Опасное экзотическое дерево с ядовитыми плодами находится в верхней части парка «Дендрарий» в Сочи недалеко от Сада непрерывного цветения и Сада птиц.
Вокруг предупреждающие таблички. И это не шутка.
С виду плоды действительно напоминают яблоки, а в спелом виде – инжир. На самом деле – это плоды тунга Форда — известного масляного дерева. От косточек до нежных цветов они токсичны и смертельно опасны для человека.
Летом созревает большая часть плодов. Но к экзотике надо относиться осторожно.
В дендрарии не стоит срывать, а тем более пробовать неизвестные плоды и ягоды.
Тунг Форда (лат. Vernicia fordii) — это листопадное дерево из семейства Молочайные. Есть пять видов тунга, не все из них ядовиты. В Россию тунг привёз знаменитый ботаник А. Н. Краснов в 1897 году. Сначала тунг появился в Батуми, потом перебрался и в Сочи.
Кстати, в советские времена это дерево имело промышленное значение. Целые плантации выращивали в Сочи, Абхазии и Грузии. Растили тунг для добычи масла.
Оно невероятно токсичное. Но именно из него получаются особо прочные лаки и эмали. Они быстро высыхают, а материалы, покрытые подобным лаком, не поддаются коррозии. Лаки и краски на тунговом масле защищают от коррозии стальные корпуса самолетов и кораблей, предотвращают гниение дерева, а подводные части кораблей — от обрастания морским желудем, ракушками и т. п. Заменить это ценнейшее масло пока нечем.
Используют это масло также для обработки мебели, музыкальных инструментов, для производства линолеума, литографических красок, для многого другого.
Сейчас в мире всего 6 стран выращивают тунг для производства масла. Россия не входит в их число.
Тунг выращивают теперь для красоты. Он растет быстро, а плодоносить начинает с 10-20 года жизни. Живет, правда, не долго – всего до 35 лет.
Когда дерево осыпает листья, они красивым ковром покрывают все вокруг. Плоды завязываются летом, и к августу поспевают. Коварные плоды выглядят аппетитно и даже имеют сладковатый вкус. Но надо знать и помнить, что есть их нельзя. Опасными считаются все части этого экзотического дерева.
Ранее мы писали, что созрели плоды северной маракуйи в садах некоторых туапсинцев. В отличие от тунга, эти плоды съедобны.