9 марта 2024

“Поезд Победы” снова приехал в Туапсе: это нужно видеть

“Туапсинские вести” побывали в первом в мире передвижном музее, осмотрели инсталляции и поговорили с посетителями

Фото: Надежда Погребняк, "Туапсинские вести"

В третий раз Туапсе встречает “Поезд Победы”. Проект, идея создания которого принадлежит творческой мастерской “Невский баталист”, начал свою работу осенью 2020 года. За это время передвижной музей посетили почти 900 тысяч человек.

В восьми экспозиционных вагонах — история, которую нельзя забыть. История стойкости советского народа, воспоминания и судьбы тех, кто приближал день Победы. Погрузиться в те далекие и тяжелые для страны дни помогает цифровой аудиогид – девушка-машинист по имени Лидия. Ее прототипом стала машинист Елена Чухнюк, которая в военные годы водила составы на фронт. Она, кстати, стала одной из первых железнодорожниц, удостоенных в годы ВОВ звания Героя Социалистического Труда. Ее рассказ с первых минут погружает в атмосферу тех нелегких и таких долгих 1418 дней Великой Отечественной войны.

Первый вагон-плацкарт. Полон людей, каждый из которых едет своим маршрутом. Вот моряки, вероятно, возвращаются домой, весело смеются и угощают случайную попутчицу чаем. Рядом рабочие играют в шахматы, а дальше — едет летчик со своей женой, может быть в отпуск. Кто-то везет велосипед, кто-то бидоны, кто-то печатную машинку. И никто из них не подозревает, что это, возможно, последние мирные дни, и совсем скоро министр иностранных дел СССР в радиоэфире сообщит о вероломном нападении фашистской Германии и объявит о начале Отечественной войны против агрессора. Судьбы всех пассажиров этого вагона навсегда изменит 22 июня 1941 года.

Фото: Надежда Погребняк, «Туапсинские вести»

И вот уже в обычной электричке на фронт едут вчерашние курсанты, рабочие, инженеры, колхозники. Молодые бойцы внимательно слушают командира, который объясняет как правильно заполнять именной медальон. Что их ждет впереди и вернутся ли обратно — не знает никто. 

Окопы битвы за Москву, защитники Брестской крепости. “Умираем не срамя” — эта надпись, найденная на кирпичах Цитадели, – эхо стойкости советских бойцов, первыми встретивших врага, стоявших до последнего вздоха.

Фото: Надежда Погребняк, «Туапсинские вести»

В следующем вагоне я еле сдерживаю слезы. Концлагерь. Место бесчеловечных опытов над людьми, издевательств, насилия, голода, тяжелейшего физического труда. Около 11 миллионов людей умерло в этих “фабриках смерти”. То, что происходило здесь, невозможно осмыслить, нельзя ничем и никогда оправдать. Идущие впереди меня школьники на мгновение застывают перед ящиком, в котором собрана обувь тех, кого отправили на смерть. На лицах мальчишек самые неподдельные эмоции, а я уже просто беззвучно плачу.

Фото: Надежда Погребняк, «Туапсинские вести»

Санитарный вагон — история военно-санитарных поездов, госпиталей на колесах. В них не только перевозили раненых и больных, но и проводили хирургические операции. В некоторых таких поездах даже размещали аптеки, где делали несложные лекарства. Подвиг военных врачей — на одной ступени с подвигом бойцов.

Фото: Надежда Погребняк, «Туапсинские вести»

“10 кругов рая” — так называли банно-прачечные поезда сами солдаты. Здесь можно было помыться, постираться, “прожарить” одежду от вшей. Зачастую такие поезда были единственной возможностью для бойцов привести себя в порядок за долгое время. Кстати, в одном из таких составов отмывали и командующего знаменитой немецкой 6-й армией, одного из авторов “Плана Барбаросса” фельдмаршала Фридриха Паулюса. Говорят, что париться в бане он не стал, просто мылся в душе.

Фото: Надежда Погребняк, «Туапсинские вести»

Строительство “Дороги Победы”, открытия и разработки советских ученых во время войны, история бронепоездов — обо всем этом можно узнать в экспозициях “Поезда Победы”. В прошлом году в состав добавили вагон, посвященный трем военным трибуналам над нацистами – Нюрнбергском, Токийском и Хабаровском судебных процессах. Честно признаюсь: пройти через весь поезд нелегко. И я вздыхаю с облегчением, когда попадаю в последний вагон, посвященный окончанию войны, Победе. Вот они, герои: солдаты, медсестры, моряки, едут с фронта домой. Четыре долгих года они ждали этого, а на вокзалах их будут встречать родные и любимые.

Фото: Надежда Погребняк, «Туапсинские вести»

Иду сдавать наушники, эмоции переполняют. Мальчишки-волонтеры спрашивают, все ли хорошо — видимо, выражение лица у меня еще то. Да, равнодушным проект точно никого не оставляет. Волонтеры рассказывают, что особенно благодарят люди в возрасте 30-45 лет, а вот школьникам зачастую не хватает еще большей интерактивности. 

На перрон выходит очередная группа старшеклассников, как выясняется — ученики 7 и 8 классов туапсинской школы № 3. Большая часть из них уже была на “Поезде Победы” в предыдущий приезд проекта, но в этом году решили снова пойти. Почему?

– Потому что проект важный и нужный, здесь можно реально понять, через что прошли и что чувствовали люди в то время, – отвечают школьники.

– В этом году у нас группа старшеклассников, огорчает только, что для посещения разрешены небольшие группы, очень хотелось бы, чтобы как можно больше детей смогли увидеть эти экспозиции, — говорит директор школы № 3 Наталья Травкина. – Это действительно уникальная возможность буквально из первых уст рассказчицы услышать о том, что происходило в годы войны, как жили люди. Узнать больше  об исторических событиях с помощью технологий. Проект очень нужный, масса впечатлений каждый раз. Спасибо авторам и организаторам за возможность увидеть все это.

Фото: Надежда Погребняк, «Туапсинские вести»

Ольга и Сергей Паисовы впервые пришли на “Поезд Победы”. Говорят, не могли не прийти – война забрала шестерых дедов, память о них супруги и их дети бережно хранят.

– Впечатление, конечно, до слез. Очень трогает. Практически через тебя проходит все, что видишь. Я как будто все пережила сама, – признается Ольга. – В нашей семье шестеро человек погибли на фронте, мои деды. Мы недавно узнали, что один из них похоронен в братской могиле под Геленджиком. Моя дочь приезжает туда по мере возможности, ухаживает за захоронением. Очень благодарны всем, кто не забывает историю. Хочется сказать нынешнему поколению — берегите мир, за который воевали наши родные, наши деды и прадеды. Если бы не они — нас бы не было. А благодаря им мы можем жить, радоваться, любить.

2 декабря 2025

 «Год открытых дверей на ТБТ»: продолжение – в 2026 году!

Об этом заявил директор терминала Павел Кузнецов во время новой встречи в «Гостиной ТБТ» в Молодёжном центре округа. В этот раз её участниками стали студенты ТСПК и ТГМТ

Фото: пресс-служба Туапсинского балкерного терминала

Напомним, главная цель «Года открытых дверей на ТБТ» – ближе познакомить туапсинцев с деятельностью одного из градообразующих предприятий порта Туапсе. В 2025 году туапсинские старшеклассники, студенты, волонтёры узнавали о работе производственного комплекса ТБТ, о специфике перевалки минеральных удобрений и о природоохранных проектах, о перспективах трудоустройства и профессионального роста специалистов. Встречи проходили и на самом предприятии, и в «Гостиной ТБТ» в молодёжном центре, где в неформальной обстановке молодёжь получала прямые и компетентные ответы на свои вопросы.

– Туапсинский балкерный терминал – единственный в России на Чёрном море, который специализируется на перевалке минеральных удобрений. Он был построен исходя из удобного географического положения и наличия транспортной инфраструктуры, обеспечивающей бесперебойную работу по выгрузке, кратковременному хранению и погрузке удобрений в режиме «24 на 7», то есть круглосуточно, – рассказал студенческой аудитории исполнительный директор ТБТ Павел Кузнецов. – Сегодня минеральные удобрения – один из самых востребованных продуктов во всём мировом пространстве, ведь от них напрямую зависит не только повышение урожая сельхозкультур, но и рост показателей животноводства.

Читать далее
7 ноября 2025

Россияне получили возможность сообщать об атаках беспилотников через мобильное приложение

Снимки дронов можно отправлять даже в ночное время

Мобильное приложение, с помощью которого можно сообщить об увиденных БПЛА, ракетах, взрывах, подозрительных объектах и ДРГ, разработали в Народном фронте. «РАДАР.НФ» на сегодняшний день является единственным мобильным приложением в России с такими функциями.

Скачать его можно на сайте Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию", а также в телеграм-боте и некоторых магазинах приложений. Более подробно здесь https://onf.ru/radar.

Читать далее
28 октября 2025

Год открытых дверей на ТБТ: сначала в гости, а потом и на работу

В «Гостиной ТБТ» на базе Молодёжного центра Туапсинского округа студенты встретились с исполнительным директором Туапсинского балкерного терминала Павлом Кузнецовым и получили ответы из первых рук на все свои вопросы

Фото: пресс-служба Туапсинского балкерного терминала

Туапсинский балкерный терминал по праву называют уникальным предприятием на Черноморском побережье. Круглогодичный порт с непрерывным режимом работы, расположенный практически в центре города, ТБТ стал единственным специализированным комплексом по перевалке минеральных удобрений на Юге России.

При этом терминал – большая отлаженная система и единый организм – одно из самых открытых предприятий в Туапсинском округе. О своей деятельности ТБТ подробно рассказывает в СМИ и соцсетях, а в рамках проекта «Год открытых дверей» на терминале проходят экскурсии, на которых жители города могут познакомиться с производственным процессом, как говорится, вживую.

Читать далее
10 октября 2025

Ожидание с фронта: одна, но не одинокая

Как живёт Альбина Варельджян, жена оператора БПЛА, пока муж на передовой

Патриотическая символика здесь уместна и естественна: между клумбами – флаги, старая «четвёрка» окрашена в цвета триколора

ДОМ, ГДЕ СЛЫШНО МОЛИТВУ
Неподалёку от сельской часовни во дворе Альбины бегает ручной козлёнок – рогатый, но ласковый, бережно щиплет за рукав. На лугу рядом – разномастное стадо, привычное к людям. Патриотическая символика здесь уместна и естественна: между клумбами – флаги, старая «четвёрка» окрашена в цвета триколора.

Хозяйка – загорелая, поджарая, с искристыми карими глазами. Две косы, повязка-бандана – и собранность человека, который научился жить в разлуке, не теряя достоинства.

Читать далее
3 октября 2025

Работа в порту ТБТ – гавань инноваций и трудовых традиций

Какие подходы к управлению персоналом применяются сегодня на предприятии портовой отрасли, мы узнали в беседе с директором по персоналу и административным вопросам ООО «ТБТ» Анной Гаврюшевой Туапсинский балкерный терминал – такая же «визитка» Туапсе, как и Чёрное море: с одной стороны – мощный комплекс транспортного узла Юга России по перевалке минеральных удобрений. С другой – поддержка социального развития региона, рабочие места для туапсинцев

– Анна Анатольевна, Туапсинский балкерный терминал – одно из крупных, значимых в масштабах региона и страны предприятий, на котором трудятся туапсинцы. Сколько человек работает на ТБТ, есть ли уже семейные трудовые династии?

– На сегодня в Туапсинском балкерном терминале работают 214 человек. За 22 года туапсинской истории предприятия успели сформироваться в коллективе и трудовые династии. Так, пятнадцать лет трудится на предприятии семья – Юрий и Валерия Канивец, десять лет – трудовой стаж на ТБТ Александра и Натальи Скориковых, с прошлого года на терминале вместе работают Иван и Анастасия Колисниченко. И это далеко не все: есть и примеры того, как приходят в коллектив дети сотрудников. Сегодня на предприятии работают отец и сын Дроздовы – вдохновлённый рассказами отца, Сергея Дроздова, решил связать судьбу с терминалом сын Эдуард. Стал родным коллектив и для Закара и Арсена Кочконян, для Андрея и Ивана Черновол, вместе с мамой Евгенией Черепок работает сын Дмитрий. Думаю, ряды семейных трудовых династий будут расти, ведь на нашем предприятии созданы все условия для качественной, интересной работы, а также для социальной поддержки сотрудников и их семей.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее