В соответствии с федеральными законами от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приказом Минприроды России от 1 декабря 2020 г. № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду», Законом Краснодарского края от 8 февраля 2024 г. № 5070-КЗ «О преобразовании поселений, входящих в состав муниципального образования Туапсинский район, путём их объединения и о наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа», Уставом муниципального образования Туапсинский муниципальный округ Краснодарского края постановляю:
1. Утвердить Положение о порядке организации и проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы на территории муниципального образования Туапсинский муниципальный округ Краснодарского края (приложение).
2. Постановление администрации муниципального образования Туапсинский район от 21 января 2022 г. № 46 «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы на территории муниципального образования Туапсинский район» признать утратившим силу.
3. Опубликовать настоящее постановление в средстве массовой информации Туапсинского муниципального округа – газете «Черноморье сегодня».
4. Разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации муниципального образования Туапсинский район в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации муниципального образования Туапсинский район Аксенова А.Ю.
6. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2025 г.
Глава
муниципального образования
Туапсинский район С.А. Бойко
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
постановлением администрации
муниципального образования Туапсинский район
от 16.12.2024 № 1552
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке организации и проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы на территории муниципального образования Туапсинский муниципальный округ Краснодарского края
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с федеральными законами от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»,
от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приказом Минприроды России от 1 декабря 2020 г. № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду», Законом Краснодарского края от 8 февраля 2024 г.
№ 5070-КЗ «О преобразовании поселений, входящих в состав муниципального образования Туапсинский район, путём их объединения и о наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа», Уставом муниципального образования Туапсинский муниципальный округ Краснодарского края и устанавливает порядок организации и проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы на территории муниципального образования Туапсинский муниципальный округ Краснодарского края (далее – общественные обсуждения).
Требование к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются приказом Минприроды России от 1 декабря 2020 г. № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду».
1.2. Положение реализует следующие законодательно закрепленные принципы:
соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение прав граждан на своевременное получение достоверной и полной информации о состоянии окружающей среды;
участие граждан в принятии решений, затрагивающих их право на благоприятную окружающую среду.
Предметом рассмотрения общественных обсуждений, проводимых в соответствии с настоящим Положением, являются проект технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду объекта экологической экспертизы, расположенного в пределах муниципального образования Туапсинский муниципальный округ Краснодарского края (далее – Туапсинский муниципальный округ), или предварительные материалы по оценке воздействия на окружающую среду объекта экологической экспертизы, расположенного в пределах Туапсинского муниципального округа, или объекта экологической экспертизы, расположенного в пределах Туапсинского муниципального округа, включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду.
1.3. Общественные обсуждения включают в себя:
1) информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, ее влиянии на окружающую среду, возможных экологических, социальных и экономических последствиях;
2) проведение предварительных консультаций заинтересованных сторон;
3) сбор, документирование, обобщение и анализ замечаний, предложений, поступивших по материалам общественных обсуждений;
4) проведение местного референдума, очного заседания в форме общественных слушаний или дистанционного взаимодействия с использованием Интернет-технологий, схода или опроса;
5) оформление материалов о проведении общественных обсуждений.
1.4. Общественные обсуждения на территории Туапсинского муниципального округа организует администрация Туапсинского муниципального округа (далее – Администрация).
1.5. Участниками общественных обсуждений являются:
1) заказчик – юридическое лицо, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, государственные органы власти, отвечающие за подготовку документации по намеченной деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности, и представляющие документацию по намеченной деятельности на экологическую экспертизу (далее – Заказчик);
2) исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду (далее – Исполнитель) – физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому Заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду;
3) общественные организации, объединения;
4) граждане;
5) представители органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Цель, задачи и принципы проведения общественных обсуждений
2.1. Цель проведения общественных обсуждений – выявление и учёт общественных предпочтений о возможности реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, ее экологических, социальных и экономических последствиях.
2.2. Общественные обсуждения проводятся для решения следующих задач:
1) информирование населения, представителей общественных объединений, органов власти о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее воздействии на окружающую среду;
2) определение наиболее значимых или спорных аспектов реализации, намечаемой хозяйственной и иной деятельности с целью учета их при разработке материалов оценки воздействия на окружающую среду;
3) оценка экологических рисков, социальных и экономических последствий в результате реализации намечаемой деятельности;
4) анализ полноты материалов оценки воздействия на окружающую среду и допустимости реализации проектных решений;
5) выявление и учёт общественных предпочтений по обсуждаемой проблеме с целью информирования органов власти при принятии решения о возможности реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории Туапсинского муниципального округа;
6) выработка предложений, направленных на снижение негативного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
7) снижение социальной напряжённости путём раннего выявления спорных вопросов.
2.3. Основными принципами проведения общественных обсуждений являются:
1) обеспечение равного права всех заинтересованных сторон на участие в общественных обсуждениях и волеизъявление по обсуждаемому вопросу.
В общественном обсуждении могут на равных условиях принимать участие и высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу:
граждане независимо от социальной, общественной, религиозной принадлежности, уровня образования и сферы профессиональной занятости, наличия регистрации на территории Туапсинского муниципального округа;
юридические лица (через своих представителей), вне зависимости от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и цели создания;
представители государственных органов и органов местного самоуправления;
2) прозрачность общественных обсуждений.
Прозрачность общественных обсуждений обеспечивается на всех этапах их проведения путем предоставления полной и достоверной информации о порядке их организации и проведения, объекте общественных обсуждений, поступивших замечаниях, предложениях и принятых на их основе решениях;
3) доступность материалов общественных обсуждений.
Обеспечение беспрепятственного ознакомления с полным объёмом материалов, вынесенных на общественные обсуждения для заинтересованной общественности;
4) предупредительный характер общественных обсуждений.
Предупредительный характер общественных обсуждений заключается в их проведении на самых ранних стадиях намечаемой деятельности до принятия решения о её реализации;
5) представительство участников общественных обсуждений.
Вовлечение в процесс обсуждения всех заинтересованных сторон (представителей органов государственной власти, Администрации, заказчика, разработчика проектной документации, привлеченных экспертов, природоохранных организаций, научной общественности и граждан, проживающих или действующих на территории, подвергаемой воздействию) является необходимым условием объективного, комплексного, профессионального и всестороннего обсуждения материалов, вынесенных на общественные обсуждения, и обеспечивает результативность их проведения.
2.4. Ответственность организаторов и участников общественных обсуждений за организацию и проведение общественных обсуждений, качество принятых решений.
Организаторы и участники общественных обсуждений несут административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края за нарушение порядка проведения общественных обсуждений, создания условий для развития социальной напряженности в обществе.
3. Порядок организации общественных обсуждений
3.1. Решение о проведении общественных обсуждений принимается Администрацией на основании уведомления Заказчика (Исполнителя) о проведении общественных обсуждений и оформляется правовым актом Администрации (далее – Правовой акт).
3.2. В целях организации проведения общественных обсуждений Заказчик (Исполнитель) подготавливает и направляет в Администрацию уведомление о проведении общественных обсуждений, в котором указывается:
1) Заказчик (Исполнитель) (наименование – для юридических лиц; фамилия, имя и отчество (при наличии) – для индивидуальных предпринимателей); основной государственный регистрационный номер (ОГРН) или основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП); индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; юридический или фактический адрес – для юридических лиц; адрес места жительства – для индивидуальных предпринимателей; контактная информация (телефон, адрес электронной почты (при наличии), факс (при наличии);
2) наименование, юридический или фактический адрес, контактная информация (телефон и адрес электронной почты (при наличии), факс (при наличии) органа местного самоуправления, ответственного за организацию общественных обсуждений;
3) наименование планируемой (намеченной) хозяйственной и иной деятельности;
4) цель планируемой (намеченной) хозяйственной деятельности;
5) предварительное место реализации, планируемой (намеченной) хозяйственной и иной деятельности;
6) планируемые сроки проведения оценки воздействия на окружающую среду;
7) место и сроки доступности объекта общественного обсуждения;
8) предполагаемая форма и срок проведения общественных обсуждений, в том числе форма представления замечаний и предложений (в случае проведения общественных обсуждений в форме общественных слушаний указывается дата, время, место проведения общественных обсуждений; в случае проведения общественных обсуждений в форме опроса указываются сроки проведения опроса, а также место размещения и сбора опросных листов (если оно отличается от места размещения объекта общественных обсуждений), в том числе в электронном виде);
9) контактные данные (телефон и адрес электронной почты (при наличии) ответственных лиц со стороны заявителя и органа местного самоуправления;
10) иная информация по желанию заявителя.
3.3. Документация, представляемая на общественные обсуждения:
1) техническое задание на оценку воздействия на окружающую среду (в случае принятия заявителем решения о его подготовке);
2) предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности.
Документация, представляемая на общественные обсуждения должна содержать сведения, предусмотренные приказом Минприроды России от
1 декабря 2020 г. № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду».
3.4. Правовой акт о проведении общественных обсуждений принимается со дня поступления уведомления Заказчика (Исполнителя) в Администрацию, в пределах срока, установленного действующим законодательством.
3.5. Длительность проведения общественных обсуждений по проекту Технического задания (в случае принятия заказчиком решения о проведении его общественного обсуждения) или по предварительным материалам оценки воздействия на окружающую среду в отношении планируемой деятельности (намеченной) хозяйственной и иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в случае если указанные объекты не соответствуют критериям, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I-III категорий, а также если такая деятельность не подлежит государственной экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» составляет – не менее 10 календарных дней с момента обеспечения доступа общественности к объекту общественных обсуждений (размещение объекта общественных обсуждений), по адресам, указанным в уведомлении.
3.6. Длительность проведения общественных обсуждений по предварительным материалам оценки воздействия на окружающую среду (или объекту экологической экспертизы, включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду) составляет – не менее 30 календарных дней с момента обеспечения доступа общественности к объекту общественных обсуждений (размещение объекта общественных обсуждений), по адресам, указанным в уведомлении (без учёта дней проведения общественных обсуждений).
3.7. Администрация может принимать решение об отказе в проведении общественных обсуждений, если:
1) уведомление подано лицом, не уполномоченным совершать действия такого рода;
2) реализация намечаемой хозяйственной или иной деятельности осуществляется вне территории Туапсинского муниципального округа и не оказывает воздействия на состояние его окружающей среды;
3) перечень и содержание сведений, представленных в уведомлении Заказчика (Исполнителя), не соответствуют требованиям настоящего Положения;
4) выявлена недостоверность данных, представленных в документах;
5) Заказчик (Исполнитель) представил неполный комплект документов, необходимых для проведения общественных обсуждений.
Администрация в течение 5 рабочих дней письменно уведомляет Заказчика (Исполнителя) об отказе в проведении общественных обсуждений с обоснованием отказа.
Заказчик (Исполнитель) вправе повторно обратиться с уведомлением о проведении общественных обсуждений после устранения ранее выявленных причин отказа.
В случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в проведении общественных обсуждений, Администрация по согласованию с Заказчиком (Исполнителем) определяет, с учётом степени потенциальной экологической опасности, намечаемой хозяйственной и иной деятельности, факторов ее неопределенности, социальной конфликтности и степени заинтересованности общественности форму общественных обсуждений, дату, время и место их проведения, срок и место доступности материалов объекта общественных обсуждений, адреса, в том числе электронные, по которым Администрацией и Заказчиком (Исполнителем) обеспечен приём замечаний и предложений общественности в течение срока общественных обсуждений.
Определение степени заинтересованности общественности осуществляется путем проведения консультаций с представителями общественности, гражданами и анализа ситуации на основе замечаний и предложений, поступающих от общественности.
3.8. Не позднее, чем за 3 календарных дня до начала планируемого общественного обсуждения по проекту технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду (в случае принятия Заказчиком (Исполнителем) решения о подготовке проекта технического задания) Заказчик (Исполнитель) публикует уведомление о проведении общественных обсуждений на своём официальном сайте (при его наличии), Администрация публикует уведомление о проведении общественных обсуждений предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду (или объекта экологической экспертизы, включая материалы оценки воздействия на окружающую среду):
1) на муниципальном уровне – на официальном сайте органа местного самоуправления, определенного в соответствии с пунктом 7.9.1 требований приказа Минприроды России от 1 декабря 2020 г. № 999
«Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду», или в случае его отсутствия – в официальном периодическом издании уполномоченного органа власти, зарегистрированном в качестве сетевого издания в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»;
2) на региональном уровне – на официальном сайте территориального органа Росприроднадзора и на официальном сайте органа Исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды (в случае его отсутствия – в официальном периодическом издании органа Исполнительной власти субъекта Российской Федерации (сайте официального периодического издания уполномоченного органа власти, зарегистрированном в качестве сетевого издания в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации») (в случае проведения оценки воздействия планируемой (намеченной) хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой является объектом государственной экологической экспертизы федерального или регионального уровня);
3) на федеральном уровне – на официальном сайте Росприроднадзора (в случае проведения оценки воздействия планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Заказчиком (Исполнителем) и Администрацией может осуществляться дополнительное информирование общественности путём распространения информации указанной в уведомлении, по радио, в периодической печати, через информационно-коммуникационную сеть «Интернет», а также иными способами, обеспечивающими распространение информации.
3.9. Для координации деятельности по организации общественных обсуждений, соблюдения Заказчиком (Исполнителем) установленных требований Администрация создаёт комиссию по подготовке и проведению общественных обсуждений (далее – Комиссия), а также вправе создать постоянно действующую Комиссию по организации и проведению общественных обсуждений на территории Туапсинского муниципального округа.
Комиссия осуществляет свою деятельность с момента принятия решения о её создании до момента передачи протокола общественных обсуждений Заказчику (Исполнителю).
В Комиссию входят представители Администрации и Заказчика (Исполнителя) (если Комиссия осуществляет свою деятельность на постоянной основе, представитель Заказчика (Исполнителя) участвует в его работе как приглашенное лицо).
Комиссия состоит из нечетного количества членов (не менее 5 человек).
Членами Комиссии могут быть только совершеннолетние граждане, постоянно проживающие на территории Краснодарского края.
Персональный состав и особенности функционирования Комиссии утверждается Правовым актом Администрации.
3.10. Комиссия обеспечивает:
1) разработку и утверждение перечня мероприятий по подготовке и проведению общественных обсуждений, программы проведения очного заседания с указанием рассматриваемых вопросов и сведений о докладчиках;
2) соблюдение Заказчиком (Исполнителем) требований по информированию общественности, в том числе законодательно определенных сроков и полноты материалов, предоставляемых для ознакомления заинтересованной общественности;
3) доступ заинтересованной общественности к объекту общественных обсуждений, а также содействие участникам общественных обсуждений в получении информации, необходимой им для получения чёткого и полного представления о намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
4) адресное приглашение отдельных участников: должностных лиц, специалистов, организаций, представителей общественности, в качестве экспертов общественных обсуждений;
5) сбор и документирование замечаний и предложений по объекту общественных обсуждений, подготовку ответов на поступившие вопросы, замечания и предложения от участников общественных обсуждений до момента проведения очного заседания общественных обсуждений (общественных слушаний или сходов граждан);
6) вынесение на обсуждение альтернативных мнений и проектов;
7) безопасность и общественный порядок во время проведения очных заседаний общественных обсуждений;
8) присутствие на очных заседаниях представителей органов власти, в компетенцию которых входит решение обсуждаемых проблем и информировании их об итогах общественных обсуждений;
9) регистрацию участников очного заседания общественных обсуждений, проводимых в форме общественных слушаний и сходов граждан;
10) ведение протокола.
Протокол общественных обсуждений (в случае проведения общественных обсуждений в форме общественных слушаний), оформляется в течение 5 рабочих дней после завершения общественных обсуждений Администрацией и подписывается членами Комиссии, в которую входят, в том числе представители Администрации, представители Заказчика (Исполнителя), представители общественности и в котором указывается:
1) объект общественных обсуждений;
2) способ информирования общественности о дате, месте и времени проведения общественных обсуждений;
3) место (в том числе по решению заказчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сроки доступности для общественности материалов по объекту общественного обсуждения, но не менее чем за 20 календарных дней до дня проведения общественных обсуждений и 10 календарных дней после дня проведения общественных обсуждений;
4) дата, время и место проведения общественных обсуждений;
5) общее количество участников общественных обсуждений;
6) вопросы, обсуждаемые на общественных обсуждениях;
7) предмет разногласий между общественностью и Заказчиком (Исполнителем) (в случае его наличия);
8) иная информация, детализирующая учёт общественного мнения.
3.11. Протокол общественных обсуждений (в случае проведения общественных обсуждений в форме опроса), который составляется Администрацией в течение 5 рабочих дней после окончания проведения опроса и подписывается членами Комиссии, в котором указываются:
1) объект общественных обсуждений;
2) формулировка вопроса (вопросов), предполагаемого (предполагаемых) при проведении опроса;
3) способ информирования общественности о сроках проведения опроса, месте размещения и сбора опросных листов, в том числе в электронном виде;
4) число полученных опросных листов;
5) число опросных листов, признанных недействительными (опросные листы, в которых отсутствуют позиция участника общественных обсуждений: ответы на поставленные вопросы и (или) замечания, предложения и комментарии в отношении объекта общественных обсуждений);
6) результаты опроса, включая дополнительные к поставленным вопросам позиции, замечания, предложения и комментарии, выявленные по объекту общественных обсуждений.
7) информирование об итогах общественных обсуждений всех заинтересованных общественных групп, органов власти.
К протоколу общественных обсуждений (в форме) опроса прилагаются опросные листы (заполняются и подписываются участником опроса по объекту общественных обсуждений, за исключением случаев проведения опроса в дистанционном формате, представителями Заказчика (Исполнителя) и Администрации в чёткой и ясной формулировке по существу выносимого на обсуждение вопроса, не допускающей возможности их неоднозначного толкования). Опросные листы содержат:
разъяснение о порядке заполнения;
дополнительное место для изложения в свободной форме позиции участника опроса по объекту общественных обсуждений (комментариев, замечаний и предложений), посредством сбора которых по адресу размещения объекта общественных обсуждений либо по иному адресу, указанному в уведомлении, а также по адресу электронной почты, указанному в уведомлении, осуществляется приём замечаний и предложений общественности в течение всего срока общественных обсуждений;
3.12. Порядок организации и проведения общественных обсуждений в форме референдума регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 г.
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Законом Краснодарского края от 23 июля 2003 г.
№ 606-КЗ «О референдумах в Краснодарском крае».
3.13. Организация и проведение схода граждан и опроса осуществляется в соответствии с Законом Краснодарского края от 7 июня 2004 г. № 717-КЗ
«О местном самоуправлении в Краснодарском крае».
3.14. Срок проведения общественных обсуждений определяется с момента размещения уведомления о проведении общественных обсуждений объекта экологической экспертизы, включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду на официальных сайтах федерального, регионального и муниципального уровней Заказчиком (Исполнителем) и Администрацией до момента завершения приёма и документирования замечаний и предложений, поступающих от общественности, после завершения очного заседания общественных обсуждений.
Перенос очного заседания общественных обсуждений на более поздний срок осуществляется на основании:
1) заявления Заказчика (Исполнителя);
2) выявленных нарушений процедуры информирования общественности;
3) информация о нарушениях процедуры общественных обсуждений, поступившая из органов прокуратуры.
3.15. Место проведения очного заседания общественных обсуждений определяется Комиссией с учётом требований, предъявляемым к месту проведения массовых мероприятий, доступности и необходимости обеспечения участия в нем всех желающих.
3.16. При организации общественных обсуждений запрещается:
1) подменять общественные обсуждения процедурой публичных слушаний;
2) размещать материалы объекта общественных обсуждений в ненадлежащих средствах массовой информации, не в полном объеме, содержащие неточности и недоработки;
3) указывать в информационном объявлении недостоверную информацию о месте, дате и времени проведения очного заседания общественных обсуждений, об адресе местонахождения материалов, предназначенных для ознакомления;
4) препятствовать доступу общественности к ознакомлению с материалами общественных обсуждений;
5) размещать материалы, предоставляемые для ознакомления заинтересованной общественности, в организациях, имеющих удаленный доступ и ограниченный (режимный) характер посещения;
6) назначать и проводить в один день общественные обсуждения по одному объекту общественных обсуждений в нескольких населенных пунктах;
7) назначать проведение общественных обсуждений в праздничные дни, в день выборов в органы власти, совмещать по месту и времени ведомственные (служебные) совещания и иные массовые мероприятия;
8) препятствовать доступу заинтересованной общественности в помещение, где проводятся заседания.
3.17. Комиссия в зависимости от экологической опасности намечаемой деятельности и степени заинтересованности общественности имеет право запрашивать у Заказчика (Исполнителя) дополнительные материалы и (или) документы по намечаемой деятельности, необходимые для проведения общественных обсуждений.
3.18. На общественных обсуждениях не допускается рассмотрение и принятие решений по вопросам, которые не являются предметом общественных обсуждений, которые не внесены в повестку дня и о которых не было заранее сообщено участникам общественных обсуждений.
3.19. Основанием для досрочного прекращения процедуры общественных обсуждений могут служить:
1) заявление Заказчика (Исполнителя) о прекращении процедуры общественных обсуждений;
2) уведомление Заказчика (Исполнителя) об изменении темы общественных обсуждений, названия материалов, представляемых на общественные обсуждения;
3) информация о нарушениях процедуры общественных обсуждений, поступившая из органов прокуратуры;
4) неустранимые в определённые законодательством сроки нарушения Заказчиком (Исполнителем) по информированию общественности: отсутствие предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду.
4. Порядок проведения общественных обсуждений
4.1. Комиссия разрабатывает проект регламента работы (порядок ведения) очного заседания, определяет председателя и секретаря заседания.
Программа очного заседания общественных обсуждений, проводимых в форме общественных слушаний или схода граждан, должна включать:
1) информирование участников о цели очного заседания, порядке его проведения и необходимости соблюдения требований по организации и проведению общественных обсуждений;
2) информирование участников о целях реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, об основных проектных характеристиках, результатах оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, включая расчеты ущерба окружающей среде от реализации намечаемой деятельности, с предоставлением картографического и иного наглядного материала, демонстрирующий размещение проектируемых объектов и их влияние на окружающую среду;
3) обсуждение целесообразности реализации намечаемой деятельности и возможных альтернатив;
4) обсуждения места размещения объекта и возможных альтернатив;
5) обсуждение основных проектных решений и возможных экологических последствий;
6) проведение голосования по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение, при проведении схода граждан;
7) подведение итогов заседания: признание их состоявшимися или не состоявшимися.
Регламент проведения общественных обсуждений в форме общественных слушаний или схода граждан утверждается участниками заседания и определяет общую его продолжительность, продолжительность основных докладов и выступлений участников.
4.2. Гражданин, желающий выступить на очном заседании общественных обсуждений, может заявить об этом в Комиссию (отсутствие предварительной регистрации не может являться основанием отказа в предоставлении возможности озвучить свою позицию по объекту общественных обсуждений на очном заседании).
4.3. Регистрация участников на общественных обсуждениях производится уполномоченными представителями Комиссии.
4.4. Участники очного заседания общественных обсуждений вправе использовать средства звуко- и видеозаписи для фиксации хода и результатов общественных обсуждений.
4.5. Общественные обсуждения, проводимые в форме общественных слушаний (схода граждан), ведёт председатель (заместитель председателя, либо иной член комиссии по поручению председателя) (далее – Председательствующий) заседания в соответствии с его программой (порядком ведения). Преимущественным правом выступления при обсуждении материалов обладают лица, заранее записавшиеся в список выступающих. После выступления следуют вопросы и ответы на них.
Председательствующий общественных обсуждений, проводимых с использованием средств дистанционного взаимодействия, предоставляет право выступления участникам общественных обсуждений, заявившим о своем желании выступить на заседании в ходе заседания с использованием средств видео-конференц-связи.
4.6. Организаторы общественных обсуждений, Председательствующий очного заседания обеспечивают порядок проведения и исполнение регламента заседания.
4.7. В зависимости от сложности и степени заинтересованности общественности в обсуждении материалов намечаемой хозяйственной и иной деятельности, по решению Комиссии и участников заседания с целью максимально полного определения позиций сторон очное заседание может проводиться с перерывом.
4.8. Внесение замечаний и предложений в протокол очного заседания общественных обсуждений осуществляется при условии озвучивания содержания предложений или предоставления их председателю или секретарю очного заседания в письменной форме.
4.9. Представители средств массовой информации допускаются в помещение, где проводится собрание, без каких-либо ограничений.
4.10. Участники очного заседания общественных обсуждений должны соблюдать регламент заседания (порядок ведения), не допускать криков, оскорблений, иных действий, мешающих обсуждению вынесенных вопросов.
В случае неоднократного нарушения этого требования по предложению Председательствующего очного заседания участники большинством голосов могут принять решение об удалении нарушителя или нарушителей из помещения, где оно проводится.
При невыполнении нарушителем решения участников очного заседания общественных обсуждений покинуть место его проведения, к нему могут быть применены принудительные меры, в соответствии с действующим законодательством в связи с нарушением порядка в общественном месте.
4.11. В случае нарушения требований к проведению общественных обсуждений, содержащихся в настоящем Положении, и признания общественных обсуждений несостоявшимися, Администрация принимает решение о дате и месте повторного очного заседания.
4.12. Участие в общественных обсуждениях, проводимых с использованием средств дистанционного взаимодействия, осуществляется заявительным порядком посредством направления запроса с использованием средств связи в адрес организаторов общественных обсуждений, информация о которых должна содержаться в публикации на официальных сайтах федерального, регионального и муниципального уровней.
5. Порядок документирования принятых решений, поступивших замечаний и предложений, и использования результатов общественных обсуждений
5.1. Основными документами общественных обсуждений являются:
1) обсуждаемый документ;
2) перечень поступивших вопросов, замечаний, предложений и ответы на них;
3) протокол общественных обсуждений с приложениями;
4) список изменений, внесённых в проект по результатам общественных обсуждений.
5.2. При проведении общественных обсуждений в форме общественных слушаний или схода граждан составляется протокол, в котором указываются:
1) дата и место проведения заседания;
2) наименование формы проведения общественных обсуждений;
3) количество присутствующих;
4) фамилия, имя, отчество Председательствующего и секретаря;
5) оценка соблюдения требований процедуры общественных обсуждений;
6) основные технические характеристики намечаемой хозяйственной и иной деятельности, вынесенные на обсуждение общественности;
7) заключение общественных обсуждений о допустимости (не допустимости) реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
8) позиции сторон и имеющиеся разногласия;
9) наличие альтернативных вариантов;
10) содержание выступлений, заключения экспертов;
11) предмет разногласия между общественностью и Заказчиком (Исполнителем), если таковой был выявлен;
12) результаты голосования (если оно проводилось) и принятые решения.
5.3. Неотъемлемой частью протокола очного заседания общественных обсуждений являются:
1) информационные публикации на официальных сайтах федерального, регионального и муниципального уровней.
2) регистрационные листы участников общественных обсуждений (в случае проведения общественных обсуждений в форме общественных слушаний) оформляемые в табличной форме и содержащие:
наименование объекта общественных обсуждений;
дату, место проведение общественных обсуждений;
регистрационный номер участника общественных обсуждений;
фамилию, имя, отчество (при наличии) участника общественных обсуждений;
адрес, телефон (для физических лиц – адрес места жительства и телефон, для представителей организаций – адрес места нахождения и телефон организации);
наименование организации (для представителей организаций);
подпись, согласие на обработку персональных данных (в случае проведения общественных обсуждений в дистанционном формате подписи отсутствуют);
3) журнал учёта замечаний и предложений общественности, в котором Администрацией совместно с Заказчиком (Исполнителем) фиксируются (начиная со дня размещения указанных материалов для общественности и в течение 10 календарных дней после окончания срока общественных обсуждений) все полученные замечания, предложения и комментарии общественности, в том числе в местах размещения объекта общественного обсуждения согласно уведомлению, содержащие:
титульный лист с указанием организаторов общественных обсуждений (Администрации, Заказчика (Исполнителя); наименование объекта общественных обсуждений; период ознакомления с материалами общественных обсуждений; места размещения объекта общественных обсуждений и журнала учёта замечаний и предложений общественности;
таблицу замечаний и предложений, в которой указываются: автор замечаний и предложений (для физических лиц – фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес, контактный телефон, адрес электронной почты (при наличии); для юридических лиц – наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), должность представителя организации, адрес электронной почты (при наличии); содержание замечания и предложения; обоснованный ответ Заказчика (Исполнителя) о принятии (учёте) или мотивированном отклонении с указанием номеров разделов объекта общественного обсуждения;
согласие на обработку персональных данных (подпись, в случае проведения обсуждений в дистанционном формате подписи отсутствуют);
дату и подпись с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии) лица, ответственного за ведение журнала.
4) перечень замечаний и предложений по объекту общественных обсуждений, поступивших до момента очного заседания и ответы на них;
5) перечень замечаний и предложений по объекту общественных обсуждений, поступивших после очного заседания и ответы на них;
6) список изменений, внесённых в проект по результатам общественных обсуждений.
5.4. Акты нарушений (например, препятствование в ознакомлении с материалами обсуждений и высказывании позиции по обсуждаемому вопросу, противодействие участию в очном заседании и т.п.), составленные и предоставленные общественностью в Комиссию за время проведения общественных обсуждений (при наличии).
5.5. Протокол общественных обсуждений (в случае проведения общественных обсуждений в форме общественных слушаний), который после завершения общественных обсуждений составляется Администрацией и подписывается членами Комиссии, представителем Заказчика (Исполнителя), представителем общественности и подлежит опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в течение 5 рабочих дней с момента проведения очного заседания. Каждый из подписантов вправе приложить к итоговому документу свое особое мнение.
5.6. Поступившие в ходе общественных обсуждений замечания и предложения учитываются Заказчиком (Исполнителем) при подготовке окончательного варианта проектных решений и материалов оценки воздействия на окружающую среду.
Заказчик (Исполнитель) осуществляет свод всех поступивших в ходе общественных обсуждений замечаний и предложений, подготавливает обоснование использования их для корректировки проектных решений и предварительного варианта материалов оценки воздействия на окружающую среду или мотивированный отказ в применении и обеспечивает их доступность для информирования общественности.
5.7. Принятие от граждан и общественных организаций (объединений) письменных замечаний и предложений в период до принятия решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, документирование этих предложений в приложениях к материалам по оценке воздействия на окружающую среду обеспечивается Заказчиком (Исполнителем) в течение
10 дней после проведения очного заседания общественных обсуждений.
5.8. Протокол проведения общественных обсуждений входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, представляемых на государственную экологическую экспертизу.
6. Финансирование общественных обсуждений
Финансирование расходов по организации и проведению общественных обсуждений осуществляется за счёт средств Заказчика (Исполнителя).
7. Административная ответственность за нарушение порядка проведения общественных обсуждений
За нарушение требований действующего законодательства в области проведения общественных обсуждений виновные лица несут административную ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами Краснодарского края.
8. Заключительные положения
8.1. Легитимными (состоявшимися) признаются общественные обсуждения, которые организованы и проведены с соблюдением норм действующего законодательства Российской Федерации, Краснодарского края и настоящего Положения.
8.2. Вопросы организации и проведения общественных обсуждений, не урегулированные настоящим Положением, определяются уполномоченными Комиссиями в соответствии с требованиями действующего законодательства.
8.3. Спорные вопросы по организации и проведению общественных обсуждений, порядку оформления или содержанию протокола очного заседания общественных обсуждений, проводимых в форме общественных слушаний или схода граждан, решаются в судебном порядке.
Начальник отдела промышленности, природопользования и охраны окружающей среды администрации муниципального образования Туапсинский район В.А. Расулова