Дача барона фон Крита, дача нотариуса Бородавко (господский дом), затем административный корпус пансионата отдыха «Весна». Все это названия одного и того же заброшенного здания, которое находится на территории «Весны». Мы с Романом и нашим фотографом Анной поднимаемся по ступеням. Вокруг красивого дома в стиле «модерн», которое и через сто лет производит впечатление, – разруха и неухоженность.
– Я здесь излазил, наверное, вообще все. Мои родные живут в самом поселке, начиная ещё с прадедов. Дедушка и бабушка в пансионате работали. Дед занимал должность садовника – цветовода, сейчас это озеленители. На территории еще растут деревья, саженцы которых он из Адлера привозил. Бабушка работала в «Союзпечати». Газетный ларек, кстати, стоял почти напротив столовой, – рассказывает Роман. – В самом здании дачи в период работы пансионата жили отдыхающие, затем был административный корпус, а перед закрытием «Весны» вроде уже была бухгалтерия.
Несколько лет назад еще можно было попасть внутрь здания, сегодня здесь все закрыто, и узнать, что находится в глубине помещений, невозможно. Разбитые окна, растущие изнутри деревья и кустарники, падающая штукатурка и граффити на стенах – вот, что встречает тех, кто приходит посмотреть на дачу фон Критов. Заглядываю в одно из зарешеченных окон. Там – советский шкаф и стул, какие-то разбросанные бумаги и битое стекло. Снаружи тоже ходим по стеклянным осколкам и подстилке из упавших каштанов. Деревянная закрытая терраса на втором этаже рассыхается, один из проемов разрушен.
– В прошлые года я приходил на территорию дачи, пытался здесь убрать мусор, ветки, стекла, обрезать кусты. Меня под руки выводили охранники, не разрешили ничего делать. Вот видишь из окна уже какое дерево растет? А была просто одна веточка, – говорит Рома. – И вообще, конечно, все в упадке полном, корпуса разрушаются, никто ничем не занимается. Вместо того, чтобы привлекать туристов и любителей истории, делают все наоборот.
Разговаривая, мы идем по центральной аллее пансионата. Именно по ней гуляли владельцы, скорее всего, приезжавшие сюда из Санкт-Петербурга поездом. Отдыхающие и туристы поднимались по аллее с пляжа. Проходя через арку, первое, что они видели, было здание главного корпуса. Роман знает, что и где было здесь раньше. Например, внизу, ближе к железной дороге стояли дома для прислуги. Выше здания дачи, по некоторым данным, были конюшни, которые потом перестроили в спальный корпус.
В том, что дачу фон Крит признали памятником архитектуры регионального значения, есть личный вклад Романа Смирнова. В Туапсе его знают как человека, который рассказывает о городе с нестандартной стороны. В его соцсетях – фотографии зданий с необычной архитектурой, истории о памятниках и предприятиях, которые когда-то здесь работали. Заразился этим он от своего преподавателя, краеведа Анатолия Пихуна. И мимо дачи фон Критов пройти, конечно, тоже не мог.
– Я стал писать письма в управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края. Сначала получал отписки, мол, да, памятник выявлен в 2002 году, но пока нет средств на проведение экспертизы и так далее. Познакомился с экспертом, кандидатом исторических наук Виталием Бондарем. Оказалось, что он тоже добивается, чтобы дачу Екатерины фон Крит внесли в число региональных памятников. Это вселило надежду, что дело может сдвинуться с мертвой точки. Параллельно пытался найти нынешнего собственника здания, чтобы выяснить – что он собирается делать, будет ли хотя бы поддерживать в нынешнем виде, чтобы дом не разрушался. В этом вопросе пока безуспешно, но внесения в реестр мы все-таки добились. Теперь нужно сделать так, чтобы здание привели в порядок, в идеале, конечно, отреставрировали.
Говорят, что один человек не может повлиять на решение трудной проблемы. Роман же – прямое тому опровержение. В отличие от многих, кто только говорит и бьет себя кулаком в грудь, он изучает, делает, просит, настаивает и – добивается. Спрашиваю, есть ли в планах еще что-то подобное?
– У нас в районе много похожих зданий, большинство из них выявленные памятники, но в реестр пока не внесены. По мере возможности буду и по ним выяснять, как и что. Практика показала, что главное – не останавливаться, – ответил Роман.
ИМЕНИЕ, ДОМ ОТДЫХА, ПАНСИОНАТ
История дачи Екатерины Федоровны фон Крит начинается в начале XX века. Основное здание имения фон Критов было построено по некоторым данным в 1910 году. Однако точных сведений, которые это подтверждают, нет. В «Списке землевладельцев Кубанской области и Черноморской губернии за 1909–1911 гг.» есть запись о том, что Екатерина Федоровна была владелицей одного из самых крупных поместий на побережье Черного моря рядом с посадом Туапсе. Судя по «Списку…» у фон Критов было почти 179 десятин земли или, если перевести на понятные нам меры длины, 196 гектаров. По своей площади имение было больше даже имения «Туишхо» барона Штейгеля – туапсинцы знают его как Баронову дачу или «Кинопрокат». Для сравнения: нынешняя площадь земельного участка пансионата «Весна» чуть больше 30 га.
Надо отметить, что в то время землю в Туапсинском округе продавали под дачи или «культурные участки». Приобретателями были в основном знатные и состоятельные жители Москвы и Санкт-Петербурга. Будущим землевладельцам, кстати, выставлялись обязательные условия. Так, в течение пяти лет после внесения задатка, необходимо было расчистить участок от леса, посадить сад или виноградник, построить дом и завести хозяйство.
Кем же была владелица имения, Екатерина фон Крит? Как пишет в своих исследованиях руководитель Историко-географической комиссии Краснодарского регионального отделения РГО, сотрудник Южного филиала Института Наследия Виталий Бондарь, родители Екатерины Федоровны, Федор Федоров-Юрковский и Мария Юрковская, служили в Александринском театре. Муж – Владимир Александрович фон Крит – капитан, затем подполковник, командир 2-й запасной автомобильной роты Управления Генерального Штаба. Преподавал в Николаевском военно-инженерном училище. Кстати, официальных сведений о том, что фон Криты принадлежали к титулованному дворянству, нет, поэтому называть их «барон» и «баронесса» – неправильно.
– Изучая исторические данные для проведения экспертизы, я выяснил, что чета фон Критов в свое время была тесно связана с Максимом Горьким, чьей гражданской женой была старшая сестра Екатерины Федоровны, Мария. Также в доме фон Критов в Санкт-Петербурге бывали Владимир Ленин, Петр Румянцев, Леонид Красин и Константин Пятницкий, – рассказал «Туапсинским вестям» кандидат исторических наук Виталий Бондарь. – Последние двое, по некоторым сведениям, были даже влюблены в Екатерину. Знакомство с революционерами вышло боком мужу Екатерины Федоровны: Владимир Александрович был уволен из числа преподавателей училища как «скомпрометированный».
Поместьем на Черноморском побережье фон Криты владели недолго. Причины этого неизвестны. Примерно в 1914-1916 годах имение или, вероятно, его часть были проданы. Новым владельцем стал туапсинский нотариус Семен Бородавко. Именно его имя указывается во многих технических документах, касающихся здания дачи. Считается, что при нем были сделаны несколько пристроек: два этажа с террасой на юго-восточном фасаде, а также один этаж на южной стороне, где также расположилась терраса, огражденная балюстрадой.
После Октябрьской революции большинство имений на побережье Черного моря остались бесхозными. Некоторые из владельцев не имели возможности приехать, некоторые просто опасались за свою жизнь. Многие из тех, кто все-таки остался здесь жить, погибли вместе с родными: кого-то убили грабители, кто-то погиб от рук экспроприаторов. Здание дачи фон Крит тоже некоторое время было бесхозным, но к 1923 году его национализировали.
В 1924 году в соответствии с декретом Совнаркома РСФСР от 13 мая 1921 года «О домах отдыха» здесь открылся один из первых в Туапсинском районе дом отдыха медработников. Изначально он работал сезонно, всего 3-4 месяца в году и был рассчитан на 75 отдыхающих. В июне учреждение получило свое название – дом отдыха стал именоваться «Медсантруд», так же как профсоюз медицинских, аптечных и ветеринарных работников СССР.
Уже к началу 1940-х годов дом отдыха расширили до 200 койко-мест, а называться он стал «Дом отдыха ЦК профсоюза работников медико-санитарного труда Юга».
Дача фон Крит служила главным корпусом оздоровительного учреждения по крайней мере до середины 1930-х годов. Здание даже попало на открытку, правда, ошибочно было названо «Дом отдыха 1-го Мая». Одну из таких открыток с текстом можно найти на сайте «С любовью из Екатеринодара». Неизвестный отправитель пишет адресату: «Володя! Посылаю тебе снимок центрального корпуса дома отдыха, где я отдыхаю. Ошибочно напечатано «Дом отдыха им. 1-го Мая». Такой дом отдыха есть, но это далеко от нас. А наш дом отдыха именуется ЦК союза Медикосантруд. На этом снимке изображен именно дом отдыха ЦК Медсантруд. 22.06.1936 года».
В начале Великой Отечественной войны, по некоторым данным, здесь находились службы одной из войсковых частей туапсинского гарнизона. Затем с 1942 по 1944 годы располагался военный госпиталь. В 1945 году на бывшей даче вновь расквартировали одну из войсковых частей, которая находилась здесь несколько месяцев .
После войны восстановленный «Медсантруд» принял первых отдыхающих уже летом 1946 года, работал он по-прежнему сезонно и был рассчитан на 160 мест. Территорию дома отдыха за несколько лет благоустроили и озеленили: в парке высадили кустарники и деревья, появились лестницы, уложили асфальт на центральной аллее, обустроили террасы, площадки парка, пешеходные тропы. Установили светильники, вазоны, декоративные тумбы и скульптуры, разбили клумбы и рабатки.
К 1956 году были построены столовая, клуб, кинотеатр, спальный корпус. В 1964 году дом отдыха работал уже круглый год. Летом ежемесячно здесь отдыхали 570 человек, и до 200 – в зимний период. Здравница имела свое подсобное хозяйство, парники сад-огород, спортивную и танцплощадку, библиотеку. В здании же бывшей дачи на тот момент расположился административный корпус.
Вот как написано о работе дома отдыха в путеводителе «От Джубги до Аше» Г. Б. Быковой: «Светлые легкие строения с балконами и лоджиями великолепно вписываются в южный пейзаж. Красота сочетается с удобством. Безупречное обслуживание в столовой, внимание к каждому человеку, стремление новый день сделать непохожим на прошедший – все это принесло дому отдыха заслуженную популярность». В 1969 году на основании распоряжения Краснодарского Совета по управлению курортами профсоюзов дом отдыха «Весна» был переименован в пансионат отдыха «Весна». К тому времени на территории самого пансионата и вокруг него сложился небольшой населенный пункт, который в ноябре 1977 года был официально зарегистрирован как поселок пансионата «Весна». Он вошел в состав Шепсинского сельского поселения.
УПАДОК И РАЗРУХА
В 2004 году пансионат отдыха «Весна» был закрыт на реконструкцию. Как многие предприятия бывшего СССР, в 1990-х годах пансионат преобразовали в общество с ограниченной ответственностью, а затем – в акционерное общество. По данным Управления Росреестра в Краснодарском крае, в 2004 году «Весна» стала частной собственностью. К тому времени имущество пансионата включало в себя восемь спальных корпусов, столовую на 620 мест, ряд зданий и сооружений административного и хозяйственного назначения, парк, кинотеатр, электроподстанцию, спортивные площадки.
В 2008 году здесь началось новое строительство. По некоторым данным, строили жилой комплекс. Планировалось, что появятся 12-16-этажные дома, но, в итоге, все работы были остановлены и не возобновлены до сих пор.
Проводивший экспертизу дачи фон Крит историк Виталий Бондарь знаком с ней давно: в детстве вместе с родителями Виталий Вячеславович отдыхал в пансионате «Весна». Как он сам говорит, добиться внесения здания дачи в реестр объектов культурного наследия было для него делом чести.
– Первую экспертизу я делал еще в 2012 году, но тогда по ряду причин работы отложились. Сегодня же мы наконец-то получили положительный результат. Для меня лично было очень интересно исследовать историю рода фон Крит. Так, я выяснил, что эта семья была связана с Лениным, Горьким, Красиным, младшим сыном Менделеева – это очень показательно, – рассказал Виталий Бондарь.
– Можем ли мы ждать от вас подобных исследований по другим памятникам, которые находятся в нашем районе?
– Конечно. Уже сейчас у меня готовы материалы по одной из бывших усадеб Туапсинского района, вскоре расскажем о ней. Работы, на самом деле, очень много. Я нацелен на исследования поместий, которые соседствовали с дачей фон Крит. Все они – наше достояние и должны быть признаны памятниками архитектуры.