11 марта 2019

Дом родной локомотивов, кузница героических династий

14 марта Туапсинскому локомотивному депо исполняется 105 лет. Его история тесно сплетается с историей Туапсе, а железнодорожные пути – с путями человеческих судеб. Локомотивное депо – важнейшая часть мощного транспортного узла Юга России, которым по праву считается наш город.

Железная дорога от Армавира до Туапсе с двумя ветками на Майкоп и станцию Лабинская протяженностью 275 верст была построена в неслыханно короткие для 20 века сроки: с 1909 по 1915 годы. Ведь она имела громадное значение для экономического роста всего Северного Кавказа. В 1914 году открылось и наше депо.

Операция на букву «Ы»

Говорят, что с этой буквы в русском языке не начинаются слова. А вот и нет! Есть слово на эту букву, причем оно и состоит из одной этой буквы Ы – так называлась целая серия паровозов, предназначенных специально для горных участков железной дороги. Их заказала Армавир-Туапсинская железная дорога у Коломенского завода. Эти паровозы-тяжеловозы составляли костяк подвижного состава вплоть до 30-х годов прошлого века. Позднее им на смену для пассажирских поездов придут паровозы серий « Су» и для грузовых – «Э».

Что собой представляло паровозное депо изначально? Длинный деревянный сарай со «стойлом» для двух паровозов. С первых дней работы депо к каждому паровозу прикреплялась отдельная бригада. Чтобы, как писалось в наставлении к обер-машинисту, «один и тот же машинист постоянно находился при одном и том же локомотиве, так как каждый из них имеет свои особенности в своих свойствах, и только при постоянном общении с локомотивом машинист знакомится с этим свойством и достигает верности в управлении». Имена первых машинистов – Петр Коняшкин, Николай Крук, Алексей Верижский, Георгий Ананьев, Константин Пахомов – помнят и сегодня.

Наш паровоз, вперед лети!

Революция, а затем гражданская война, интервенция отодвинули сроки пуска в эксплуатацию Черноморской железной дороги в 1917 году. Однако молодая Страна Советов, несмотря на разруху и царящий хаос, первым делом принялась за продолжение строительства: участок Туапсе – Сочи был пущен уже в 1923 году. А туапсинское депо восстанавливало и укрепляло свое главное богатство – подвижные составы. В 1927 году началось строительство нового депо, которое было построено за два года. Коллектив включается в движение первых пятилеток, участвует в соцсоревнованиях. Появляются первые передовики. Среди них машинисты-новаторы Аксенушкин, Слюнин, Пахомов, Коняшкин, Михайлов, Манерный, слесари-экипажники и котельщики Седлачек, Гаврилов, Панин, Куприянов и другие. О них, о работниках депо, газета «Красный тяговик» писала: «Паровозы ценят, как детей своих. Пусть сдача, пусть приемка, но паровоз, как куколку, и примут, и сдадут».

«Нет!» – сказали мы фашистам

В годы Великой Отечественной войны, в страшный период бомбежек, которым подвергся Туапсе, наши железнодорожники ежедневно, ежечасно совершали свой подвиг – везли составы с техникой, переправляли в госпитали раненых, привозили пополнение бойцов на передовую Туапсинской обороны.

Золотыми буквами вписан в историю депо подвиг женщин-железнодорожниц. Это и Нинель Михайлиди, и Ольга Федас, Лукьянова, Кубракова, Чухмарь, Завьялова, Тесленко. Они становились кочегарами и машинистами, ведя свои паровозы к общей Победе.

Настоящим героем, легендой туапсинского депо, стал Петр Рождественский, проработавший на предприятии более 60 лет.

Мы верим твердо в героев спорта

Туапсинское депо – это еще и славные страницы туапсинского спорта. Городки, шахматы, туризм, тяжелая атлетика – в этих и других видах спорта железнодорожники заявили о себе во весь голос.

Но поистине золотой в истории туапсинского спорта стала футбольная команда – клуб «Локомотив», начавший свой путь с команды «Железка» в 1936 году. Они бессменно держали титул чемпионов города, неоднократно становились чемпионами Черноморского поебережья, края. Полихрониди, Бутко, Гурьянов, Никандров, братья Канониди – эти и другие имена футболистов «Железки» для туапсинских мальчишек на долгие годы были именами кумиров.

Железные кадры

Туапсинское депо воспитало не одно поколение трудовых династий. Бескоровайные, Прибыльские, Каликиди, Ладыгины, Лобасовы, Скрипченковы, Юсовы, Евсеневы, Ларионовы, Закупневы, Федуновы, Капаевы, Караченцевы, Мельниченковы, Дементьевы, Нибо, Чаплыгины, Лесковы, Соболевы, Пантищенковы, Гринюки, Голушко, Завгородние, Ковалевы, Приходченковы, Зудниковы, Лобовы, Нестеренковы, Лопатины, Черемяновы, Погребняковы, Бусловы, Пигуновы, Кодатенковы, Серафимовичи, Плужниковы, Федасовы, Журавлевы, Васильченковы, Савицкие, Кащаевы, Усанковы – о каждой из этих железнодорожных фамилий можно писать целую книгу.

Сегодня Сервисное локомотивное депо Туапсе-Пассажирское входит в состав Филиала «Северо-Кавказский» ООО «ЛокоТех-Сервис».

Железные дороги не зря называют артериями жизни. И Туапсинское депо – это тоже не просто предприятие. Вот уже 105 лет, это – родной дом локомотивов, кузница династий, хранитель героической истории и продолжатель лучших традиций.

Счастье работать в таком коллективе

Вместе с родным депо отмечает свой профессиональный юбилей и Александр Петрищев – в этом году исполнилось 35 лет, как железная дорога стала его судьбой.

В депо я пришел, отслужив в армии и имея красный диплом туапсинского ГПТУ-29, – рассказывает Александр Петрищев. – Начинал с помощника машиниста, отучившись на специальных курсах. Потом я перешел на работу в цех ремонта моторо-вагонных секций и тепловозов, где и работаю по сей день. Люди в нашем коллективе просто замечательные! С искренней теплотой вспоминаю я своих наставников, особенно старшего мастера цеха депо Александра Владимировича Киященко, который дал зеленый свет в профессию очень многим деповчанам. Замечательные люди трудились в разное время в депо: Евгений Мищенко, Михаил Веревкин, Владимир Гринюк, Виталий Азарный, работала здесь и моя тетя Раиса Жидкая. Депо стало частью нашей семьи, войдя в трудовую биографию и сына моего, и зятя.

Крепкий и дружный коллектив, любовь к своей работе начинается с руководителя: какой курс задаст капитан, так корабль и поплывет. У штурвала нашего депо стояли замечательные капитаны! Лично мне посчастливилось работать с такими руководителями как Юрий Николаевич Гетта, Владимир Тихонович Гринюк, Виталий Викторович Димитрюха, Илья Алексеевич Боклаг – каждый из них не просто мастер своего дела, а по-настоящему влюбленные в свое дело профессионалы! По ним и мы, деповчане, выстраиваем курс своей работы, по которому идут подвижные составы наших судеб. Я от всей души поздравляю железнодорожников, всех, кто работал и работает в депо, с нашим общим юбилеем! Здоровья всем и счастья!

Пусть счастливой звездой горит зеленый семафор!

Дорогие деповчане, ветераны, железнодорожники! Мы вступаем в исторический год – год 105-летия нашего локомотивного депо. Мы гордимся славной героической историей. Для каждого из нас депо – не просто место работы, где готовят железнодорожные составы к рейсам, а точка отсчета собственного жизненного пути.

Сегодня наше депо, в состав которого входят Сервисное отделение Белореченск и Сервисный участок Адлер, трудятся 220 человек. У многих за плечами –стаж в несколько десятков лет, есть и молодые кадры. Железная дорога во все времена играла и играет ведущую роль в развитии экономики. Сегодня идет ее активное обновление, внедряются передовые техника и технологии. На тех, кто трудится в депо, лежит колоссальная ответственность, чтобы железнодорожные составы были исправны, чтобы пассажиры вовремя, безопасно и с комфортом прибывали в пункты назначения.

От всей души поздравляю коллектив Туапсинского депо с юбилеем, а наш Туапсе, Туапсинский район, железнодорожников и пассажиров с исторической датой! Пусть все будут здоровы, и пусть все пути ведут к благополучию и счастью!

Анатолий Константинов, начальник Сервисного локомотивного депо Туапсе-Пассажирское Филиала «Северо-Кавказский» ООО «ЛокоТех-Сервис»

ОКСАНА СМЕЛАЯ

Фото: АННА БУРЛАКОВА

3 мая 2024

Туапсинская районная больница №2 получила новый рентген-аппарат и передвижной рентген-комплекс

Как сообщил глава района Сергей Бойко, дорогостоящее оборудование поступило в больницу благодаря госпрограммам Краснодарского края.

«Рентген установили в поликлиническом отделении № 2 в Джубге, - рассказала Марина Манукян, заместитель главного врача по медицинской части ТЦРБ №2.

– Его нам предоставили в рамках региональной программы «Модернизация первичного звена здравоохранения». А мобильный рентген-комплекс находится в поселке Новомихайловском, в ЦРБ № 2. Он будет использоваться для диспансеризации населения с выездом в разные населенные пункты.

Читать далее

В Туапсе вымыли главную площадь с шампунем

К майским праздникам территорию Площади Октябрьской революции приводят в порядок с особой тщательностью.

«В преддверии Дня Победы мы провели генеральную помывку главной городской площади. Использовали нескольких единиц техники и специальный шампунь, абсолютно безвредный для людей, животный и окружающей среды, - рассказал начальник МБУ «Благоустройство города Туапсе» Сергей Сандров.

– Процесс проходил следующим образом: заправили раствором машины, обработали, а затем прошли щетками. Остаточный крупный мусор собирается вручную. Аналогичные помывки планируем внедрять и на других участках – на Платановой аллее, в скверах, в местах массовых прогулок и отдыха».

Читать далее

Туапсинские рыбаки выловили рыбу, похожую на группера

Мы выяснили, действительно ли до туапсинских берегов добрался опасный хищник, которым пугают эксперты

Неизвестную рыбу на днях выловили новомихайловские рыбаки. Снимками улова они поделились в соцсетях. Некоторые пользователи тут определили, что на фотографии опасный хищник - группер, о котором уже несколько месяцев говорят эксперты.

Мы связались с руководителем рыболовецкого хозяйства Олегом Сидоровым и спросили, кого же на самом деле они выловили.

Читать далее

Ансамбль народного танца из Туапсинского района стал «Лучшим коллективом Кавказа-2024»

Танцоры «Черкесии» из поселка Новомихайловского получили диплом первой степени и гран-при на традиционном фестивале-конкурсе, прошедшем в Нальчике.

«Нашему коллективу в прошлом году исполнилось 10 лет, но участие в таком масштабном фестивале и на таком уровне – впервые, - рассказывает художественный руководитель «Черкесии» Рустам Догов.

– На фестиваль в Нальчик приехали лучшие коллективы со всего Северного Кавказа, из тех регионов, где народные танцы дети начинают танцевать, едва научившись ходить. Мы привезли Горский танец (мужской), Абхазский танец (парный) и Праздничную лезгинку, которую станцевали самые маленькие участники нашего коллектива – они просто зажгли зал, покорив своим артистизмом даже строгое жюри. И в итоге – за все три программы – первые места.

Читать далее

Елена Малышева в передаче “Жить здорово!” расскажет о батате из Туапсе

Сегодня в Москве проходят съемки программы “Первого канала”, на которые пригласили бататоводов – семью Луцан из села Индюк. О них писали “Туапсинские вести”.

В съемках передачи "Жить здорово" будет участвовать Игорь Луцан.

«Нам позвонили с "Первого канала", попросили рассказать о батате, - говорит Наталья Луцан. - Сказали, никто в стране так как мы не занимается бататом. Я ответила, что мы все приехать не сможем, но отправим сына Игоря. Он, можно сказать, вырос на батате и знает о нем все. Сейчас он заканчивает Краснодарский колледж электронного приборостроения (ККЭП).

Читать далее