Сегодня день рождения Нострадамуса. А вчера человечество отмечало 140 лет со дня рождения поэта Валерия Брюсова, 110 лет – Евгения читать дальше

IMG_8510

Сегодня день рождения Нострадамуса. А вчера человечество отмечало 140 лет со дня рождения поэта Валерия Брюсова, 110 лет – Евгения Петрова (того самого, который совместно с Ильей Ильфом написал «12 стульев») и Жоржа Сименона. 85 лет позавчера исполнилось бы Чингизу Айтматову, а еще раньше 95 лет – Солженицыну Александру Исаевичу, 5 декабря было 190 лет Афанасию Фету. В декабре дни рожденья Некрасова, Киплинга… Эти декабрьские юбилеи и привели нас на урок литературы в одной из городских школ. 

Мы спросили девятиклассников пятой школы – знают ли они этих писателей? И оказалось, что некоторые слышали (только слышали!) имя Айтматова, имя Солженицына. Но книги всех этих авторов никто (!) не открывали ни разу. Не считая Некрасова, которого изучают по школьной программе. С этого и начался урок жизни на уроке литературы.

– Я уже научилась относиться к этому философски, – говорит учитель русского языка и литературы средней школы № 5 Галина Шаповалова, – Время другое – у людей другие книги! А может быть, время этих авторов еще не пришло. Зато многие из нас, даже преподающих литературу, не знакомы с «их» авторами.

IMG_8440

Тогда мы спросили ребят – что же они читают?
И, кроме известных Стивена Кинга, Пауло Коэльо, Шарлотты Бронте, Джейн Остин, услышали имена Роберта Шомбера, Рекса Стаута, Косты Хетагурова, Татьяны Боковой, Дениса Осокина, Александра Гарроса…
Но как же быть с классиками, с шедеврами русской литературы? Сегодня мы еще отмечаем юбилеи Тютчева, Фета, Некрасова, Толстого, Брюсова. Но неужели пройдет еще сколько-то лет, и они точно так же, как сотни других известных когда-то русских писателей, канут в лету? (Пушкин и Толстой – не в счет, об этом даже и думать не хочется)

Поэтому учитель литературы и русского языка сегодня не просто преподаватель – он настоящий борец. За души и умы наших детей. И в этой борьбе Галина Владимировна – на передовой. Как руководитель школьного методического объединения учителей литературы и русского языка она не раз получала грамоты и благодарности – в том числе от краевого министерства. Поэтому и победам коллег радуется, как своим – только что стало известно, что ученики Нины Михайловны Зайцевой и Людмилы Ивановны Макаренко стали призерами районной олимпиады по литературе. А ее собственная ученица Настя Тараненко – призером районного конкурса сочинений «Люблю тебя, мой край родной». А весной ее ученик Фроленко Александр стал призером олимпиады по литературе МГУ «Покорим Воробьевы горы». Каждая такая победа – это как флажок, как метка на большом восхождении…

– Надо бороться за классику – нашу и зарубежную, – уверена Галина Шаповалова. – Надо давать обязательно в программах. Но вместе с тем давать свободу выбора чтения не только дома, но и в школе. Пусть они рассказывают на уроках о своих авторах, пусть о них пишут сочинения, пусть нас, учителей, знакомят. Главное – пусть читают!

Галина Владимировна Шаповалова с первого взгляда отличит читающего ребенка от нечитающего: у него другая речь, – и даже другой взгляд. Да и жизненная позиция, нравственный выбор – все другое.
«Полноте, – скажут мне, – разве дело в книгах?» Еще какое дело! Предлагаем родителям, скажем, пятиклассников, провести эксперимент – пусть ваши дети одну четверть не читают книги, кроме заданного на дом задания. Если вы им это позволите, то сразу увидите и результат. У них снизятся оценки, как минимум, по русскому языку, с ними станет труднее общаться, они будут менее терпимыми и понимающими…

IMG_8427

Феномен книги как таковой – текста перед глазами – изучают многие ученые мира. И бьют тревогу по поводу «всеобщего нечитания». Буквы перед глазами – почти волшебные. Они дают не только возможность перенять опыт, наполниться эмоциями автора и выплеснуть свои. Отпечатываясь незримым образом в мозге, они фиксируют нашу грамотность на клеточном уровне…
Несколько лет назад Нобелевскую премию получили ученые за эксперимент с одноглазыми лягушатами. Лягушонку удаляли один глаз, и он так рос и развивался. И в результате у него половина мозга просто атрофировалась…

Можно смело провести аналогию и с чтением, которого нет. Мы, люди, становимся другими. Если мы не читаем, не видим текст перед глазами, у нас тоже атрофируется что-то. И это «что-то» определяет личность, – его духовную и нравственную составляющую. Рэй Бредбери в 50-х годах написал роман о том, как книги запрещали читать, за это карали смертью. Чтобы люди не думали, не помнили историю, не общались и не были людьми. Но те, кто хотел оставаться человеком, невзирая на страх смерти, читал, заучивал книги наизусть и устно передавал содержание прочитанного другому.

…Какое счастье, что нам можно просто читать! Откроем книгу – и окунемся в чтение с головой!