27 ноября 2017

Паровоз времени

Пятьдесят лет назад туапсинские железнодорожники постановили: быть музею локомотивного депо! Именно тогда паровоз «Победа» («лебедянка», «лебедь» – у него названий много) начал уступать свое первенство на дороге электровозам. Но сегодня он снова – первый! Первый встречает посетителей музея. И символично уносит их на своих парах в прошлое. Модель легендарного паровоза «Победа» – первый экспонат, который […]

Пятьдесят лет назад туапсинские железнодорожники постановили: быть музею локомотивного депо! Именно тогда паровоз «Победа» («лебедянка», «лебедь» – у него названий много) начал уступать свое первенство на дороге электровозам. Но сегодня он снова – первый! Первый встречает посетителей музея. И символично уносит их на своих парах в прошлое.

Модель легендарного паровоза «Победа» – первый экспонат, который встречает посетителей.

– Он символично унесет нас в прошлое, – говорит смотритель музея, почетный железнодорожник, машинист Евгений Юсов (заглавное фото).

Как и у всех остальных экспонатов музея, у паровоза своя история. Детище войны, в Туапсе он пришел уже в пятидесятые годы. А ровно 60 лет назад у нас электрифицировали первый участок, и «Победа» уступила рельсы электровозам.
Здесь каждая вещь, каждая фотография имеет свою историю и биографию – такую же богатую, как биография владельца.

– Наверное, и я подарю музею свой осмотровый молоток, – говорит ветеран железной дороги Владимир Гринюк. – Я начинал со слесаря, а ушел на пенсию начальником локомотивного депо. Пятьдесят лет здесь отработал! И с инструментами не расставался – начальник все сам должен контролировать. А это такой молоток «волшебный», что по стуку можно определить, ослаблена гайка или нет. Мне его на заказ делали, а хромировал его я сам…

Александр Плужников проработал в депо мастером автоматного цеха даже чуть больше – 51 год! Он придирчиво разглядывает разные экспонаты. А вот у фотографии растрогался:

– Это ж наша молодость! Помню, как первые электровозы встречали. С оркестром! Митинг был!
Евгений Юсов показывает фотографии паровозов, на которых работал еще его отец. А вот и его первые локомотивы.

Среди раритетов – осмотровые фонари стрелочников начала прошлого века, специальные эмблемы, которые были на каждом локомотиве, на каждом вагоне, технические наставления машинистам почти столетней давности.

– Мы по крупицам собирали фотографии, документы, – рассказывает Евгений Юсов. – Тогда, пятьдесят лет назад очень нам помогли машинисты-фронтовики Виктор Зяблинцев, Николай Поздняков, Дмитрий Манец. Представляете, художник-оформитель Лев Гвоздев от руки печатными буквами писал стенды!

А несколько лет назад решили расширить экспозицию, отреставрировать музей, сделать его современным. Кинули клич по ветеранам, по всем железнодорожникам, у кого дома остались фотографии, документы. И понесли в музей раритеты!
Художник-оформитель Александр Стеблецкий разыскал и фото первого стойла для двух паровозов, и планерки с первым начальником депо – и не важно, что планерка прямо на улице, а рабочие сидят почти на земле полукругом, и половина из них – женщины.

Раскопал Александр Стеблецкий и номер «Туапсинских вестей», а тогда «Красного маяка», с объявлением, что требуются рабочие руки: «Большой спрос на рабочие руки на железной дороге», – писала газета. А депо называлось «Черноморка».

24 стенда с фотографиями, документы, вещи, экспозиции о военных годах, о послевоенных трудовых буднях, о сегодняшнем дне. Старинные фонари, атрибуты проводников, инструменты, символы, которые были на локомотивах.

Поколение тех, кто сейчас водит по музею молодежь, тогда в середине 60-х, только-только пришло в депо.

– Когда музей только начали создавать, – говорит Евгений Юсов, – упор делали на военные годы. В годы войны наши железнодорожники творили чудеса. Мой отец на фронте возглавлял колонну паровозов. А здесь, в тылу, многих мужчин заменили женщины. Был даже призыв партии: «Женщины – на паровоз!».

Конечно, мы тогда и не думали, что и нашему «периоду» будет посвящена экспозиция, просто работали – и все. А сейчас это стенд о комсомольско-молодежной колонне, которая стала настоящей кузницей кадров. Юрий Гетта, Александр Яровенко – они машинисты этой колонны.

Современные стенды – о новых локомотивах, что пришли в депо на смену старым паровозам, о возрождении сверхтяжелых рейсов, о строительстве Олимпиады в Сочи, о Сапсанах, Ласточках…
История продолжается! Выйдешь из музея – и увидишь чудо: супермощный, суперсовременный локомотив «Князь Владимир». Его только-только пригнали с завода. Локомотивному депо Туапсе оказана честь обкатать его. Вот наши машинисты через день и гоняют «князя» то в сторону Белоречки, то в Краснодар. Но скоро и это станет историей.

2 декабря 2025

 «Год открытых дверей на ТБТ»: продолжение – в 2026 году!

Об этом заявил директор терминала Павел Кузнецов во время новой встречи в «Гостиной ТБТ» в Молодёжном центре округа. В этот раз её участниками стали студенты ТСПК и ТГМТ

Фото: пресс-служба Туапсинского балкерного терминала

Напомним, главная цель «Года открытых дверей на ТБТ» – ближе познакомить туапсинцев с деятельностью одного из градообразующих предприятий порта Туапсе. В 2025 году туапсинские старшеклассники, студенты, волонтёры узнавали о работе производственного комплекса ТБТ, о специфике перевалки минеральных удобрений и о природоохранных проектах, о перспективах трудоустройства и профессионального роста специалистов. Встречи проходили и на самом предприятии, и в «Гостиной ТБТ» в молодёжном центре, где в неформальной обстановке молодёжь получала прямые и компетентные ответы на свои вопросы.

– Туапсинский балкерный терминал – единственный в России на Чёрном море, который специализируется на перевалке минеральных удобрений. Он был построен исходя из удобного географического положения и наличия транспортной инфраструктуры, обеспечивающей бесперебойную работу по выгрузке, кратковременному хранению и погрузке удобрений в режиме «24 на 7», то есть круглосуточно, – рассказал студенческой аудитории исполнительный директор ТБТ Павел Кузнецов. – Сегодня минеральные удобрения – один из самых востребованных продуктов во всём мировом пространстве, ведь от них напрямую зависит не только повышение урожая сельхозкультур, но и рост показателей животноводства.

Читать далее
7 ноября 2025

Россияне получили возможность сообщать об атаках беспилотников через мобильное приложение

Снимки дронов можно отправлять даже в ночное время

Мобильное приложение, с помощью которого можно сообщить об увиденных БПЛА, ракетах, взрывах, подозрительных объектах и ДРГ, разработали в Народном фронте. «РАДАР.НФ» на сегодняшний день является единственным мобильным приложением в России с такими функциями.

Скачать его можно на сайте Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию", а также в телеграм-боте и некоторых магазинах приложений. Более подробно здесь https://onf.ru/radar.

Читать далее
28 октября 2025

Год открытых дверей на ТБТ: сначала в гости, а потом и на работу

В «Гостиной ТБТ» на базе Молодёжного центра Туапсинского округа студенты встретились с исполнительным директором Туапсинского балкерного терминала Павлом Кузнецовым и получили ответы из первых рук на все свои вопросы

Фото: пресс-служба Туапсинского балкерного терминала

Туапсинский балкерный терминал по праву называют уникальным предприятием на Черноморском побережье. Круглогодичный порт с непрерывным режимом работы, расположенный практически в центре города, ТБТ стал единственным специализированным комплексом по перевалке минеральных удобрений на Юге России.

При этом терминал – большая отлаженная система и единый организм – одно из самых открытых предприятий в Туапсинском округе. О своей деятельности ТБТ подробно рассказывает в СМИ и соцсетях, а в рамках проекта «Год открытых дверей» на терминале проходят экскурсии, на которых жители города могут познакомиться с производственным процессом, как говорится, вживую.

Читать далее
10 октября 2025

Ожидание с фронта: одна, но не одинокая

Как живёт Альбина Варельджян, жена оператора БПЛА, пока муж на передовой

Патриотическая символика здесь уместна и естественна: между клумбами – флаги, старая «четвёрка» окрашена в цвета триколора

ДОМ, ГДЕ СЛЫШНО МОЛИТВУ
Неподалёку от сельской часовни во дворе Альбины бегает ручной козлёнок – рогатый, но ласковый, бережно щиплет за рукав. На лугу рядом – разномастное стадо, привычное к людям. Патриотическая символика здесь уместна и естественна: между клумбами – флаги, старая «четвёрка» окрашена в цвета триколора.

Хозяйка – загорелая, поджарая, с искристыми карими глазами. Две косы, повязка-бандана – и собранность человека, который научился жить в разлуке, не теряя достоинства.

Читать далее
3 октября 2025

Работа в порту ТБТ – гавань инноваций и трудовых традиций

Какие подходы к управлению персоналом применяются сегодня на предприятии портовой отрасли, мы узнали в беседе с директором по персоналу и административным вопросам ООО «ТБТ» Анной Гаврюшевой Туапсинский балкерный терминал – такая же «визитка» Туапсе, как и Чёрное море: с одной стороны – мощный комплекс транспортного узла Юга России по перевалке минеральных удобрений. С другой – поддержка социального развития региона, рабочие места для туапсинцев

– Анна Анатольевна, Туапсинский балкерный терминал – одно из крупных, значимых в масштабах региона и страны предприятий, на котором трудятся туапсинцы. Сколько человек работает на ТБТ, есть ли уже семейные трудовые династии?

– На сегодня в Туапсинском балкерном терминале работают 214 человек. За 22 года туапсинской истории предприятия успели сформироваться в коллективе и трудовые династии. Так, пятнадцать лет трудится на предприятии семья – Юрий и Валерия Канивец, десять лет – трудовой стаж на ТБТ Александра и Натальи Скориковых, с прошлого года на терминале вместе работают Иван и Анастасия Колисниченко. И это далеко не все: есть и примеры того, как приходят в коллектив дети сотрудников. Сегодня на предприятии работают отец и сын Дроздовы – вдохновлённый рассказами отца, Сергея Дроздова, решил связать судьбу с терминалом сын Эдуард. Стал родным коллектив и для Закара и Арсена Кочконян, для Андрея и Ивана Черновол, вместе с мамой Евгенией Черепок работает сын Дмитрий. Думаю, ряды семейных трудовых династий будут расти, ведь на нашем предприятии созданы все условия для качественной, интересной работы, а также для социальной поддержки сотрудников и их семей.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее