28 октября 2015

Как космонавту выжить… на Земле?

Вот уже третий год российские космонавты тренируются на базе Туапсинского поисково-спасательного отряда МЧС России в селе Агой. Мы встретились с руководителем отделения подготовки космонавтов к выживанию в экстремальных условиях при Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина Александром Германом. Он рассказал, как появилось и работает его отделение. [portfolio_slideshow id=14566]   Три дня в тайге В 1965 […]

Вот уже третий год российские космонавты тренируются на базе Туапсинского поисково-спасательного отряда МЧС России в селе Агой. Мы встретились с руководителем отделения подготовки космонавтов к выживанию в экстремальных условиях при Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина Александром Германом. Он рассказал, как появилось и работает его отделение.

[portfolio_slideshow id=14566]

 

Три дня в тайге

В 1965 году Алексей Леонов стал первым космонавтом в мире, вышедшим в открытый космос. Конечно, это вызвало большой резонанс, Алексей Архипович стал популярным человеком, про него писали газеты и журналы, дети мечтали стать похожими на знаменитость… И долгие годы не афишировалось, что тот полет едва не стоил жизни космонавту.

– В день старта – пусть простят меня дамы, но это суеверие, проверенное практикой, – по пути к кораблю мы с Павлом Беляевым встретили… женщину! – вспоминает Алексей Архипович. – Это была директриса студии «Центрнаучфильм», которая должна была снимать, как мы взлетаем. Но нам от этого не легче! Мы с Пашей поплевали через левое плечо и мысленно приготовились к тому, что в полете будет несладко.

Примета сработала на все сто! Из-за ошибки в расчетах космонавтов вместо высоты 350 километров выстрелили на высоту 495 километров. Алексей Архипович вспоминает, что когда он выплыл из шлюзовой камеры в космос, в глаза ударил слепящий поток света, прямо как огонь сварки! Пришлось срочно опустить светофильтр. Небо было и черное, и светлое одновременно. Бесконечность – больше ничего вокруг. И где-то далеко-далеко внизу голубая Земля, и видно, что она круглая. А сверху медленно вращался корабль-громадина… В наушниках голоса наблюдающих при помощи телекамер с Земли: «Смотри-ка, живой…»

– Внизу под собой вижу Черноморское побережье Кавказа и не менее радостно докладываю: «В Сочи хорошая погода!» «Без тебя знаем! Выполняй задание», – вспоминает первый космонавт, вышедший в открытый космос. – Земля медленно плыла-вращалась подо мной, как большой и красивый… глобус. Я видел Новороссийск и Цемесскую бухту. Так же медленно проплыли и ушли на закруглениях горизонта огромные черные поля Кубани, серебряная лента Волги, темная зелень тайги, Обь. Когда полосой замелькал Енисей, поступила команда возвращаться на корабль. И тут начались серьезные неприятности. На нерасчетной высоте вакуум космического пространства оказался сильнее, чем ожидали. Из-за большой разницы между внутренним и внешним давлением скафандр деформировался, раздулся, ноги вышли из сапог. Вместо положенных 12 минут Леонов находился в открытом космосе уже почти двадцать. Советоваться с Землей времени не было. Чтобы обрести подвижность, Леонов на свой страх и риск почти вдвое снизил давление в скафандре, и он уменьшился. Держа камеру ногами, вопреки инструкциям, втиснулся в люк головой вперед. Но на этом злоключения, к сожалению, не завершились. Из-за перепада температур прямо в обшивке люка образовалась довольно крупная расщелина, которая могла привести к разгерметизации корабля и гибели космонавтов. Автоматические системы «Восхода-2» в это же время сработали на увеличение подачи массы кислорода, поэтому все могло закончиться взрывом. Преодолеть проблемы удалось лишь через семь часов, только тогда пилоты смогли почувствовать себя в безопасности. А перед выходом легендарный космонавт чуть не забыл закрепить страховочный трос. Беляев случайно подметил это и еле успел спасти напарника. Если бы не это, тело Леонова до сих пор находилось бы на орбите планеты.

«Восход-2» сделал целых девятнадцать витков вокруг Земли, прежде чем опустился на твердую поверхность планеты. Представить только: расчеты не соотносились с действительностью, поэтому посадка произошла совсем не там, где изначально планировалось. При посадке отказала система автоматического управления спуском, корабль начало крутить. И Леонов с Беляевым впервые в истории космонавтики осуществили спуск в ручном режиме. Поскольку орбита была выше, промазали: приземлились не в казахских степях, а в пермской тайге. Отстрелили люк и… утонули по плечи в снегу. Мороз – минус 25 градусов. Сняли скафандры, слили из них влагу – пот при спуске лил с них ручьями. Затем сняли и выжали белье, снова надели. Распороли ножом скафандры, вынули из оболочки и обернули вокруг тела теплоизоляционный материал, даже парашютными стропами обмотались. Обнаружили космонавтов только через трое суток – продрогших, закопченных дымом костра. Сколько сил и мужества им потребовалось, чтобы выжить в таких нечеловеческих условиях, одному Богу известно! А газеты в это время писали, что экипаж отдыхает на даче обкома партии.

Навыки выживания

После этого случая серьезно встал вопрос о выживании космонавтов, оказавшихся в экстремальных условиях при вынужденной посадке. Поэтому на базе Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина было открыто отделение выживания. Подготовка космонавтов к действиям на месте вынужденной посадки является составляющим элементом общей системы обеспечения безопасности пилотируемых космических полетов. Кроме того, тренировки в экстремальных условиях различных климатогеографических зон являются мощным средством профессионально-психологической подготовки космонавта.
По мнению руководителя отделения Александра Германа, наш Агой подходит для отработки навыков выживания в горной местности. А еще радует сотрудничество с местными спасателями, настоящими профессионалами.

– Профессия космонавта подразумевает риски, – поясняет Александр Герман. – Существует понятие вынужденной посадки. Иногда складываются такие условия, что спасатели не могут подойти быстро. И тогда какое-то время экипаж должен действовать автономно. Классический пример, Леонова и Беляева, оказавшихся в тайге. Подготовка космонавтов к действиям после вынужденной посадки космического корабля, психологическая подготовка к выживанию в течение 2 – 3 суток, выработка практических навыков.

Отрабатываем и способы взаимодействия космонавтов с силами и средствами поисково-спасательного комплекса. За пятнадцать лет у нас было два случая, когда после экстренной посадки космонавты от 1,5 до 2,5 суток ждали спасателей. Мы обучаем наших ребят выживать в условиях тайги, пустыни, горно-лесистой местности. К вам мы приезжаем всегда осенью, когда дуют сильные ветра, идут дожди, разливаются горные реки. То есть ребята должны быть готовы оказаться в самых тяжелых условиях. Мы на полтора суток уходили в горы. Вчера космонавты прошли пешком десять километров, из них километр тащили «пострадавшего» весом 105 килограммов, скажу по секрету, им был я. Сами сделали волокуши, перетаскивали меня вброд через реку Паук, по пояс в ледяной воде. Мы бросаем ребят в самые тяжелые условия и делаем так, чтобы они не воспринимались как угрожающие здоровью. Кстати, подготовка в таких вот условиях обнажает истинную суть человека. Мы обучаем и иностранных космонавтов, которые летают на наших кораблях. Так вот, один американец даже не выдержал. Зато в результате таких тренировок все наши космонавты умеют работать в команде.

– Нелегко же им приходится! – вздыхаю я.

– Чтобы вы имели хоть малейшее представление, предлагаю вам… надеть костюм космонавта.

Конечно, я не могу отказаться от такого заманчивого предложения. Тем более, это костюм, в котором не раз выходили в космос. Чтобы экипироваться, приходится изрядно повозиться. И, если бы не помощь Александра Германа, мне бы в жизни с этой задачей не справиться! И вот последний шаг – Александр Викторович надевает мне на голову шлем. Несмотря на то, что костюм довольно тяжелый, мне удобно в нем передвигаться, и вообще чувствую себя комфортно. Сквозь стекло улыбаюсь Александру Викторовичу. Приятно почувствовать себя ну хоть чуть-чуть причастной к Бесконечному Космосу.

Лучше гор только горы…

Выходим в «поле», чтобы воочию увидеть, как наши спасатели готовят космонавтов. Над берегом волнующегося моря возвышается отвесная скала. А по скале лихо спускается… Герой России, летчик-космонавт, дважды побывавший в космосе Александр Скворцов. Несмотря на каску, мы его сразу узнали.

– Тема нашего занятия: обеспечение безопасности в горах, организация страховки на горном рельефе, включающая элементы скалолазания, способы страховки, способы спуска с высоты, – объясняет нам инструктор Туапсинского ПСО, спасатель международного класса Геннадий Дульцев.

– Пока мы к вам не приехали, у нас не было таких навыков, – говорит космонавт-испытатель Денис Матвеев. – И они, безусловно, пригодятся.

И вот Александр Александрович спускается на землю. Только на этот раз не из космоса, а с вершины горы. Несмотря на тяжелый спуск, он широко улыбается, сразу чувствуется хорошая физическая подготовка. Кстати, такие курсы знаменитый космонавт проходит первый раз.

– Приятно иметь дело с высококлассными специалистами, нам у туапсинских спасателей еще учиться и учиться, – говорит космонавт.

– Александр Александрович, как вы считаете, важны такие занятия?

– Очень важны. На личном опыте знаю, насколько тяжело приземляться, сколько это требует физических сил. А это очень хороший институт физической подготовки.

– Вы и так – в прекрасной спортивной форме! – не удерживаюсь от комплимента.

– На борту мы каждый день тренируемся по два часа. А за 26 дней до посадки – по четыре часа.

– Вы полетите в космос в третий раз?

– Да, полет планируется на сентябрь 2017 года. И теперь уж я точно знаю, что не растеряюсь, если вынужденная посадка произойдет в горах.

ВАЛЕРИЯ ЭКОМАСОВА

2 декабря 2025

 «Год открытых дверей на ТБТ»: продолжение – в 2026 году!

Об этом заявил директор терминала Павел Кузнецов во время новой встречи в «Гостиной ТБТ» в Молодёжном центре округа. В этот раз её участниками стали студенты ТСПК и ТГМТ

Фото: пресс-служба Туапсинского балкерного терминала

Напомним, главная цель «Года открытых дверей на ТБТ» – ближе познакомить туапсинцев с деятельностью одного из градообразующих предприятий порта Туапсе. В 2025 году туапсинские старшеклассники, студенты, волонтёры узнавали о работе производственного комплекса ТБТ, о специфике перевалки минеральных удобрений и о природоохранных проектах, о перспективах трудоустройства и профессионального роста специалистов. Встречи проходили и на самом предприятии, и в «Гостиной ТБТ» в молодёжном центре, где в неформальной обстановке молодёжь получала прямые и компетентные ответы на свои вопросы.

– Туапсинский балкерный терминал – единственный в России на Чёрном море, который специализируется на перевалке минеральных удобрений. Он был построен исходя из удобного географического положения и наличия транспортной инфраструктуры, обеспечивающей бесперебойную работу по выгрузке, кратковременному хранению и погрузке удобрений в режиме «24 на 7», то есть круглосуточно, – рассказал студенческой аудитории исполнительный директор ТБТ Павел Кузнецов. – Сегодня минеральные удобрения – один из самых востребованных продуктов во всём мировом пространстве, ведь от них напрямую зависит не только повышение урожая сельхозкультур, но и рост показателей животноводства.

Читать далее
7 ноября 2025

Россияне получили возможность сообщать об атаках беспилотников через мобильное приложение

Снимки дронов можно отправлять даже в ночное время

Мобильное приложение, с помощью которого можно сообщить об увиденных БПЛА, ракетах, взрывах, подозрительных объектах и ДРГ, разработали в Народном фронте. «РАДАР.НФ» на сегодняшний день является единственным мобильным приложением в России с такими функциями.

Скачать его можно на сайте Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию", а также в телеграм-боте и некоторых магазинах приложений. Более подробно здесь https://onf.ru/radar.

Читать далее
28 октября 2025

Год открытых дверей на ТБТ: сначала в гости, а потом и на работу

В «Гостиной ТБТ» на базе Молодёжного центра Туапсинского округа студенты встретились с исполнительным директором Туапсинского балкерного терминала Павлом Кузнецовым и получили ответы из первых рук на все свои вопросы

Фото: пресс-служба Туапсинского балкерного терминала

Туапсинский балкерный терминал по праву называют уникальным предприятием на Черноморском побережье. Круглогодичный порт с непрерывным режимом работы, расположенный практически в центре города, ТБТ стал единственным специализированным комплексом по перевалке минеральных удобрений на Юге России.

При этом терминал – большая отлаженная система и единый организм – одно из самых открытых предприятий в Туапсинском округе. О своей деятельности ТБТ подробно рассказывает в СМИ и соцсетях, а в рамках проекта «Год открытых дверей» на терминале проходят экскурсии, на которых жители города могут познакомиться с производственным процессом, как говорится, вживую.

Читать далее
10 октября 2025

Ожидание с фронта: одна, но не одинокая

Как живёт Альбина Варельджян, жена оператора БПЛА, пока муж на передовой

Патриотическая символика здесь уместна и естественна: между клумбами – флаги, старая «четвёрка» окрашена в цвета триколора

ДОМ, ГДЕ СЛЫШНО МОЛИТВУ
Неподалёку от сельской часовни во дворе Альбины бегает ручной козлёнок – рогатый, но ласковый, бережно щиплет за рукав. На лугу рядом – разномастное стадо, привычное к людям. Патриотическая символика здесь уместна и естественна: между клумбами – флаги, старая «четвёрка» окрашена в цвета триколора.

Хозяйка – загорелая, поджарая, с искристыми карими глазами. Две косы, повязка-бандана – и собранность человека, который научился жить в разлуке, не теряя достоинства.

Читать далее
3 октября 2025

Работа в порту ТБТ – гавань инноваций и трудовых традиций

Какие подходы к управлению персоналом применяются сегодня на предприятии портовой отрасли, мы узнали в беседе с директором по персоналу и административным вопросам ООО «ТБТ» Анной Гаврюшевой Туапсинский балкерный терминал – такая же «визитка» Туапсе, как и Чёрное море: с одной стороны – мощный комплекс транспортного узла Юга России по перевалке минеральных удобрений. С другой – поддержка социального развития региона, рабочие места для туапсинцев

– Анна Анатольевна, Туапсинский балкерный терминал – одно из крупных, значимых в масштабах региона и страны предприятий, на котором трудятся туапсинцы. Сколько человек работает на ТБТ, есть ли уже семейные трудовые династии?

– На сегодня в Туапсинском балкерном терминале работают 214 человек. За 22 года туапсинской истории предприятия успели сформироваться в коллективе и трудовые династии. Так, пятнадцать лет трудится на предприятии семья – Юрий и Валерия Канивец, десять лет – трудовой стаж на ТБТ Александра и Натальи Скориковых, с прошлого года на терминале вместе работают Иван и Анастасия Колисниченко. И это далеко не все: есть и примеры того, как приходят в коллектив дети сотрудников. Сегодня на предприятии работают отец и сын Дроздовы – вдохновлённый рассказами отца, Сергея Дроздова, решил связать судьбу с терминалом сын Эдуард. Стал родным коллектив и для Закара и Арсена Кочконян, для Андрея и Ивана Черновол, вместе с мамой Евгенией Черепок работает сын Дмитрий. Думаю, ряды семейных трудовых династий будут расти, ведь на нашем предприятии созданы все условия для качественной, интересной работы, а также для социальной поддержки сотрудников и их семей.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее