Туапсинцы уже привыкли к памятнику автомобилю, что на Сортировке. А вот гостей города всегда интересует – что это за машина и почему она здесь стоит? И не многие могут удовлетворить любопытство туристов.
– Эта машина действительно была в составе военной автоколонны, обслуживавшей войска в предгорьях Туапсе, – рассказывает председатель совета ветеранов локомотивного депо Валерий Власов. – В войну грузы стратегического назначения переправлялись через Гойтхский перевал. Это была своеобразная дорога жизни сражающегося Туапсе. Весной, летом и ранней осенью 1942 года через этот участок дороги, не занятый немцами, к Черному морю шла эвакуация предприятий и населения. Поэтому не случайно местом для установки памятника был выбран 248-й километр дороги Армавир – Лабинск – Майкоп – Туапсе.
А инициаторами установки памятника были тогда железнодорожники Александр Яровенко и Юрий Гетта. Тогда они вместе сделали все, чтобы в год 40-летия Победы «полуторка» торжественно «встала» на постамент на площади перед локомотивным депо.
У этой машины своя и послевоенная история. Валерий Власов рассказал, что ее водитель – туапсинец после того, как фашистов погнали на запад, работал на ней в «Водоканале», долго, до самой пенсии. Что интересно, пока он работал, и старенькая машина трудилась. Как только хозяин умер – и она заглохла. Некоторое время стояла во дворе заброшенной, постепенно превращаясь в хлам. Вот в таком виде ее нашли, отмыли, отреставрировали железнодорожники.
Краевед Александр Суслин рассказал «Туапсинским вестям» еще одну историю, связанную с этой машиной.
– В свое время фронтовики мне рассказывали об одной дерзкой «шутке», которую они совершили на такой же машине здесь, под Туапсе, – вспоминает Александр Федорович. – В октябре 1942 года фашисты, после взятия станции Хадыженск, Куринская, Навагинская самонадеянно двигались колонной по шоссе в сторону села Шаумян. Наши решили ошарашить немцев. На кабину машины закрепили станковый пулемет и выехали прямо навстречу двигающейся колонне войск немцев. Встреча состоялась неожиданно где-то в районе хутора Черненко. «Полуторка» подъехала довольно близко к немцам и пулеметчик открыл убийственный огонь по ним. Фашисты, идущие впереди колонны, были скошены вмиг, а остальные разбежались по придорожным ямам и канавам, а кто дал деру в лес.
А шофер лихо дал по газам, машина развернулась и на полном ходу помчалась обратно к своим. Немцы, очухавшись, увидели единственную уходящую машину и пыль столбом за ней. Стали стрелять по ней из всех видов орудий огонь, но было уже поздно. Извилистая горная дорога и растущий по обочинам лес укрыли смельчаков. Дело было сделано. Наши пехотинцы радовались: поубавили спесь у немцев…
– Не знаю, – говорит Александр Суслин, – эта или другая машина совершила тот дерзкий рейд. Но наша туапсинская «полуторка» стала памятником бесстрашным военным шоферам.
Отдельная история с маркой машины. Ветераны утверждают, что это ЗИС-5, кто-то говорит, что ГАЗ-АА. А на кузове нашего памятника четко видно- «Уралзис». Эти машины (кстати – трехтоннки, а не полуторки) выпускали в Миассе, и первые ушли на фронт в 1944 году, значит никак не могла эта машина воевать в Туапсе. Впрочем, все равно это памятник всем автомобилям-солдатам, машинам Победы…