14 сентября 2013

Минное поле Виктора Туванхо

В сентябре Виктору Федоровичу Туванхо, редактору нашей газеты в 60-е, 70-е и 80-е годы, исполнилось бы 90 лет.Виктор Федорович вырос в бедной семье. Переехала его семья из Мурманска в Туапсе, когда он был ребенком. Отец всю жизнь был водовозом, и старожилы довоенных лет помнили старого китайца, который на лошадке с бочкой воды ездил по городу.

Туванхо – русское производное от китайского Ту-Ван-Хо. Сам Виктор Федорович никогда не рассказывал о корнях своего отца, и в паспорте у него было записано «русский». Но есть легенда, что в свое время его отец, вдохновленный революцией в России, нелегально перебрался через китайскую границу строить молодое советское государство. Так или иначе, он легализовался и женился на русской, а его сын был простым мальчишкой – Витькой, который вместе с остальными любил гонять мяч во дворе. Правда, во дворе его звали «китаец», но он не обижался.

В самое счастливое советское время – с 1963 по 1983 годы – работал внашей газете (а начинал в «Рассвете», продолжил в «Ленинском пути») Виктор Федорович Туванхо. Из них 18 лет он проработал редактором. Эпоха Туванхо в газете ознаменовалась приходом молодых, ярких, талантливых журналистов Светланы и Вячеслава Ереминых, Николая Нуждина, Анатолия Краснокутского, Михаила Серопоршнева. Позже все они стали ветеранами газеты, проработавшими аж до середины 90-х годов. А тогда это был молодой, озорной, практически – мужской коллектив.

Однажды потрясенная его рассказами о войне внучка Вика спросила: «Дедушка, а почему ты никогда не напишешь этого в своей газете? Ведь вы часто пишете и о ветеранах, печатаете их воспоминания…» Виктор Федорович улыбнулся: «Такая судьба у журналистов. У нас не принято рассказывать о себе. Мы должны писать о других». Зато потом, после смерти Виктора Федоровича, ученица той самой школы, которую еще до войны заканчивал дедушка – пятой, Виктория Митина, принесла в «его» газету статью о нем. Она так и называлась: «Расскажу о своем дедушке…»

«Мой дедушка, – написала Вика, – Туванхо Виктор Федорович, 1923 года рождения, был призван на фронт в первые месяцы войны. Боевые будни дедушки в общей сложности продолжались почти четыре года и закончились в Чехословакии под Прагой. После войны он еще прослужил полтора года. Демобилизовался в 1947 году.
Во время войны дедушке досталось сполна. Он ведь был сапером. А сапер, как известно, не должен ошибаться…»

Он и не ошибался. Поэтому остался жив. А награды – за разминированные мосты, поля, до сих пор хранятся в семье. Правда, два ранения получил. При разминировании. Потом они аукнутся…
Сам Туванхо не раз сравнивал работу в редакции с прохождением по минному полю. Директивы партии и правительства надо было выполнять. Задачу газеты – как агитатора и пропагандиста – никто не отменял. И буквально было так: шаг влево, шаг вправо – «взрыв»! Об этом красноречиво свидетельствует строгий выговор по партийной линии «за безответственное отношение к выпуску газеты, что привело к серьезным ошибкам и искажениям фактов», который ему «влепил» тогдашний первый секретарь горкома партии Анатолий Гробовец.

– Я помню, что разбирали мы на бюро Туванхо, – рассказывает Анатолий Гробовец, – и действительно, строго его наказали по партийной линии. Это сейчас любая «желтая» газета может напечатать откровенные выдумки, непроверенные факты, а тогда газета была, как документ! Что в ней напечатано, обязательно должно было соответствовать действительности. Поэтому сразу и наказывался редактор – даже если была случайная опечатка или журналист не перепроверил информацию. Редактор за все в ответе…

«Строгач»- это еще не самое страшное. Один из первых редакторов нашей газеты был репрессирован в 1937 году за допущенные ошибки в освещении линии партии.

Если не репрессируют и не расстреляют, то публично распнут на собрании. Если не на собрании, то на ковре у начальства доведут до инфаркта или инсульта. Обвинят в политической безграмотности в лучшем случае, а то и «пришьют» вредительство. Сколько наших коллег полегло на этом информационном поле.

Туванхо был «неформатным» редактором. Да, на заседания бюро горкома и райкома он ходил исправно. Но мог легко прямо в рабочий день (особенно, когда не было выхода газеты) забуриться на мол, порыбачить, если подошла барабулька. До сих пор некоторые рыбаки вспоминают, как рыбачили с редактором, а потом тропинку домой не могли найти… Виктор Туванхо – выходец из комсомола, рано вступивший на путь партийной работы фронтовик, коллективом руководил мягко, сквозь пальцы смотрел на некоторые мужские слабости. Поэтому уже к пенсии пошли разговоры о том, что слишком мягкого редактора надо заменить, мол, коллектив слишком свободный. А потом ляпнули ошибку. Туванхо повезло. На дворе был 1983 год, а не, наоборот, 1938-й. Через год после выговора он ушел на пенсию (ему как раз исполнилось 60 лет)…

P.S. Если вдуматься, он руководил газетой в счастливую эпоху – 60-е – начало 80-х годов. О чем же в те годы писала газета? Конечно, о первом полете Гагарина, о космонавтах, которые благодаря базе отдыха «Восток» и позже детскому центру «Орленок» очень часто посещали туапсинскую землю. О новых стройках в городе, о рождении новых здравниц в районе, о 30-летии Победы,  которые тогда широко отмечали, о ветеранах, героях труда, тружениках села, о реконструкции Туапсинского нефтеперерабатывающего завода… Как интересно получается – темы-то эти вечные. Наверное, именно поэтому и сейчас, спустя 40 и 50 лет, мы пишем о том же самом. Значит, прав был когда-то Туванхо, который считал, что газета – это зеркало эпохи… Главное, чтобы оно не было кривым…

29 мая 2025

Масляная пробка парализовала движение в сторону Сочи

Утро 29 мая 2025 года стало испытанием для водителей Туапсинского округа. Движение по Агойскому перевалу в обе стороны было практически заблокировано из-за скользкой дороги. На дороге образовалась плотная пробка, из-за чего многие жители Туапсе опоздали на работу, экзамены и поезда.

Как выяснилось, причиной инцидента стал разлив масла на асфальт. Канистры с маслом выпали из фуры, следовавшей в сторону Краснодара, и их содержимое растеклось по дороге. В настоящее время полиция разыскивает водителя большегруза.

На проблемном участке работали наряды полиции и ДПС, а застрявшие фуры эвакуировали с помощью КамАЗов. Дорожное полотно обработали песком, и к настоящему моменту заторы устранены, движение восстановлено.

Читать далее
20 мая 2025

Вкус моря: черноморская ставрида

Черноморская ставрида – вкусная и доступная рыба. Нежное мясо этой хищной рыбы легко готовится – жарить, запекать или гриль. Наши советы помогут быстро создать аппетитные блюда, включая сочный рецепт без чистки, даже на кухне в арендованной квартире.

Но сначала расскажем, где и как выбирать ставриду:

Чтобы блюдо получилось вкусным, важно выбрать свежую рыбу. Обращайте внимание на следующие признаки:
Запах: свежая ставрида пахнет морем с легким йодистым ароматом. Резкий запах – признак несвежести.
Глаза: должны быть прозрачными и слегка выпуклыми. Мутные или ввалившиеся глаза указывают на несвежую рыбу.
Жабры: ярко-красные или розовые. Коричневые или серые жабры – повод отказаться от покупки.
Чешуя: блестящая, плотно прилегает к телу. Кожа не должна быть липкой.
Упругость: нажмите на тушку пальцем – вмятина должна быстро исчезнуть.

Читать далее
19 мая 2025

В России предлагают полностью запретить провоз красной икры в ручной клади и багаже

По мнению главы Россельхознадзора, такой продукт может быть опасен для здоровья

Фото: freepik.com

Провоз любого количества красной икры в багаже и ручной клади нужно запретить. Так считает глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. По мнению чиновника, если хочется поесть икры, то это можно сделать, купив ее в магазинах или посетить регионы, где она добывается.

Чиновник отметил, что красная икра, которую вывозят частные лица, не проходит никакого санитарного контроля. Шанс отравиться ею или подхватить паразитов в разы выше. По словам Данкверта, на вывоз икры необходимо наложить такие же ограничения, какие действуют в других странах мира на провоз любых продуктов. 

Читать далее

Учения со стрельбами пройдут 19 мая в акватории Новороссийска

Планируется, что проведут их дважды: с 11 до 13 часов и с 21 до 23 часов

Фото: admnvrsk.ru

В акватории Новороссийска сегодня запретили плавать на сапах, гидроциклах и надувных матрасах. Все из-за учений со стрельбами, которые пройдут сегодня, 19 мая, с 11 до 13 часов и с 21 до 23 часов.

Администрация города-героя просит жителей сохранять спокойствие и следить за сообщениями СМИ, телевидения и радио.

Читать далее
15 мая 2025

Как сделать LADA Niva надёжнее: секрет в простоте

LADA Niva, она же ВАЗ-2121 или LADA 4×4, — культовый внедорожник, который с 1977 года доказывает свою живучесть в самых суровых условиях. Но многие владельцы, стремясь улучшить машину, невольно снижают её надёжность. Сегодня, 15 мая 2025 года, расскажем, как сохранить Ниву «ласточкой» на долгие годы. Главный совет — ничего не меняйте! Давайте разберёмся, как оставить Ниву в оригинале и сделать её ещё надёжнее.

Нива изначально создавалась как простой и надёжный внедорожник для деревенских дорог. Её конструкция — это проверенная временем классика: постоянный полный привод, блокировка дифференциала, несущий кузов и минимум электроники. Но многие владельцы начинают «улучшать» машину: ставят лифт-кит, огромные колёса, мощные бамперы или даже пытаются модернизировать двигатель. Это ошибка.

Большие колёса увеличивают нагрузку на трансмиссию, подвеску и двигатель, что приводит к быстрому износу. Лифт-кит меняет геометрию подвески, из-за чего Нива теряет устойчивость и чаще ломается. Нелепый тюнинг вроде установки «люстр» или тяжёлых обвесов увеличивает вес, снижая проходимость. А попытки форсировать двигатель 1,7 литра часто заканчиваются перегревом и поломками. Главное правило: оставьте Ниву в заводском состоянии. Она и без того справится с бездорожьем лучше многих современных кроссоверов.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее