31 марта 2023

Туапсинец Сергей Дубовик — русский по отцу и украинец по матери — на СВО пошёл добровольцем

После выполнения контракта он вернулся в родное приморское село Пляхо, к мирной жизни. Но его мировоззрение, как он признаётся, сильно изменилось.

Фото: Анна Бурлакова, "Туапсинские вести"

«Я не служил в армии из-за язвы желудка. В разговорах нет-нет, да и спросят, где, мол, служил. Все где-то служили, я — нет. Решил, что этот пробел надо исправить. Семье сказал, чтобы не волновались, записался через Госуслуги – и в военкомат».

Но была и другая причина.

«Я уверен абсолютно, что мы обязательно победим, потому что на нашей стороне правда. И я хотел поучаствовать во всем, потом такого шанса не будет. Хочу также, чтобы дочки, когда пришло время выбирать женихов, понимали, какие мужчины должны быть рядом».

У Сергея — три дочери, младшей — всего 6 лет. Предприниматель, альпинист.

По его словам, у каждого из сослуживцев, кто пошел добровольно на фронт, была своя мотивация. Некоторые не выдерживают, их отправляют обратно, расторгнув контракт. Сергей в первый месяц тоже волновался, выдержит ли до конца. Тяжко было не физически. В первый же вечер, как прибыли на подготовку, их обстрелял вражеский танк. К счастью, никто не погиб.

Теплые носки вяжут солдатам бабушки по всей России, в том числе — в Туапсе

Гранатомёт, землянка и носки

Обучился Сергей на гранатометчика. Неделя обучения – и на передовую. В чистом поле вырыли целый «город» из окопов и землянок. Брёвна брали в лесу. Чем глубже выкопаешь землянку и лучше ее укрепишь, тем выше шанс выжить.

Понял, что такое землянка в три наката, о которой в песне поется. Вырываешь котлован, укладываешь бревна, накрываешь пленкой, засыпаешь землей. Еще слой бревен, еще земля — и по новой. Кто-то сделал в два наката — угодил снаряд от «немцев» (так называют противника) — один погиб, второй тяжело ранен.

На дно землянки клали солому, чтобы ноги были сухими. Носки стирать и сушить негде. Но меняли их регулярно, соблюдали гигиену.

Из гуманитарной помощи ценятся носки. Теплые, вязаные.

Детские письма

Сергея особенно тронуло письмо девочки из Донецка. Очевидно, говорит Сергей, ребенок прочувствовал всё на себе. Его старшая дочь тоже писала письма на фронт.

Кира, Арина, Вероника встретили отца, вернувшегося с СВО

Куда летит снаряд

На фронте многое приходит с опытом. Старшие товарищи по оружию научили: твои глаза и уши – это твоя жизнь и жизнь сослуживцев. Не важно на посту ты или просто ешь суп в землянке, постоянно надо быть начеку. К концу первого месяца Сергей по звуку определял, куда летит снаряд, как далеко он.

Не сразу стал понимать смысл часто меняющихся приказов командования. По началу некоторые были непонятны, били по нервам. Потом понял: эта тактика спасла жизни многим и ему в том числе.

Было ли страшно? А кто не боится? Обстреливали постоянно, кто-то получал ранения, кто-то погибал. Однажды страх, как током пробил с ног до головы, почти до паники. Сумел себя обуздать: «Нет, дружище, стоп, страх надо подавлять, иначе «крышу сорвет».

Кстати, командиры «мешают» бойцам сдружиться. Если друг гибнет, да еще на глазах, психика может не выдержать. Поэтому сослуживцы менялись часто. Их перебрасывали в разные пункты.

В первые недели расстался Сергей со своими земляками, которые, как и он прибыли добровольцами из Новомихайловского и других поселений Туапсинского района. В самом начале при распределении атаман туапсинских казаков Михаил Саморуков и односельчанин Саша Максименко попали в другой отряд. Во время боя оба пропали без вести.

Есть потери, но многие земляки уже вернулись

Как говорит Сергей, отношение к бойцам СВО очень теплое. В администрации Новомихайловского поселения спросили, какая помощь нужна — обращайтесь всегда, если что-то понадобится. На работу стали приглашать – в МЧС, в воинскую часть. Зовут в школы на встречи с детьми.

Сергей поддерживает контакт с родней из Мариуполя, которая во время из-за боёв некоторое время жила у него в Пляхо, потом все вернулись домой. Сейчас там налаживают быт. А город восстанавливается, становится комфортным. Есть родственники, которые переехали в другие регионы России. Теперь они все — граждане нашей страны.

«Родина у нас одна – Россия, а СВО – это не пойти пострелять. Но если позовут, снова пойду», — говорит Сергей.

10 февраля 2026

Дело – крылья

Армия в современном мире невозможна без современных технологий. Беспилотные системы сегодня стоят на передовой СВО так же, как когда-то во время Великой Отечественной войны стояли легендарные «катюши». Технологии БПЛА развиваются семимильными шагами, и сейчас на фронте специалисты в этой области – самые востребованные

Фото: Сергей Бобылев / РИА Новости

У туапсинца Вадима с позывным «Курбаши» уже пятая по счету командировка в зону спецоперации. На СВО он ушел в апреле 2022 года в составе казачьего отряда БАРС-11. Как говорит сам Вадим, бойцы собирались со всей Кубани по зову сердца.

Начинал с окопов, а так как хорошо был знаком с медициной, стал санитаром-стрелком. Но во вторую командировку специальность сменил и пошел учиться на оператора БПЛА.

Читать далее

В ремонт для фронта

В небольшой мастерской в Туапсе чинят технику для СВО. Как легко догадаться, бесплатно. Генераторы, бензопилы, строительные инструменты — всё, что можно, здесь делают. Иногда даже если пришло из боевой зоны покорёженным.

Мастера зовут Евгений Вершинин. Он не считает, сколько таких генераторов и бензопил прошло через его руки. Говорит: «Новый генератор стоит от 15 до 55 тысяч. Их бойцам нужно много, особенно зимой. Не хватает новых, восстанавливаем».

Первая фронтовая бензопила попала в мастерскую в 2022 году — её принесли волонтёры. Евгений её отремонтировал, денег не взял, наоборот, передал бойцам ещё одну пилу — собственную. С тех пор к нему постоянно везут что-нибудь с фронта «на лечение». Отремонтировать можно не всё. Из десяти аппаратов два идут на запчасти — каждый болт может пригодиться.

Читать далее
30 января 2026

Чтобы небо стало чистым

Оператор БПЛА – одна из самых востребованных и технологичных военных специальностей на фронте сегодня.

Они не просто управляют беспилотниками, а являются практически разведчиками, наблюдателями, корректировщиками огня, поддержкой штурмовых групп и много кем ещё.

В Краснодарском крае идёт целевой набор в беспилотные войска.

Читать далее
20 января 2026

Кто убил вяхиря?

С середины декабря, как только вяхирь прилетел с кубанских полей в туапсинские леса, возле рек и ручьёв стали находить сотни трупов птицы. Народ заволновался, появились разные (порой совсем безумные) версии, отчего мрёт хорошо всем известный дикий голубь?

Выяснилось, что массовый падёж этих мигрирующих пернатых наблюдается не только в нашем округе, но и в Горячем Ключе, Белореченском, Апшеронском районах. Тема из соцсетей попала в СМИ, конечно, подключились официальные органы. Сейчас проводятся лабораторные экспертизы собранных в разных местах трупов. Есть определённые результаты, но однозначных выводов до сих пор нет.

«Туапсинские вести» собрали мнения экспертов не только насчёт причины голубиного мора. Важно, к каким последствиям он может привести. 

Читать далее
21 декабря 2025

Ашот и его лес

В гостях у туапсинца Ашота Мовсесяна «Туапсинские вести» уже во второй раз. Первое знакомство с его удивительным садом миниатюрных деревьев — бонсаев — было летом, оно впечатлило.

Вы видели, как меняются бонсаи к зиме? Когда листья у больших деревьев желтеют, опадают — как живёт и ведёт себя миниатюрный лес? Об этом «Туапсинские вести» узнали, побывав в гостях у Ашота Мовсесяна, который в своём доме в центре Туапсе уже 15 лет постигает искусство и философию бонсая.

— У нас сейчас самое интересное время, — встретил нас хозяин, сопровождая к своим деревцам. — Бонсаи ничем не отличается от обычного дерева. Они тоже меняют листву, готовятся к зиме. Только всё это — маленькое.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее