По традиции в первое воскресенье июля в России отмечается День работников морского и речного флота. Нам, туапсинцам, этот праздник особенно читать дальше

Копия IMG_3601

По традиции в первое воскресенье июля в России отмечается День работников морского и речного флота. Нам, туапсинцам, этот праздник особенно дорог и близок, ведь жизнь практически каждой семьи связана с портом, который является визитной карточкой приморского города.

В преддверии праздника мы встретились с одним из старейших работников порта, почетным работником морского флота СССР, заслуженным работником транспорта России и Кубани, кавалером государственных наград, директором службы управления флотом ОАО «Туапсинский морской торговый порт» Дмитрием Стояновым.

Туапсе – город-порт, здесь все берет начало от порта, и туапсинцы гордятся своим предприятием. Но порт – это не только корабли и моряки, но и технические службы, финансисты, экономисты, кадровики – люди, ответственные и опытные. Я побывал во многих портах и уверяю вас, наш порт один из лучших.

Романтик в душе

Встречу Дмитрий Александрович назначил в своем рабочем кабинете. И первое, на что падает мой женский взгляд – это ухоженные, совершенно невероятные экзотические растения. Глядя на эту мини-оранжерею, не могу удержаться от комплимента хозяину кабинета.

– За растениями ухаживаю сам, никого к ним не подпускаю, кроме Раисы Яковлевны, она тоже ветеран порта, и когда убирает кабинет, поливает растения, – объясняет Дмитрий Александрович.
– Все они привезены из разных уголков мира. Вот этот кактус, например, прибыл в Туапсе из Сахары, этот – с Канарских островов.

Бросается в глаза и строгий порядок на рабочем столе директора. Огромное количество деловых бумаг, документов разложено по аккуратным стопкам, и не нужно много времени, чтобы понять, что имеешь дело с дисциплинированным и организованным человеком. Наверное, только при наличии этих не очень популярных сегодня качеств и можно было стать главным человеком на портовом флоте, придя на предприятие простым матросом.

…Смотрю на распустившиеся фиалки на подоконнике, картины с морскими пейзажами на стенах, старые черно-белые детские фотографии его давно выросших дочери и сына…

И понимаю, что мой собеседник, имеющий репутацию жесткого руководителя, с высокими требованиями как к себе, так и к своим подчиненным, глубоко в душе неисправимый романтик, чьей главной любовью в жизни стало море. И, наверное, именно эта любовь помогла ему, сироте, не знающему ни отца, ни матери, преодолеть все превратности судьбы и стать человеком, которым по праву могут гордиться и порт, и земляки.

А ночами снилось море…

О чем можно говорить, глядя на панорамный вид порта за окном, на сверкающее под солнцем море? Конечно, о любви к нему.

– Дмитрий Александрович, насколько мне известно, ваше с сестрой Надеждой детство прошло в детском доме в селе Великовечное Белореченского района, где моря нет и в помине. Так откуда могла взяться эта любовь?

– Буквально с первых лет жизни читал книги о море, рисовал его в своем воображении, оно мне даже снилось по ночам. Больше всего на свете мечтал увидеть море наяву. И вот однажды нас, детдомовцев, повезли в лагерь в Анапу. Там я впервые и увидел море, о котором столько читал и мечтал. И понял, что наяву оно еще лучше, и мне захотелось с ним подружиться на всю жизнь. После этого я пару раз сбегал из детского дома, запрыгивал в товарняк и ехал в Туапсе – этот город был ближе всего к морю. Каждый раз меня обнаруживала милиция и отправляла обратно в детский дом. Ох, и намучились со мной мои воспитатели! Неделю они сердились на меня, потом оттаивали, а потом прощали, потому что искренне любили и жалели нас, сирот. И делали все, чтобы мы не сломались, выросли хорошими людьми. Я благодарен им за свою жизнь. Каждый год приезжаю в Великовечное, навещаю своих учителей. К сожалению, нет уже в живых директора детского дома, прекрасного человека Ивана Федоровича Растатурина, но мы вспоминаем о нем вместе с его вдовой Ниной Константиновной. Всегда наполнены радостью, теплом и светлой грустью встречи со старшим воспитателем Николаем Александровичем Абраменко, который не помнит о моих проказах и побегах, но каждый раз вспоминает, как я помогал ему наводить порядок в классе. Мне уже перевалило за 60, а для них я так и остался все тем же Димкой…
Так вот, зная о моей любви к морю, руководство детского дома сделало все, чтобы в 15 лет я был распределен в Туапсе в ПТУ № 9, учиться по специальности «моторист-матрос».

– Пятнадцатилетним пареньком, по сути, совсем ребенком, вы оказались в чужом городе, с чужими людьми. Страшно не было?

– Я, может быть, и растерялся бы, и сник, если бы на моем пути снова не встретились хорошие люди. Знаете, мне как-то в жизни всегда везло на хороших людей, которые протягивали мне руку в трудную минуту, становились близкими, порой заменяли родителей. Например, директор училища Хамид Юсупович Коблев, который всегда был готов прийти мне на помощь. Это стало принципом и моей жизни, я всегда стараюсь помогать людям, никогда не прохожу мимо чужого горя.

По окончании учебы в 1972 году – сбылась моя мечта – я был направлен в Туапсинский морской торговый порт матросом-мотористом на судно. А через несколько месяцев пришла повестка в армию, и попал я не в морской флот, а в авиационные войска. О том, что отслужил в авиации, ничуть не жалею, там я узнал для себя много интересного и полезного.

Не поверите, но даже старые армейские документы оказываются у Дмитрия Александровича под рукой в нужную минуту! Вот свидетельство о прохождении полного курса обучения в 11-й военной авиационной школе, где среди пятерок непонятно как затесалась одна четверка. Вот – удостоверение классного специалиста ВС СССР и нагрудный знак «Отличник ВВС». Кстати, подающего большие надежды курсанта приглашали продолжить службу в авиации. Но он отказался, так как за эти несколько лет истосковался по морю.

К родным берегам

9 июля 1974 года. Это дата возращения Дмитрия Александровича в родной порт. Этот счастливый день он помнит до мельчайших подробностей, как будто все было вчера, а не 40 лет тому назад. Помнит, как встречала его инспектор кадров, фронтовичка, Клара Петровна Кудрявцева… С каким волнением ступал он на палубу своего «Борея». Помнит даже рукопожатия своих наставников – Николая Емельяновича Кругликова, Германа Николаевича Салова, Александра Ивановича Ананьева, Захара Трофимовича Петрова и многих других, которые еще на протяжении долгих лет будут терпеливо передавать ему свои опыт и знания.
А потом, спустя много лет, он станет их руководителем, что будет предметом гордости его учителей, которые всегда верили в своего Димку.

Это было время активной реконструкции порта, начало которой положил его начальник Игорь Михайлович Шаповалов, а продолжил и завершил начатое Дмитрий Ефимович Слинчак. Дмитрий Александрович вспоминает, как они своими руками строили больницу моряков, вечером после работы шли на стройку и до позднего вечера таскали кирпичи.

Остаться на плаву

Матрос-моторист, сменный помощник, сменный механик, старший механик, помощник капитана, капитан-механик, начальник портофлота… Такой путь пройдет Дмитрий Александрович, прежде чем занять кресло директора службы управления флотом морского торгового порта.

О многом говорит тот факт, что на эту должность Дмитрия Александровича выбирал коллектив, причем претендентов было еще трое. И, конечно, не последнюю роль сыграло мнение заслуженных работников порта – Дмитрия Ефремовича Слинчака, бывшего начальника портофлота Василия Трофимовича Козлова, Германа Николаевича Салова, капитана «Борея» Александра Ивановича Ананьева, которые именно Стоянова рекомендовали на этот высокий пост, будучи уверенными, что он оправдает оказанное ему доверие.

Несмотря на такую ответственную должность (в подчинении около четырехсот человек и 36 судов) Дмитрий Александрович будет активно заниматься еще и общественной работой, что принесет ему уважение и доверие земляков. Как депутат городского Совета и профсоюзный лидер он сделает много добрых дел для горожан и родного города.

– На вас легла колоссальная нагрузка, как вы успевали совмещать работу в порту с общественной деятельностью?

– Поэтому мне и доверяли ответственные участки работы, что я никогда не боялся трудностей, нагрузок, – улыбается мой собеседник. – Потому что никогда никому не отказал в помощи, аргументируя это тем, что я слишком занят, что у меня ответственная должность, что своей работы полно…

– Вы возглавили портофлот в тяжелое для страны перестроечное время…

– Да, это так, и главное, что нам удалось удержаться на плаву. Мало того, в эти нелегкие времена мы еще и суда строили! Именно тогда мы заложили «Пиламиду». Хотя в этих непростых условиях перестройки пришлось коренным образом менять кадровую политику. Но результат-то налицо: за десять лет 50 процентов молодежи я поднял на командные должности. А помог мне в этом наш молодой и профессиональный директорат порта и, конечно, коллектив.

Должность главы портофлота – это и работа в критических ситуациях, где от умения быстро сориентироваться и отдать правильные команды порой зависят жизни людей, экологическая безопасность целого региона. Туапсинцы до сих пор помнят, как в 1992 году болгарский сухогруз «Вихрен», пытавшийся покинуть порт, штормовая волна буквально разломила пополам: корма оказалась в море, а нос на пляже. В той опасной ситуации Дмитрий Александрович прекрасно понимал, что на счету каждая секунда, а на кону – жизни 28 членов экипажа сухогруза. Тогда было сделано все возможное и невозможное, чтобы спасти людей и ликвидировать разлив двухсот тонн мазута, оказавшегося в море.

– В том, что трагедия была предотвращена – заслуга всего коллектива, – уточняет Дмитрий Александрович. – Но отдельно надо отдать должное тогдашнему капитану Туапсинского морского порта, который руководил спасательной операцией, ныне покойному, Александру Владимировичу Кисилеву.

– Подобные ситуации часто имеют место? – спрашиваю собеседника.

– К счастью, нет. Часто случаются предпосылки для таких ситуаций, но благодаря слаженной работе, своевременному выводу судов на внешний рейд для дрейфа, или, в крайнем случае, обеспечения стоянки на якоре, удается предотвращать возможные ЧП.

Пиламида, Булат, Атлант…

Копия radial-stainless-steel

Построенные при нем морские суда – предмет особой гордости Дмитрия Александровича. О них он может рассказывать часами, в каждое вложена частица души.

– Первыми за время моего руководства были построены «Пиламида», «Булат-12», «Восток-194», «Восток-186», сухогруз «Игорь Шаповалов», названный в честь начальника порта, бункеровщик «Инженер Чертков», получивший имя директора судоремонтного завода, скоростной катамаран «Капитан Корсак», – в честь капитана морского порта Туапсе.
Следующей армадой стали «Ахилл», «Атлант», «Самсон», «Дедал», «Агой», «Орфей», «Нептун», «Агат», а также нефтемусоросборщики нового поколения «Вега» и «Сириус», аналогов которым в России нет. Перед выходом в море каждое судно прошло обряд крещения, у каждого есть своя крестная мать.

– Какое судно самое любимое?

– Среди детей кто-то может быть более или менее любимым? Вот так и суда…

– Какие красивые, романтические названия у ваших детищ!

– Имена придумываем сами. Сегодня на Окской судоверфи мы строим для нашего портофлота новое универсальное судно. Оно объединит функции трех судов порта – сборщика льяльных вод, нефтесборщика и бункеровщика. Имя уже придумали – «Эколог». В этом деле мы – первооткрыватели, в России подобных судов пока нет.

Каждый месяц Служба портофлота получает подробные отчеты с фотографиями о ходе строительства судна (Дмитрий Александрович достает увесистую папку – личное дело «Эколога» – авт.). Вот цех, где собирают судно, это главный двигатель, дизель-генератор…

Но помимо отчетов директор портофлота раз в два-три месяца сам ездит в город Навашино Нижегородской области, где находится судоверфь, чтобы лично убедиться, что все идет, как положено.

– А в 1999 году мы стали первыми в стране создателями так называемых азимутальных буксиров, у которых винт вращается на 360 градусов. Это «Ахилл» и «Атлант», – рассказывает Дмитрий Александрович. – Кстати, они до сих пор в работе, можете полюбоваться на нашего «Ахилла».

Я подхожу к окну и вижу слегка покачивающийся на морской глади когда-то первый и единственный в стране азимутальный буксир и даже с легкостью прочитываю название судна.

– Посвятите нас в таинство рождения судна…

– Сначала мы разрабатываем техническое задание. Это большая работа, со мной трудится целая команда. Потом выбирается судоверфь, заключается договор. Часть судов была построена на российских судоверфях, часть – на голландской.

– Почему именно в Голландии?

– В свое время в Санкт-Петербурге, на международной выставке по судостроению «Нева – 99» я познакомился с представителем судоремонтной голландской компании «Damen» – одним из лидеров судостроительной индустрии в мире. Тогда же был подписан первый совместный протокол о намерениях по строительству азимутального буксира, получившего имя «Ахилл».
Так началось наше многолетнее сотрудничество, оно продолжается и сегодня. Мало того, жена консула Российской Федерации в Нидерландах стала крестной матерью одного из наших судов.

…Пока мы разговариваем, Дмитрий Александрович то и дело отвечает на звонки, участвует в селекторном совещании, подписывает бумаги – работа не прекращается ни на минуту. Неведомому собеседнику на том конце телефонной трубки он задает множество вопросов, в том числе «неудобных», по поводу «Атланта», который находится на ремонте в Новороссийске, вникает в каждую деталь, а положив трубку, поясняет:

– Переживаю за «Атланта», как за ребенка…

Характер не подарок

Для многих портовиков Дмитрий Стоянов является авторитетом, примером для подражания. Какие же качества помогли ему стать тем, кем он стал?

– У меня характер не подарок, не умею заискивать, бываю резок, но я всегда стремился быть справедливым. Я человек жесткий, но не жестокий. Чтобы занимать такую должность и руководить морским коллективом (в подчинении Стоянова сейчас находится 175 человек – авт.), нужно иметь стержень, по-другому не получится.

– И все эти жесткие, мужские черты уживаются с такой романтической любовью к морю, идущей из самого детства…

– А что вы хотите, море – это вся моя жизнь. Спасибо семье, которая всегда понимала и разделяла мою любовь к морю, к моей профессии. Шестого июня мы с моей супругой Людмилой отметили 40-летний юбилей семейной жизни. Все это время она была рядом со мной, ее мудрость, любовь и понимание давали мне силы идти вперед. Ведь когда я пришел на судно матросом, получал сначала 67 рублей, потом 90, из которых 40 отдавал за съемное жилье. Приходилось подрабатывать, было нелегко, но мы были вместе, и это – главное. Я рад, что передал свою любовь к морю сыну Александру, который стал продолжателем нашей династии портовиков и работает в порту в службе промышленной безопасности охраны труда и экологии.

Горжусь своими учениками, которые стали настоящими профессионалами морского дела. Иван Александрович Пламеневский работает моим заместителем по эксплуатации, Андрей Георгиевич Архипов – другой мой заместитель и правая рука по безопасности мореплавания. Особое место занимают капитан «Атланта» Сергей Александрович Кубынин, капитан «Дедала» Борис Александрович Иванов, старший механик «Дедала» Александр Николаевич Яхунов, капитан «Нептуна» Евгений Иванович Буравлев и многие другие. Например, капитан «Ахилла» Альберт Амаякович Назарян, коллега, который за долгие годы работы стал близким другом, родным человеком. Имен много, и хочется назвать каждого, потому что благодаря этим людям крепнет и развивается наш порт.

– Вы счастливый человек?

– Конечно!

– Есть еще какая-нибудь не реализованная мечта?

– Достроить «Эколога», чтобы он оправдал возложенные на него надежды. И, конечно, чтобы мой родной порт держал свою марку, как все эти 117 прошедших со дня его основания лет!

Наш порт – лучший в мире

Дмитрий Стоянов побывал во многих портах Европы, Америки и Канады. И кому, как не ему, сравнивать.

– Наш туапсинский порт уникальный, – объясняет Дмитрий Александрович. – Он маленький, компактный и в то же время третий в России по грузообороту и мощности. Туапсе – город камерный, по сути, город – порт, здесь все берет начало от порта, и туапсинцы гордятся своим предприятием. В связи с удачным географическим положением у нас меньше природных аномалий, чем в других портах. Да и критические ситуации случаются реже, так как вопросы безопасности мореплавания всегда являются первостепенными. Безопасность начинается с берега. Поэтому порт – это не только корабли и моряки, но и технические службы, финансисты, экономисты, кадровики – люди, которые обеспечивают работу флота.
Я побывал во многих портах и уверяю вас, наш порт один из лучших.

– Дмитрий Александрович, остается поблагодарить вас за гостеприимство и поздравить с праздником работников морского и речного флота.

– Спасибо. Я тоже, раз представился такой случай, хочу поздравить с нашим профессиональным праздником ветеранов порта, коллег, друзей и пожелать всем здоровья, счастья, благополучия и традиционных семи футов под килем.

За добросовестный труд на благо родного порта

В канун профессионального праздника за высокие трудовые достижения, обеспечение бесперебойной и эффективной
работы порта, добросовестный труд от имени государства и акционерного Общества были награждены портовики:

.Стоянов Дмитрий Александрович – директор службы управления флотом,
.Павлеченков Владимир Владимирович – старший моторист-матрос службы управления флотом,
.Нагучев Вячеслав Станиславович – начальник смены производственного-перегрузочного комплекса,
.Перелыгин Геннадий Васильевич – начальник склада производственного-перегрузочного комплекса,
.Лотник Сергей Владимирович – слесарь Энергоцеха, участок по водоснабжению и водоотведению,
.Ходневич Сергей Дмитриевич – механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах производственного-перегрузочного комплекса,
.Язычьян Владимир Сидракович – заместитель начальника вычислительного центра,
.Герасименко Юрий Евгеньевич – помощник начальника производственного-перегрузочного комплекса,
. Кочубей Олег Владимирович – капитан-сменный механик службы управления флотом,
.Леонов Николай Семенович – капитан-сменный механик службы управления флотом,
.Москаленко Сергей Александрович – слесарь по ремонту и обслуживанию перегрузочных машин производственного комплекса механизации,
.Сапрыкина Татьяна Геннадьевна – электромонтер по ремонту обмоток и изоляции электрооборудования производственного комплекса механизации,
.Плужников Валерий Андреевич – составитель поездов железнодорожной группы,
.Син Олег Леонидович – водитель пожарного автомобиля службы пожарной охраны,
.Ткаченко Денис Николаевич – начальник конторы автогаража,
.Ковалева Лариса Ивановна – дежурная Бюро пропусков дирекции по экономической безопасности,
.Мельник Андрей Валерьевич – старший инженер службы по режиму, мобилизационной подготовке и гражданской обороны,
.Архипов Андрей Юрьевич – заместитель директора по безопасности мореплаванию и предотвращению загрязнения окружающей среды службы управления флотом,
.Сырица Леонид Модестович – инструктор участка по оказанию услуг в области пожарной безопасности службы пожарной охраны,
.Трофимов Роман Викторович – токарь производственного комплекса механизации,
.Анисимов Эдуард Петрович – водитель автомобиля автогаража,
.Швидкой Анатолий Евгеньевич – сменный заместитель начальника производственного-перегрузочного комплекса,
.Романенко Ольга Анатольевна – начальник отдела доходов и НДС финансово-бухгалтерской службы,
.Хмельницкий Денис Леонидович – старший экономист экономического отдела,
.Бакуров Виталий Александрович – матрос 1 класса службы управления флотом морского буксира «Атлант»,
.Матюшенко Сергей Иванович – водитель автомобиля автогаража,
.Калинин Евгений Александрович – мастер производственного комплекса механизации,
.Волосов Игорь Анатольевич – начальник службы делопроизводства и быта,
.Иванчукова Людмила Витальевна – начальник отдела учета расходов и материальных ценностей финансово-бухгалтерской службы,
.Абдуллаева Лилиана Тагировна – инженер отдела управления проектами,
.Смагина Анна Владимировна – старший инженер отдела организации труда и заработной платы,
.Бахарев Сергей Викторович – старший электромеханик производственного комплекса механизации,
.Погорелов Кирилл Михайлович – докер-механизатор производственного-перегрузочного комплекса.