Все-таки самый главный мультфильм о Рождестве – это «Рождество», автором которого является Михаил Алдашин. Туапсинец по рождению и духу, что читать дальше

article147160

Все-таки самый главный мультфильм о Рождестве – это «Рождество», автором которого является Михаил Алдашин. Туапсинец по рождению и духу, что для нас, его земляков и поклонников, особенно важно и дорого.

Фильм создает атмосферу полной сопричастности, сопереживания Рождеству. Как будто Мария и Иосиф – твои соседи, и случившееся чудо может произойти с каждым. В алдашинских рисунках, оживших в «Рождестве», сразу же проскальзывает что-то очень знакомое, уже где-то виденное и забытое. В «Рождестве» есть подтекст, который у каждого свой. У Алдашина же он связан с подтверждением веры в дружбу и людей, ведь, казалось бы, немыслимые средства на снятие этого мультика ему дали взаймы друзья.

Несмотря на то, что мультфильм «Рождество» за восемнадцать лет существования еще ни разу не показывали по телевидению, художник Михаил Алдашин стал настоящей звездой анимации. И вошел добрым волшебником в мир мультипликации. А мы, туапсинцы, теперь можем гордиться, что автор продолжения «Чебурашки», «самый главный дядя» на студии «Союзмультфильм», председатель жюри международного фестиваля анимационного искусства «Крок» и, наконец, человек, который нарисовал «Рождество» – туапсинец.

Кстати, вы не смотрели «Рождество»? Обязательно посмотрите, вместе с детьми, со всеми чадами и домочадцами!

Поверьте, уже сразу после первых кадров вам захочется обнять их всех и возлюбить весь мир. Таким, каков он есть – с дерущимися пастухами, с храпящими в ожидании звездного часа волхвами, с львами и кроликами. Потому что в фильме так умело и искренне передано это все, что кажется, будто рассматриваешь альбом с рисунками ребенка, которые оживают. Здесь все просто – Дева стирает пеленки и купает Малыша, Иосиф-обручник деловито мастерит табурет; ангел, возвестив о предстоящем чуде, вкусно ест сорванную с дерева грушу. Эти детали уводят нас от канонических догм и показывают обыкновенное счастье Рождества человека. Ведь разве не поет сонм ангелов при каждом появлении нового существа, разве не ликует и не склоняется все и вся перед новой жизнью? И разве приложенный к устам палец мамы не заставляет умолкнуть всю музыку сфер, когда ребенок заснул?

– Я хотел рассказать историю Рождества так же просто, наивно и бесхитростно, как ее рассказал бы ребенок, которому прочитали бы Евангелие, – представляет идею этого мультфильма сам Михаил Алдашин. – Хотел показать мир светлый даже в ночи, где живут добрые звери и строгие ангелы. И где появляется жизнь, рожденная спустившейся с небес любовью.

В алдашинских рисунках, оживших в «Рождестве», сразу же проскальзывает что-то очень знакомое, уже где-то виденное и забытое. А вот как сам автор вспоминает историю создания этого мультика: «Идея возникла, когда я увидел несколько почти нелепых с точки зрения современного глаза и вообще восприятия религиозного искусства изображений раннего и среднего средневековья, которые поразили своей наивностью, легкостью, открытостью. В персонажах этих фресок и барельефов было что-то неуловимо-теплое и немножко нелепое, как, собственно, все мы. Детскость в хорошем смысле этого слова». «Детскость» – это очень свойственно и манере Алдашина, в картинах которого оранжевый – любимый цвет (потому что теплый), а взрослая рука пускает по ручью в плавание бумажный кораблик… Собственно, и Рожденный нам во Спасение призывал: «Будьте как дети». Ведь только при таком условии можно достичь самых великих вершин, включая Царствие Божие.

А вот мнение зрителя, высказанное известной актрисой Анной Раппопорт: «Фильм, создает атмосферу полной сопричастности, сопереживания Рождеству. Как будто Мария и Иосиф – твои соседи, и случившееся чудо может произойти с каждым. Фильм сюжетно не нарушающий канонический текст, по эмоциональности его воплощения в зрительский ряд можно назвать фантазией на темы ранних апокрифов».

Но мультик «Рождество» далеко не прост. Не говоря уже о постановке (Михаил Алдашин мечтал «переплюнуть Норнштейна», своего учителя и автора бессмертного «Ежика в тумане»), он делался на ярусах и требовал очень больших денег.

pic006

В «Рождестве» есть подтекст, который у каждого свой. У Алдашина же он связан с подтверждением веры в дружбу и людей, ведь, казалось бы, немыслимые средства на снятие этого мультика ему дали взаймы друзья. К слову, Михаил Алдашин совсем не склонен к звездной болезни – так было и во время нашей встречи в кинотеатре «Россия» лет двенадцать назад, когда он демонстрировал на творческих встречах с земляками своих «Букашек» и делился планами продолжения «Чебурашки» (не могу не вспомнить с гордостью, что планировал художник рисовать родину неизвестного науке зверя именно с Туапсе). Так осталось и сегодня, когда Михаил Владимирович стал главным на киностудии «Союзмультфильм», сохранив эту бесценную сокровищницу отечественной мультипликации для наших детей, известным на весь мир художником-мультипликатором. И поэтому, выкроив время среди многочисленных лекций, которые он читает для самой разной аудитории, подготовки к новым фестивалям и выставкам, творчества, наконец, он ответил на наши вопросы, переданные в столицу через друга художника, искусствоведа Алексея Качуру.

– Я никаким особым образом не праздную Рождество, – раскрывает свои секреты Михаил Алдашин. – Потому что, когда родился Христос, это событие не было как-то обставлено по-особенному. Это праздник внутренней радости. И я всегда радуюсь этому событию внутренне, без каких-либо особых внешних проявлений. И наступающее Рождество я собираюсь встретить весело, вместе с друзьями. И всем желаю радости и в Рождество, и в Новому году!

Что ж, человек, который нарисовал «Рождество», уже этим отметил и продолжает отмечать этот самый светлый и радостный праздник по-особенному, даря его нам. Обязательно примите этот дар и посмотрите замечательный мультик, в котором по-детски просто и ясно переданы самые вечные Истины. А потом встретьте первую рождественскую звезду и загадайте на нее самое сокровенное. Сбудется непременно!

[box type=»info» size=»large» style=»rounded» border=»full»]Из досье «Туапсинских вестей»

Алдашин Михаил Владимирович родился в 1958 году в Туапсе. В 1987 году закончил ВГИК, а в 1989 – 1992 годы работает режиссером студии «ПИЛОТ», куда потом возвращается и работает в качестве главного режиссера в 2003 – 2007 годах. Член художественного совета мультипликационного проекта «Гора самоцветов». С мая 2013 года – художественный руководитель студии «Союзмультфильм».
За вклад в искусство и кинематографию награжден медалью «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени. В 2003 и 2013 годах – лауреат национальной премии «Ника».
За мультфильм «Рождество» Михаил Алдашин в 1997 году удостоен главной награды за лучший анимационный фильм на Международном фестивале неигрового и анимационного кино «Золотой голубь» в Лейпциге. А в 2003 году этот мультфильм получил приз Святого Луки от музея Рождества в Миндельхайме.[/box]