Ил-80 «воздушный командный пункт» находился на аэродроме «Таганрог — Южный» на плановой модернизации.

Фото: life.ru

Из отсеков самолета пропали 39 радиостанционных блоков и пять плат из пяти таких же демонтированных блоков.

Во время очередного осмотра судна оказалось, что грузовой люк был взломан. В правоохранительные органы заявил
начальник службы авиационной безопасности АО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г.М. Бериева».

Как утверждает специалист, изначально никаких нарушений целостности комплектации самолёта не было. После ряда работ по замене смазки на штоках амортизаторных стоек шасси основной вход, люк грузового отсека и три запасных выхода были опечатаны.

При очередном осмотре самолёта, который проводился 26 ноября, никаких нарушений не обнаружили.

В настоящее время следствие располагает отпечатками пальцев злоумышленников, оставленных на поверхности грузового люка в одном из отсеков самолета и на крышке распределительного устройства. Успели преступники и «наследить» в прямом смысле — оттиски обуви также остались на месте преступления.

Ил-80 был «воздушным командным пунктом» в Советском Союзе, впервые поднявшись в небо в 1985 году. Уже через два года в стране появились четыре таких самолёта, имеющие бортовые средства защиты от оружия массового поражения, в том числе от радиоактивного заражения. Кроме того, самолет оборудован установками, позволяющими управлять всеми видами вооруженных сил.

Термин «самолет Судного дня» появился в США. Так назвали воздушную машину, предназначенную для эвакуации высшего военного командования на случай ядерной войны или не менее масштабной угрозы. Такой самолёт становился командным пунктом ведения операций в небесах, на земле и на море. В Штатах такую миссию доверили E-4B на базе Boeing 747.

Что касается российского «самолёта судного дня», то осенью этого года стало известно о планах переноса пункта командования с Ил-80 на Ил-96-400М, расширяющий спектр возможностей.