2 марта 2020

Туапсинcкая Чайка — Лариса…

Сегодня педагог с более чем 40-летним стажем работы Лариса Махлова отмечает юбилей. Ее поздравляет полгорода Туапсе, а еще и жители Адлера, Сочи, Лазаревского… Ведь работала она в Туапсинской школе-интернате для детей железнодорожников.

Когда-то в Ейске дом ее деда был самым зажиточным в городе. Но после раскулачивания оставшимся женщинам выделили две комнаты в большом особняке. Это Ларисе скупо рассказывали родители. Мама иногда смотрит-смотрит на нее, как она ходит, как двигается, вздохнет: «Совсем не пролетарка!»

Она всю жизнь страдала от своей красоты и особой дворянской стати. В те времена в чести были розовощекие, крепкие спортивные девушки — образ остриженной по уши рабфаковки с известной картины – да. А ее утонченная рука, лебединый поворот шеи, уложенные в прическе волосы, царственная улыбка ну никак не вписывались в стандарт времени. Она ежилась от постоянных взглядов на улице. Так и не привыкла к ним до сих пор. И сейчас, когда Лариса Васильевна Махлова идет по Платановой аллее, к ней притягиваются взгляды. В свои 80 лет она по-прежнему красавица. Не хватает белого кружевного зонтика и кисейного платья до пят. Может, она родилась не в свое время?

Буду артисткой!

Нет, в свое – уверена она. Вся ее жизнь, которая  сейчас, в канун юбилея, снова и снова пролетает перед глазами, доказывает это. Да, хотела стать артисткой. И даже закончила в Краснодаре музыкальное училище — режиссерский факультет. И ее оставляли при Краснодарском театре драмы! Мечтала поставить «Чайку» – ведь ее имя переводится с латыни именно как чайка. Но мама тогда сказала — нет. А они тогда слушали своих мам. Расстроенная, на распутье, поехала на море в Туапсе и здесь познакомилась с интересными людьми, молодыми педагогами, они и пригласили ее в только что отстроенную тогда после войны железнодорожную школу-интернат. Подозреваю, что обалдевшие от ее красоты коллеги, упросили приехать без всяких дальних помыслов. Просто когда рядом  такая красота, есть ощущение, что солнце светит только тебе.

Помню всех

Она всю жизнь отработала в железнодорожной-школе интернате, потом еще четыре года в открывшейся кадетской школе, была классной мамой трем поколениям детей железнодорожников, преподавала русский язык и литературу, и сейчас вот запросто выйти в город – это значит, то и дело улыбаться направо и налево, отвечать на «Здравствуйте, Лариса Васильевна», обнимать, жать руки, спрашивать, хотя если честно, порой не узнает она в бородатых дядях и молодящихся бабушках прежних Сашек, Эдиков, Танюшек. Иногда после бурных объятий, скажет прямо: «Ну не обижайся, скажи честно свое имя — я ж не признаю тебя!» А вот имена и фамилии — помнит! Сразу всплывают в памяти истории, уроки, сцены…

Любовь и порядок

«Знаете, за что мы вас любили? – говорят они ей. – Вы любили порядок. И мы с вами становились другими.  Знали, что все делаем правильно, поэтому и было на душе хорошо. И еще надо было уметь: двойку поставит, а ты идешь к себе за парту и счастливый.» Хотя всегда строгая была! Взгляд – долгий, проникающий до самой сути — это было ее «фирменной фишкой». Она всегда держала паузу, как настоящая прима.

Надо было видеть, как она входила в класс – словно играла спектакль, дети, как зрители в зале, следили на ней, слушали ее, и вдруг, после объяснения темы, она поворачивалась к залу (простите — классу) и говорила: «Света Иванова, прошу к доске!» Именно, прошу к доске. Это ее выражение и поворот головы при этом долгое время еще были в интернате, как сейчас бы сказали, мемом.

И вечерний спектакль…

«Вы – артистка! – однажды выдохнул проверяющий из края, побывавший на уроке, –  стихи читаете, как по радио! Все, затаив дыхание слушают, и я забыл, что тут делаю!» Она тогда улыбнулась и призналась: «Так я ж и есть артистка и режиссер. Несостоявшийся.»

Вот тут она была не права. Еще как состоявшийся. Она режиссировала и ставила такие вещи — какие в голову иному педагогу не могли придти. Например, каждый вечер перед отбоем, она приходила к «своим», садились вокруг и после секундного молчания (выдержанной  и хорошо поставленной режиссерской паузы), она начинала с ними откровенный разговор. Дети знали, что этого не избежать, сначала учились быть откровенными, потом уже ждали  этих минут. Потому что в эти полчаса-час они снова поминутно переживали прошедший день, каждый урок, кто что сказал, подумал, как себя повел. Сейчас это называется сеанс психотерапии. А тогда это были просто их вечерние откровения. Они настолько сближали детей и ее, что к выпуску они становились друг другу ближе, чем родители. Она в прямом смысле знала их  всех как своих детей. Свои сын и дочка были тоже рядом, они выросли со всеми вместе в интернате.

 Пропадала она на работе с 7 утра до 10 вечера, до отбоя. Благо муж был моряк, и дома ее часто никто не ждал.  Но зато, когда он возвращался с рейса, она была вся его.

Такая натура – всему отдаваться полностью. До конца.

Два тазика сухарей

Когда в 90-х все разваливалось, их школу фактически спасла Галина Алексеевна Джигун – она добилась, чтоб в Туапсе на базе школы-интерната открыли кадетскую школу. Практически весь состав педагогов остался. Но специфика уже была другая. Прибавились военные дисциплины, появились воспитатели-военные. И детки — другие. Со всего края, многие из малообеспеченных, порой не совсем благополучных семей. Она, тогда заместитель директора по воспитанию,  пыталась создать им в почти военном интернате что-то похожее на семейный уют. Чем могла помочь оторванным от семьи пятиклассникам, шестиклассникам? Собирала воспитателей-женщин и умоляла: просто быть мягче. Во время самоподготовки подойти и погладить по голове. Поправить воротничок. Поговорить. Не ленилась приехать перед завтраком в столовую и взвесить порции. И, найдя непорядок однажды, потом приезжать каждое утро и взвешивать их.

Однажды в разговоре с ребятами услышала, что для них трудно дождаться полдника — есть хочется! Молодой организм, требует перекуса, а житье в интернате – это же не дома, в холодильник не залезешь. Тогда она договорилась, что в столовой будут сушить для них сухарики и выставлять для всех желающих. «Сколько тарелок выставлять?» – спросили ее столовские работники. «Тазика два,» – не моргнув глазом, ответила она. Эти тазики с сухарями тоже долго потом вспоминали…

Боевые сводки из школ

Сегодня, когда вести из школ напоминают боевые сводки, Лариса Васильевна, просто не понимает – как можно оскорбить ученика? У нее было после «сеансов психотерапии» так, когда что-то у всех накалится внутри, когда они накосячат, и она их жмет и жмет морально, доказывая, что они не правы…  А потом видит: уже исподлобья смотрят, и горят глаза недобрым огнем. Откинется на спинку стула, обведет их взглядом своим фирменным: «Все! Ставим точку. Разбор окончен. Приношу свои извинения за сегодняшнюю строгость!» Тишина, они хлопают глазами и вдруг начинают, перебивая друг друга: «Что вы, Лариса Васильевна, мы сами хороши!»

Неужели сегодня так нельзя? И надо обязательно им  сказать что-то обидное? И разве дело в том, что сейчас другое время?

2 марта Ларисе Васильевне Махловой, педагогу с 43 стажем исполнилось 80 лет. За месяц до юбилея в редакцию начали звонить ее ученики, коллеги, друзья. Мы даже удивились – скромный обычный учитель, такое бывает редко… Но, видимо, все-таки не совсем обычный. Дорогая Лариса Васильевна, мы решили не перечислять фамилии всех обратившихся в газету желающих вас поздравить! Примите поздравления с юбилеем от всех своих учеников, коллег, друзей, всех, кого вы помните и любите. И знайте: вас помнят и любят! Здоровья вам на долгие годы! Спасибо и низкий поклон за вашу любовь к детям, за строгое и доброе сердце!

8 мая 2024

Какую обувь опасно носить летом?

Лето все ближе. На улице все теплее, и наш гардероб меняется в соответствии с этим. К выбору обуви следует отнестись с особым вниманием, поскольку неправильная фиксация стопы или плохая амортизация могут плохо сказаться за ваших ногах. Подробнее об этом рассказывает травматолог-ортопед Сергей Алексутов.

Изображение: orelmeha.ru

По словам специалиста, не все, что предлагают сейчас магазины на лето, безопасно для ног.

Яркий пример – те же кеды на плоской подошве, у которых нет дополнительной амортизации. В них пятка испытывает в 1,5 более высокую нагрузку, нежели передняя часть стопы. Так что везде, где нет пяточного амортизатора, стопа будет испытывать перегрузки, и со временем это вполне может вылиться в различные заболевания, включая и пяточную шпору.

Читать далее

Подборка продуктов, которые противопоказаны при деменции

Отечественные медики обозначили 6 вещей, которых не должно быть в поле зрения и досягаемости человека, больного деменцией – они усугубят его состояние.

Изображение: u-f.ru

1) Алкоголь

Спиртное «бьет» по мозгу и центральной нервной системе. Это ощутимо даже для здорового человека, что уж говорить о больных деменцией. К тому же им ведь предписано принимать определенные препараты, а они могут дать негативный эффект в сочетании с алкоголем.

Читать далее
7 мая 2024

Детскому саду в Туапсе бойцы СВО передали флаг со своими подписями

Флаг пополнил недавно открытую музейную комнату детсада, где уже собраны каски, бронежилеты, осколки снаряда, фотографии и другие экспонаты.

«У нас в детском саду в преддверии празднования 79 - летия Великой победы открылся свой музей и собрались гости за "Столом воспоминаний", - рассказала заведующая детсадом Ольга Юрьева.

- Родители с детьми рассказали о своих героях. Председатель благотворительного фонда "Колокол" Виктория Кочмарева вручила детскому саду медаль " За благотворительность и милосердие". Всех гостей ждала фронтовая каша!

Читать далее

В апреле в Туапсинском районе родились 59 детей

Районный ЗАГС поделился статистикой за прошлый месяц.

Браки в апреле заключили 54 пары.
Развелись 50 семей. Умерли 124 человека.

В апреле прошлого года в Туапсинском районе родились 80 детей. Создали семьи 62 пары. Развелись 54 семьи.
Умерло за месяц 98 человек.

Читать далее

Пожарные Туапсе в 1941 году после бомбежки спасли нефтебазу и мост от горящей реки

О работе туапсинских пожарных в годы Великой Отечественной войны рассказали в МЧС Краснодарского края.

Во время Великой Отечественной войны смертью храбрых при тушении пожаров пали туапсинцы И. Сурков, И. Рубцов, В. Осипов, Л. Цыпун, И.Ковтун. Секретарь комсомольской организации пожарной команды Г. Оробей и комсомолец А. Зинченко погибли во время бомбежки.

Сообщается, что на Туапсинский район осенью-зимой 1942 года фашисты совершили 8420 авианалетов, разорвалось 44 тысячи бомб и снарядов. Но пожарные потушили больше 270 пожаров.

Читать далее