21 марта 2016

Время собирать камни

Перестраивая дом, житель с.Красное Илья Кривенкин нашел в фундаменте почти десяток надгробных камней с захоронений греков-переселенцев.
Откровенно, находки подобного рода всегда шокируют: с кладбища в принципе не принято ничего приносить в дом, а уж жить в доме на могильных плитах и вовсе как-то жутко. Впрочем, многое, что творилось во времена повального атеизма и отрицания, сегодня кажется жутким и кощунственным. Клубы в зданиях храмов, древние иконы – в качестве подпорок под телеги… Но, как гворится, пережили. И вот пришло время собирать камни – и впрямом, и в переносном смысле.
Директор туапсинского историко-краеведческого музея Ирина Банько рассказала нам, что найдены артефакты, относящиеся к середине позапрошлого века, когда шло массовое переселение разных народов на туапсинское побережье. «Это не просто находка, это – знак! – взволнованно говорила Ирина Викторовна. – До сих пор в нашей коллекции ничего подобного, относящегося к истории греков-переселенцев, не было! Все каменные тумбы – в идеальном состоянии, несмотря на то, что столько лет пролежали в земле, под тяжестью строения. Настоящий подарок к 70-летию нашего музея, которое мы отмечаем в этом году. И к Году Греции в России! Находка уже в музее – приезжайте посмотреть!»
Уникальную возможность стать первопроходцами по белым пятнам нашей туапсинской истории мы не упустили. Как говорится, по коням и вперед – в село Красное!

Загадки старого кладбища

Заехав по дороге за хозяином дома (ради такого случая его отпустили на час с работы), мы стали засыпать его вопросами прямо на ходу. И вот что рассказал нам Илья Кривенкин:
– Дом наш довольно-таки старый, построен сразу после войны. И вот решили мы его обновить, а фактически, перестроить. И когда дошли до веранды, в земле наткнулись на какие-то каменные глыбы, на которых оказались вырезанные православные кресты, цветы, какие-то надписи не на русском языке. Уж больно необычной формы были эти тумбы, напоминали надгробные памятники. Вот я и позвонил в наш музей, сообщил о находке. Приехали к нам почти сразу же, и оказалось, что это, действительно, важная находка.
А тем временем мы уже подходим к дому Ильи Кривенкина. Тут – полным ходом стройка! А во дворе лежат обломки каменного изваяния, на котором четко виднеются очертания креста.
– А этот вот рабочие, что тогда на стройке у нас были, разбили, – сожалеет хозяйка дома Елена Михайловна. – Собственно, о том, что в домах у местных жителей могут быть такие вот камни, мы знали и раньше. Старый клуб в селе стоял на таких же обелисках. Видимо, время было такое, культовые предметы использовать как фундамент. Что это за камни? Кто-то говорит, что фрагменты старой часовни, а кто-то считает, что принесли их со старого кладбища, с могил греков-переселенцев – их здесь раньше много было, и в нашем селе, и в Греческом. Но мы, когда узнали, на чем наш дом стоит, решили убрать – этим камням место в музее, а не в жилом доме. И ломать я рабочим не разрешила – грех это.
Осмотрев расколотый обелиск из песчаника, решили мы заглянуть на кладбище, что неподалеку. Иногда надписи на могильных плитах, имена и фамилии могут рассказать очень много, дать ответы на разные вопросы. Вот и пошли мы вчитываться в даты и фамилии. Правду сказать, ничего поначалу особенного, да и греческих фамилий не попалось. Как вдруг, уже за оградой, наполовину в земле перед нами возник вот такой обелиск из цельного камня с выбитой нишей, с резным православным крестом и великолепной розой! Да, скорее всего, это могильный памятник, только вот ни на какой могиле он не стоял! Видно, и его принесли так же сюда много десятилетий назад, да только не стал он краеугольным камнем какого-нибудь дома, вот и лежит себе, ждет разгадки своей тайны, покрытый нефритовой зеленью мха и истории. Трогать мы его не стали, пусть потом музейщики его в коллекцию добавят, ну или как-нибудь иначе распорядятся его судьбой – к таким вещам ведь отношение должно быть почтительным.

О чем говорят камни

– Мы сравнили найденные обелиски с другими видами традиционных греческих захоронений – они практически идентичны, – раскрывает тайны находки в Красном директор историко-краеведческого музея Ирина Банько. – Однозначно это – памятники с мест захоронений. Вот в каждом маленькая ниша, возле некоторых есть следы крепления дверцы. Для чего они? Возможно, туда ставили образок со свечой, а, может, ритуальную трапезу. Посмотрите, как четко видная надпись на греческом языке и парные даты. Но что интересно. Не одна пара, а несколько: 1860, 1889, 1909 и так далее. Что это? Годы жизни? Или же даты каких-то событий? На эти и другие вопросы мы сможем ответить только тогда, когда прочтем эти надписи. Я уже отправила фотографию в фелицинский музей в Краснодаре, там есть специалист по греческим переселенцам, причем сама гречанка. Так что, думаю, скоро мы узнаем, о чем говорят эти камни.
Может, они расскажут и о том, где было это захоронение? О людях, о ремеслах? Ведь, в самом деле, греческие фамилии встречаются все реже и реже у местных жителей. А ведь согласно Переписи населения 1887 года туапсинского побережья по численности проживания греки были на пятом месте после русских, казаков, армян и грузин. Зачем и как попали они сюда? Мы попробовали дать ответ на этот вопрос, покопавшись в краеведческих и музейных материалах.

На просэфхесте йа масс!

Так по-гречески звучит: «Помолитесь за нас!» И почему-то именно эта фраза попалась на глаза первой, когда я листала русско-греческий разговорник при подготовке этого материала. Совпадение? Или знак? Во всяком случае, не мешало бы побольше узнать о тех, кто жил на этой земле, строил, лелеял ее.
История Греции и России переплеталась не раз, пустив корни и дав ростки. Но меня интересовали не античные греки, основавшие колонию на нашем побережье. А те, кто прибыл сюда в середине позапрошлого века. Массовый исход греков из Турции был вызван ростом освободительного движения народов, находившихся в составе Османской империи, и приходился он на 60 – 70 годы девятнадцатого века. К тому времени завершилась Кавказская война, а из-за массового ухода горцев в Турцию российское правительство начало политику заселения Черноморского побережья жителями Средней полосы России (непривычные к горам и климату, мало кто из них остался здесь навсегда), а также беженцами из той же Турции. Вот такое великое переселение народов, которое встречалось, увы, в истории не раз.
Однако массово греки заселяли побережье Геленджика, Анапы, Сочи. Здесь они селились компактно, образуя греческие селения. В туапсинских окрестностях их было меньше.Вот так и в Вельяминовской станице появился греческий «микрорайон». Он как раз таки и приходился на территорию современных сел Греческое и Красное.
Дружелюбие и миролюбивый характер греков отмечали. Они говорили в основном на своем языке – русский язык учили мужчины, чтобы работать и вести торговлю. Природные и климатические условия туапсинского побережья были грекам близки, и они занялись выращиванием винограда и табака. Причем табак с нашей земли был высочайшего качества и шел на дорогие папиросы и сигары в отличие от краснодарского табака, шедшего в основном на более дешевую махорку.
Греки были православными, однако много из их фольклора было заимствовано и из язычества. Например, ребенку от сглаза вешали на нитке бусинку с глазком – от сглаза. Очень интересным был магический обряд вызывания дождя – хождение с «кушкудерей» – веником, наряженным как невеста, с ним обходили дворы. Судя по находке в Красном, среди греков были и великолепные умельцы-камнерезы.

Кали эпитихия!

А это по-гречески – пожелание удачи и здоровья. И, поверьте, мое обращение к греческому языку вызвано не только чисто филологическим интересом (очень красивый язык и достаточно легко изучается). Уж очень хочется прочесть то, что вырезано на каменных обелисках, найденных в Красном! Конечно, мне их пока не осилить. Но вдруг кто-то знает, помнит греческий язык, умеет на нем читать? Или просто помнит историю своего рода, своей семьи, переехавшей полтора столетия назад сюда и привнесший еще одну драгоценную краску в картину народов, живущих на туапсинском побережье? Откликнитесь! Может, мы напишем вместе новую страницу нашей общей истории?
А пока резные каменные обелиски на музейном дворе ждут своего часа. И, конечно, все их тайны читатели «Туапсинских вестей» узнают первыми.

19 апреля 2024

Священник из Туапсинского района получил право носить камилавку

Настоятель храма в поселке Октябрьский отец Алексий Тельнов, получил такое поощрение от епископа Сочинской и Туапсинской епархии Германа.

«Камилавка — головной убор в Православной церкви тёмно-синего, фиолетового или чёрного цветов, в виде расширяющегося кверху цилиндра. Право ношения камилавки - это богослужебная награда».

Такую награду вручают за усердное служение Православной церкви.

Читать далее

Били прутьями, морили голодом: в Лабинском районе родителей обвиняют в жестоком обращении с детьми

Прокуратура начала проверку, главе муниципалитета вынесено представление

Садистские методы воспитания к своим детям применяли жители одного из хуторов Лабинского района. Подростков, 11 и 15 лет периодически избивали железными прутьями, шлангами и просто кулаками. Детей унижали, не давали еду, запирали раздетыми в холодном подвале.

Такие издевательства продолжались целый год. Как объясняли 32-летняя мать и 41-летний отец, который одному из мальчиков приходится отчимом, все это было ради хорошей учебы. Один из подростков от такой жизни периодически сбегал из дома, не раз грозился самоубийством.

Читать далее

В Туапсинском районе открыли еще один пункт плетения масксетей

Новички-волонтеры в селе Тенгинка плетут уже вторую масксеть и ждут помощников.

В новом пункте плетения установлен станок, здесь учат подготавливать ленты, навыкам плетения.

«Пока у нас задействованы в работе 12 человек, - рассказали в администрации Тенгинского сельского поселения.

Читать далее

Кондратьев: объекты благоустройства выбрали уже 650 тысяч кубанцев

Губернатор Краснодарского края напомнил, что меньше двух недель осталось до завершения голосования по территориям для благоустройства по нацпроекту «Жилье и городская среда».

"Все районы края представили жителям проекты – это набережные, парки и скверы", - написал глава региона.

По его словам, проголосовали на данный момент уже свыше 650 тысяч жителей края.

Читать далее

Не ешьте эти продукты, если вам скоро вылетать

Если вам через несколько часов предстоит перелет – диетологи предупреждают о нескольких продуктах, которых лучше избегать. Это поможет сохранить отличное самочувствие в течение полета и после приземления.

Изображение: bestvietnam.ru

1) Фастфуд

Это и без того переваривается сложно. А на высоте 11 км ваш желудок не оценит такую ношу. Организм начнет активную борьбу с насыщенными жирами, что может вылиться в изжогу с диареей.

Читать далее