9 февраля 2023

На переднем крае научной мысли: как инновационные разработки помогают нефтяникам сохранять лидерство

Научные разработки НК «Роснефть» – сегодня на переднем крае прогресса. В условиях санкций и внешних вызовов компания реализует масштабные проекты по внедрению собственных импортозамещающих технологий и движется к полному технологическому суверенитету.

Только несколько цифр. В 2022 году НК «Роснефть» получила более 100 патентов на инновационные изобретения. К настоящему времени Компании принадлежит более 950 продуктов интеллектуальной собственности, прошедших государственную регистрацию. Обладая выдающимся ресурсным потенциалом, «Роснефть» активно создает и внедряет самые значимые решения века технологий.

Научно-проектный блок «Роснефти» — крупнейший в Европе научный нефтегазовый центр, который включает в себя 30 проектных и исследовательских институтов с общей численностью сотрудников более 18 000 человек. Совокупный экономический эффект от деятельности НПК оценивается более чем в 150 млрд рублей.

Свое программное обеспечение. «Роснефть» – первая отечественная компания, которая успешно разрабатывает программное обеспечение, охватывающее все ключевые процессы нефтегазодобычи. По техническим характеристикам софт «Роснефти» значительно превосходит зарубежные аналоги при более низкой стоимости. В 2022 году ассортимент корпоративного ПО пополнился сразу четырьмя новыми продуктами.

И собственные нейросети. «Роснефть» совершенствует и инструменты искусственного интеллекта. Специалисты компании создали самообучающуюся систему «РН-Нейросети», которая самостоятельно предлагает самые оптимальные варианты решения производственных задач, например,  размещения новых скважин. При классическом подходе для выбора оптимального варианта разработки месторождения требуется провести тысячи, а иногда десятки тысяч гидродинамических расчетов.

Хакатоны, роботы и… кадры. Цифровая трансформация ТЭК сегодня немыслима без машинного обучения, аналитики больших данных и роботизации. Все эти направления представлены на IT-соревнованиях, хакатонах, которые «Роснефть» целенаправленно и ежегодно проводит. Это позволяет находить нестандартные подходы к решению бизнес-задач и привлекать новых специалистов. Финал IT-Марафона Компании в 2022 году собрал более 2300 человек из 12 стран!  

Также в 2022 году специалисты Компании разработали и запатентовали специализированный роботизированный технологический комплекс (РТК) для ремонта скважин, не имеющий аналогов в России. Он способен выполнять операции в «параллельном» режиме:  одновременно измерять длину трубы, спускать ее в скважину и готовить следующую трубу. Управление РТК осуществляется одним человеком.

Прорыв, лидерство, признание. Сотрудники Компании регулярно выигрывают российские и международные соревнования по геонавигации. 2022 год не стал исключением – на состоявшемся в Сочи финале открытого Всероссийского чемпионата первые три места достались специалистам корпоративного научного института «ИгиРГИ».

«Роснефть» — один из лидеров и рынка производства катализаторов. В 2022 году специалисты корпоративного института «ВНИИ НП» удостоены премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых ученых за разработку линейки материалов и катализаторов защитного слоя для процессов нефтепереработки. Катализаторы производства Компании не уступают импортным аналогам и пользуются спросом не только в России, но и за рубежом.

Только зеленые технологии. Забота об окружающей среде — неотъемлемая часть корпоративной культуры и социальной ответственности Компании. В 2022 году при поддержке «Роснефти» на Беломорской биологической станции МГУ имени Н. А. Перцова введен в эксплуатацию корпус проточных аквариальных систем. Корпус служит полигоном для испытаний биопрепарата, утилизирующего углеводородные загрязнения северных морей. Биопрепарат разработан Арктическим научным центром «Роснефти» и компанией «Иннопрактика». В 2022 году «Роснефть» провела научно-исследовательскую экспедицию в Чукотском море. В рамках национального проекта «Экология» «Роснефть» –  сразу три экспедиции в труднодоступные и малоизученные районы Российской Арктики. Ученые изучали популяции белой чайки, атлантического подвида моржа и дикого северного оленя. Данные, собранные в экспедициях, позволят актуализировать современное представление об ареалах исследуемых видов.

Туапсинский НПЗ: планомерное использование инноваций

ООО «РН- Туапсинский НПЗ» вместе с учеными внедряет достижения научных исследований ведущих корпоративных институтов в свою производственную деятельность и участвует в них.

Для повышения эффективности ключевых установок и производственных процессов на ООО «РН-Туапсинский НПЗ» специалисты Средневолжского НИИ по нефтепереработке регулярно проводят целый комплекс мероприятий. С помощью инноваций постоянно ведется технологический мониторинг «сердца завода» – установки ЭЛОУ-АВТ-12.  Он включает в себя и оценку текущего состояния, и эффективности работы, своевременно оформляются рекомендации по оптимизации процесса. Идет также мониторинг антикоррозионной защиты оборудования и трубопроводов установки ЭЛОУ-АВТ-12. Постоянно анализируется эффективность реагентной обработки системы оборотного водоснабжения. Для контроля качества выпускаемой продукции выполняется мониторинг запасов товарных нефтепродуктов, на контроле – сервисная поддержка систем «менеджеры нефти» в рамках производственного планирования.

В 2022 году на новый уровень приоритетности была поставлена задача по импортозамещению. Вместе с учеными Средневолжского НИИ по нефтепереработке на Туапсинском НПЗ ведутся испытания образцов смазочных материалов различного назначения для замены импортных масел, используемых при работе оборудования. Завод предоставляет образцы материалов, направляет информацию по рабочим условиям, а институт на своих стендах проводит испытания. В соответствии с дорожной картой вопрос прорабатывается с производителями масел для подбора аналогов импортных смазочных материалов.

ООО «Объединенный центр исследований и разработок» (ранее Технопарка «Сколково», а теперь инновационного НТЦ МГУ «Воробьевы горы») выполняет вместе с Туапсинским НПЗ высокотехнологичные научно-исследовательские работы по химической идентификации и классификации опасности образцов экспортных нефтепродуктов, произведенных на заводе. Эти работы необходимы в соответствии с требованиями международных регламентов безопасности продукции и проводятся в соответствии с программой мониторинга содержания мышьяка и ртути в нефти и «широких» нефтяных фракциях.

 Вместе с Всероссийским научно-исследовательским институтом по переработке нефти ООО «РН- Туапсинский НПЗ» участвует в изучении вариантов технологии демеркаптанизации прямогонной керосиновой фракции, проводятся всесторонние исследования и анализы качества нефтепродуктов завода.

Учеными института  была также проделана огромная работа по созданию «Библиотеки качества» – единой российской базы качества для реагентов химико-технологической защиты от коррозии.

Активное участие в этом принимал и Туапсинский нефтезавод – предоставлял образцы реагентов, которые проходили здесь опытно-промышленные испытания – для испытаний в институте, прорабатывали тонкости с производителями реагентов. А также предоставляли техническую документацию, которая является основой для проведения испытаний института. ВНИИ НП использовал данные и нашего завода, и  других, чтобы консолидировать их по Компании – какие есть производители реагентов и какой у них состав — для последующего анализа департамента нефтепереработки НК «Роснефть» и принятия оптимального решения.

Несмотря на санкции, доходы российского бюджета от нефтегазовой отрасли в 2022 году только выросли, докладывал правительству в январе 2023 года вице-премьер Александр Новак. Топливно-энергетический комплекс  обеспечил надежную, устойчивую работу, а значит, и благополучие страны.  НК «Роснефть» – лидер российской нефтяной отрасли – сегодня на передовой научно-технической мысли. И растущий  технологический суверенитет – это успех, достижению которого способствует неуклонное стремление Роснефти к инновациям.

15 мая 2025

Как сделать LADA Niva надёжнее: секрет в простоте

LADA Niva, она же ВАЗ-2121 или LADA 4×4, — культовый внедорожник, который с 1977 года доказывает свою живучесть в самых суровых условиях. Но многие владельцы, стремясь улучшить машину, невольно снижают её надёжность. Сегодня, 15 мая 2025 года, расскажем, как сохранить Ниву «ласточкой» на долгие годы. Главный совет — ничего не меняйте! Давайте разберёмся, как оставить Ниву в оригинале и сделать её ещё надёжнее.

Нива изначально создавалась как простой и надёжный внедорожник для деревенских дорог. Её конструкция — это проверенная временем классика: постоянный полный привод, блокировка дифференциала, несущий кузов и минимум электроники. Но многие владельцы начинают «улучшать» машину: ставят лифт-кит, огромные колёса, мощные бамперы или даже пытаются модернизировать двигатель. Это ошибка.

Большие колёса увеличивают нагрузку на трансмиссию, подвеску и двигатель, что приводит к быстрому износу. Лифт-кит меняет геометрию подвески, из-за чего Нива теряет устойчивость и чаще ломается. Нелепый тюнинг вроде установки «люстр» или тяжёлых обвесов увеличивает вес, снижая проходимость. А попытки форсировать двигатель 1,7 литра часто заканчиваются перегревом и поломками. Главное правило: оставьте Ниву в заводском состоянии. Она и без того справится с бездорожьем лучше многих современных кроссоверов.

Читать далее

Старый Mercedes W123 покорил прохожих: почему классика привлекает больше, чем современные люксовые авто

Стал свидетелем необычной сцены. Среди привычного потока машин выделялся старый Mercedes-Benz в кузове W123, выпущенный в 1970-х – начале 1980-х годов. Машина цвета слоновой кости, с люком и кожаным салоном, выглядела ухоженной, хотя и не идеальной: лёгкие следы времени на кузове лишь добавляли ей шарма. Чистый кузов, аккуратный салон, отсутствие нелепого тюнинга — этот автомобиль был практически в оригинальном состоянии. Но что меня поразило больше всего — реакция людей.

Каждые пять минут кто-то останавливался, чтобы сфотографировать этот W123. Некоторые даже делали селфи на его фоне. Я давно не видел, чтобы люди так интересовались автомобилями. Даже новые шикарные Mercedes, Rolls-Royce или Bentley не вызывали такого ажиотажа. Почему же старый «Мерс» привлёк столько внимания?

Mercedes W123 — это легенда. Этот кузов выпускался с 1976 по 1986 год и стал символом надёжности и качества. В 1980-х годах W123 был мечтой многих, а сегодня он вызывает ностальгию. Его угловатые формы, хромированные бамперы и классический дизайн — это как машина времени, которая переносит нас в эпоху, когда автомобили делали «на века». Владельцы W123 часто говорят, что эти машины могут проехать миллион километров при должном уходе, и это не преувеличение: в 2004 году таксист из Греции на W123 преодолел 4,6 миллиона километров!

Читать далее

Почему Россия — «Родина слонов»?

Россия — родина слонов: как появилась эта ироничная фраза

Фраза «Россия — родина слонов» давно вошла в русский язык как устойчивое выражение, которое используют с иронией. Она ассоциируется с абсурдными попытками приписать своей стране первенство в любой области, даже самой неожиданной. Но откуда взялась эта поговорка и почему именно слоны стали её героями? Давайте разберёмся в истории её происхождения.

Фраза «Россия — родина слонов» появилась в конце 1940-х годов в Советском Союзе. Это было время, когда после Второй мировой войны власти начали кампанию по «борьбе с низкопоклонством перед Западом» и усиленно продвигали идею советского первенства во всех сферах — от науки до культуры. Пропаганда утверждала, что многие открытия и изобретения, приписываемые Западу, на самом деле принадлежат русским или советским учёным. Звучали лозунги вроде «Россия — родина радио» или «Россия — родина авиации», которые часто были далеки от исторической правды.

Читать далее
14 мая 2025

Почему LADA Niva остаётся любимой во всём мире несмотря на устаревший дизайн

LADA Niva, известная также как ВАЗ-2121 или LADA 4×4, — это автомобиль, который появился в 1977 году и с тех пор почти не изменился. Несмотря на устаревший дизайн, отсутствие современных технологий и конкуренцию с электрокарами, Нива продолжает покорять сердца автолюбителей по всему миру. Давайте разберёмся, почему этот «советский внедорожник» остаётся популярным в 2025 году, когда рынок заполнен высокотехнологичными и экологичными машинами.

Нива создавалась для суровых условий сельской местности Советского Союза, где асфальтированных дорог практически не было. Её постоянный полный привод, блокировка дифференциала и высокий дорожный просвет позволяют преодолевать грязь, снег, песок и камни. В 1981 году Нива заняла третье место на ралли Париж–Дакар, доказав свои внедорожные способности. Сегодня, когда многие современные кроссоверы ориентированы на городскую езду, Нива остаётся настоящим внедорожником, способным справиться с экстремальными условиями. От сибирской тайги до южноамериканских джунглей — Нива не сдаётся.

Одна из главных причин популярности Нивы — её простота. Автомобиль лишён сложной электроники, что делает его невероятно надёжным в условиях, где доступ к сервисам ограничен. Двигатель 1,7 литра, механическая коробка передач и минимум электроники означают, что поломки редки, а ремонт можно провести в полевых условиях с минимальным набором инструментов. Например, в отдалённых регионах России, Африки или Южной Америки владельцы ценят Ниву за то, что она не подведёт, даже если запчастей нет под рукой. Простота конструкции также снижает стоимость обслуживания, что делает Ниву привлекательной для тех, кто не хочет тратить большие суммы на ремонт.

Читать далее

В Туапсе обследуют детей с подозрением на корь: медики призывают вакцинироваться

В туапсинской больнице обследуют нескольких детей с подозрением на корь. Медики напоминают, что от этого опасного заболевания эффективно защищает вакцинация.

Жители Туапсинского округа, решившие привиться от кори, могут это сделать в поликлинике  № 1 по будням до 15 часов в кабинете № 10.

Как отметила заведующая отделением профилактики ТЦРБ № 1 Елена Алфимович, если родители в свое время отказались прививать ребенка, вакцинироваться можно позже — уже во взрослом возрасте, в поликлинике по месту жительства.

Читать далее