11 декабря 2017

Промышленники края выходят на экономический ринг

В борьбе за рынок предприятия делают ставку на импортозамещение.

(Фото: Владимир Аносов)


Не нужно быть большим экспертом, чтобы понимать: развитой и сильной страну делает промышленность. Ее фундаментальные отрасли и есть – реальный сектор экономики. Санкции подтолкнули к осознанию того, что стать самостоятельными можно только развивая собственное производство: от швейных ниток до космических технологий.
Федерация взяла курс на подъем, в регионах начали создавать фонды развития промышленности и заключать первые специальные инвестконтракты, а те, кто внедряет отечественное оборудование, сегодня получают льготы и преференции.
Как с глобальной задачей справляется Краснодарский край, который традиционно считался аграрным и туристическим регионом? Что помогает предприятиям встать на ноги – об этом наш материал.

Темп задан

После объявления экономической блокады стала очевидной зависимость отечественной промышленности от зарубежного оборудования. Примечательно, что первым делом перекрыли поставку даже не производительных станков, а передовых средств измерений. «Кислород» любого завода. Встала задача обеспечить внутренний рынок необходимым оборудованием.
Интересный факт: в Краснодарском крае, по данным регионального департамента промышленности, только за первое полугодие 2017-го объем производства приборов для измерения, контроля и испытаний вырос в полтора раза в сравнении с тем же периодом прошлого года. В целом сегодня промышленное производство на Кубани растёт в два раза быстрее, чем в среднем по России: если за 9 месяцев этого года в стране рост составил 1,8%, то в регионе – 3,1%. Что делается в крае для движения экономического локомотива?
В 2015 году врио губернатора региона был назначен Вениамин Кондратьев. За год он проехал по всем районам края, выясняя потенциал и проблемы каждого. Начало было положено в Армавире – крупнейшем промышленном центре. Сегодня здесь работает 30 промпредприятий, по объему отгруженной продукции территория занимает шестую строчку в крае. Основное направление – машиностроение и металлообработка. И, естественно, большая часть заводов – это наследие советских времен, «выжившие могикане», как они сами о себе говорят. Помочь им поднять голову, модернизировать и найти точки сбыта – такая задача и была поставлена новым руководством.

Курс – на инновации

(Фото: Юрий Ходзицкий)

Одним из первых заводов, которые посетил тогда глава края, был Армавирский машиностроительный, где выпускают грузовые железнодорожные вагоны. Работники предприятия рассказали о непростом положении: заказы сократились на 80 %, работы не было. Нужно было вернуть предприятию статус ведущего машиностроительного завода страны.
И с 2016 года на предприятии начинают реализовывать инвестиционный проект, направленный на создание инновационной продукции транспортного машиностроения. Прошло техническое перевооружение, налажено производство новых грузовых крытых вагонов – 100% импортозамещающий продукт, не имеющий аналогов в России. Вдвое увеличился штат сотрудников, на завод пришли новые инженеры и конструкторы. Сейчас на производстве трудятся более тысячи человек.
Сегодня это стабильно развивающееся предприятие, четко реагирующее на спрос рынка. Краю пришлось приложить немало усилий – найти инвестора, лоббировать заказы на уровне федерации, и в итоге удалось дать вторую жизнь градообразующему предприятию.
В этом году Армавирский машиностроительный завод представил уникальный вагон-термос, предназначенный для транспортировки быстропортящихся продуктов: рыбы, мяса, овощей и фруктов. Раньше такие закупали в Германии. Сегодня кубанское предприятие – единственное в России, где начали делать такую технику. По итогам года планируется выпустить также более 800 обычных вагонов, а еще в разработке находится вагон-рефрижератор. Два года назад на предприятии об этом и не мечтали.

(Фото: Игорь Глазко)

Кубань металлургическая…

Стереотип, что Кубань – исключительно аграрный и туристический регион, начал стираться. Регион сделал упор на производство. Доля промышленности в ВРП края два года назад – 14 % при среднем российском показателе – 32 %.
– Для меня не отговорка, что наш край традиционно ориентирован на сельское хозяйство и туризм, – заявил Кондратьев. – Еще двадцать лет назад доля промышленности в ВРП края была почти 24%. За два десятка лет число работников в отрасли сократилось на 30 тысяч человек. Ситуацию в корне надо менять.
Тогда же приняли решение создать Совет по промышленности при губернаторе, где теперь регулярно в ручном режиме корректируют ситуацию в отрасли.
Сделали ставку на металлургию. Успешно работает «Новорос
металл», Абинский металлургический завод планирует уже в декабре этого года запустить четвертую очередь, тогда как имеющиеся мощности достигли 100% загрузки. Стоит отметить, что здесь свою роль сыграл и валютный скачок: продукция завода стала не только по качеству, но и по цене конкурентоспособной. И как результат – востребованной на мировом рынке.
Большое значение для отрасли стало открытие нового завода по изготовлению метизных изделий в Белореченском районе. Это предприятие полного цикла, настоящая гордость края и значимое достижение российской промышленности. До этого события 90% потребности внутреннего рынка России в саморезах удовлетворялось за счет поставок из Китая и Тайваня. Краснодарский край стал первым регионом, в котором заработало производство крепежных изделий полного цикла – еще один шаг региона в сторону импортозамещения.

– Завод оснащен самым современным оборудованием, – рассказал руководитель краевого департамента промышленной политики Иван Куликов. – В строй введены 5 цехов, имеются 3 лаборатории для проверки качества на каждом этапе, установлено современное очистное сооружение. Это действительно уникальный проект.
Кстати, сырье для завода производится на Абинском металлургическом заводе – отличный пример кооперации в рамках одного региона. Подобное взаимодействие между предприятиями может выстроиться в единую систему и стать отличительной чертой Кубани, уверены краевые власти.

… И машиностроительная

В металлургии только за девять месяцев этого года индекс промышленного производства вырос почти на 25,9% по сравнению с этим же периодом 2016-го.
Не отстает машиностроение, динамика которого на текущий момент – плюс 43,3 %! В первую очередь это, конечно, компания «КЛАСС». С ней Краснодарский край заключил первый в России специальный инвестиционный контракт. Это новый уникальный инструмент для развития промышленности. Предприятие увеличивает уровень локализации и мощность краснодарского завода по производству зерноуборочных комбайнов. Дополнительно компания инвестирует 750 млн рублей, а государство гарантирует федеральные и региональные льготы и преференции.
Высокие показатели в отрасли машиностроения у «Промагротехнологий», «БДМ-Агро», «Металлпрома». А совсем недавно произошло еще одно важное событие: субсидию в рамках краевой программы получило одно из старейших предприятий края – «Кубаньжелдормаш», выпускающего оборудование для железных дорог. Завод-контраст: со старой, но мощной литейкой и новыми светлыми цехами с самым современным оборудованием. Сегодня предприятие запускает новый продукт, и снова – импортозамещающий. Стране нужны тракторы, сеялки, плуги, поливалки – уверены на «Кубаньжелдормаше».

И завод начал выпускать борону – это техника для предпосевной и основной обработки почвы под зерновые и кормовые культуры, уничтожения сорняков, измельчения пожнивных остатков, омоложения лугов и пастбищ. Важно, что диски бороны – собственного производства, тогда как остальные закупают их за границей. Мощности, опыт и самые высокие стандарты качества старейшего машиностроительного и металлообрабатывающего завода позволяют создавать по-настоящему высококлассную продукцию.

– Нашу борону и культиватор представим на выставке «Югагро», – рассказал начальник производства «Кубаньжелдормаш» Юрий Честников. – Сельскохозяйственное машиностроение сегодня востребовано, думаем, что аграрии заинтересуются нашей продукцией.
Конечно, направление для Кубани более чем перспективное.

– Это емкий и растущий рынок сбыта, возможность испытания ее в полевых условиях, научно-технологические разработки, применение которых позволит увеличить эффективность сельскохозяйственных машин, – считает Иван Куликов.

Крепкий фундамент

Конечно, сейчас бизнес охотно идет в АПК, вкладывает в развитие туризма и транспорта. Это привычные для Краснодарского края отрасли, и предприниматель не сомневается: выгоду он точно получит. Краевые власти делают все возможное, чтобы доказать: на Кубани можно зарабатывать и в промышленности. Был создан Центр поддержки предпринимательства, институт инвеступолномоченных в муниципалитетах, мощное развитие получила сеть МФЦ. Налажено взаимодействие с Российским экспортным центром, предприятия края представлены на российских и международных выставках, разработан бренд «Сделано на Кубани». Краснодарский край участвует в программах Минпромторга, сотрудничает с «Ростехом» и «Леонтьевским центром», который разрабатывает главный социально-экономический документ региона «Стратегия-2030». Согласно этому документу объем промышленной продукции края должен быть увеличен как минимум в два раза, производительность сил – как минимум в 2,5 раза. «Экономическую конституцию» края оценила федерация. По словам Алексея Кудрина, председателя совета Центра стратегических разработок, у Кубани есть все шансы стать ведущим регионом.

– Вы по-новому посмотрели на развитие отраслей в регионе, – сказал Кудрин. – У Краснодарского края большой потенциал, который нужно умело мобилизовать, чтобы стать передовым не только в России, но и на мировом уровне.
Безусловно, у нас в крае огромный потенциал для развития промышленной отрасли. Достаточно побывать на предприятиях, чтобы убедиться: это реальная мощь, и здесь очень много людей, которые создают и созидают, фанатично верят в то, что поднимут свое производство. Ежедневно тысячи профессионалов вкладывают в готовую продукцию все свои силы, знания и опыт. Каждое утро запускают оборудование и, закатав рукава, – делают, строят, обрабатывают. В жаркой суровой литейке или у станков, по колено в песке и по локоть в масле – закладывают фундамент для будущих поколений.

МАРИНА ЛУСНИКОВА

Реальному сектору – реальную поддержку

В крае в 2016 году стартовала госпрограмма «Развитие промышленности Краснодарского края и повышение ее конкурентоспособности».

– В рамках программы в прошлом году субсидии из краевого бюджета получили шесть значимых для региона производств, – продолжает руководитель департамента промышленной политики. – В 2017 году общая сумма господдержки выросла до 100 млн. руб., 11 предприятий уже получили 43 млн. руб., остальные подали документы на конкурс.

Хорошей помощью для промышленников будут и льготные займы. Так, например, в этом году в Новороссийске первое предприятие по производству обуви получило займ в размере 300 млн рублей на 5 лет по ставке 5% годовых.
Привлекают предприятия и к участию в федеральных программах. А с 2018 года по инициативе губернатора заработает специальный Фонд поддержки промышленности. Он жизненно необходим краю для создания новых производств, развития и модернизации действующих. Для финансирования фонда в проекте нового бюджета на следующий год предусмотрено 500 миллионов рублей.

На заводах и фабриках Кубани сегодня работает 85 тыс. человек. Уже сейчас около 10 млрд поступлений налогов идут именно от промышленной отрасли. Все это – ресурсы экономики края, которые сегодня очевидно перезапускаются. Кстати, использовать для этого планируют и материальную базу предприятий-банкротов. Их сегодня по всему региону насчитывается около 130.

Еще одна важная задача власти – наладить связь между производителем и потребителем внутри региона. Иногда складываются парадоксальные ситуации, когда, например, в Армавире есть завод по изготовлению отопительных котлов, а наши строители просто об этом не знают и закупают котлы в соседних регионах. То есть нет прямой связи между потребителем, в данном случае муниципалитетами, и производителем. Задача власти сегодня – продвигать собственный продукт, прежде всего, на внутреннем рынке.
Для этого в крае создали регулярно обновляемый каталог промышленной продукции, а также каталог строительных материалов, изделий и конструкций, производимых в крае.

А в это время

Краснодарский край вошел в число 20 пилотных регионов по апробации Стандарта кадрового обеспечения промышленного роста. Соответствующее соглашение подписано администрацией Краснодарского края с АНО «Агентство стратегических инициатив» и Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия».
Как рассказали в краевом департаменте промышленной политики, реализация регионального Стандарта кадрового обеспечения промышленного роста позволит кардинально модернизировать краевое профессиональное образование, ориентировать его на реальное производство, а также развить систему прогнозирования кадров.

Кстати

Важнейшее направление в промышленной политике Кубани – это создание сети промышленных парков. Планируется, что к 2020 году на территории края появится 11 промзон, пять из них будут частными. Первые промпарки должны начать свою работу в ближайшие два года. По словам главы региона, сегодня фактически каждый четвертый рубль на Кубани вкладывается в обрабатывающие производства, а развитие индустриальных парков в Краснодарском крае создаст новую точку роста в сфере промышленности.

Территориальные кластеры

Новый механизм развития приоритетных отраслей.

На Кубани планируют создать территориальные производственные кластеры. По словам руководителя департамента промышленной политики Ивана Куликова, кластеры выступят в роли инструмента «сборки» и структуризации отдельных элементов – бизнеса, науки и образования – для реализации совместных проектов.

– Мы нацелены создать промышленные кластеры на территории края в приоритетных отраслях, – рассказал Иван Куликов. – Это деревообрабатывающая промышленность в Апшеронском районе, химическая – в Белореченском, сельхозмашиностроение в Краснодаре, металлообработка в Абинске, производство фармацевтических препаратов в Красноармейском районе.
Возможность организации на Кубани промышленных кластеров позволит сократить издержки предприятий за счет тесной кооперации, создать новые предприятия и рабочие места, повысить инвестиционную привлекательность региона, создать условия для разработки и внедрения новых технологий в производство.

ЦИФРЫ

В 2016 году выросло производство:

– комбайнов зерновых – на 329%,

– тракторов для сельского
хозяйства – на 244%,

– вагонов грузовых
магистральных – на 144%,

– проката сортового – на 193%.

6 мая 2024

Работникам этих сфер свойственно болеть чаще других

Эксперты Минздрава проанализировали данные врачебной статистики – и составили подборку профессий, представители которых особенно уязвимы перед всевозможными заболеваниями.

Изображение: talantikam.ru

Начнем с того, что в числе наиболее типичных заболеваний у работников отечественных компаний значится ОРВИ и грипп.

И самые часто болеющие, как выяснилось – «айтишники», т.е. работники IT-сферы. Немного реже, чем они, подхватывают простуду педагоги и даже врачи. Но важно то, что «айтишники» нередко страдают и сердечно-сосудистыми недугами.

Читать далее

Рыбалка уберегает от инсульта

Группа научных работников из Голландии установила один из наиболее развлекательных и расслабляющих способов профилактики сердечно-сосудистых недугов.

Изображение: gas-kvas.com

Как показало одно из недавних исследований, работа в огороде / саду и особенно рыбалка способны помочь свести к минимуму риск развития болезней сердечно-сосудистой системы – и уберечь от инсультов.

Для этого исследования привлекли 2456 добровольцев 65-74 лет. Организаторы эксперимента отметили физиологические показатели здоровья каждого участника, включая общий уровень их физической активности.

Читать далее
4 мая 2024

В строящемся аэропорту Краснодара организуют парковку на 697 машиномест

Об этом рассказал руководитель дирекции Технического заказчика АО «Международный аэропорт Краснодар» Денис Акинфиев. Новый аэропорт столицы Кубани построен уже на 20%.

Фото: www.kuban.kp.ru

Инфраструктура будущего аэровокзального комплекса  будет включать парковку на 697 мест. Это существенно больше, чем у нынешнего Пашковского аэропорта: он располагает двумя парковками – для продолжительной стоянки, 205 мест, и для краткосрочной – 211 мест, пишет «Комсомольская Правда».

В целом же, площадь будущего 3-этажного здания аэропорта составит 83 000 м² (в 6 раз больше Пашковского), высота – 25 метров. А весь будущий аэровокзальный комплекс раскинется на 370 га, это сравнимо с площадью дачного поселка.

Читать далее

На одной из строек Краснодара выявлено почти 60 незаконно трудившихся мигрантов-нелегалов

Речь идет о строительном объекте по проспекту Образцова.

Фото: Михаил Ступин / kubnews.ru

Проверку на объекте устроили работники Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по региону совместно с УФСБ России по Краснодарскому краю.

В процессе проверки выяснилось, что на стройке незаконно работали 59 человек – граждане Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана. В отношении мигрантов составили протоколы по ст. 18.10 КоАП РФ. Им придется выплатить штрафы, после чего их выдворят за пределы РФ.

Читать далее

В ближайшие сутки Кубань ждет резкое похолодание и заморозки

В связи с этим в крае объявлено экстренное предупреждение.

Фото t.me/mingochskk

Согласно прогнозам синоптиков, 5 и 6 мая в северных районах края и горных областях ожидаются локальные заморозки. Столбики термометров опустятся до -0,1°C и даже -3°C, пишет «Кубань 24».

Как сообщает пресс-служба ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, резкое понижение температуры несет угрозу в первую очередь для сельскохозяйственных культур, цветков и завязей плодовых культур. Во избежание гибели растений от холода, аграриям рекомендовано соломой, неткаными материалами или полимерной пленкой.

Читать далее