18 февраля 2018

Самолеты не падают – их роняют

В Туапсе живет человек, который знает авиацию изнутри – каждый болт, каждый завиток авиадвигателя, трансмиссии, механизм крыла, секреты шасси… Как эксперт, более 20 лет выезжал на авиакатастрофы. Уверен: самолеты не падают – их роняют.

– Первое, что пришло на ум, по сообщениям и видеокадрам с места катастрофы: обледенение самолета.
Валил густой мокрый снег, температура была около нуля градусов.

Но как такое могло произойти?

Самолет – конструкция с точно рассчитанными аэродинамическими поверхностями, особенно крыльев и рулей управления. Налипающий лед резко ухудшает расчетную аэродинамику их обтекания с образованием срыва потока, падением подъемной силы и управляемости.
Все самолеты класса данного Ан-148 сконструированы по специальным требованиям полетов в условиях обледенения и проходят стендовые и лётные испытания до запуска в серийное производство.
На земле, перед вылетом в непогоду, самолет проходит обработку противооблединительной жидкостью (типа душа) с температурой около 70 градусов. Жидкость смывает налипший снег и лед и образует тонкую защитную пленку на поверхности самолета.
Если взлет задерживается более, чем на полчаса, обработку проводят повторно.

Конструктивно, на самолете также предусмотрена противообледенительная система (ПОС). В полёте при предпосылке обледенения (температура, близкая к нулю, мокрый снег) она включается летчиком. Передние кромки крыльев и стабилизатора, а также лобовые стекла кабины пилотов обогреваются, как правило, от электросистемы, а воздухозаборники двигателей – горячим воздухом от двигателей.
Очень важен также обогрев приемника полного воздушного давления (ППД) – эта фактически такая трубка в носу самолета, выставленная вперед. ППД – важнейшая часть конструкции прибора контроля скорости полета, он соответственно связан и с автопилотом. При отказе системы обогрева одного из ППД (например, перегорела электроспираль) трубка датчика может быстро забиться льдом и приборная скорость полета, воспринимаемая летчиком или автопилотом, резко снизится, возможно и до нуля.
Но таких ППД на самолете устанавливается 3. По одному для каждого пилота и резервный. Необходимо только вовремя сверить их показания.
Да и бортовой компьютер с речевым информатором не дремлют и дают речевое и сигнальное оповещение об отказе.

По предварительному расследованию катастрофы Международным Авиационным комитетом (МАК) при расшифровке параметрических самописцев было обнаружено, что перед последним взлетом экипаж небрежно выполнил обязательную карту подготовки полета: не включил и не проконтролировал обогрев всех трех датчиков ППД. Досадно, что на этом же самописце были зафиксированы параметры последних 15 полетов и во всех случаях обогрев ППД был включен!

Дальше – понятно и, почти неизбежно…
При наборе высоты все три ППД быстро забились льдом, приборная скорость стала резко уменьшаться.
Не смотря на предупреждение речевого информатора, пилоты отключают автопилот (а он и не может управлять самолетом, получая сигналы нулевой скорости полета) и начинают ручное управление.
Пилотов учат (это остается уже на уровне рефлексов): упала скорость – опускай нос, разгоняй машину.
Ибо ничего нет страшнее потери скорости, особенно, на взлете.
Пилоты так и сделали. Высота падает, а скорость по приборам (якобы) не растет. Оценить положение тумблера отключенного обогрева ППД, других приборов: авиагоризонта, вариометра (прибор, указывающий скорость подъема или снижения) не хватает ни времени, ни опыта.
Визуально, за лобовым стеклом сплошная белая мгла без видимой линии горизонта.
Вот так и врезались в планету на фактической скорости более 800 км/час.
Глупо, обидно, непрофессионально…

Аналогичный случай был в той же воздушной Московской зоне а/п Домодедово в 1986 г. с самолетом Ту-154.
Экипаж так же забыл включить обогрев всех трех ППД, вошел в облачность, в которой стало развиваться интенсивное обледенения датчиков.
Так же упала приборная скорость. Командир так же почти рефлекторно отдал штурвал от себя, переведя самолет в снижение.
Скорость (якобы) не растет. Командир переводит самолет уже в крутое пикирование.
К счастью, вовремя вывалились из облаков, увидели линию горизонта и смогли оценить свое пространственное положение.
Оставшейся высоты 1800 м еле-еле хватило, чтобы вывести машину из пике с перегрузками, превышающими расчетные.
Вывернулись, сели. Однако после посадки на планере и крыльях самолета были обнаружены остаточные перегрузочные деформации, все листовые обшивки пошли гофрами.
Самолет не подлежал восстановлению и был списан.
Экипаж долго “пороли”, но оставили в строю. Видимо, приобретя такой опыт, все потом долго и безаварийно летали и счастливо завершили свою летную карьеру.
В СССР была четкая система подготовки классных пилотов. Сначала будущий командир должен налетать определенное количество часов на малой авиации. На кукурузниках, на Анах, поработать над полями, совхозами. «Мимино» помните?
Потом – перейти на самолет среднего класса, опять же начиная с кресла второго пилота. И так – по ступеням вверх.

Только такая авиация дает ему ни чем не заменимый опыт ручного пилотирования. И еще не каждый второй пилот становился командиром. Не случайно помимо профессиональных навыков нужен талант управления коллективом (экипажем), а также отменное здоровье и устойчивая психика. С человеком может случиться все что угодно, но за этим «все что угодно» – жизни людей. Был, например, случай, когда над Новокузнецком чуть не рухнул самолет, потому что пилота «позвали голоса», мол, он должен умереть здесь, пролетая над той землей, где он когда-то родился. Только силовое вмешательство остальных членов экипажа позволило спасти полет.

Как представитель завода, я занимался эксплуатацией двигателей самолетов Ту-22М3, Ту-144, Ил-86, Ту-160 в полевых условиях. В том числе выезжал и на катастрофы. Потом много лет отработал на Ростовском вертолетном заводе и в вертолетном КБ им. М.Л. Миля – тоже в отделах эксплуатации. Побывал в 255 городах всех 15 республик бывшего СССР. А когда в 90-х авиация рухнула… Тогда по четыре месяца не платили зарплату, и ты думал, что купить завтра в семью – полбулки белого хлеба или полную буханку черного. А здоровье уже было подорвано Чернобылем (куда откомандировали в трудное время), а в КБ трудились по-прежнему по 12-14 часов в день, чтобы спасти нашу авиационную отрасль. В общем, понял, что погибну. Здоровье не выдержало. Ушел. До сих пор снятся самолеты, до сих пор не теряю связи с коллегами, дружим, общаемся, встречаемся на авиавыставках. Я считаю, что я по-прежнему в авиации.

У катастроф есть закономерности

– Я был участником расследования катастрофы вертолета в Грузии в 1987 году. Установленная причина: при заправке маслом муфты хвостовой трансмиссии несколько капель масла попало на другую деталь – подшипник опоры (у него своя смазка). И вот в полете смесь эта «сработала» так, что подшипник перегрелся, опора трансмиссии разрушилась, и прервалась связь с рулевым винтом. Огромный МИ-26, вращаясь, начал падать. Запомнился мне этот случай потому, что вертолет был военный, и кроме экипажа летело несколько служебных пассажиров. У летчиков были парашюты, у пассажиров – нет. Их, военных сослуживцев, бросить было нельзя. Они во время падения попробовали прыгнуть тандемом. Пассажир цеплялся за лямки парашюта, который был на летчике. Так и прыгали вдвоем. Но спастись не удалось никому. При открывании парашюта получается такой рывок, что руки человека не выдерживали – он отлетал как пушинка. И в конце концов падающий вертолет накрыл парашютистов в воздухе, разрубив огромным, 34 метра в диаметре, винтом. И была еще жертва – на земле. Мальчик-пастушок наблюдал падение снизу. И погиб. А всего-то – масло попало на подшипник. Было и так, что во время полета оторвался крохотный болт и по закону Мерфи попал в самое уязвимое место – в механизм управления шагом несущего винта, управление заклинило, вертолет упал на спину. В авиации не бывает мелочей…

Известный случай, вошедший в книгу рекордов Гиннеса. На Дальнем Востоке Ан-24 столкнулся в небе с военным Ту-16. Бомбардировщик пропорол крылом, как ножом, салон гражданского самолета. Женщина оказалась на крыле падающего лайнера (крыло отлетело и планировало отдельно). Так, планируя, она спустилась с высоты 5 тысяч метров и приземлилась в лесу.

Хочется сказать: «Так не бывает», когда однажды при посадке на Як-40 командир думал, что самолетом управляет второй пилот, а второй пилот был уверен, что командир…
Хочется сказать – так не бывает, когда на взлете, при разбеге, бортинженер почему-то решает убрать шасси. Самолет упал на брюхо. Повезло, все остались живы. Но самолет списали.
В тот экипаж на подмену заболевшего пришел бортинженер с другого экипажа. Говорит: «Я привык убирать шасси по взмаху руки своего командира. Он махнул – я убираю. И тут так сделал по выработанной привычке. Откуда я ж знал, что этот командир муху отгонял, севшую ему на нос…»

Об авторе

Павел Петраков испытывал авиационные двигатели. В Чернобыле с коллегами придумал и установил на вертолетах так называемые «метелки», с помощью которых вертолетчики развеивали… кукурузную патоку – идеальный способ забить радиоактивную пыль. Работал в вертолетном КБ имени Миля, сертифицировал МИ-26. И расследовал авиакатастрофы… Об авиации Павел Петраков мечтал с детства. Но зрение подвело. Тем не менее, он закончил Куйбышевский авиационный институт, занимался эксплуатацией двигателей самолетов, работал в вертолетном КБ им. М.Л. Миля.

2 мая 2024

В Туапсе поздравят всех 98 ветеранов Великой Отечественной войны

Туапсинцы-ветераны Великой Отечественной войны традиционно принимают поздравления на дому.

Сегодня волонтеры Туапсинского городского молодежного центра пришли поздравить с 79-ой годовщиной Победы
узников фашистских концлагерей и тружеников тыла.

"К сожалению, все меньше остается в строю живых свидетелей героизма советского народа в годы Великой Отечественной войны, - говорит руководитель Туапсинского городского молодежного центра Карен Гаспарян.

Читать далее

В Туапсе спасли 62-летнюю женщину, выпившую соляную кислоту

Пациентка поступила в приемный покой туапсинской центральной больницы с предварительным диагнозом – ожог желудка.

На фото: заведующий отделением эндоскопии ТЦРБ № 1 Гор Саакян

«Как оказалось, женщина случайно выпила вместо воды соляную кислоту, - рассказал заведующий отделением эндоскопии ТРБ № 1 Гор Саакян.

– Время сезонных работ на дачах, в частном секторе, связанные с покраской, к сожалению, при невнимательности имеют вот такие последствия. Хорошо, что вовремя кинулись и доставили в больницу. Ожог у пациентки был на глубину мышечного слоя стенки желудка, без перфорации (отверстия).

Читать далее

Пострадавший при взрыве газгольдера в Туапсинском районе выписался из больницы

Работник гостиницы в Пляхо, где был пожар 26 апреля, лечился в районной больнице. Он уже дома.

«У мужчины было состояние средней тяжести, стабильное, он прошел консервативное лечение, - рассказали в Новомихайловской районной больнице. – Поступил в день пожара и выписался на следующий день».

Напомним, пожар произошел возле гостиницы. Взорвался газгольдер, сгорела спецмашина для подвоза газа. От возникшего пожара сильно пострадала гостиница рядом. Один человек, работник гостиницы, получил травмы.

Читать далее

Семья Пантелиных из Новороссийска стала героями рубрики #СчастливаяСемьяКубани

Губернатор Краснодарского края продолжает публиковать в своих соцсетях рассказы об интересных семьях региона

В этот раз в своем телеграм-канале Вениамин Кондратьев рассказал о семейной династии Пантелиных из Новороссийска. Супруги Денис и Светлана, а также их дочери Диана и Алина –  все работают на Верхнебаканском цементном заводе. 

Денис - главный технолог отдела ПТО, Светлана - старший инженер-лаборант заводской лаборатории. Познакомились они в Белгородском университете, где учились. Обоих после окончания вуза пригласили работать на Верхнебаканский цементный завод, на котором Пантелины трудятся и по сей день.

Читать далее

Базовые принципы долголетия китайцев

Восток, как известно, дело тонкое. В плане соблюдения ЗОЖ у нас есть с китайцами точки пересечения, но в чем-то мы можем у них и поучиться. Ниже – основные положения из системы «Желтого Императора» – древней медицины, по которой многие китайцы веками поддерживают свое здоровье.

Изображение: sportishka.com

1) Питание

Так исторически сложилось, что в рационе практически любого китайца всегда присутствуют:

Читать далее