В декабре 2017 года исполнится 25 лет Акционерному обществу «Туапсинский морской торговый порт». Из более чем столетней истории порта четверть века предприятие работает в таком вот современном формате. Что изменилось за эти годы, как акционирование повлияло на развитие порта, и что в перспективе? Об этом мы решили спросить самих портовиков, тех, кто стоял у истоков акционирования. Сегодня наш собеседник – начальник производственно-перегрузочного комплекса Андрей Александров.

– Двадцать пять лет прошло? Даже не верится! Кажется, только недавно пришел в порт, устроился докером. Было это в феврале 1990 года. Да, и когда нам объявили, что порт будет акционироваться, я работал в бригаде.

– Вам объясняли, зачем это было надо?
– Так и объяснять не надо было. Что творилось в стране? Переход на рыночную экономику, на другие политические рельсы. Со всех телевизоров и радиоприемников только и говорили о приватизации. Страна не просто пошла другим путем, она рвалась в самое лучшее будущее. Поэтому, когда объявили о приватизации, все уже были подготовлены. Тем более идея-то хорошая: порт выпускает акции, мы их покупаем и сами становимся хозяевами своего предприятия.

– Любой мог купить акции?
– Да, у кого денег хватало, тот мог взять побольше. Я знаю, некоторые ребята хорошо вложились.

– А когда стали получать отдачу?
– Практически сразу же. По итогам работы на каждую акцию начислялись дивиденды. И сейчас тоже. Так что для тех, у кого остались акции, это хорошее подспорье к зарплате. В развитии акционерного общества был период, когда его приобрела известная сталелитейная компания. Вот в тот момент, когда велись переговоры о продаже, потенциальный покупатель захотел, чтобы как можно больше акций было у него — это естественно. Тогда скупали портовские акции. И у вас в газете объявления давали.

– Вас заставляли продавать акции?
– Разъясняли в основном, зачем это было надо. Но это дело было добровольное.

– Как вы считаете, то, что порт стал акционерным обществом, отразилось на его развитии?
– Могу сказать только на примере нашего производственно-перегрузочного комплекса. Акционеры (владельцы) предприятия. конечно же, заинтересованы в том, чтобы, работая, порт приносил прибыль. И для этого все эти годы делали многое, чтобы и в техническом, и в технологическом плане порт был современным, мощным предприятием. Я без малого 20 лет отработал докером, за это время заочно закончил Волжскую академию, потом мне предложили должность заместителя начальника ППК, потом — начальника. На моих глазах произошло полное обновление техники, пришли другие краны, погрузчики. Выросли новые терминалы — зерновой, терминал по разгрузке овощной продукции. Это все инвестиции, которые потом оборачиваются прибылью. Не знаю, смогло бы так развивать порт государство – в условиях санкций, различных внешних и внутренних вызовов. Только за последние семнадцать лет причалы порта получили девять новых кранов. С 2013 года два супер-крана, четыре крана-манипулятора. Последний, четвертый пришел только что, сейчас в стадии пуско-наладочных работ. Для сравнения: сменная норма для старых кранов – 16 полувагонов (уголь). Для новых кранов-манипуляторов – 24, и это далеко не предел. Есть и другие, чисто технологические плюсы. Но на этом не останавливаются. Акционерами компании принято решение о приобретении еще 3 портальных кранов грузоподъемностью 40 и 50 тонн, новых автопогрузчиков общей стоимостью более 1 миллиарда рублей. Поставка кранов должна быть произведена до конца декабря 2018 года. Также решается вопрос и реконструкции складских помещений.

Так что думаю, ответ ясен.

Тут вот еще о чем хочется сказать. Именно в период, когда порт уже был акционерной компанией, владельцы серьезно занялись проблемой охраны окружающей среды. Впервые в истории предприятия на причалах появились водяные пушки, которые существенно снизили пыление угля. Впервые за всю историю порта его территория была огорожена защитным забором. Установлены специальные экопосты, которые в реальном времени отслеживают состояние воздуха на границах территории порта. Такие вложения акционеров не окупаются в денежном эквиваленте, но имеют огромное значение для охраны окружающей среды, для комфорта туапсинцев. И для позиционирования порта как современного, эффективного, экологичного предприятия. На новый уровень поднялись и охрана труда, и использование средств защиты, и обучаемость персонала. Думаю, обо всем этом вам еще расскажут мои коллеги.