14 июня 2016

Николай Полетаев: Увидеть Туапсе – и умереть

Кремлевская больница. На белоснежной больничной койке – мужчина с исхудавшим лицом. Диагноз – рак легких. Несмотря на безнадежность ситуации, он окружен особым вниманием – соратник и друг Ленина!  Но больной, отыскав умными и все еще молодыми глазами в полумраке октябрьского вечера врача и сына, упрямо шепчет: «Везите в Туапсе. Умирать буду там». Имя Николая Полетаева […]

Кремлевская больница. На белоснежной больничной койке – мужчина с исхудавшим лицом. Диагноз – рак легких. Несмотря на безнадежность ситуации, он окружен особым вниманием – соратник и друг Ленина!  Но больной, отыскав умными и все еще молодыми глазами в полумраке октябрьского вечера врача и сына, упрямо шепчет: «Везите в Туапсе. Умирать буду там».

Имя Николая Полетаева носит Туапсинский историко-краеведческий музей, который по случаю своего 70-летия в День города будет проводить грандиозную научно-практическую конференцию. История Туапсе и тех, кто писал эту историю, станут на ней главными темами

фото Полетаева

Спорить с Николаем Полетаевым – дело безнадежное! Железный характер, несгибаемая воля и почти детская настойчивость просьбы, в которой, как говорят, умирающему отказывать нельзя. И вот наконец перед ним его Туапсе, где за каких-то десять лет Полетаев сделал свою, экономико-просветительскую революцию в отдельно взятом городе. Кабинет в доме на Церковной горке, в котором создавались прежде, чем стать реальностью, новый порт, нефтепровод Грозный – Туапсе, детский дом для сирот, будущий народный театр. Октябрьский ветер, наш, туапсинский, просоленный и провяленный насквозь морской волной и свежевыловленной рыбой, кажется, на какое-то время дает облегчение. И приток кислорода наполняет надеждой исстрадавшиеся легкие. Полетаев спокоен и счастлив: за всю свою бурную и достаточно короткую революционную жизнь сына крепостного крестьянина, рабочий-путиловец, депутат Государственной Думы 3-его созыва, основатель советской печати, управляющий наркомата внешней торговли только здесь, в нашем небольшом приморском городке и был по-настоящему счастлив и спокоен. Он улыбается, и беспокойное сердце засыпает– навек, в ночь на 23 октября 1930 года. Так находит упокоение под старым дубом на Варваринке, где так любил мечтать о будущей светлой жизни, Полетаев.

Мы наш, мы новый мир построим

Полетаев был как раз из тех по-настоящему идейных людей, для которых строки Интернационала были не громкими словами. Им было не все равно, что происходит со страной. И формулу, что надо менять жизнь, вывели из собственного опыта шестнадцатичасового рабочего дня и несоразмерно маленькой оплаты труда. Сейчас мне бы не хотелось говорить и спорить – правильной ли дорогой шли они. Но то, что Полетаев и его товарищи были совершенными бессребрениками – факт.

В Туапсе Николай Полетаев приехал в 1921 году для укрепления здоровья. Оно было изрядно подорвано бурным революционным прошлым с тюрьмами, ссылками, лишениями. Но отдыха не получилось: Полетаев, увидев колоссальные перспективы морского города, немедленно принимается за дело. Стране, обескровленной и разрозненной гражданской войной, катастрофически нужны деньги, нужны рабочие места, нужен выход на экспорт. А тут – порт практически готовый, древесина, табак! Какой тут отдых, когда надо немедленно действовать и доказывать, что Туапсе – просто уникальное место для выхода грознинской нефти на международный рынок. И ведь доказал упрямый Полетаев преимущества нашего города перед Поти и Новороссийском! Кипит стройка нефтепровода, вводится в эксплуатацию нефтепирс длинной в 400 метров. При непосредственном участии Николая Гурьевича уже поступает первая партия керосина из Грозного, идет электрификация города…

А ему мало! Мало, потому что мыслит и живет он масштабами молодой страны Советов. Нужен причал для сухогрузов, нужен элеватор, а площадей не хватает! И Полетаев с поистине революционным размахом решает отвоевать эти площади у моря. Он обращается к своему давнему товарищу наркому внешторга Л.В.Красину с просьбой о помощи. И выбивает кредит под строительство, Черное море сдается, а в качестве контрибуции отдает человеку-победителю 120 тысяч квадратных метров площадей.  Но «новый мир» для Полетаева и его единомышленников – это не только нефть, порт, деньги. Николай Гурьевич активно включается и в работу по открытию ликбезов для рабочей молодежи (революции нужны грамотные люди!), стоит у истоков создания первых комсомольских ячеек и пионерских отрядов. И открывает Дома для детей-сирот. Его худощавую фигуру, его умное лицо с острым, пытливым и в то же время добродушным взглядом можно было встретить практически на каждом сборище молодежи.

Повышая статус Туапсе, Полетаев стремится сделать город культурным и просвещенным. А потому становится первым и благодарным зрителем самодеятельных постановок (украинских пьес!) актерами-любителями из портовиков. Позднее эти постановки перерастают в туапсинский народный театр. В гости к Николаю Гурьевичу в Туапсе приезжает кумир тогдашней молодежи поэт Демьян Бедный. А в 1925 году здесь побывала одна из первых дам мировой революции Клара Цеткин .

…Наверное, все это, пошагово, поминутно, вспоминалось безнадежно больному Полетаеву в кремлевской больнице осенью 1930 года. Маленький город у моря занимает слишком много места в его жизни, настолько много, что последнее и главное, что он хочет видеть, это Туапсе.

3 тысячи рублей и 39 лет тюрьмы за газету

Прозорливости и духу здорового авантюризма Николая Полетаева обязаны не только туапсинский порт и нефть. Скажем так – и вся журналистская газетная братия бывшего Союза в долгу у Николая Гурьевича. Именно он стоял у истоков советской печати и основания первой легальной газеты пролетариата. И вот, хотите верьте, хотите нет,  крестили, согласно документам, крестьянского сына Николая Полетаева в Костромской губернии 5 мая, и в этот день в 1912 году вышел первый номер «Правды»! Сегодня в этот день профессиональный праздник отмечают кубанские журналисты.

«Нам нужная легальная газета!» – этот призыв вождя мирового пролетариата был принят к действию в 1910 году. Было решено выпускать в Питере еженедельную газету для рабочих. И Ленин поручает организацию этого непростого и весьма затратного дела  товарищам Полетаеву и Бонч-Бруевичу. И они довольно быстро находят необходимые 3 тысячи рублей на газету, редактором-издателем которой назначается Константин Еремеев.

Чиновник, отвечающий за регистрацию названия, съязвил: «Ищите на небе, все земное занято!» И ведь нашли – «Звезда», которая стала выпускаться тиражом 10 тысяч экземпляров. Деньги нужны постоянно, и Николай Полетаев постоянно занят их поиском. «Когда собранные деньги были израсходованы, – пишет в своих воспоминаниях Николай Гурьевич, – мне приходилось искать их по городу. Обычно перед выпуском газеты редактор Еремеев спрашивал меня, выходим или нет. Я являлся в 10 часов накануне выхода «Звезды», вручал деньги управляющему типографии за набор, печать и бумагу, и работа закипала».

За долги газету «Звезда» (а позднее ее преемницу «Правду») не раз штрафовали, а штрафы платить было нечем – сажали редакторов в тюрьму. Но какая газета без редактора? И сметливые большевики на роль «сидельцев-редакторов» принимали добровольцев, а настоящие акулы пера, хоть и на более низких должностях, продолжали свое дело. В целом редакторы «прабабушек» современных газет отсидели 39 лет.

Однако одного выхода в неделю было мало. Ленин вновь ставит перед Полетаевым задачу – наладить ежедневный выпуск! В «Звезде» сообщают о выходе новой газеты пока без названия. А, прибыв в Питер в комитет по делам печати, Полетаев со товарищи узнают, что приглянувшееся всем названием «Правда» отдано… Синоду! «Съездите и переговорите!» – был вынесен вердикт вождей революции. Съездили. «Мы отправились к чиновнику Синода, и он за небольшую мзду уступил», – читаем в воспоминаниях рабочих – первопечатников.

А вот как вспоминает сам Николай Гурьевич выход «Правды»:

«В этот день собирались в типографии почти все сотрудники газеты. К трем часам ночи газета была сверстана. Спускаясь в машинное отделение, я увидел, что вся лестница занята дремавшими рабочими, прибывшими с заводов еще с вечера и ожидавших выхода «Правды». То же было в машинном отделении и во дворе… Так велико было нетерпение рабочих, жаждавших увидеть первые номера новой газеты».

Собственно, газета и издавалась на деньги рабочих. Ну, а поскольку,  всегда была на грани закрытия по политическим мотивам, то были разработаны несколько вариантов запасных названий с ключевым словом «Правда».

Навсегда

Родился Николай Полетаев в семье бывшего крепостного крестьянина. Затем отец стал зарабатывать на жизнь плотницким делом, а мать – пекла хлеб и стирала белье по найму. Семья была большой, но жажду учиться сына Николая остужать в ней не собирались – наскребли денег, чтобы поступил он в костромское трехклассное училище.

Пытливый ум Николая все время жаждал знаний, потому пошел учиться дальше, а по окончании техучилища попал на Путиловский завод токарем механической мастерской. Путиловский завод, собственно, был одной из кузниц кадров революции, и Полетаев приобретенные профессиональные знания теории сменил на практику революционера – ссылки и тюрьмы. Интересно, что первоначальная запись в личном листке Полетаева «токарь» со временем была исправлена на – «партийный работник». Что ж, наверное, он на своем месте, вернее, на местах, куда приводила его идея свободы, делал все, что мог. И даже больше.

Туапсе его не забыл.Некогда улица Московская была переименована в улицу Полетаева, на ней и стоит музей, носящий имя пламенного революционера. Прах Николая Гурьевича, спустя годы после его смерти, был перенесен и торжественно перезахоронен во дворе музея,–  дома, в котором Полетаев работал над будущим Туапсе.

У Полетаева было четыре сына – Михаил, Владимир, Тарас и Александр (Шура, как звали его друзья, был первым ЧОНовцем в Туапсе, он же привез отца из Москвы умирать в южный городок, он же приезжал на перезахоронение его останков). Как сложилась их судьба? Смогли ли пережить они сложные, а, вернее, смертельные для истинных сынов революции 30-е годы? Я, честно, пыталась найти ответы на эти вопросы. Но пока не нашла. Однако уверена, что полетаевский след в истории не только нашего города, но и всей России непременно отыщется. Ведь сам Николай Гурьевич говорил:

«На каждого из нас приходится теперь вдесятеро больше работы…  Но мы ведь из хорошего металла сделаны. Мы не согнемся и не сломаемся».

Не согнулся и не сломался. А прочно врос в туапсинскую землю, чтобы была такой же крепкой, как и он сам. Навсегда.

При содействии отдела культуры администрации г. Туапсе

25 июня 2025

Древнейшие гарпуны: как 90 тысяч лет назад люди учились ловить рыбу

Станислав Дробышевский, российский палеоантрополог, кандидат биологических наук и популяризатор науки с МГУ, раскрывает, как древние люди учились добывать рыбу и морепродукты, превращая рыбалку в искусство выживания. Погрузитесь в историю, где костяные гарпуны и крючки из раковин открывали путь к освоению океанов, и узнайте, почему рыба может стать ключом к нашему будущему!

Задолго до появления современных удочек и сетей наши предки уже мастерски орудовали гарпунами, вылавливая гигантских сомов в реках Африки. Удивительно, но эти костяные орудия почти не отличаются от современных!

Рыбалка — это не просто хобби, а занятие, уходящее корнями в глубокую древность. Около 90 тысяч лет назад, в месте под названием Катанда (Республика Конго), люди уже научились ловить рыбу с помощью сложных орудий — костяных гарпунов.

Эти находки, обнаруженные археологами, поражают своей продуманностью: зазубренные края и бороздки для крепления веревки делали гарпуны невероятно эффективными. Представьте: в тропическом лесу, где охота на крупных животных была затруднена, люди нашли способ добывать пищу из реки, вылавливая сомов длиной до полутора метров!

Читать далее

ГМО: почему бояться не стоит?

Генно-модифицированные организмы вызывают споры, но ученый Константин Северинов объясняет, почему страхи вокруг ГМО необоснованны

ГМО — это организмы, чей геном изменен для улучшения свойств, например, устойчивости к вредителям или повышения урожайности. Северинов подчеркивает, что такие продукты проходят строгие проверки на токсичность, как и любая другая еда, будь то яблоки или грибы.

Мифы о том, что ГМО изменяют человеческий геном, не подтверждены наукой. Пища, которую мы едим, переваривается, а ее ДНК не встраивается в наш организм. Северинов приводит пример: мы едим мясо и овощи, содержащие ДНК, но это не делает нас «огурцами» или «свиньями».

Читать далее

Генетические тесты: гороскоп или наука?

Генетические тесты обещают раскрыть тайны вашей ДНК, но насколько они точны? Константин Северинов называет их «генетическими гороскопами»

Генетические тесты могут выявить носительство мутаций, связанных с заболеваниями, но их развлекательная часть — вроде предсказаний о талантах или склонности к спорту — часто не имеет научной основы. Северинов сравнивает такие тесты с гороскопами: они дают общие утверждения, в которые легко поверить.

Тесты анализируют геном, сравнивая его с эталонным, и находят до 3000 отличий, которые делают каждого уникальным. Однако предсказания о сложных чертах, таких как интеллект, ненадежны, так как зависят от множества факторов. Северинов советует относиться к ним скептически и консультироваться с врачами для медицинских выводов.

Читать далее

Ген красоты: правда или вымысел?

Многие верят, что красота передается по наследству через гены. Но что говорит наука? Генетик Константин Северинов развенчивает мифы.

Сгенерированная иллюстрация по промту редакции АНДРЕЙ БЕЛЫЙ | ТУАПСИНСКИЕ ВЕСТИ

Красота — это субъективное понятие, которое сложно измерить объективно. Северинов подчеркивает, что гены действительно влияют на внешность, но нет никакого «гена красоты», который можно выделить.

Генетика изучает наследуемые признаки, такие как цвет глаз или форма носа, но их восприятие как «красивых» зависит от культурных и социальных норм. Так что мечты о генетическом рецепте красоты остаются фантазией.

Читать далее

Ген бедности? Ученые развенчивают мифы о наследственности

Существует ли ген, который обрекает человека на бедность или глупость? Доктор биологических наук Константин Северинов объясняет, почему такие утверждения — не более чем мифы.

Сгенерированная иллюстрация по промту редакции АНДРЕЙ БЕЛЫЙ | ТУАПСИНСКИЕ ВЕСТИ

Генетика — это наука о наследуемых признаках, но социальные характеристики, такие как бедность или успех, не имеют четкой генетической основы. Северинов в подкасте «Куджи» отмечает, что подобные черты чаще являются социальными конструктами, а не результатом работы генов.

Чтобы доказать наличие «гена бедности», нужно провести сложный эксперимент: скрестить людей с определенными признаками и проследить за потомством. Однако это практически невозможно, так как бедность зависит от множества внешних факторов, а не только от генетики.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее