На будущей неделе выпускникам одиннадцатых классов предстоит написать сочинение по литературе, которое является и допуском к сдаче экзаменов. Но первыми прошли в школах района это испытание взрослые.В этом году выпускникам предлагаются четыре тематических направления: верность и измена, цели и средства, равнодушие и отзывчивость, человек и общество. Безусловно, хоть раз в жизни каждый человек сталкивается со всеми этими темами на своем личном опыте, становится перед выбором – на чьей стороне ему быть. А сделать этот выбор правильным, по совести, помогает нам сокровищница мировой литературы, в которой особое место занимает наша, русская литература. Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский, Тургенев, Булгаков, Гончаров – эти имена не зря вписаны в мировое литературное наследие. И выпускное сочинение дает возможность не просто вернуться к любимым произведениям, но и найти в них поддержку.

– Тем, кто пишет сочинение, предлагается выбрать одну из предложенных тем, – рассказывает заместитель начальника управления образования района Ольга Крапивина. – Экзаменуемый должен сформулировать по ней свою позицию, а затем аргументировано доказать ее. Одним из главных требований является обязательное использование не менее одного аргумента из нашей отечественной литературы. Рекомендуемый объем сочинения – 350 слов (считаются и служебные), если будет меньше 250 слов, сочинение не засчитывается, равно как «незачет» будет в случае списывания. Для того чтобы лучше раскрыть тему, можно приводить как прямые, так и косвенные цитаты, главное, чтобы объем цитирования не превышал объем авторского текста. Конечно, главным критерием оценивания сочинения является соответствие теме и привлечение для ее раскрытия литературных аргументов. Не меньшую роль для получения зачета по сочинению играет и грамотность. Собственно, сочинение по литературе – это показатель того, как выпускник может не просто анализировать произведения художественное литературы, но и делать выводы, сопоставлять его с теми или иными примерами из жизни, рассуждать, обосновывать и защищать свою точку зрения.

Сочинение по литературе для взрослых в этом году проводилось и в школе № 10 г.Туапсе. В этом эксперименте приняли участие 15 человек, в том числе и депутаты Артем Шхалахов, Рустам Хастян и Виталий Жуков.

– Уметь находить примеры в книгах, проводить аналогию с литературными сюжетами – не только интересно, но и полезно, – убеждены молодые парламентарии. – Типажи, особенности характеров повторяются из века в век, как не меняются и принципы морали и нравственности.

Родители выпускников тоже довольны участием в написании сочинения по литературе.

– Большое спасибо управлению образования района за возможность вновь ощутить себя школьником, вернуться в то время, когда мы учились на примерах благородных, отважных и сильных героев русской классики, – говорит Татьяна Золотарева. – В этом году моей дочери, ученице 11 класса, предстоит и литературное сочинение в декабре писать, и сдавать ЕГЭ. Но мне уже не так тревожно – я знакома с процедурой проведения сочинения, с требованиями, то есть могу рассказать об этом своей дочке, поддержать ее.

Отзывы тех взрослых, кто писал сочинение, в том числе и мой личный опыт,сходятся в одном: любишь читать, знаешь школьную программу по литературе, умеешь аргументированно рассуждать – с сочинением проблем не будет. И все-таки, всем выпускникам, которые в начале декабря сядут за сочинение по литературе, наше традиционное – ни пуха ни пера!