алкоголизма, табакокурения. Стало традиционным для школьников района добровольное тестирование. Благодаря своевременной работе с родителями, отказов в прохождении процедуры нет. По результатам тестирования в районе нет школьников, употребляющих наркотики. Однако остается проблема курения как юношей, так и девушек.

– В самом начале нашей беседы вы сказали о модернизации школьных пищеблоков. А как проходит организация питания в школах?

– Организация качественного полноценного питания учащихся образовательных учреждений – одна из наших главных задач. И в образовательных учреждениях района созданы все условия для организации питания школьников. И мы с гордостью констатируем, что в Туапсинском районе питанием охвачены все учащиеся. В 29-ти школах питание организовано АНО «Комбинат социального питания». Для доставки готовых горячих завтраков задействовано 4 единицы специализированного автотранспорта. Средняя стоимость школьных завтраков составляет 39 рублей 50 копеек (у младших школьников – 33 рубля, у старшеклассников – 46 рублей). Муниципальный бюджет осуществляет компенсационные выплаты стоимости школьных завтраков из расчета 13 рублей 50 копеек на одного учащегося –- самая высокая по краю. Повышение стоимости завтраков с 1 сентября 2015 года не прогнозируется.

– Каковы перспективы расширения парка школьных автобусов?

– Сегодня он насчитывает 14 единиц. Все соответствуют ГОСТу по безопасности школьных перевозок. В прошлом году за счет краевого и муниципального бюджетов мы приобрели 1 автобус для школы №18. Нам необходимо еще 3 автобуса для обновления автопарка взамен уже устаревших для школ №32, 33 и 37. Одновременно была проведена работа по оснащению школьных автобусов системами навигации ГЛОНАСС, установке тахографов. Это позволяет обеспечить работу централизованной системы слежения за автотранспортом в реальном времени, а значит, повысить ответственность водителей, уровень безопасности детей, эффективность использования школьных автобусов.

– Одним из самых распространенных вопросов, которые задают наши читатели, является вопрос о переводе всех учеников в одну смену. Исчезнет ли вторая смена?

– К сожалению, вопрос о переходе на обучение в одну смену не решится быстро. На данный момент в 36 дневных общеобразовательных учреждениях обучается более 13000 человек, из них в первую смену обучаются более 11000 человек, во вторую около 2000 человек. Для этого нам необходимо как минимум построить три школы и достроить дополнительные помещения в 7-ми школах. В настоящее время началось строительство нового объекта «Общеобразовательная школа на 400 мест и детское дошкольное учреждение на 150 мест в с.Тенгинка Туапсинского района», стоимость объекта 429 миллионов 108 тысяч рублей.

– Еще вопрос номер один, характерный для конца учебного года – подача заявлений в первые классы. Всем хватит места?

– Детей школьного возраста заметно стало больше – это очень хороший показатель того, что жизнь стабилизируется, что люди уверены в завтрашнем дне. Порядок приема в первые классы с прошлого года остается прежним. Сначала школы принимают детей, проживающих на территории, за которой закреплена школа, а с 1 июля будет организован прием заявлений от всех желающих, и продлится он до момента заполнения свободных мест. Хочу заметить, что близость к дому – немаловажный фактор: нельзя, чтобы ребенок проводил половину рабочего дня в дороге. В случае отказа школы в приеме ребенка (это может произойти в связи с отсутствием мест) семье помогут определиться с выбором другой школы в управлении образования.

– Основа знаний закладывается в детском саду. Как в нашем районе идет работа по доступности дошкольного образования?

– Это тоже один из наших приоритетов. Качественное дошкольное образование — это первый шаг в деле воспитания здорового, умного, неравнодушного поколения. В Туапсинском районе, как и во всей стране, осуществляются поэтапные мероприятия по модернизации дошкольного образования. Это и увеличение количества мест в детских садах (мероприятия «дорожной карты»), мероприятия по созданию альтернативных форм дошкольного образования (создание групп кратковременного пребывания, семейных групп по присмотру и уходу за детьми, развитие сферы индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги дошкольного образования), мероприятия по повышению заработной платы работникам детских садов.

Поручение Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, касающееся ликвидации к 2016 году очереди в детские сады, исполняется в нашем муниципалитете под личным контролем главы района Владимира Викторовича Лыбанева. «Каждый ребенок в той или иной форме должен получить дошкольное образование в детском саду, в группе кратковременного пребывая или в группе семейного воспитания», – именно такую задачу ставит он перед нами.

С начала прошлого учебного года в нашем районе для родителей, чьи дети не посещают детский сад, упростилась процедура записи, а затем и зачисления ребенка в детский сад – они ведутся в электронном виде, что помогает видеть общую картину по решению проблемы дефицита мест в детские сады.

– За счет каких средств происходит финансирование мероприятий по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях?

– В нашем муниципалитете реализуется программа «Развитие образования», подпрограммы которой «Комплексная безопасность образовательных организаций МО Туапсинский район» и «Профилактика терроризма и экстремизма в образовательных организациях МО Туапсинский район» дают возможность обеспечивать меры безопасности в образовательных учреждениях.

– И традиционно – ваши пожелания в конце очередного учебного года.

– Конечно, система образования огромная. И нужно четко определиться с организационными и другими условиями повышения качества результатов. У каждого из нас в сфере образования свой важный участок работы. Но хочу подчеркнуть, что наша общая задача – продолжить активную работу, закрепить положительные результаты и последовательно идти вперед! Всем выпускникам желаю успешно сдать итоговую аттестацию, поступить в учреждения профессионального образования, а всем остальным школьникам, родителям, учителям – плодотворного и интересного лета, чтобы в сентябре начать новый учебный год с новыми силами! Мира и добра!