17 апреля 2017

Потомки гуннов

Раз, два, три, четыре …пять! Мы идем искать Гунайки! Нашли все, кроме третьей. А еще потрогали вулканические «бомбы», заглянули в бездонную пещеру, походили по «самолет-поляне». И познакомились с совершенно счастливыми людьми. Для супругов Тонаконян, как и еще для доброй сотни людей, решившихся жить в Гунайке, это село по-прежнему – центр Вселенной. Потому их связывают невидимые […]

Раз, два, три, четыре …пять! Мы идем искать Гунайки! Нашли все, кроме третьей. А еще потрогали вулканические «бомбы», заглянули в бездонную пещеру, походили по «самолет-поляне». И познакомились с совершенно счастливыми людьми.

Для супругов Тонаконян, как и еще для доброй сотни людей, решившихся жить в Гунайке, это село по-прежнему – центр Вселенной. Потому их связывают невидимые нити с их предками, которых когда-то приютила эта земля. Потому что и их дети, внуки, правнуки – где бы ни были! – все равно приедут сюда – рано или поздно.

Копия IMG_9194-2

В самом центре села Гунайка, что в 63 километрах от Туапсе, на развилке дорог стоит удивительный указатель. На нем указано, сколько километров от Гунайки до «остальных» столиц мира – Москвы, Берлина, Токио, естественно – Еревана, Вашингтона… И в этом – менталитет гунайцев, которые сами про себя говорят, что они потомки гуннов.

Центр Вселенной

Маленькое селение в пять улиц на самом деле знают и в Америке, и в Европе, и в разных концах России. А уж в Туапсинском районе – точно. Потому что практически каждый второй местный армянин имеет гунайские корни. Правда, Гунайка Гунайке рознь: есть Первая Гунайка, и Вторая, и Четвертая, и даже Пятая! А вот третьей мы так и не нашли.
Сейчас все Гунайки, кроме Четвертой, практически прекратили существование. И мы держим путь в нее, всеми силами сопротивляющуюся лесу и забвению.
Путь ведет вдоль извилистой реки Гунайки, которая до прихода в эти края русских именовалась Сеже. А жили здесь племена адыгов, которые в 60-х годах позапрошлого столетия сменили казачьи поселения – после того, как появился пост Гунайский, а потом и станица Гунайская.
– Известен факт, – рассказывал краевед Александр Суслин, – что казачье поселение не смогло адаптироваться в этих непростых местах. Поэтому сюда правительство пригласило на освоение земель греков, армян.

Потомки гуннов

– По-адыгейски, «гъуане» – дыра, отверстие в значении пещера, а «къо» – балка, долина, т.е. «гунайка» – долина пещер, – рассказывал нам Александр Суслин. – И в начале этой реки, там, откуда она вытекает из горы, есть бездонная пещера. Видимо, древние адыги поэтому обозначили одну из гор как «дыру». Сами гунайцы любят другую версию – что они потомки гуннов – «гоннако», кочевого народа из угров и сарматов, прибывших сюда в IV веке во время Великого переселения.
Но как Гунайка стала чисто армянским селом?
В конце 20-х греки начали массово уезжать на историческую родину. Пустующие дома заняли армяне. Спустя какое-то время греки вернулись, и вернувшиеся обосновались уже рядом, на хуторах. Так хутор Челялух превратился в Первую Гунайку, хутор Чяндар – во Вторую Гунайку.
– Говорят, до войны была и Третья Гунайка, –рассказывает уроженец хутора Челялух Карапет Чакрян, – но недолго. Когда я был маленьким, старики мне показывали поляну между Второй и Четвертой Гунайками – где была Третья. Но тогда уже там не оставалось ни фундаментов домов, ни каких-либо других признаков человека. Только память…
Сам Карапет Чакрян родился и вырос, как он говорит, в селе Первая Гунайка. Там он ходил в школу (его мама была учительницей). Все село – это родственники семьи Чакрян. Три брата были основателями рода. И хотя сейчас это хутор, где всего 16 дворов, каждую последнюю субботу августа сюда съезжаются выходцы из Первой Гунайки со всей страны. А вот Четвертая стала центром местной Вселенной.

Первый председатель

Расцвет Четвертой Гунайки пришелся на послевоенные годы. Жив и здравствует первый председатель селькома Согомон Аракелян. Он и сегодня может многое вспомнить из тех времен. Как на следующий день после свадьбы его нашел дальний родственник: в Гунайский сельсовет срочно требовался секретарь – человек, владеющий грамотой. Его, 18-летнего мальчишку, посадили в комнате, дали печати и даже не объяснили толком, как выдаются справки и какую печать куда ставить. Но уже через неделю он заправски «секретарил». Как через четыре года службы в армии вернулся в Гунайку и стал уже председателем. Как он старался сделать ее центром Вселенной! При нем впервые здесь зажглась лампочка Ильича и появились первые дороги. Причем, не кто-то наемный строил, все – сами, своими руками! Почему люди откликались? Да устали жить в грязи и в темноте, хотели лучшей доли, а сельская власть хотела того же.
Аракелян смог добиться, чтобы в Гунайке организовали отделение чайсовхоза! И все для того, чтобы земляки имели работу. «Люди тогда, в 1959 году шли в сельсовет: «Дай работу, председатель!» И он дал им эту работу, правда, для этого пришлось пробиться к первым лицам края. Так же, всем селом отстроили школу…

Были и бунты на Гунайке.

– Я не мог видеть, как женщины после работы на табачном поле буквально опухают, – рассказывает Согомон Аракелян. – Табак-то ядовитый! Вот и выписал невиданную ранее технику: агрегат для посадки табака. А люди, веками выращивающие табак вручную, не верили, что с ним можно так запросто. Да и как будет с оплатой, если вместо сотни женщин будет работать один этот агрегат? Вот женщины и взбунтовались… Я уперся: «Вручную сажать не дам!» А чтоб успокоить колхозниц, зарплату женщинам оставили прежнюю.
Вот так на Гунайке внедрялась механизация…
Именно тогда, в 50-е годы на несколько лет расцвела и Пятая Гунайка. «Пятой» Новое Урочище недалеко от Четвертой назвали сами местные жители. Этот посёлок появился в конце 50-х специально для лесорубов. Вырубки ушли уж очень далеко в горы, жизнь селения начала замирать. Люди начали переселяться в соседнюю, Четвертую Гунайку. Окончательно посёлок был заброшен в начале 70-х. Сегодня от нее осталось около двадцати холмиков в лесу – это остатки фундаментов домов.

Открытия и легенды

Дорога на Гунайку много видела! В годы войны по ней ездили немецкие мотоциклы, перегоняли скот. Пытались даже перегнать местное население в сторону Апшеронска. Гнали-гнали колонну людей, а потом махнули рукой – идите, куда хотите! В годы войны Гунайка была под немцами, но абсолютно пустой – все жители ушли в горы.

– Старые сельчане по сей день называют длинную полосу вдоль грунтовой дороги «самолет-поляна», – рассказывает руководитель Туапсинского филиала «Кубанский плацдарм» Алексей Кривопустов. – Это малоизвестный в истории факт. Он не упоминался в военной литературе и мемуарах, в сводках. Скрытый в горах, в долине реки Гунайка осенью 1942 года немцами был построен аэродром. Он действовал – единственный аэродром в этой горной части Кавказа.
Главной достопримечательностью Гунайки, кроме удивительных лесных красот и грибных мест, является, конечно же, та самая бездонная пещера у истоков реки Гунайка.

– При мне лесорубы сколько ни кидали туда камень или даже железяку, ни разу не слышали, чтобы предметы достигли дна, – рассказывает краевед Александр Суслин. – Никто не знает, сколько метров глубиной эта «дыра», никто ее не исследовал.
Вторая – водопад у истоков той же реки. Он находится за хутором Котловина, который сегодня закрыт шлагбаумом и объявлен частной территорией. Впрочем, любопытных туристов это не останавливает, они смело идут вдоль реки и любуются 7-ми метровым водопадом. И еще десятком поменьше.
Недалеко от УЗК – это поселочек после Октябрьского, по пути к нашим Гунайкам, гуляя вдоль реки, можно наткнуться на вулканические «бомбы». Так называются огромные камни-валуны. Их видно с дороги.
Известна Гунайка в крае и благодаря своей извилистой и трудной 16-километровой трассе. На этой грунтовой дороге постоянно проходят этапы краевых ралли по горным гонкам.

Корова в каждом доме

Зато в каждом доме, в отличие от тех, первых, переселенцев, держат корову, кур, прочую живность, так или иначе помогающую выжить.
Стучимся в дом, в загоне возле которого гуляют телята этого года. Здесь живут Тигран и Манушак Тонаконян и их взрослый сын с семьей.

– Мы и мечтали жить в таком месте, – рассказывает Манушак. – Хотели заниматься сельским хозяйством. Вот уже почти сорок лет возделываем эту землю.
Прямо во дворе – еще недокопанная грядка (грядище!), лопата воткнута в землю. («Здесь у меня во-о-т такие баклажаны растут!» – говорит хозяйка). За двором – поле картошки. Всей семьей сажали. – Там будут огурцы и помидоры.
Все здесь родит! Когда-то здесь были плодоовощные совхозы, и помидоры, говорят, росли величиной с головку маленького ребенка.
Манушак и Тигран оформили землю под личное подсобное хозяйство. И это, в отличие от других селян, которые держат скотину по-старинке, без оформления, дает им преимущества. В прошлом году все их шесть коров отелились, и на каждого теленка они получили субсидию. В Туапсинском районе работает программа по субсидированию ЛПХ, и Тонаконяны испытали это на себе. В этом году история повторяется. Те же шесть коров принесли новый приплод. И снова они оформят документы на субсидию.
Кроме коров – еще и куры, утки. И теплицы. А когда сыновья летом свозят в этот большой двор внуков и внучек, то повернуться некогда.

– Но это и счастье, – говорит Манушак. – Внуки-то и дело бегают ко мне: «Бабуля! Дай мадзун!» Где в городе они выпьют парного молока? Откуда будут знать вкус настоящего сыра? А с другой стороны, мы их тоже приучаем трудиться на земле.

И «скелет динозавра»

Четвертая Гунайка сегодня опустела, перестала быть местным райцентром. «Потомки гуннов» рвутся в город, другие столицы мира и добиваются там многого. А брошенные полуразрушенные дома – как укор тем, кто хочет жить вдали от цивилизации. Впрочем, электричество здесь проведено. Периодически даже бывает интернет и спутниковое телевидение с сотовой связью. Ломается все это часто, а мастеров, по словам местных жителей, не дозовешься. Один продуктовый киоск, один фельдшер, один почтальон. Пожалуй, это вся инфраструктура. Да! Автобус сюда ходит утром и вечером.

Но факт и то, что никакой деятельной жизни типа производства, там нет. Совершенно сюрреалистически стоят проросшие молодыми деревьями, как большой травой, бывшие совхозные фермы (со стороны они похожи на скелет динозавра). Нет-нет, в лесу застрекочет трактор лесоруба. Лес здесь по-прежнему рубят, но поди разбери – законно или нет? И все же для доброй сотни людей, решившихся жить в Гунайке, это село по-прежнему – центр Вселенной. Потому их связывают невидимые нити с их предками, которых когда-то приютила эта земля. Потому что и их дети, внуки, правнуки – где бы ни были! – все равно приедут сюда – рано или поздно.

7 декабря 2025

Миссия «архангелов»

Туапсинский округ во второй раз принимал участников инструкторского курса по оказанию первой помощи

Фото: Эльмира Эвладова

Если кто-то из туапсинцев в середине ноября оказался бы в районе заброшенного лагеря близ Лермонтово, то мог стать свидетелем очень важного события. А именно – финального этапа курса по оказанию первой помощи для инструкторов, который вот уже в пятый раз организовывает Центр тактической подготовки «Архангел» совместно с Народным фронтом в Краснодарском крае.

Туапсинский округ принимает «архангелов», как они сами себя называют, уже во второй раз. Осенью прошлого года село Лермонтово стало площадкой для проведения самых первых учений по оказанию первой помощи, которые провел ЦТП «Архангел». Как оказалось, выбранная локация идеально подошла для того, чтобы волонтеры могли применить все полученные на курсе знания и отработать умения на практике. И вот снова в ноябре, в заброшенном детском лагере 32 активиста «Молодежки Народного фронта» из 20 регионов России учились спасать жизни.

Читать далее
2 декабря 2025

 «Год открытых дверей на ТБТ»: продолжение – в 2026 году!

Об этом заявил директор терминала Павел Кузнецов во время новой встречи в «Гостиной ТБТ» в Молодёжном центре округа. В этот раз её участниками стали студенты ТСПК и ТГМТ

Фото: пресс-служба Туапсинского балкерного терминала

Напомним, главная цель «Года открытых дверей на ТБТ» – ближе познакомить туапсинцев с деятельностью одного из градообразующих предприятий порта Туапсе. В 2025 году туапсинские старшеклассники, студенты, волонтёры узнавали о работе производственного комплекса ТБТ, о специфике перевалки минеральных удобрений и о природоохранных проектах, о перспективах трудоустройства и профессионального роста специалистов. Встречи проходили и на самом предприятии, и в «Гостиной ТБТ» в молодёжном центре, где в неформальной обстановке молодёжь получала прямые и компетентные ответы на свои вопросы.

– Туапсинский балкерный терминал – единственный в России на Чёрном море, который специализируется на перевалке минеральных удобрений. Он был построен исходя из удобного географического положения и наличия транспортной инфраструктуры, обеспечивающей бесперебойную работу по выгрузке, кратковременному хранению и погрузке удобрений в режиме «24 на 7», то есть круглосуточно, – рассказал студенческой аудитории исполнительный директор ТБТ Павел Кузнецов. – Сегодня минеральные удобрения – один из самых востребованных продуктов во всём мировом пространстве, ведь от них напрямую зависит не только повышение урожая сельхозкультур, но и рост показателей животноводства.

Читать далее
7 ноября 2025

Россияне получили возможность сообщать об атаках беспилотников через мобильное приложение

Снимки дронов можно отправлять даже в ночное время

Мобильное приложение, с помощью которого можно сообщить об увиденных БПЛА, ракетах, взрывах, подозрительных объектах и ДРГ, разработали в Народном фронте. «РАДАР.НФ» на сегодняшний день является единственным мобильным приложением в России с такими функциями.

Скачать его можно на сайте Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию", а также в телеграм-боте и некоторых магазинах приложений. Более подробно здесь https://onf.ru/radar.

Читать далее
28 октября 2025

Год открытых дверей на ТБТ: сначала в гости, а потом и на работу

В «Гостиной ТБТ» на базе Молодёжного центра Туапсинского округа студенты встретились с исполнительным директором Туапсинского балкерного терминала Павлом Кузнецовым и получили ответы из первых рук на все свои вопросы

Фото: пресс-служба Туапсинского балкерного терминала

Туапсинский балкерный терминал по праву называют уникальным предприятием на Черноморском побережье. Круглогодичный порт с непрерывным режимом работы, расположенный практически в центре города, ТБТ стал единственным специализированным комплексом по перевалке минеральных удобрений на Юге России.

При этом терминал – большая отлаженная система и единый организм – одно из самых открытых предприятий в Туапсинском округе. О своей деятельности ТБТ подробно рассказывает в СМИ и соцсетях, а в рамках проекта «Год открытых дверей» на терминале проходят экскурсии, на которых жители города могут познакомиться с производственным процессом, как говорится, вживую.

Читать далее
10 октября 2025

Ожидание с фронта: одна, но не одинокая

Как живёт Альбина Варельджян, жена оператора БПЛА, пока муж на передовой

Патриотическая символика здесь уместна и естественна: между клумбами – флаги, старая «четвёрка» окрашена в цвета триколора

ДОМ, ГДЕ СЛЫШНО МОЛИТВУ
Неподалёку от сельской часовни во дворе Альбины бегает ручной козлёнок – рогатый, но ласковый, бережно щиплет за рукав. На лугу рядом – разномастное стадо, привычное к людям. Патриотическая символика здесь уместна и естественна: между клумбами – флаги, старая «четвёрка» окрашена в цвета триколора.

Хозяйка – загорелая, поджарая, с искристыми карими глазами. Две косы, повязка-бандана – и собранность человека, который научился жить в разлуке, не теряя достоинства.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее