11 ноября 2014

С юбилеем, фронтовой шофер!

«Кнопочке», юнге, боевому брадобрею – председателю совета ветеранов СРЗ Нине Матвеевне Плетневой – 90 лет. [quote style=»boxed»]Владимир Никитенков, председатель совета ветеранов Туапсинского района: Таких, настоящих легендарных фронтовиков остается все меньше. Но они – наши маяки в этой жизни. И так хочется, чтобы жили долго, чтобы так же долго оставались в строю. Здоровья вам, дорогая Нина Матвеевна![/quote] …Когда Нина […]

Копия плетнева

«Кнопочке», юнге, боевому брадобрею – председателю совета ветеранов СРЗ Нине Матвеевне Плетневой – 90 лет.

[quote style=»boxed»]Владимир Никитенков, председатель совета ветеранов Туапсинского района: Таких, настоящих легендарных фронтовиков остается все меньше. Но они – наши маяки в этой жизни. И так хочется, чтобы жили долго, чтобы так же долго оставались в строю. Здоровья вам, дорогая Нина Матвеевна![/quote]

…Когда Нина Матвеевна Плетнева идет 9 мая в строю ветеранов, кажется среди всех такой маленькой, будто случайно попавшей к статным богатырям. И на фронте бойцы и командиры называли Ниночку Страхову ласково Кнопочкой. А она не обижалась.
– Меня и папа так звал! – говорит она, – я и вправду маленькой была.

Она добровольцем решила идти на фронт. В 1942 году судьба забросила туапсинку аж в Грузию. Из части приехал представитель за добровольцами, но, увидев ее, закричал на военкома: «Ты что, издеваешься надо мной?! Это же ребенок!» На что военком ответил: «Она успела уже и на тыловых работах в Туапсе отработать, и в Туапсинском порту на железной дороге грузы под бомбежками отправляла. А сюда ее железная дорога и отправила. У нее братья на фронте, и один из них сейчас в госпитале между жизнью и смертью. И поэтому она рвется на фронт – отомстить. А ты говоришь – ребенок. И год рождения – 1924-й».

Так Нина попала в школу шоферов, где было 120 девчат. Выучив машину до винтика и научившись водить, попала наконец на фронт. И сразу в горячую точку – под Керчь…

– Молодая была, – говорит она, не боялась ничего, – не могла поверить, что в 20 лет могут убить. Хотя смерти видела много.
На своем «газоне» она перевозила бойцов, боеприпасы. А потом в кузов к ней установили зенитные пулеметы и прикрепили расчет. С ребятами-пулеметчиками она прошла (вернее, проехала), освобождая Западную Украину, Румынию, дошла до Карпат.

Демобилизуясь, а потом через несколько лет в Туапсе, и прощаясь с шоферской судьбой, она и не думала, что когда-нибудь снова захочет сесть за руль. Маленькая, шустрая, острая на язык, она никогда не плакала. Ни под бомбежками, ни в бою, когда ухали снаряды, ни когда отказывали тормоза, и ее пулеметчики прыгали из кузова, а она неслась по дороге, спасая машину… А вот когда недавно увидела на Параде Победы в колонне свой фронтовой ГАЗ-АА – чуть не зарыдала. Села, завела и… заплакала. Все-таки, хоть и в войну, но вся ее молодость прошла в этой кабине.

Маленькая, крошечная Кнопочка вызывала у бойцов тоску даже не по женщине – по своим детям. Ей доверяли они свои суровые лица, на привале она их брила, опять как дочка. Ведь зеркал-то у машины всего два, а солдат – сотня. Все так привыкли к этому, что когда она демобилизовалась, командир вручил ей на память… опасную бритву с перламутровой ручкой. «Держи, Кнопочка, от нас, это тебе будет память, нашему полковому брадобрею».

Что она – девчонка, знали только свои. А чужие думали – пацан. Однажды в Карпатах, от снега, к которому не привыкла, у нее случилась куриная слепота. В солдатском обмундировании бойцы привезли ее в госпиталь и сдали врачам. Врачи кинули ей кальсоны, пижаму и определили… в палату к морякам. Те ее звали юнгой, и не подозревали, что это девочка. А она, натянув одеяло до подбородка, краснела от их мужских баек и шуточек, и как только зрение восстановилось, ночью сбежала из госпиталя. Вот врачи удивились, когда вслед за ней командир прислал нарочного за документами.

– Какая Страхова? – кричал начальник госпиталя, – юнга неделю с мужиками в одной палате был. Мы что, по-вашему, идиоты?

А в Туапсе она переучилась на строителя (после рейсов бегала на курсы нормировщиков).

– Так надоела баранка, – говорит Нина Матвеевна, – что стройка казалась раем.
Была в то время в городе большая строительная организация СУ-4 «Главморстроя», которая поднимала после бомбежек наш мужественный разрушенный город. Работали с огоньком, даже в единственный выходной день добровольно трудились на восстановлении разбитых дорог на Приморье и в районе городского пляжа. И строили городской стадион.

– Вместе с комсомольцами порта и судоремонтного завода, – рассказывает Нина Матвеевна, – мы ездили за город, в район Холодного Родника, выбирали поляны, где хорошая трава, срезали траву с грунтом, грузили на машины, везли на стадион, выгружали, разносили и укладывали. За рулем машины была я.

Она восстанавливала разбитый порт, молы, и цеха СРЗ. Шуструю комсомолку приглядело руководство завода и пригласило к себе. Так следующие 40 лет Нина Матвеевна (уже Плетнева) отработала на СРЗ. Из них более 20 лет она возглавляет совет ветеранов завода.
Фронтовые тяготы навсегда закрыли ей дорогу в роддом. Но счастье материнства она познала. С мужем-фронтовиком усыновили и удочерили мальчика и девочку. Сейчас сын и дочка давно взрослые, у нее есть внуки и все-все, чтобы чувствовать себя счастливой. Вместе с ветеранами порта, ветеранами СРЗ участвует во всех городских и портовских мероприятиях, о ней не забывают в праздники. Вот и в день 90-летия Нину Матвеевну поздравили и совет ветеранов СРЗ, и совет ветеранов порта, и город, и район.

 

15 мая 2025

Как сделать LADA Niva надёжнее: секрет в простоте

LADA Niva, она же ВАЗ-2121 или LADA 4×4, — культовый внедорожник, который с 1977 года доказывает свою живучесть в самых суровых условиях. Но многие владельцы, стремясь улучшить машину, невольно снижают её надёжность. Сегодня, 15 мая 2025 года, расскажем, как сохранить Ниву «ласточкой» на долгие годы. Главный совет — ничего не меняйте! Давайте разберёмся, как оставить Ниву в оригинале и сделать её ещё надёжнее.

Нива изначально создавалась как простой и надёжный внедорожник для деревенских дорог. Её конструкция — это проверенная временем классика: постоянный полный привод, блокировка дифференциала, несущий кузов и минимум электроники. Но многие владельцы начинают «улучшать» машину: ставят лифт-кит, огромные колёса, мощные бамперы или даже пытаются модернизировать двигатель. Это ошибка.

Большие колёса увеличивают нагрузку на трансмиссию, подвеску и двигатель, что приводит к быстрому износу. Лифт-кит меняет геометрию подвески, из-за чего Нива теряет устойчивость и чаще ломается. Нелепый тюнинг вроде установки «люстр» или тяжёлых обвесов увеличивает вес, снижая проходимость. А попытки форсировать двигатель 1,7 литра часто заканчиваются перегревом и поломками. Главное правило: оставьте Ниву в заводском состоянии. Она и без того справится с бездорожьем лучше многих современных кроссоверов.

Читать далее

Старый Mercedes W123 покорил прохожих: почему классика привлекает больше, чем современные люксовые авто

Стал свидетелем необычной сцены. Среди привычного потока машин выделялся старый Mercedes-Benz в кузове W123, выпущенный в 1970-х – начале 1980-х годов. Машина цвета слоновой кости, с люком и кожаным салоном, выглядела ухоженной, хотя и не идеальной: лёгкие следы времени на кузове лишь добавляли ей шарма. Чистый кузов, аккуратный салон, отсутствие нелепого тюнинга — этот автомобиль был практически в оригинальном состоянии. Но что меня поразило больше всего — реакция людей.

Каждые пять минут кто-то останавливался, чтобы сфотографировать этот W123. Некоторые даже делали селфи на его фоне. Я давно не видел, чтобы люди так интересовались автомобилями. Даже новые шикарные Mercedes, Rolls-Royce или Bentley не вызывали такого ажиотажа. Почему же старый «Мерс» привлёк столько внимания?

Mercedes W123 — это легенда. Этот кузов выпускался с 1976 по 1986 год и стал символом надёжности и качества. В 1980-х годах W123 был мечтой многих, а сегодня он вызывает ностальгию. Его угловатые формы, хромированные бамперы и классический дизайн — это как машина времени, которая переносит нас в эпоху, когда автомобили делали «на века». Владельцы W123 часто говорят, что эти машины могут проехать миллион километров при должном уходе, и это не преувеличение: в 2004 году таксист из Греции на W123 преодолел 4,6 миллиона километров!

Читать далее

Почему Россия — «Родина слонов»?

Россия — родина слонов: как появилась эта ироничная фраза

Фраза «Россия — родина слонов» давно вошла в русский язык как устойчивое выражение, которое используют с иронией. Она ассоциируется с абсурдными попытками приписать своей стране первенство в любой области, даже самой неожиданной. Но откуда взялась эта поговорка и почему именно слоны стали её героями? Давайте разберёмся в истории её происхождения.

Фраза «Россия — родина слонов» появилась в конце 1940-х годов в Советском Союзе. Это было время, когда после Второй мировой войны власти начали кампанию по «борьбе с низкопоклонством перед Западом» и усиленно продвигали идею советского первенства во всех сферах — от науки до культуры. Пропаганда утверждала, что многие открытия и изобретения, приписываемые Западу, на самом деле принадлежат русским или советским учёным. Звучали лозунги вроде «Россия — родина радио» или «Россия — родина авиации», которые часто были далеки от исторической правды.

Читать далее
14 мая 2025

Почему LADA Niva остаётся любимой во всём мире несмотря на устаревший дизайн

LADA Niva, известная также как ВАЗ-2121 или LADA 4×4, — это автомобиль, который появился в 1977 году и с тех пор почти не изменился. Несмотря на устаревший дизайн, отсутствие современных технологий и конкуренцию с электрокарами, Нива продолжает покорять сердца автолюбителей по всему миру. Давайте разберёмся, почему этот «советский внедорожник» остаётся популярным в 2025 году, когда рынок заполнен высокотехнологичными и экологичными машинами.

Нива создавалась для суровых условий сельской местности Советского Союза, где асфальтированных дорог практически не было. Её постоянный полный привод, блокировка дифференциала и высокий дорожный просвет позволяют преодолевать грязь, снег, песок и камни. В 1981 году Нива заняла третье место на ралли Париж–Дакар, доказав свои внедорожные способности. Сегодня, когда многие современные кроссоверы ориентированы на городскую езду, Нива остаётся настоящим внедорожником, способным справиться с экстремальными условиями. От сибирской тайги до южноамериканских джунглей — Нива не сдаётся.

Одна из главных причин популярности Нивы — её простота. Автомобиль лишён сложной электроники, что делает его невероятно надёжным в условиях, где доступ к сервисам ограничен. Двигатель 1,7 литра, механическая коробка передач и минимум электроники означают, что поломки редки, а ремонт можно провести в полевых условиях с минимальным набором инструментов. Например, в отдалённых регионах России, Африки или Южной Америки владельцы ценят Ниву за то, что она не подведёт, даже если запчастей нет под рукой. Простота конструкции также снижает стоимость обслуживания, что делает Ниву привлекательной для тех, кто не хочет тратить большие суммы на ремонт.

Читать далее

В Туапсе обследуют детей с подозрением на корь: медики призывают вакцинироваться

В туапсинской больнице обследуют нескольких детей с подозрением на корь. Медики напоминают, что от этого опасного заболевания эффективно защищает вакцинация.

Жители Туапсинского округа, решившие привиться от кори, могут это сделать в поликлинике  № 1 по будням до 15 часов в кабинете № 10.

Как отметила заведующая отделением профилактики ТЦРБ № 1 Елена Алфимович, если родители в свое время отказались прививать ребенка, вакцинироваться можно позже — уже во взрослом возрасте, в поликлинике по месту жительства.

Читать далее