Что ждут туристы, выбирая для отдыха Черное море? Конечно, само море и все, что с ним связано: пляжи, морские купания, горы вокруг, южные базары, – и… черноморскую рыбку! А вот с ней-то у нас пока и не очень. Лишь в продвинутых ресторанах, в сезонном меню, да в редких магазинчиках для своих туапсинцы счастливы «оторвать» недорого местную рыбку. И обидно стало новомихайловским морякам за имидж Туапсинской Ривьеры!

%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%8f-img_9865

В магазинах поселка Новомихайловского появилась продукция рыбной кулинарии. Рыбацкие котлеты, расстегаи с рыбой, пироги. И просто – жареная рыба всех сортов. Журналисты «Туапсинских вестей» пошли на запах…

Запах жареной рыбы привел нас в магазин «Черноморская рыбка». Их несколько в поселке, мы зашли в тот, что – на трассе, на выезде из Новомихайловского. И сразу увидели  – витринные шкафы, доверху набитые этой вкуснятиной.

– Да, – улыбается продавец Елена, – теперь мы  свежей, и жареной рыбкой торгуем! Первую продукцию выдали в октябре. Многие покупатели уже «разнюхали» вкуснятину.

К тому, чтобы самим перерабатывать свою продукцию, новомихайловские рыбаки шли давно. Еще на заре становления фирмы, после развала рыбколхоза, когда под флагом фирмы «Аквариум» объединились несколько рыболовецких станов, стало понятно, что одной ловлей рыбы не обойтись.

– Первые годы мы просто ловили рыбу, –рассказывает заместитель директора Олег Сидоров. – Мы только это и умели, ведь всю жизнь занимались рыбалкой. А скупщик приходит и говорит: «Возьму вашу рыбу (условно) за две копейки!» И что нам делать? Выбрасывать из принципа? Или отдавать улов за копейки?

Тогда-то они и задумались о том, как сохранять улов, и сохранять без ущерба качеству. Появились мощные холодильники, аппарат вакуумной упаковки и коптильная установка. Производство и торговля стала для них Америкой, которую они открывали.

– Никогда не забуду, как это было вначале: никто не знал о том, что мы делаем, торговля не шла. А наша рыба долго не хранится – нет же никаких консервантов, добавок. Как у дедов: не съешь за два-три дня – пропала! Промучились целый год. Зато сейчас все наши покупатели знают: если хочешь натуральной свежей копченой продукции – иди в «Черноморскую рыбку».

Не успели с копченой рыбой разобраться, а тут жареным запахло…

%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%8f-img_9870

– Признайтесь честно, – удивляются, спрашивают многие, – зачем вам возиться с жаркой рыбы? Это же новые вложения в оборудование, в открытие цеха, оформление документов, разрешений и тому подобное. Ну, ловили себе и ловили, ну приспособились сохранять  морской урожай. Живите спокойно!

Олег отвечает прямо, почти как Верещагин:

– А мне за наш Новомихайловский курорт обидно! В магазинах все «заморское»! А нашу рыбку попробовать туристу предложить? Турист ведь жарить не будет. Он бежит с моря – заглянул к нам, смотрит, свежая, еще с пылу с жару черноморская селедка! Это ж экзотика!

Олег уверен, что со временем его рыбная кулинария будет нарасхват. Так же, как сейчас нарасхват все, что они добывают в море. В пример приводит находчивых эстонцев. Они умудрились сделать бренд из …обыкновенного лука! Молодцы! Разработали туристический маршрут «Луковая дорога» и водят туристов по хуторам, возят по озерам, и все через призму горького овоща. Главное – как подать!

– Мы живем на Черном море, а черноморская рыбка даже как-то и не видна как бренд среди наших водопадов, дольменов, белых скал и других достопримечательностей. Уверен: хамса или селедка, выловленная в Черном море, должна быть в этом ряду.

Но Олег – не менеджер по туризму и не владелец турфирмы. Он – рыбак. Работяга. Предприниматель. Его дело вполне определенное. И то он интуитивно чувствует: сейчас нельзя довольствоваться малым.

– Расширяя ассортимент, осваивая новые виды продукции, мы можем не только занять определенные ниши на рынке, но и создать имидж району. Прибавить в палитру его красок еще одну, рыбную! А это всем на пользу!

Ну и конечно, особый расчет у рыбаков – на земляков, особенно зимой. Олег говорит, что никогда бы не затеял новое дело, если бы его к этому не подтолкнули сами новомихайловцы. Все чаще и чаще он стал слышать о том, что неплохо бы купить свеженькой жареной рыбы, что хотели бы покупатели видеть на прилавках и другую рыбную кулинарию – котлеты, пироги. В итоге – уговорили!

В селе Пляхо, в одном их своих фирменных магазинов, оборудовали цех, пригласили повара на работу, разработали рецептуру.

Но это на бумаге так просто. Только специальный жарочный шкаф (пароконвектомат), в котором можно и жарить, и тушить, и пироги печь, изготовленный по спецзаказу, стоит столько … Не одни сутки рыбакам надо в море проторчать. Но обошлись без кредитов, как всегда. И это в такое непростое финансовое время!

– Над рецептурой работали, – рассказывает повар Татьяна. – Сначала решили делать пироги рыбные закрытые. Но они почему-то не пошли. Сработала психология: не видно начинки! Опять же, начинка: перепробовали всю рыбу, которую ловим, и не каждая подошла. Вкуснее всего с сарганом и кефалью. Котлеты рыбные крутим из всего. А рыбацкие – особенные!– из мелко порубленной горбуши и кефали. А жарим все – что привезут с моря, то и идет.

 

В идеале Олег планирует настроить работу кулинарного цеха на заказ. Мечтает, чтоб все новомихайловцы и жители окрестных сел и поселков знали его телефон и просто звонили – что и когда они хотят получить.

Пожелаем рыбакам добрых уловов – а ну как начнут все к ужину заказывать жареную барабулю!