Categories: Новости

Чувство ритма помогает решить проблемы с речью у тех, кто перенес инсульт

Группа научных работников из института Макса Планка обнаружила, что ритм речи – ее закономерность, не важно, в диалоге или пении – это то, что способствует нормальному построению слов и фраз.

Из-за инсульта или черепно-мозговой травмы может наступить афазия – это когда человек испытывает серьезные проблемы с построением фраз и предложений, в том числе с использованием гортани и рта для этого.

Годами ученые пытались решить эту проблему. Терапия мелодичной интонации, например – или пропевание слов, было методом спорным: многие научились петь – но не полноценно говорить.

Команда специалистов, о которых мы начали говорить, провели эксперимент. В нем приняли участие 17 человек с несильной формой афазии. Все было больше 45 лет.

Пациенты прошли курсы 3-х разных видов терапии: ритмичные слова, мелодичная интонация и аритмичная речь. Необходимо было понять, что помогает людям лучше конструировать слова и фразы.

Участники прослушивали различные записи – и от них требовалось лишь повторять услышанное. Для ритмичной речь применялись и ударные инструменты – они создавали каденцию, итоговое построение речи.

И весь этот процесс организаторы подсчитывали количество слогов, которые пациенты сумели повторить правильно. Выяснилось, что наилучший эффект дала именно ритмичная запись.

Пациентам очень помогал ритм. Ученые сделали вывод, что люди невольно задействуют руки и ноги – чтобы отстукивать этот ритм, и это тоже способствует тому, что мозг лучше справляется с соматическими проблемами – то есть, проблемами задействовать язык и рот для построения слов.

Кроме того, отметили они, важно не только как говорит диктор – но и о чем он говорит. Так, повседневные распространенные фразы, в духе «как дела», помогали страдающим от афазии вылечиться быстрее – видимо, потому что это зависело от долговременной, а не кратковременной памяти.

Исследования будет продолжены. Но уже сейчас эксперты говорят наверняка: музыка не обязательное условия для выправления таких пациентов – в отличие от самих ритмичных ударов в основе этой музыки или даже обычной речи. Они заслуживают отдельного изучения.

Published by
Карл Карпенко