светлана светлова / анна бурлакова
СОЛЬ МАТАХА
Когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресенье праведных (Лук.14:22-14)
Матах – обряд жертвоприношения Богу с мольбой о благоденствии всего народа был совершен во время празднования 20-летнего юбилея Шаумянской Армянской апостольской церкви Сурб (Святой) Эчмиадзин. Наши корреспонденты побывали там, где совершался древний обряд.

На первую, закрытую часть обряда нас не пустили.

– Не обижайтесь, – сказал настоятель церкви отец Иосиф, – мы просто не имеем права это делать, иначе обряд будет считаться недействительным. Ведь это – таинство. Тайна. И участвуют в нем только священник и тот человек, который делает матах…

Дословно матах означает «вознести соль» – матуцанел (вознести) и ах (соль). До сих пор раздаются голоса, порицающие этот древний-древний обряд, мол жертвоприношение Христос давно «отменил».
На самом деле (считают армяне), это не жертвоприношение, в том виде, как раньше, когда просто проливали кровь животных. (Ветхозаветное жертвоприношение давало возможность получить отпущение грехов посредством пролития крови жертвенного животного). Сейчас смысл обряда – в милости. Мясо животного надо раздать людям, тем, кто нуждается. А это ведь уже совсем другое...
– История Армянской церкви гласит, – рассказал нам один из гостей праздника, настоятель армянской церкви в Краснодаре Тер-Даниил, – что по принятии христианства в Армении в 301 году, перед Церковью стал вопрос об использовании животных, прежде специально выращиваемых для принесения жертвы в языческих храмах. Поскольку Жертвой Господа Иисуса Христа были устранены жертвоприношения животных, то святой Григорий Просветитель предложил использовать животных для жертвы милости. Теперь христианин мог сделать жертву не кровью животного, а в виде благотворительности, раздав мясо бедным.

Но вернемся к нашим баранам – жертвенным. Ибо на сегодняшний матах выбрали трех здоровых, крупных баранов. Обычно в жертву приносят бычка, барана, петуха или голубя. Отбираются только особи мужского пола. И обязательно здоровые! Дары, как материальные, так и духовные, должны быть отборными и наилучшими, и, что немаловажно, от честного заработка. Когда закалывают бычка, его мясо раздают в 40 домов, мясо барана – в 7 домов, петуха – в 3 дома.

Наши три барана стояли в стороне, пока за закрытыми дверьми церкви шло освящение соли. Рано – еще не рассвело! – проходила главная часть обряда.

– Мы молились, – говорит отец Иосиф, – освящали соль. По причине согрешения Адама земля была проклята, и все стало порочным, поэтому, благословляя соль, мы освящаем ее. И животное, принимая соль, очищается ею. Соль благословляется в знак того, что это жертвенное животное отличается от подношения идолам.
После окончания молитвы освященную соль дали полизать ничего не подозревающим баранам. Потом трижды провели их вокруг церкви (если матах совершается во имя здоровья конкретного человека, то жертвенное животное обведут вокруг него). А потом… Потом быстро и технично произошло жертвоприношение. Приглашенный для этого человек (это обязательно должен быть мужчина!), прежде чем пустить кровь животных, тоже обратился к Богу и попросил прощения у барана…
Вариться мясо должно в воде и с солью, той самой, освященной.
– Порядок такой, – поясняет главный обрядовый повар, житель Шаумяна Саак, – в котел укладывается мясо (без всяких жиров и приправ), обильно посыпается освященной солью, затем заливают водой. И все!

Соль всегда имела особый смысл для армян. Даже христиане называли армян «солёными», так как при крещении в купель добавляется соль. Славяне тоже сохранили воспоминания о важности соли в оборотах «Хлеб-соль», «Не солоно хлебавши», «Пуд соли съесть». У древних египтян, греков и римлян соль тоже использовалась в жертвоприношениях: они заклинали богов солью и водой. А может, именно отсюда берет свое начало христианская святая вода и армянский матах?

Но мы снова отвлеклись, и только Саак внимательно следит за тем, чтоб сначала был огонь сильный (для этого заботливо подкладывали дрова в костер под котлами), а потом – не очень. Снимает пену, все время перемешивая мясо, перемещая куски снизу вверх. Хоть виду и не показывает, но волнуется. Это ведь не просто мясо, не просто праздничное пиршество – это матах! И готовить, и вкушать его надо благоговейно, с молитвой – если не вслух, так про себя...

И еще одно замечательное правило есть у обряда: матах должен быть съеден в тот же день, когда готовится. Ну, с этим проблем не было. В гости к церковной общине приехали и туапсинцы, и жители окрестных сел. Всех усадили за столы – и каждому Саак щедро наполнил миску бульоном и дымящимся мясом: «На здоровье!»