23 ноября 2023

БАМ. Покорившие тайгу

Среди тех, кто загорелся романтикой БАМа, был Геннадий Салачёнок. Мы встретились с ним и расспросили – как жили те, кто построил великую железную дорогу

Фото: Андрей Смеюха

В следующем году мы отметим 50-летие со дня начала строительства БАМа. Участие в грандиозной Всесоюзной стройке принимали сотни тысяч человек. Ехала на БАМ, в основном, молодежь – знаменитые комсомольские бамовские стройотряды.

– На строительство Байкало-Амурской магистрали я попал в 1974 году. Работал тогда в 131-й  мехколонне треста «Сибстроймеханизация». Когда началась стройка, я сам попросился, интересно было – как такой масштабный проект будут воплощать в жизнь, – рассказывает Геннадий Васильевич. – Вообще, железные дороги я строил с 1966 года, как пришел из армии. Заочно закончил  Новороссийский инженерно-строительный институт, получил специальность инженера по строительству железных дорог. А через год уже попал на БАМ – водителем мехколонны. 

– Нашей отправной точкой стал город Усть-Кут. Здесь формировали и отправляли отряды на строительные участки. А добраться до них было непросто – ни дорог, ни «зимников» для жилья. Людей, продукты, вещи, инструменты перевозили только вертолетами. Сборно-щитовые дома сплавляли по рекам почти в готовом виде, – вспоминает Геннадий Салачёнок. – А в самом Усть-Куте – чистое поле и огромные палатки, типа военных. И все. В них мы и жили. Для тепла внутри палаток устанавливали печи-буржуйки, их топили, назначали дежурных, чтобы поддерживать огонь. Температуры в Сибири зимой доходили до -50 градусов.

Фото: Андрей Смеюха

СЛЕД В СЛЕД ЗА ЛЕСОРУБАМИ

Механизированная колонна № 131, в которой работал Геннадий Васильевич, была передана в ведение специализированного треста по механизации земляных работ «Запбамстроймеханизация». Одной из главных задач предприятия была подготовка земляного полотна, куда затем укладывались железнодорожные рельсы. Но прежде до этого самого полотна нужно было добраться.

– Сначала работали бригады лесорубов. Представьте себе: куда ни глянь, тайга непролазная, а нам нужно сделать насыпь, на которую потом рельсы будут класть. И вот в буквальном смысле первыми идут мужики с пилами и топорами. Так мало спилить дерево, его ж убрать потом нужно, корни выкорчевать, место расчистить – и так много-много раз! А потом уже мы вступали, как вторые скрипки. И при этом – напомню – никаких дорог нет, ездим по грязи и слякоти зимой, летом – пыль глотаем. Работа — тяжелейшая. Но –молодые были, все нам казалось нипочем. Знали, что все получится, все построим. Не потому, что партия сказала, а потому что мы сами в это верили.

КОМСОМОЛЬЦЫ-ДОБРОВОЛЬЦЫ

Не все, кто ехал на стройку, были готовы к тому, что там ждало. Многие быстро понимали, что БАМ – далеко не так радужно, как казалось на вокзале, когда отряды комсомольцев-добровольцев провожали с оркестрами и цветами. Приходилось привыкать не только к тяжелому физическому труду, работе сменами «день-ночь»,  по 12 часов в сутки.  

Зимой – лютые морозы, летом – выжигающая жара. О сибирских комарах, наверное, целые легенды слагались. Эти звери размером чуть не с полпальца, от которых не спасала даже самая плотная одежда. Наши комары по сравнению с ними так, мелкота. А уж если укусят – чешется так, что сил нет никаких. А еще дикие звери, клещи, болезни…

 Вот такая картина ждала тех, кто добирался до Всесоюзной стройки. И не удивляюсь, что у некоторых возникали мысли поскорее отсюда уехать.

– Были и такие, да. Были и те, кто получал подъемные и тихой сапой пытался выбраться с участков. На плотах сплавлялись, другого-то пути не было. На вертолеты, которые нас забирали, можно было попасть только с запиской от начальства, – рассказывает Геннадий Васильевич. – К этим «строителям» мы относились, конечно, плохо. Но их мало было. Больше народ был действительно боевой, работящий, готовый ко всему. 

ПОЕХАЛ БЫ ВНОВЬ, НЕ РАЗДУМЫВАЯ

Почти 10 лет проработал Геннадий Салачёнок на строительстве БАМа водителем. Был потом и прорабом, и машинистом бульдозера. На каждой должности вникал в самую суть, что помогало в любой сфере. Не раз становился победителем соцсоревнований. Учился, подмечал особенности.

 Для многих бамовская стройка закончилась в 1984 году, но не для него. Его трест работал на Байкало-Амурской магистрали еще долгие годы. Строили они и забытую нынче железнодорожную ветку Чара – Чина к Чинейскому месторождению полиметаллов, и самый длинный в России Северо-Муйский тоннель. 5 декабря 2003 года, когда по нему было открыто движение поездов, в общем-то и можно считать окончательным завершением строительства БАМа.

Спрашиваю Геннадия Васильевича – не жалеет ли, что принял однажды решение уехать на Всесоюзную стройку?

– Нет, нисколько, мне это все дало – друзей, профессию, опыт. Есть, что вспомнить. Больше даже скажу – если бы можно было жизнь повторить, снова бы ушел БАМ строить, не раздумывая. 

ФАКТЫ

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) пролегает по территории Иркутской области, Забайкальского края, Амурской области, республик Бурятии и Саха (Якутия), Хабаровского края. Ключевые станции: Тайшет, Лена,Таксимо, Тында, Нерюнги, Новый Ургал, Комсомольск-на-Амуре, Ванино, Советская Гавань.

Общая протяженность БАМа от Тайшета до Советской Гавани составляет 4300 км. Магистраль проходит через районы вечной мерзлоты и высокой сейсмичности, пересекает 11 рек 7 горных хребтов. Из-за рельефа более 30 км дороги проходит в тоннелях, среди которых Байкальский, длиной 6,7 км, и Северо-Муйский – самый длинный в России и пятый по протяженности в мире – 15,3 км.

ИСТОРИЯ

Строительство дублера Транссибирской железнодорожной магистрали задумывалось еще в начале 20 века. Новая железная дорога должна была пролегать от Уфы по кратчайшему расстоянию до восточного морского побережья через северную оконечность озера Байкал. Но свершилась революция, гражданская война –планируемое воплотить не удалось.

Возобновили изыскания по развитию железнодорожной сети на востоке СССР только в конце 1920-х начале 1930-х годов. В 1932 году план строительства БАМа был утвержден Совнаркомом. К 1935 году движение по БАМу должно было быть открыто. И снова — нет.

Только в 1974 году активное строительство было возобновлено. К 1980 году организуется Байкало-Амурская железная дорога с местонахождением управления дороги в Тынде. 29 сентября 1984 года – на разъезде Балбухта произошла встреча строителей северного и западного направления строителей, названная позже «золотой стыковкой».

20 мая 2025

Вкус моря: черноморская ставрида

Черноморская ставрида – вкусная и доступная рыба. Нежное мясо этой хищной рыбы легко готовится – жарить, запекать или гриль. Наши советы помогут быстро создать аппетитные блюда, включая сочный рецепт без чистки, даже на кухне в арендованной квартире.

Но сначала расскажем, где и как выбирать ставриду:

Чтобы блюдо получилось вкусным, важно выбрать свежую рыбу. Обращайте внимание на следующие признаки:
Запах: свежая ставрида пахнет морем с легким йодистым ароматом. Резкий запах – признак несвежести.
Глаза: должны быть прозрачными и слегка выпуклыми. Мутные или ввалившиеся глаза указывают на несвежую рыбу.
Жабры: ярко-красные или розовые. Коричневые или серые жабры – повод отказаться от покупки.
Чешуя: блестящая, плотно прилегает к телу. Кожа не должна быть липкой.
Упругость: нажмите на тушку пальцем – вмятина должна быстро исчезнуть.

Читать далее
28 апреля 2025

Оборона Скурата

Юрий, позывной Скурат, — наш земляк, рисковавший жизнью, защищая Родину на белгородском направлении. Четыре месяца он ежедневно видел противника — их разделяло всего 700 метров. Отступать было нельзя: за спиной работала артиллерия, не дававшая врагу спуску. А в Туапсе Юрия ждала семья — жена и трое детей, которым так нужно его внимание, особенно маленькой Тее

Когда я первый раз позвонила Юре, чтобы договориться об интервью, он спросил: «А вы вот прям про меня будете статью писать?». На мой утвердительный ответ сказал: «Да я и не знаю, что рассказывать. Я ж ничего такого не совершил». Но встретиться все-таки согласился.

Добротный дом в Кроянском. Площадка с навесом под машину, участок. Огромная — выше соседской крыши — ель. Юра рассказывает, что посадил ее вместе с отцом, когда ему было 6 лет. Говорю, что если на нее навязать новогоднюю гирлянду, будет красиво. Он смеется, но соглашается, что надо попробовать. Прямо за участком — лес, с горы льется самый натуральный водопад, который в дождь становится еще больше. Вместе с хозяином нас встречают хаски и кот. Собаку Юра сразу привязывает. Не потому, что злая, наоборот, слишком дружелюбная. Коту на нас откровенно наплевать, хотя почесать за ухом разрешает.

Читать далее
15 апреля 2025

Григорий Щедрин — капитан счастливой «эски»

Он заставлял фашистов дрожать от страха, а его подлодку С-56 прозвали привидением за неуловимость. Туапсинец Григорий Щедрин, сын казаков и герой морей, прошёл через девять морей и три океана, чтобы вписать своё имя в историю Великой Отечественной войны. Как простой паренёк из Небуга стал вице-адмиралом и легендой родного города?

Вице-адмирал в отставке Герой Советского Союза Григорий Щедрин с внуком. Фото сделано в 1975 году фотографом А. Каневским / РИА Новости

Подводная лодка С-56, которой командовал Григорий Щедрин, в годы Великой Отечественной войны была самой результативной субмариной, вселяющей ужас в фашистов. С-56 совершила восемь походов, потопила дюжину судов, повредила четыре немецких корабля. Более трёх тысяч глубинных бомб враг сбросил, пытаясь ликвидировать С-56, но тщетно. Эту советскую лодку немцы называли привидением — семнадцать раз фашисты торжественно заявляли, что лодка и прославленный экипаж Щедрина погибли, но она снова появлялась в самые неожиданные для неприятеля моменты и атаковала его. Её командир, туапсинец Григорий Щедрин, 5 ноября 1944 года получил звание Героя Советского Союза.

Именем вице-адмирала Григория Щедрина названа одна из городских улиц и школа № 5, в которой когда-то учился командир подлодки С-56. А в туапсинском музее им. Н. Полетаева выставлен письменный стол, за которым работал Григорий Щедрин — почётный гражданин города Туапсе, в котором и сегодня живут его родные.

Читать далее
11 апреля 2025

Егерь

«Егерь» — таков позывной нашего земляка Артёма. В 2023 году он подписал контракт и отправился на фронт. В редакцию пришёл с сыном Матвеем. Мальчишке одиннадцать лет, но он провёл с нами всё интервью — а это не один час. Не всё сказанное подходило для детских ушей, но Артём предупредил: «Он уже взрослый, пусть знает. Тем более ничего секретного я не раскрою. На фронте остались ребята, и лишняя информация может им навредить»

На фронт попал через „Ахмат“. Уехал в Чечню, прошёл подготовку. Через месяц оказался в Луганской области, в штурмовом подразделении.

„Хохол“ — позывной командира. Говорят, кто-то из родственников родом с Украины — отсюда и прозвище. (От редакции: „Хохол“ стал легендой на фронте. О нём и его бойцах рассказывал в соцсетях глава Чечни Рамзан Кадыров, назвав их „настоящим кошмаром для украинских националистов“.)

Читать далее
8 марта 2025

Цветы для классной

Первая учительница, как вторая мама. Это не пустые слова — так и есть. Поэтому первые цветы в нашей жизни мы дарим матери, а вторые — несём самому важному для нас человеку в школе. Традиция, укоренившаяся с советских времён. Благо есть кому и ради кого её продолжать.

Анита Напсо: «Я люблю свою работу. Самая высшая награда для учителя – видеть горящие глаза детей, ощущать себя значимым человеком в их жизни". Фотограф Анна Бурлакова

Анита Напсо учит малышей в Гизель-Дере, в школе, которую когда-то сама закончила. Нам по секрету сказали другие учителя, что дети её обожают. В этом году у неё первый выпуск. В пятый класс от неё перейдут те, кого она вела с первого по четвертый. 

Анита Ашотовна вспоминает:

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее