21 ноября 2016

Автомобили – солдаты

Так называли ГАЗы, ЗИСы и другие грузовики Великой Отечественной. В Туапсе одному из них есть памятник.

7

Туапсинцы уже привыкли к памятнику автомобилю, что на Сортировке. А вот гостей города всегда интересует – что это за машина и почему она здесь стоит? И не многие могут удовлетворить любопытство туристов.

– Эта машина действительно была в составе военной автоколонны, обслуживавшей войска в предгорьях Туапсе, – рассказывает председатель совета ветеранов локомотивного депо Валерий Власов. – В войну грузы стратегического назначения переправлялись через Гойтхский перевал. Это была своеобразная дорога жизни сражающегося Туапсе. Весной, летом и ранней осенью 1942 года через этот участок дороги, не занятый немцами, к Черному морю шла эвакуация предприятий и населения. Поэтому не случайно местом для установки памятника был выбран 248-й километр дороги Армавир – Лабинск – Майкоп – Туапсе.

А инициаторами установки памятника были тогда железнодорожники Александр Яровенко и Юрий Гетта. Тогда они вместе сделали все, чтобы в год 40-летия Победы «полуторка» торжественно «встала» на постамент на площади перед локомотивным депо.

У этой машины своя и послевоенная история. Валерий Власов рассказал, что ее водитель – туапсинец после того, как фашистов погнали на запад, работал на ней в «Водоканале», долго, до самой пенсии. Что интересно, пока он работал, и старенькая машина трудилась. Как только хозяин умер – и она заглохла. Некоторое время стояла во дворе заброшенной, постепенно превращаясь в хлам. Вот в таком виде ее нашли, отмыли, отреставрировали железнодорожники.

Краевед Александр Суслин рассказал «Туапсинским вестям» еще одну историю, связанную с этой машиной.

– В свое время фронтовики мне рассказывали об одной дерзкой «шутке», которую они совершили на такой же машине здесь, под Туапсе, – вспоминает Александр Федорович. – В октябре 1942 года фашисты, после взятия станции Хадыженск, Куринская, Навагинская самонадеянно двигались колонной по шоссе в сторону села Шаумян. Наши решили ошарашить немцев. На кабину машины закрепили станковый пулемет и выехали прямо навстречу двигающейся колонне войск немцев. Встреча состоялась неожиданно где-то в районе хутора Черненко. «Полуторка» подъехала довольно близко к немцам и пулеметчик открыл убийственный огонь по ним. Фашисты, идущие впереди колонны, были скошены вмиг, а остальные разбежались по придорожным ямам и канавам, а кто дал деру в лес.

А шофер лихо дал по газам, машина развернулась и на полном ходу помчалась обратно к своим. Немцы, очухавшись, увидели единственную уходящую машину и пыль столбом за ней. Стали стрелять по ней из всех видов орудий огонь, но было уже поздно. Извилистая горная дорога и растущий по обочинам лес укрыли смельчаков. Дело было сделано. Наши пехотинцы радовались: поубавили спесь у немцев…

– Не знаю, – говорит Александр Суслин, – эта или другая машина совершила тот дерзкий рейд. Но наша туапсинская «полуторка» стала памятником бесстрашным военным шоферам.

Отдельная история с маркой машины. Ветераны утверждают, что это ЗИС-5, кто-то говорит, что ГАЗ-АА. А на кузове нашего памятника четко видно- «Уралзис». Эти машины (кстати – трехтоннки, а не полуторки) выпускали в Миассе, и первые ушли на фронт в 1944 году, значит никак не могла эта машина воевать в Туапсе. Впрочем, все равно это памятник всем автомобилям-солдатам, машинам Победы…

2 декабря 2025

 «Год открытых дверей на ТБТ»: продолжение – в 2026 году!

Об этом заявил директор терминала Павел Кузнецов во время новой встречи в «Гостиной ТБТ» в Молодёжном центре округа. В этот раз её участниками стали студенты ТСПК и ТГМТ

Фото: пресс-служба Туапсинского балкерного терминала

Напомним, главная цель «Года открытых дверей на ТБТ» – ближе познакомить туапсинцев с деятельностью одного из градообразующих предприятий порта Туапсе. В 2025 году туапсинские старшеклассники, студенты, волонтёры узнавали о работе производственного комплекса ТБТ, о специфике перевалки минеральных удобрений и о природоохранных проектах, о перспективах трудоустройства и профессионального роста специалистов. Встречи проходили и на самом предприятии, и в «Гостиной ТБТ» в молодёжном центре, где в неформальной обстановке молодёжь получала прямые и компетентные ответы на свои вопросы.

– Туапсинский балкерный терминал – единственный в России на Чёрном море, который специализируется на перевалке минеральных удобрений. Он был построен исходя из удобного географического положения и наличия транспортной инфраструктуры, обеспечивающей бесперебойную работу по выгрузке, кратковременному хранению и погрузке удобрений в режиме «24 на 7», то есть круглосуточно, – рассказал студенческой аудитории исполнительный директор ТБТ Павел Кузнецов. – Сегодня минеральные удобрения – один из самых востребованных продуктов во всём мировом пространстве, ведь от них напрямую зависит не только повышение урожая сельхозкультур, но и рост показателей животноводства.

Читать далее
7 ноября 2025

Россияне получили возможность сообщать об атаках беспилотников через мобильное приложение

Снимки дронов можно отправлять даже в ночное время

Мобильное приложение, с помощью которого можно сообщить об увиденных БПЛА, ракетах, взрывах, подозрительных объектах и ДРГ, разработали в Народном фронте. «РАДАР.НФ» на сегодняшний день является единственным мобильным приложением в России с такими функциями.

Скачать его можно на сайте Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию", а также в телеграм-боте и некоторых магазинах приложений. Более подробно здесь https://onf.ru/radar.

Читать далее
28 октября 2025

Год открытых дверей на ТБТ: сначала в гости, а потом и на работу

В «Гостиной ТБТ» на базе Молодёжного центра Туапсинского округа студенты встретились с исполнительным директором Туапсинского балкерного терминала Павлом Кузнецовым и получили ответы из первых рук на все свои вопросы

Фото: пресс-служба Туапсинского балкерного терминала

Туапсинский балкерный терминал по праву называют уникальным предприятием на Черноморском побережье. Круглогодичный порт с непрерывным режимом работы, расположенный практически в центре города, ТБТ стал единственным специализированным комплексом по перевалке минеральных удобрений на Юге России.

При этом терминал – большая отлаженная система и единый организм – одно из самых открытых предприятий в Туапсинском округе. О своей деятельности ТБТ подробно рассказывает в СМИ и соцсетях, а в рамках проекта «Год открытых дверей» на терминале проходят экскурсии, на которых жители города могут познакомиться с производственным процессом, как говорится, вживую.

Читать далее
10 октября 2025

Ожидание с фронта: одна, но не одинокая

Как живёт Альбина Варельджян, жена оператора БПЛА, пока муж на передовой

Патриотическая символика здесь уместна и естественна: между клумбами – флаги, старая «четвёрка» окрашена в цвета триколора

ДОМ, ГДЕ СЛЫШНО МОЛИТВУ
Неподалёку от сельской часовни во дворе Альбины бегает ручной козлёнок – рогатый, но ласковый, бережно щиплет за рукав. На лугу рядом – разномастное стадо, привычное к людям. Патриотическая символика здесь уместна и естественна: между клумбами – флаги, старая «четвёрка» окрашена в цвета триколора.

Хозяйка – загорелая, поджарая, с искристыми карими глазами. Две косы, повязка-бандана – и собранность человека, который научился жить в разлуке, не теряя достоинства.

Читать далее
3 октября 2025

Работа в порту ТБТ – гавань инноваций и трудовых традиций

Какие подходы к управлению персоналом применяются сегодня на предприятии портовой отрасли, мы узнали в беседе с директором по персоналу и административным вопросам ООО «ТБТ» Анной Гаврюшевой Туапсинский балкерный терминал – такая же «визитка» Туапсе, как и Чёрное море: с одной стороны – мощный комплекс транспортного узла Юга России по перевалке минеральных удобрений. С другой – поддержка социального развития региона, рабочие места для туапсинцев

– Анна Анатольевна, Туапсинский балкерный терминал – одно из крупных, значимых в масштабах региона и страны предприятий, на котором трудятся туапсинцы. Сколько человек работает на ТБТ, есть ли уже семейные трудовые династии?

– На сегодня в Туапсинском балкерном терминале работают 214 человек. За 22 года туапсинской истории предприятия успели сформироваться в коллективе и трудовые династии. Так, пятнадцать лет трудится на предприятии семья – Юрий и Валерия Канивец, десять лет – трудовой стаж на ТБТ Александра и Натальи Скориковых, с прошлого года на терминале вместе работают Иван и Анастасия Колисниченко. И это далеко не все: есть и примеры того, как приходят в коллектив дети сотрудников. Сегодня на предприятии работают отец и сын Дроздовы – вдохновлённый рассказами отца, Сергея Дроздова, решил связать судьбу с терминалом сын Эдуард. Стал родным коллектив и для Закара и Арсена Кочконян, для Андрея и Ивана Черновол, вместе с мамой Евгенией Черепок работает сын Дмитрий. Думаю, ряды семейных трудовых династий будут расти, ведь на нашем предприятии созданы все условия для качественной, интересной работы, а также для социальной поддержки сотрудников и их семей.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее