Труженице тыла Любови Анисимовне Соболь в год 80-летия Победы исполнится сто лет. Почти половину из них проработала она в ведомственном детскому саду, который Туапсинский нефтеперерабатывающий завод открыл практически сразу после возвращения из эвакуации. Восстановление производства требовало решения не менее важной социальной задачи — заботы о детях заводчан.
НА ОГНЕННОЙ МАЛОЙ ЗЕМЛЕ
Любовь Соболь родилась в станице Григорьевской Северского района в 1925 году. Красавица и умница, она мечтала получить самую мирную и всегда нужную профессию — педагога. Но планам помешала война.
Летом 1942 года началась оккупация Кубани, и оставаться в родной станице комсомолке Любе было опасно. Пряталась, от одного селения к другому пробиралась к нашим.
К февралю 1943 года дошла до окрестностей Новороссийска, где шли ожесточённые бои с гитлеровскими захватчиками. Здесь проходил мощный оборонитель
ный рубеж врага «Голубая линия» — линия немецкой обороны протяжённостью 113 километров.
Но и этот рубеж был взят советскими войсками.
Был в этом и вклад семнадцатилетней Любы, которая рыла окопы, вместе с другими девушками переносила раненых на несколько километров от линии огня. Эти девчонки своими хрупкими руками спасали жизни бойцов, приближали Победу.
САД, ГДЕ РАСТЕТ БУДУЩЕЕ — ГОРОДА, ЗАВОДА, СТРАНЫ
После освобождения от фашистов Кубани Любовь Соболь все-таки исполнила свою мечту: поступила в педучилище в Краснодаре. Она окончила его с отличием, и в 1946 году была распределена в Туапсе.
Город был ещё в руинах, а сотрудники нефтезавода только возвращались из Туркмении, куда Туапсинский НПЗ был эвакуирован в годы Великой Отечественной войны. На прежнем месте было решено построить новое предприятие. Заводчане работали не покладая рук: возводились новые производственные мощности, одновременно строились объекты социальной инфраструктуры.
— Пока родители на работе, дети должны быть под присмотром — вот такую задачу ставило руководство завода, — вспоминает Любовь Анисимовна. — А ведь это были дети, которые наравне со взрослыми испытали все ужасы войны, голод, потери… Мне каждого хотелось обогреть, научить радоваться и мечтать.
Был мир, и это было главное! Люди уже жили мечтами о светлом будущем. Да и у родителей работа лучше спорится, если они спокойны, уверены, что их дети под присмотром, накормлены, здоровы. А вот с игрушками проблема была. Мы брали лоскутки, тесемочки, всё, что удавалось найти, и шили куклы, одежду для них. Я любила каждого ребёнка, и тогда, и всю жизнь, сколько работала с детьми заводчан.
Потом, спустя годы, первые воспитанники заводского детского сада будут вспоминать эти тряпичные куклы как самые любимые и красивые игрушки! А многие из них, кстати, потом пришли работать на завод.
— Детский сад не зря садом называется, — рассуждает Любовь Анисимовна. — Это место, где закладываются хрупкие, требующие большой заботы и любви ростки нашего будущего. Какие плоды они дадут потом? Как украсят мир? Все это в детском саду формируется.
В семье Любови Соболь все дети выросли тружениками. А внучка Виктория по стопам бабушки пошла — окончила педагогическое училище, университет, стала кандидатом психологических наук.
СВОЯ СТРОКА В ЛЕТОПИСИ ЗАВОДА
— Помню, с каким воодушевлением мама вернулась с экскурсии на современный нефтезавод, — говорит дочь Любови Соболь Зоя Стефановна. — С каким восторгом рассказывала, что увидела на заводе: такая мощь, такие технологии! Была просто потрясена и новыми цехами, и современными резервуарами.
А ведь во всем этом есть и частица ее труда: когда заводчане шли на смену — всегда были спокойны за своих детей, которые в это время были окружены вниманием и заботой в заводском детском саду.
Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Павел Кузнецов, исполнительный директор ТБТ: «Мы выполняем задачу,
поставленную президентом России Владимиром Путиным – увеличивать
экспорт несырьевых неэнергетических товаров. Это наша работа»
Фото: пресс-служба Туапсинского балкерного терминала
Фото: ru.freepik.com
Фото: t.me/mpr_kk