21 ноября 2016

Автомобили – солдаты

Так называли ГАЗы, ЗИСы и другие грузовики Великой Отечественной. В Туапсе одному из них есть памятник.

7

Туапсинцы уже привыкли к памятнику автомобилю, что на Сортировке. А вот гостей города всегда интересует – что это за машина и почему она здесь стоит? И не многие могут удовлетворить любопытство туристов.

– Эта машина действительно была в составе военной автоколонны, обслуживавшей войска в предгорьях Туапсе, – рассказывает председатель совета ветеранов локомотивного депо Валерий Власов. – В войну грузы стратегического назначения переправлялись через Гойтхский перевал. Это была своеобразная дорога жизни сражающегося Туапсе. Весной, летом и ранней осенью 1942 года через этот участок дороги, не занятый немцами, к Черному морю шла эвакуация предприятий и населения. Поэтому не случайно местом для установки памятника был выбран 248-й километр дороги Армавир – Лабинск – Майкоп – Туапсе.

А инициаторами установки памятника были тогда железнодорожники Александр Яровенко и Юрий Гетта. Тогда они вместе сделали все, чтобы в год 40-летия Победы «полуторка» торжественно «встала» на постамент на площади перед локомотивным депо.

У этой машины своя и послевоенная история. Валерий Власов рассказал, что ее водитель – туапсинец после того, как фашистов погнали на запад, работал на ней в «Водоканале», долго, до самой пенсии. Что интересно, пока он работал, и старенькая машина трудилась. Как только хозяин умер – и она заглохла. Некоторое время стояла во дворе заброшенной, постепенно превращаясь в хлам. Вот в таком виде ее нашли, отмыли, отреставрировали железнодорожники.

Краевед Александр Суслин рассказал «Туапсинским вестям» еще одну историю, связанную с этой машиной.

– В свое время фронтовики мне рассказывали об одной дерзкой «шутке», которую они совершили на такой же машине здесь, под Туапсе, – вспоминает Александр Федорович. – В октябре 1942 года фашисты, после взятия станции Хадыженск, Куринская, Навагинская самонадеянно двигались колонной по шоссе в сторону села Шаумян. Наши решили ошарашить немцев. На кабину машины закрепили станковый пулемет и выехали прямо навстречу двигающейся колонне войск немцев. Встреча состоялась неожиданно где-то в районе хутора Черненко. «Полуторка» подъехала довольно близко к немцам и пулеметчик открыл убийственный огонь по ним. Фашисты, идущие впереди колонны, были скошены вмиг, а остальные разбежались по придорожным ямам и канавам, а кто дал деру в лес.

А шофер лихо дал по газам, машина развернулась и на полном ходу помчалась обратно к своим. Немцы, очухавшись, увидели единственную уходящую машину и пыль столбом за ней. Стали стрелять по ней из всех видов орудий огонь, но было уже поздно. Извилистая горная дорога и растущий по обочинам лес укрыли смельчаков. Дело было сделано. Наши пехотинцы радовались: поубавили спесь у немцев…

– Не знаю, – говорит Александр Суслин, – эта или другая машина совершила тот дерзкий рейд. Но наша туапсинская «полуторка» стала памятником бесстрашным военным шоферам.

Отдельная история с маркой машины. Ветераны утверждают, что это ЗИС-5, кто-то говорит, что ГАЗ-АА. А на кузове нашего памятника четко видно- «Уралзис». Эти машины (кстати – трехтоннки, а не полуторки) выпускали в Миассе, и первые ушли на фронт в 1944 году, значит никак не могла эта машина воевать в Туапсе. Впрочем, все равно это памятник всем автомобилям-солдатам, машинам Победы…

20 мая 2025

Вкус моря: черноморская ставрида

Черноморская ставрида – вкусная и доступная рыба. Нежное мясо этой хищной рыбы легко готовится – жарить, запекать или гриль. Наши советы помогут быстро создать аппетитные блюда, включая сочный рецепт без чистки, даже на кухне в арендованной квартире.

Но сначала расскажем, где и как выбирать ставриду:

Чтобы блюдо получилось вкусным, важно выбрать свежую рыбу. Обращайте внимание на следующие признаки:
Запах: свежая ставрида пахнет морем с легким йодистым ароматом. Резкий запах – признак несвежести.
Глаза: должны быть прозрачными и слегка выпуклыми. Мутные или ввалившиеся глаза указывают на несвежую рыбу.
Жабры: ярко-красные или розовые. Коричневые или серые жабры – повод отказаться от покупки.
Чешуя: блестящая, плотно прилегает к телу. Кожа не должна быть липкой.
Упругость: нажмите на тушку пальцем – вмятина должна быстро исчезнуть.

Читать далее
19 мая 2025

В России предлагают полностью запретить провоз красной икры в ручной клади и багаже

По мнению главы Россельхознадзора, такой продукт может быть опасен для здоровья

Фото: freepik.com

Провоз любого количества красной икры в багаже и ручной клади нужно запретить. Так считает глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. По мнению чиновника, если хочется поесть икры, то это можно сделать, купив ее в магазинах или посетить регионы, где она добывается.

Чиновник отметил, что красная икра, которую вывозят частные лица, не проходит никакого санитарного контроля. Шанс отравиться ею или подхватить паразитов в разы выше. По словам Данкверта, на вывоз икры необходимо наложить такие же ограничения, какие действуют в других странах мира на провоз любых продуктов. 

Читать далее

Учения со стрельбами пройдут 19 мая в акватории Новороссийска

Планируется, что проведут их дважды: с 11 до 13 часов и с 21 до 23 часов

Фото: admnvrsk.ru

В акватории Новороссийска сегодня запретили плавать на сапах, гидроциклах и надувных матрасах. Все из-за учений со стрельбами, которые пройдут сегодня, 19 мая, с 11 до 13 часов и с 21 до 23 часов.

Администрация города-героя просит жителей сохранять спокойствие и следить за сообщениями СМИ, телевидения и радио.

Читать далее
15 мая 2025

Как сделать LADA Niva надёжнее: секрет в простоте

LADA Niva, она же ВАЗ-2121 или LADA 4×4, — культовый внедорожник, который с 1977 года доказывает свою живучесть в самых суровых условиях. Но многие владельцы, стремясь улучшить машину, невольно снижают её надёжность. Сегодня, 15 мая 2025 года, расскажем, как сохранить Ниву «ласточкой» на долгие годы. Главный совет — ничего не меняйте! Давайте разберёмся, как оставить Ниву в оригинале и сделать её ещё надёжнее.

Нива изначально создавалась как простой и надёжный внедорожник для деревенских дорог. Её конструкция — это проверенная временем классика: постоянный полный привод, блокировка дифференциала, несущий кузов и минимум электроники. Но многие владельцы начинают «улучшать» машину: ставят лифт-кит, огромные колёса, мощные бамперы или даже пытаются модернизировать двигатель. Это ошибка.

Большие колёса увеличивают нагрузку на трансмиссию, подвеску и двигатель, что приводит к быстрому износу. Лифт-кит меняет геометрию подвески, из-за чего Нива теряет устойчивость и чаще ломается. Нелепый тюнинг вроде установки «люстр» или тяжёлых обвесов увеличивает вес, снижая проходимость. А попытки форсировать двигатель 1,7 литра часто заканчиваются перегревом и поломками. Главное правило: оставьте Ниву в заводском состоянии. Она и без того справится с бездорожьем лучше многих современных кроссоверов.

Читать далее

Старый Mercedes W123 покорил прохожих: почему классика привлекает больше, чем современные люксовые авто

Стал свидетелем необычной сцены. Среди привычного потока машин выделялся старый Mercedes-Benz в кузове W123, выпущенный в 1970-х – начале 1980-х годов. Машина цвета слоновой кости, с люком и кожаным салоном, выглядела ухоженной, хотя и не идеальной: лёгкие следы времени на кузове лишь добавляли ей шарма. Чистый кузов, аккуратный салон, отсутствие нелепого тюнинга — этот автомобиль был практически в оригинальном состоянии. Но что меня поразило больше всего — реакция людей.

Каждые пять минут кто-то останавливался, чтобы сфотографировать этот W123. Некоторые даже делали селфи на его фоне. Я давно не видел, чтобы люди так интересовались автомобилями. Даже новые шикарные Mercedes, Rolls-Royce или Bentley не вызывали такого ажиотажа. Почему же старый «Мерс» привлёк столько внимания?

Mercedes W123 — это легенда. Этот кузов выпускался с 1976 по 1986 год и стал символом надёжности и качества. В 1980-х годах W123 был мечтой многих, а сегодня он вызывает ностальгию. Его угловатые формы, хромированные бамперы и классический дизайн — это как машина времени, которая переносит нас в эпоху, когда автомобили делали «на века». Владельцы W123 часто говорят, что эти машины могут проехать миллион километров при должном уходе, и это не преувеличение: в 2004 году таксист из Греции на W123 преодолел 4,6 миллиона километров!

Читать далее