8 ноября 2014

Солдатский котелок и тайна казачьего рода

Во время поисковых раскопок в Терзияне разведгруппа военно-патриотического поискового клуба «Рубеж» в одном из окопов обнаружила именной солдатский котелок. Каждая находка всегда интересна. А эта к тому же вывела наших поисковиков на историю старинного казачьего рода…

Удивительно, но в тех местах, в Терзияне, мы ведем поиск с 1992 года. И эта земля не перестает преподносить нам сюрпризы, – рассказывает заместитель руководителя ВППК «Рубеж» Сергей Челпанов. – Вот и этот котелок практически лежал на поверхности дна окопа. И сохранил четкую надпись: «Бальбуциев Н.А., Краснодарский край, Мостовской район, с. Мостовское». На этом рубеже обороны Туапсе героически сражалась 383-я шахтерская дивизия, мужество которой породило у врага почти суеверный страх. «Шахтеров и моряков в плен не брать», – таков был приказ немецкого командования. Вот, основываясь на имеющихся данных, мы начали поиск по базе данных «Мемориал». Можно преположить, что Бальбуциев Николай Александрович призывался из г.Шахтинск Ростовской области, погиб в ноябре 1942 года на местах боев, которые вела шахтерская дивизия. Его имя занесено в 13-й том Книги Памяти Ростовской области. Затем на сайте «Подвиг народа» нашлась информация о Бальбуциеве Олеге Николаевиче, который был награжден орденом Великой Отечественной войны в 1985 году, сыне защитника Туапсе.

Фамилия Бальбуциева всплыла и на сайте Дома-музея Марины Цветаевой. Там упомянуты братья Бальбуциевы – Олег Александрович и Владимир Александрович, оба попавшие на волне белой эмиграции во Францию. Об Олеге известно, что был он в чине хорунжего Кубанского казачьего войска, затем, уже за границей получил высшее образование инженера-геолога. Владимир, его брат, был есаулом Кубанского казачьего войска. А в период эмиграции вел активную общественную работу и сыграл большую роль в развитии парижских приходов Русской православной церкви. Оба брата умерли в 1963 году. Олег Бальбуциев вместе с супругой похоронен на русском кладбище в Париже – Сент-Женевьев-де-Буа. А Владимир Бальбуциев на кладбище в городе Безансон.

– Вот так судьба развела родных братьев сначала по разные стороны баррикад, а потом и по разным странам, – продолжает рассказа Сергей Челпанов. – Один – Николай – остался на Родине, отдал жизнь в боях под Туапсе. А Олег и Владимир прошли свой путь, несли свой крест… Но все-таки кровь родная – не водица. Например, сына своего Николай Александрович назвал в честь одного из своих братьев – Олег.

Интересен и еще один факт из истории казачьей династии Бальбуциевых. В 1855 году в станице Лабинской с Высочайшего соизволения Императорского Величества на деньги Войскового Правления Кубанского казачьего войска был открыт Свято-Никольский храм. А первым священником в нем был Илья Васильевич Бальбуциев, один из предков братьев Бальбуциевых, прошедших столь трагический жизненный путь.

– К счастью, у нас, поисковиков, всегда много волонтеров-помощников, – рассказывает Сергей Челпанов. – Вот и на этот раз, узнав историю защитника Туапсе, солдата знаменитой Шахтерской дивизии, к поиску подключились самые разные люди. И вот нашлась правнучка Николая Александровича – Жанна, которая в настоящее время с семьей проживает в Иркутске. Праправнуку защитника Туапсе – Руслану Бальбуциеву – двадцать один год, он – студент Санкт-Петербургского института культуры и искусства.

– Кто бы мог подумать, что найдется история моего погибшего прадеда! – голос Жанны звенит от волнения во время телефонного разговора с туапсинскими поисковиками. – Да еще и другая наша, казалось бы, навсегда отрубленная и потерянная ветвь, отыскалась…
И опять-таки, как не поверить в мистику кровных уз: откуда у девочки из кубанской станицы такое редкое для местных жителей французское имя – Жанна? А на фотографиях, сделанных в ее квартире, младшая дочь Жанны стоит в колыбельке на фоне… Эйфелевой башни! Фотографии Лувра, Нотр-Дам де Пари и других парижских жемчужин – повсюду!

– Вот так всю жизнь прожили, а о том, что наши родственники во Франции, не знали. Только благодаря туапсинским поисковикам узнали эту фамильную историю! – вот и все, что может сказать она по этому поводу. Мы же можем только домысливать, что тоска по Родине ее пращуров все-таки передалась ей через годы, через расстояния…

– Котелок с автографом Бальбуциева мы, конечно, передадим его наследникам, – говорит Сергей Челпанов. – Хотим пригласить их в Туапсе на празднование 70-летия Великой Победы. И сказать спасибо за подвиг их прадеда, отдавшего жизнь за туапсинскую землю, и торжественно передать этот котелок.

А еще по совету поисковиков из туапсинского «Рубежа» Жанна Бальбуциева решила отправить письмо в передачу «Жди меня», чтобы найти своих родных во Франции. Так что в этой истории мы ставим не точку, а многоточие.

20 мая 2025

Вкус моря: черноморская ставрида

Черноморская ставрида – вкусная и доступная рыба. Нежное мясо этой хищной рыбы легко готовится – жарить, запекать или гриль. Наши советы помогут быстро создать аппетитные блюда, включая сочный рецепт без чистки, даже на кухне в арендованной квартире.

Но сначала расскажем, где и как выбирать ставриду:

Чтобы блюдо получилось вкусным, важно выбрать свежую рыбу. Обращайте внимание на следующие признаки:
Запах: свежая ставрида пахнет морем с легким йодистым ароматом. Резкий запах – признак несвежести.
Глаза: должны быть прозрачными и слегка выпуклыми. Мутные или ввалившиеся глаза указывают на несвежую рыбу.
Жабры: ярко-красные или розовые. Коричневые или серые жабры – повод отказаться от покупки.
Чешуя: блестящая, плотно прилегает к телу. Кожа не должна быть липкой.
Упругость: нажмите на тушку пальцем – вмятина должна быстро исчезнуть.

Читать далее
19 мая 2025

В России предлагают полностью запретить провоз красной икры в ручной клади и багаже

По мнению главы Россельхознадзора, такой продукт может быть опасен для здоровья

Фото: freepik.com

Провоз любого количества красной икры в багаже и ручной клади нужно запретить. Так считает глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. По мнению чиновника, если хочется поесть икры, то это можно сделать, купив ее в магазинах или посетить регионы, где она добывается.

Чиновник отметил, что красная икра, которую вывозят частные лица, не проходит никакого санитарного контроля. Шанс отравиться ею или подхватить паразитов в разы выше. По словам Данкверта, на вывоз икры необходимо наложить такие же ограничения, какие действуют в других странах мира на провоз любых продуктов. 

Читать далее

Учения со стрельбами пройдут 19 мая в акватории Новороссийска

Планируется, что проведут их дважды: с 11 до 13 часов и с 21 до 23 часов

Фото: admnvrsk.ru

В акватории Новороссийска сегодня запретили плавать на сапах, гидроциклах и надувных матрасах. Все из-за учений со стрельбами, которые пройдут сегодня, 19 мая, с 11 до 13 часов и с 21 до 23 часов.

Администрация города-героя просит жителей сохранять спокойствие и следить за сообщениями СМИ, телевидения и радио.

Читать далее
15 мая 2025

Как сделать LADA Niva надёжнее: секрет в простоте

LADA Niva, она же ВАЗ-2121 или LADA 4×4, — культовый внедорожник, который с 1977 года доказывает свою живучесть в самых суровых условиях. Но многие владельцы, стремясь улучшить машину, невольно снижают её надёжность. Сегодня, 15 мая 2025 года, расскажем, как сохранить Ниву «ласточкой» на долгие годы. Главный совет — ничего не меняйте! Давайте разберёмся, как оставить Ниву в оригинале и сделать её ещё надёжнее.

Нива изначально создавалась как простой и надёжный внедорожник для деревенских дорог. Её конструкция — это проверенная временем классика: постоянный полный привод, блокировка дифференциала, несущий кузов и минимум электроники. Но многие владельцы начинают «улучшать» машину: ставят лифт-кит, огромные колёса, мощные бамперы или даже пытаются модернизировать двигатель. Это ошибка.

Большие колёса увеличивают нагрузку на трансмиссию, подвеску и двигатель, что приводит к быстрому износу. Лифт-кит меняет геометрию подвески, из-за чего Нива теряет устойчивость и чаще ломается. Нелепый тюнинг вроде установки «люстр» или тяжёлых обвесов увеличивает вес, снижая проходимость. А попытки форсировать двигатель 1,7 литра часто заканчиваются перегревом и поломками. Главное правило: оставьте Ниву в заводском состоянии. Она и без того справится с бездорожьем лучше многих современных кроссоверов.

Читать далее

Старый Mercedes W123 покорил прохожих: почему классика привлекает больше, чем современные люксовые авто

Стал свидетелем необычной сцены. Среди привычного потока машин выделялся старый Mercedes-Benz в кузове W123, выпущенный в 1970-х – начале 1980-х годов. Машина цвета слоновой кости, с люком и кожаным салоном, выглядела ухоженной, хотя и не идеальной: лёгкие следы времени на кузове лишь добавляли ей шарма. Чистый кузов, аккуратный салон, отсутствие нелепого тюнинга — этот автомобиль был практически в оригинальном состоянии. Но что меня поразило больше всего — реакция людей.

Каждые пять минут кто-то останавливался, чтобы сфотографировать этот W123. Некоторые даже делали селфи на его фоне. Я давно не видел, чтобы люди так интересовались автомобилями. Даже новые шикарные Mercedes, Rolls-Royce или Bentley не вызывали такого ажиотажа. Почему же старый «Мерс» привлёк столько внимания?

Mercedes W123 — это легенда. Этот кузов выпускался с 1976 по 1986 год и стал символом надёжности и качества. В 1980-х годах W123 был мечтой многих, а сегодня он вызывает ностальгию. Его угловатые формы, хромированные бамперы и классический дизайн — это как машина времени, которая переносит нас в эпоху, когда автомобили делали «на века». Владельцы W123 часто говорят, что эти машины могут проехать миллион километров при должном уходе, и это не преувеличение: в 2004 году таксист из Греции на W123 преодолел 4,6 миллиона километров!

Читать далее