27 ноября 2017

Паровоз времени

Пятьдесят лет назад туапсинские железнодорожники постановили: быть музею локомотивного депо! Именно тогда паровоз «Победа» («лебедянка», «лебедь» – у него названий много) начал уступать свое первенство на дороге электровозам. Но сегодня он снова – первый! Первый встречает посетителей музея. И символично уносит их на своих парах в прошлое. Модель легендарного паровоза «Победа» – первый экспонат, который […]

Пятьдесят лет назад туапсинские железнодорожники постановили: быть музею локомотивного депо! Именно тогда паровоз «Победа» («лебедянка», «лебедь» – у него названий много) начал уступать свое первенство на дороге электровозам. Но сегодня он снова – первый! Первый встречает посетителей музея. И символично уносит их на своих парах в прошлое.

Модель легендарного паровоза «Победа» – первый экспонат, который встречает посетителей.

– Он символично унесет нас в прошлое, – говорит смотритель музея, почетный железнодорожник, машинист Евгений Юсов (заглавное фото).

Как и у всех остальных экспонатов музея, у паровоза своя история. Детище войны, в Туапсе он пришел уже в пятидесятые годы. А ровно 60 лет назад у нас электрифицировали первый участок, и «Победа» уступила рельсы электровозам.
Здесь каждая вещь, каждая фотография имеет свою историю и биографию – такую же богатую, как биография владельца.

– Наверное, и я подарю музею свой осмотровый молоток, – говорит ветеран железной дороги Владимир Гринюк. – Я начинал со слесаря, а ушел на пенсию начальником локомотивного депо. Пятьдесят лет здесь отработал! И с инструментами не расставался – начальник все сам должен контролировать. А это такой молоток «волшебный», что по стуку можно определить, ослаблена гайка или нет. Мне его на заказ делали, а хромировал его я сам…

Александр Плужников проработал в депо мастером автоматного цеха даже чуть больше – 51 год! Он придирчиво разглядывает разные экспонаты. А вот у фотографии растрогался:

– Это ж наша молодость! Помню, как первые электровозы встречали. С оркестром! Митинг был!
Евгений Юсов показывает фотографии паровозов, на которых работал еще его отец. А вот и его первые локомотивы.

Среди раритетов – осмотровые фонари стрелочников начала прошлого века, специальные эмблемы, которые были на каждом локомотиве, на каждом вагоне, технические наставления машинистам почти столетней давности.

– Мы по крупицам собирали фотографии, документы, – рассказывает Евгений Юсов. – Тогда, пятьдесят лет назад очень нам помогли машинисты-фронтовики Виктор Зяблинцев, Николай Поздняков, Дмитрий Манец. Представляете, художник-оформитель Лев Гвоздев от руки печатными буквами писал стенды!

А несколько лет назад решили расширить экспозицию, отреставрировать музей, сделать его современным. Кинули клич по ветеранам, по всем железнодорожникам, у кого дома остались фотографии, документы. И понесли в музей раритеты!
Художник-оформитель Александр Стеблецкий разыскал и фото первого стойла для двух паровозов, и планерки с первым начальником депо – и не важно, что планерка прямо на улице, а рабочие сидят почти на земле полукругом, и половина из них – женщины.

Раскопал Александр Стеблецкий и номер «Туапсинских вестей», а тогда «Красного маяка», с объявлением, что требуются рабочие руки: «Большой спрос на рабочие руки на железной дороге», – писала газета. А депо называлось «Черноморка».

24 стенда с фотографиями, документы, вещи, экспозиции о военных годах, о послевоенных трудовых буднях, о сегодняшнем дне. Старинные фонари, атрибуты проводников, инструменты, символы, которые были на локомотивах.

Поколение тех, кто сейчас водит по музею молодежь, тогда в середине 60-х, только-только пришло в депо.

– Когда музей только начали создавать, – говорит Евгений Юсов, – упор делали на военные годы. В годы войны наши железнодорожники творили чудеса. Мой отец на фронте возглавлял колонну паровозов. А здесь, в тылу, многих мужчин заменили женщины. Был даже призыв партии: «Женщины – на паровоз!».

Конечно, мы тогда и не думали, что и нашему «периоду» будет посвящена экспозиция, просто работали – и все. А сейчас это стенд о комсомольско-молодежной колонне, которая стала настоящей кузницей кадров. Юрий Гетта, Александр Яровенко – они машинисты этой колонны.

Современные стенды – о новых локомотивах, что пришли в депо на смену старым паровозам, о возрождении сверхтяжелых рейсов, о строительстве Олимпиады в Сочи, о Сапсанах, Ласточках…
История продолжается! Выйдешь из музея – и увидишь чудо: супермощный, суперсовременный локомотив «Князь Владимир». Его только-только пригнали с завода. Локомотивному депо Туапсе оказана честь обкатать его. Вот наши машинисты через день и гоняют «князя» то в сторону Белоречки, то в Краснодар. Но скоро и это станет историей.

23 декабря 2024

Сергей Бойко избран главой Туапсинского муниципального округа

Инаугурация прошла 23 декабря

Фото: Оксана Смелая, "Туапсинские вести"

Сергей Бойко официально вступил в должность главы Туапсинского муниципального округа. Инаугурация прошла в рамках 10 сессии окружного Совета.

Сергей Бойко, вступая в должность, принес клятву. Он поблагодарил за доверие и подчеркнул, что основной задачей остается улучшений условий жизни людей, которая будет решаться в рамках конструктивного диалога.

Читать далее
20 декабря 2024

Сегодня празднуем второе рождение города Туапсе

82 года назад 20 декабря 1942 года завершилась Туапсинская оборонительная операция

-К началу жестоких боёв за город (с 25 сентября 1942 года) Туапсе оставался, можно сказать, единственной советской военно-морской базой на Чёрном море.

Читать далее

Турецкие фуры в Туапсе: вода – йок, туалет – йок

Туапсинский район заполонили турецкие фуры. Они стоят и ползут повсюду – в городе, на обочинах федеральной трассы. Их сотни, а кажется, что уже и за тысячу.

Обычно турецкие фуры возвращаются из России домой через Грузию. Но КПП «Верхний Ларс» был закрыт из-за снегопада, там скопились тысячи фур. Часть из них (у кого совсем горят сроки) их хозяева пообещали перевезти паромом из Туапсе. Они приехали, но шторм нарушил планы.

Сегодня почти полный штиль, но мы решили узнать, как долго турецкие фуры пробудут у нас, как выживали водители-иностранцы в такой ситуации. 

Читать далее

Шторм в Керчи: почему не ушли на рейд?

Можно ли было избежать крушения танкеров и разлива мазута в Керченском проливе? Что теперь делать? Туапсе — город моряков, здесь обсуждают ЧП федерального масштаба.

Своим мнением с "Туапсинскими вестями" поделился экс-помощник капитана Владимир Сакаев (моряк со стажем, ходивший в загранплавания). Ему самому доволилось попадать в опасные шторма во время рейсов, в том числе - в восьмибальные на переходе из Находки в Пертопавловск-Камчатский, а позже - на переходе из Мексики в Европу.

«В ситуации с нефтетанкерами "Волгонефть-212" и "Волгонефть-239" вполне можно было избежать перелома судов, потерь, - считает Владимир Сакаев. – Во время шторма суда уводят на рейд, чтобы не разбились о причалы. Что касается керченского ЧП, то капитан, руководствуясь метеопрогнозом, мог и, наверное, должен был, увести судно в более защищенное место, такое решение в целях безопасности он имеет право принимать. 

Читать далее

Два 18-летних жителя Туапсе арестованы за хранение и продажу гашиша

Два 18-летних туапсинца попались с гашишем. Их взяли под стражу.

В пресс-службе туапсинской полиции пояснили, что на подозреваемых  вышли, получив оперативную информацию.  Осмотрели квартиру одного из них. Нашли 32 свертка с измельчёнными растениями.

Читать далее