11 марта 2019

Дом родной локомотивов, кузница героических династий

14 марта Туапсинскому локомотивному депо исполняется 105 лет. Его история тесно сплетается с историей Туапсе, а железнодорожные пути – с путями человеческих судеб. Локомотивное депо – важнейшая часть мощного транспортного узла Юга России, которым по праву считается наш город. Железная дорога от Армавира до Туапсе с двумя ветками на Майкоп и станцию Лабинская протяженностью 275 […]

14 марта Туапсинскому локомотивному депо исполняется 105 лет. Его история тесно сплетается с историей Туапсе, а железнодорожные пути – с путями человеческих судеб. Локомотивное депо – важнейшая часть мощного транспортного узла Юга России, которым по праву считается наш город.

Железная дорога от Армавира до Туапсе с двумя ветками на Майкоп и станцию Лабинская протяженностью 275 верст была построена в неслыханно короткие для 20 века сроки: с 1909 по 1915 годы. Ведь она имела громадное значение для экономического роста всего Северного Кавказа. В 1914 году открылось и наше депо.

Операция на букву «Ы»

Говорят, что с этой буквы в русском языке не начинаются слова. А вот и нет! Есть слово на эту букву, причем оно и состоит из одной этой буквы Ы — так называлась целая серия паровозов, предназначенных специально для горных участков железной дороги. Их заказала Армавир-Туапсинская железная дорога у Коломенского завода. Эти паровозы-тяжеловозы составляли костяк подвижного состава вплоть до 30-х годов прошлого века. Позднее им на смену для пассажирских поездов придут паровозы серий « Су» и для грузовых – «Э».

Что собой представляло паровозное депо изначально? Длинный деревянный сарай со «стойлом» для двух паровозов. С первых дней работы депо к каждому паровозу прикреплялась отдельная бригада. Чтобы, как писалось в наставлении к обер-машинисту, «один и тот же машинист постоянно находился при одном и том же локомотиве, так как каждый из них имеет свои особенности в своих свойствах, и только при постоянном общении с локомотивом машинист знакомится с этим свойством и достигает верности в управлении». Имена первых машинистов – Петр Коняшкин, Николай Крук, Алексей Верижский, Георгий Ананьев, Константин Пахомов – помнят и сегодня.

Наш паровоз, вперед лети!

Революция, а затем гражданская война, интервенция отодвинули сроки пуска в эксплуатацию Черноморской железной дороги в 1917 году. Однако молодая Страна Советов, несмотря на разруху и царящий хаос, первым делом принялась за продолжение строительства: участок Туапсе – Сочи был пущен уже в 1923 году. А туапсинское депо восстанавливало и укрепляло свое главное богатство – подвижные составы. В 1927 году началось строительство нового депо, которое было построено за два года. Коллектив включается в движение первых пятилеток, участвует в соцсоревнованиях. Появляются первые передовики. Среди них машинисты-новаторы Аксенушкин, Слюнин, Пахомов, Коняшкин, Михайлов, Манерный, слесари-экипажники и котельщики Седлачек, Гаврилов, Панин, Куприянов и другие. О них, о работниках депо, газета «Красный тяговик» писала: «Паровозы ценят, как детей своих. Пусть сдача, пусть приемка, но паровоз, как куколку, и примут, и сдадут».

«Нет!» – сказали мы фашистам

В годы Великой Отечественной войны, в страшный период бомбежек, которым подвергся Туапсе, наши железнодорожники ежедневно, ежечасно совершали свой подвиг – везли составы с техникой, переправляли в госпитали раненых, привозили пополнение бойцов на передовую Туапсинской обороны.

Золотыми буквами вписан в историю депо подвиг женщин-железнодорожниц. Это и Нинель Михайлиди, и Ольга Федас, Лукьянова, Кубракова, Чухмарь, Завьялова, Тесленко. Они становились кочегарами и машинистами, ведя свои паровозы к общей Победе.

Настоящим героем, легендой туапсинского депо, стал Петр Рождественский, проработавший на предприятии более 60 лет.

Мы верим твердо в героев спорта

Туапсинское депо – это еще и славные страницы туапсинского спорта. Городки, шахматы, туризм, тяжелая атлетика – в этих и других видах спорта железнодорожники заявили о себе во весь голос.

Но поистине золотой в истории туапсинского спорта стала футбольная команда – клуб «Локомотив», начавший свой путь с команды «Железка» в 1936 году. Они бессменно держали титул чемпионов города, неоднократно становились чемпионами Черноморского поебережья, края. Полихрониди, Бутко, Гурьянов, Никандров, братья Канониди – эти и другие имена футболистов «Железки» для туапсинских мальчишек на долгие годы были именами кумиров.

Железные кадры

Туапсинское депо воспитало не одно поколение трудовых династий. Бескоровайные, Прибыльские, Каликиди, Ладыгины, Лобасовы, Скрипченковы, Юсовы, Евсеневы, Ларионовы, Закупневы, Федуновы, Капаевы, Караченцевы, Мельниченковы, Дементьевы, Нибо, Чаплыгины, Лесковы, Соболевы, Пантищенковы, Гринюки, Голушко, Завгородние, Ковалевы, Приходченковы, Зудниковы, Лобовы, Нестеренковы, Лопатины, Черемяновы, Погребняковы, Бусловы, Пигуновы, Кодатенковы, Серафимовичи, Плужниковы, Федасовы, Журавлевы, Васильченковы, Савицкие, Кащаевы, Усанковы – о каждой из этих железнодорожных фамилий можно писать целую книгу.

Сегодня Сервисное локомотивное депо Туапсе-Пассажирское входит в состав Филиала «Северо-Кавказский» ООО «ЛокоТех-Сервис».

Железные дороги не зря называют артериями жизни. И Туапсинское депо – это тоже не просто предприятие. Вот уже 105 лет, это – родной дом локомотивов, кузница династий, хранитель героической истории и продолжатель лучших традиций.

Счастье работать в таком коллективе

Вместе с родным депо отмечает свой профессиональный юбилей и Александр Петрищев – в этом году исполнилось 35 лет, как железная дорога стала его судьбой.

В депо я пришел, отслужив в армии и имея красный диплом туапсинского ГПТУ-29, – рассказывает Александр Петрищев. – Начинал с помощника машиниста, отучившись на специальных курсах. Потом я перешел на работу в цех ремонта моторо-вагонных секций и тепловозов, где и работаю по сей день. Люди в нашем коллективе просто замечательные! С искренней теплотой вспоминаю я своих наставников, особенно старшего мастера цеха депо Александра Владимировича Киященко, который дал зеленый свет в профессию очень многим деповчанам. Замечательные люди трудились в разное время в депо: Евгений Мищенко, Михаил Веревкин, Владимир Гринюк, Виталий Азарный, работала здесь и моя тетя Раиса Жидкая. Депо стало частью нашей семьи, войдя в трудовую биографию и сына моего, и зятя.

Крепкий и дружный коллектив, любовь к своей работе начинается с руководителя: какой курс задаст капитан, так корабль и поплывет. У штурвала нашего депо стояли замечательные капитаны! Лично мне посчастливилось работать с такими руководителями как Юрий Николаевич Гетта, Владимир Тихонович Гринюк, Виталий Викторович Димитрюха, Илья Алексеевич Боклаг – каждый из них не просто мастер своего дела, а по-настоящему влюбленные в свое дело профессионалы! По ним и мы, деповчане, выстраиваем курс своей работы, по которому идут подвижные составы наших судеб. Я от всей души поздравляю железнодорожников, всех, кто работал и работает в депо, с нашим общим юбилеем! Здоровья всем и счастья!

Пусть счастливой звездой горит зеленый семафор!

Дорогие деповчане, ветераны, железнодорожники! Мы вступаем в исторический год – год 105-летия нашего локомотивного депо. Мы гордимся славной героической историей. Для каждого из нас депо – не просто место работы, где готовят железнодорожные составы к рейсам, а точка отсчета собственного жизненного пути.

Сегодня наше депо, в состав которого входят Сервисное отделение Белореченск и Сервисный участок Адлер, трудятся 220 человек. У многих за плечами –стаж в несколько десятков лет, есть и молодые кадры. Железная дорога во все времена играла и играет ведущую роль в развитии экономики. Сегодня идет ее активное обновление, внедряются передовые техника и технологии. На тех, кто трудится в депо, лежит колоссальная ответственность, чтобы железнодорожные составы были исправны, чтобы пассажиры вовремя, безопасно и с комфортом прибывали в пункты назначения.

От всей души поздравляю коллектив Туапсинского депо с юбилеем, а наш Туапсе, Туапсинский район, железнодорожников и пассажиров с исторической датой! Пусть все будут здоровы, и пусть все пути ведут к благополучию и счастью!

Анатолий Константинов, начальник Сервисного локомотивного депо Туапсе-Пассажирское Филиала «Северо-Кавказский» ООО «ЛокоТех-Сервис»

ОКСАНА СМЕЛАЯ

Фото: АННА БУРЛАКОВА

19 июня 2025

Как избавиться от сорняков: эффективные методы борьбы на участке

Сорняки, такие как мокрица, портулак, сныть, одуванчик и пырей ползучий, могут стать настоящей проблемой для дачников и огородников. Механическая прополка остаётся основным способом борьбы, но знание особенностей каждого сорняка и правильные агротехнические приёмы помогут минимизировать их распространение. Рассказываем, как эффективно очистить участок и поддерживать его в порядке.

Сорняки не только портят вид участка, но и сигнализируют о проблемах с почвой. Например, мокрица указывает на переувлажнённую и плотную почву. Для борьбы с ней необходимо улучшить дренаж: внести песок (2–3 ведра на квадратный метр при глубокой перекопке) и регулярно рыхлить грунт. Важно выдергивать мокрицу до цветения, чтобы не допустить распространения до 15 тысяч семян с одного растения. Вырванные растения сразу убирайте с участка, чтобы семена не осыпались.

Портулак, напротив, процветает на засушливых и щелочных почвах, часто указывая на низкое плодородие. Если его листья мелкие и редкие, почве не хватает органики — внесите перепревший навоз или компост. Портулак способен дозревать семена даже после выдергивания, поэтому его нужно немедленно убирать с участка и не закладывать в компост, так как плотная оболочка семян сохраняет их всхожесть даже при высоких температурах. Регулярная прополка до цветения — ключ к сокращению его распространения.

Читать далее

Росфинмониторинг усиливает контроль за переводами: как избежать блокировки карт

С июня в России участились блокировки банковских карт за мелкие переводы, включая законные операции, такие как возврат долгов или оплата услуг. Новые полномочия Росфинмониторинга, введённые поправками к 115-ФЗ, направлены на борьбу с отмыванием денег и мошенничеством, но затрагивают и обычных граждан. Эксперты советуют соблюдать финансовую гигиену, чтобы минимизировать риски.

С июня 2025 года Росфинмониторинг получил право приостанавливать операции по банковским картам на срок до 10 дней без решения суда, а при наличии подозрений от правоохранительных органов — до 30 дней. Поправки к закону № 115-ФЗ, регулирующему противодействие легализации преступных доходов, направлены на борьбу с телефонным мошенничеством и так называемым дропперством — использованием карт граждан для отмывания украденных средств. Однако под блокировку всё чаще попадают законные переводы, например, возврат долга другу или чаевые, что вызывает обеспокоенность у россиян.

Причина блокировок кроется в алгоритмах, отслеживающих подозрительные операции. К ним относятся частые мелкие переводы, поступления от разных лиц без пояснений или операции, проведённые в нетипичное время. Банки и платёжные системы также могут приостанавливать переводы, если отправитель или получатель числится в чёрном списке Центробанка, устройство связано с мошенническими действиями или у клиента наблюдается аномальная телефонная активность, например, длительные звонки перед переводом.

Читать далее
18 июня 2025

Погода отдыху не помеха

— Мы из Сибири, так надеялись погреться под южным солнцем, но у вас прохладнее сейчас, чем в нашем Томске, — сетует отдыхающая Елена, кутаясь в теплый плед и согреваясь ароматным кофе из термоса. Раз мы приехали дышать морским воздухом, то по любой погоде ходим на пляж. Пришлось купить легкие куртки в вашем городе — прибыли налегке на самолете с минимумом вещей.

Туапсинцы, особенно местные предприниматели на пляже, не меньше отдыхающих надеются на скорое потепление. Купальники  с панамками продаются пока неважно. 

 С вопросом, считается ли такая погода аномальной,  мы обратились к Александру Титову, возглавляющему Гидрометеорологическое бюро города Туапсе:

Читать далее

В муниципалитете устанавливают новые контейнерные площадки

Добрались до отдалённой части села Пляхо.

Раньше от Широкой Щели до ближайших мусорных баков было 3 км. Как отметил глава Туапсинского округа, пять контейнеров на новой площадке установят в ближайшую неделю.

«В этом году закупили более 200 баков и оборудуем 20 новых мест для установки контейнеров», — подчеркнул Сергей Бойко.

Читать далее
17 июня 2025

Крапива: жгучая, но полезная!

Кто из нас не обжигался крапивой? Но, как говорили наши бабушки, «крапива кусается, зато здоровье прибавляет». Эту траву добавляли в борщи, пироги и даже жарили с яйцом. Давайте разберёмся, чем полезна крапива, кому она подходит, а кому лучше быть осторожнее, и как её вкусно приготовить.

Почему крапива — это кладезь пользы?

Крапива — настоящий природный дар, богатый полезными веществами. По словам заведующего отделением эндоскопии Туапсинской центральной больницы №1 Гора Саакяна, крапива содержит:

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее