Начальник управления образования Туапсинского района Галина Никольская ответила на вопросы, поступившие от туапсинцев, в редакцию «Туапсинских вестей»

Фото: Ramns.ru

На этой неделе после продленных из-за карантина каникул во всех школах Кубани началась четвертая четверть. Образовательный процесс проходит в новом формате – с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Школы Туапсинского района в этом формате будут работать минимум до 30 апреля 2020 года. В связи с этим редакция получила много вопросов от родителей учеников. На них ответила начальник управления образования Туапсинского района Галина Никольская.

Как справляются с переходом на дистанционку наши учителя? Не слишком затормозился образовательный процесс?

Каждая школа района выбрала приемлемые для себя образовательные платформы, протестировала дистанционные образовательные технологии. Перед педагогическими коллективами стоит задача — организовать эффективное и удобное дистанционное обучение, чтобы все ребята продолжали осваивать школьную программу в том же объеме. Особенно это важно для выпускников 9-х и 11-х классов

Идет первая неделя дистанционного обучения. Самое главное: уроки начались и идут по расписанию. Образовательный процесс продолжается. Учителя освоили ряд программ для коммуникации, фактически все дети присутствуют на занятиях. В целом, наши педагоги — большие молодцы. Сделали в короткий срок то, на что по-хорошему надо потратить много месяцев подготовительной работы.

Конечно, есть определенные трудности и проблемы, которые мы испытываем в начале перехода на дистанционное обучение. Во-первых, не все дети могли попасть на те или иные площадки из-за недостаточной скорости сети интернет. Тем, кто заходил с телефона, удалось это сделать значительно быстрее, в отличие от тех, кто работал со стационарного компьютера.

Во-вторых, в связи с тем, что учитель раньше всегда работал с детьми по классно-урочной системе, выявилась проблема: какой объем заданий нужно дать на уроке, чтобы, с одной стороны, ученик был занят, с другой, не перегружен. И над этим нам еще предстоит работать.

Но ведь, наверное, не все семьи в должной мере обеспечены техническими средствами для дистанционного обучения?

Мы рассматриваем ситуации, когда в семье вообще нет технических возможностей для дистанционного обучения. Тогда речь идёт об индивидуальных занятиях. Учитель может отправлять СМС с заданием для ребёнка: прочитать определённую литературу, изучить что-либо. Но, при этом, есть возможность получить индивидуальную консультацию у педагога. Это действительно сложно, но всё решаемо.

Организация обучения ребят, у которых нет технических средств, отсутствует инернет, проблемы связи в местах проживания, должна быть на особом контроле директоров школ и классных руководителей.

Алгоритм образовательного процесса этой категории школьников предусматривает индивидуальные консультации с учителем средствами телефонной связи, просмотр видеоуроков на телеканале «Кубань-24», выполнение домашних заданий на бумажных носителях и передача учителю на проверку через «почтовые ящики».

Что должны делать родители, чтобы ребенок быстрее адаптировался?

Уважаемые родители! Ваша помощь, ваше участие в образовательном процессе всегда важны и необходимы. Особенно сейчас. К примеру, вместе с ребенком посмотрите урок, покажите свою заинтересованность процессом. Я считаю, что родителям однозначно нужно увидеть всё самим и понять, какие сейчас предлагаются возможности для обучения.

У ребёнка должны быть комфортные условия для занятий. Необходимо, чтобы ребёнок сконцентрировался, подготовился, включил свой гаджет, дистанционную платформу.

Рекомендуем, чтобы урок был не более 30 минут. Промежуток от занятия до занятия должен быть не менее 20 минут. У школьника должно быть время на отдых. Дистанционное обучение – это уже совсем другое расписание. Это не семь уроков у экрана. В сумме занятия должны длиться не более трёх с половиной часов.

Безусловно, непосредственный контакт ученика с учителем необходим. Но сегодняшняя ситуация – это временные меры. Мы не говорим о тотальной замене. Однако элементы дистанционного урока учителя уже применяли и без карантина. Это новые технологии, они интересны детям. Это только плюс для образовательного процесса.

Как все-таки будет поддерживаться фундаментальное условие образовательного процесса – непосредственное общение учителя и ученика?

Важно не отождествлять дистанционное обучение только с онлайн-обучением. Дистанционный формат гораздо шире и подразумевает использование сразу нескольких методов и инструментов. Он позволяет мотивировать школьников на обучение, дает возможность для самоорганизации и, что очень важно, персонализации обучения.

Контакт, безусловно, важен. Но дистанционное обучение предлагает массу вариантов для индивидуального контакта педагога с учеником. К примеру, через социальные сети, телефонную связь.

То есть даже при дистанционном обучении контакт всё равно есть. Это не означает, что «ребёнок вышел на дистанционную платформу, послушал какого-то неизвестного учителя и больше ничем не занят».

Нет. У педагогов прописаны все занятия. Существуют технологические карты, план-конспект урока. И согласно этим схемам, учитель выстраивает свой урок. Связь между педагогом и учеником не теряется.

В период весенних каникул каждой школой нашего района разработаны Положения и критерии оценивания при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

На уровне образовательного учреждения определен порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Документы, регламентирующие дистанционное обучение, размещены на сайтах каждой школы.

Как определяется степень готовности учеников к дистанционному обучению?

Дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ученику позволяет организовать обучение с учетом наличия любого электронного носителя – компьютера, ноутбука, планшета, сотового телефона. Кто-то получает задания по удаленке, часть занятий проводятся при помощи мессенджеров или по скайпу.

Министерством просвещения РФ разработаны специальные рекомендации для обучения на дому. Даже при технических проблемах с интернетом, можно не выпадать из образовательного процесса. Такая форма включает в себя работу с учебником, самостоятельную работу ученика, использование мобильной и стационарной связи.

С 9 по 12 апреля 2020 года всеми школами Туапсинского района проведены тестовые занятия с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с одновременным подключением всех учащихся школ (за исключением первоклассников).

Что будет с учреждениями дополнительного образования. Будут ли работать в новом формате кружки, секции? Это вообще возможно?

Наша основная задача – это забота о здоровье детей и педагогов. Но образовательный процесс не должен прерываться. А это не только уроки в рамках школьной программы. Важен комплексный подход к развитию ребёнка – занятия спортом, развитие творческих навыков, расширение кругозора.

Именно поэтому мы рекомендуем перечень онлайн-ресурсов, которыми могут воспользоваться школьники и педагоги. Вместе с образовательным контентом это виртуальные экскурсии в музеи и галереи, онлайн-туры по российским городам, записи театральных постановок, концертов.

Кроме того, учреждения дополнительного образования Туапсинского района предлагают реализацию дополнительных общеобразовательных программ в режиме электронного обучения с применением дистанционных технологий.

P.S.: Уважаемые родители и законные опекуны школьников!

Управлением образования Туапсинского района организована горячая линия по вопросам работы в формате дистанционного обучения: 8(86167)2-84-31 (график работы ежедневно с 8.30 до 17.30, кроме субботы и воскресенья). Кроме того, на сайтах всех образовательных учреждений размещена информация о телефонах, по которым можно получить ответы на все вопросы по организации обучения.