– Стало больше заявок от бойцов. Раньше отправляла по 100-200 пакетов, сейчас от 500 штук. Продукты покупаю уже оптом, привозят с базы Краснодара. Мясо, рыбу – по 200-300 рублей за кг, а крупы беру на маркетплейсах, – говорит Лариса. – Готовлю каши, супы.
Меню, с учетом пожеланий бойцов, она разрабатывает сама. Сейчас это почти полсотни позиций. Гречка со свининой по-купечески, говядина с овощами, бигус с копченостями и черносливом, солянка с грибами, домашняя колбаска, котлеты с фасолью и рисом, тефтели из индейки с булгуром под соусом бешамель, перепелки с гречкой, голубцы…
– Очень понравился ребятам хаш, – поделилась фронтовая повариха. – Как-то решила побаловать бойцов, холодец им наварить, а когда уже его разливала по пакетам, подумала: обеды наши –это запасное питание, один пакет в день на одного бойца. Разве пакетом холодца боец в случае чего насытится? Ну, и добавила пшена. Как теперь будет называться блюдо, задумалась я? Холодец с пшеном? Нонсенс для русского человека! Нашла в интернете похожее армянское блюдо. Решила, что и нам название подходит – хаш. Но наши ребята всё равно пишут мне: «Пришлите холодца с пшеном!
Лариса Милькаманович готовит для бойцов давно, как только пришла идея с упаковкой. Реторт-пакет – своего рода это мягкая консервная банка емкостью в пол-литра. Еда хранится не менее двух лет без холодильника. Не нужна вилка и ложка, надрываешь—и сразу в рот. Есть можно лежа, на ходу. Подогреть — хоть на горячем капоте.
Лариса Ивановна рассказывала, как испытывала первые пакеты на прочность – их кидали с пятого этажа, топтали, оставляли на жаре, замораживали и размораживали… Реторт-пакеты для бойцов – как палочка-выручалочка. В окружении, и когда передислоцируют, продовольствие вовремя не поспевают доставить, сухпайков нет, пехотой идут… Как писали солдаты, «Лариса Ивановна, мы ваши пакеты научили летать». Ребятам на дальних позициях их с квадрокоптеров сбрасывают. Писали также, что, лежа в окружении несколько суток, один пакет делили на троих. Командиры стараются резервировать их для ребят, которые идут на передовую.
Готовится это все в однокомнатной квартире на 34 квадратных метрах. Посередине комнаты морозильный ларь на 400 литров, складское помещение на полутораметровой лоджии. Кухонька на 5 квадратах. Все затраты — из личного кармана пенсионерки. Лариса Ивановна старается экономить. Два больших автоклава купила в рассрочку. Готовит только ночью, так как по двухтарифному счетчику электричество в два раза дешевле.
Люди в поселке узнали, чем занимается соседка. Стали помогать, кто чем может. А в других городах и регионах у Ларисы Милькаманович появились последователи.
– Колыма, Саратов, Хабаровск, Сургут — много городов у меня учатся. Я объясняю, какие автоклавы есть, как с ними работать, как упаковать еду в реторт-пакеты. Я рада помочь.
Однажды в благодарность за обеды, сделанные по-домашнему и с любовью, ребята одного из штурмовых отрядов, воевавшие под Артемовском, где находится завод шампанских вин, прислали Ларисе Милькаманович бутылку шампанского.
– Трудно даже себе представить, какой путь проделала эта бутылка и как ее через бойцов и волонтеров передавали мне, – поделилась она. – Я сказала ребятам, что открою ее, только когда закончится спецоперация, и выпью за них.
Фото: Сергей Бобылев / РИА Новости