Туапсинскому балкерному терминалу 18 декабря исполнится 21 год. Сегодня это небольшой, но эффективный специализированный комплекс по перевалке минеральных удобрений на Юге России, стабильно работающий на развитие экономики нашей страны. ТБТ с июля 2024 года работает под управлением АО «Портовый альянс», продолжая повышать экспортный потенциал отечественной экономики на растущем аграрном рынке Средиземноморского бассейна.
Год назад исполнительным директором ТБТ стал Дмитрий Ерков, очень опытный руководитель в сфере морской логистики. «Туапсинские вести» поговорили о том, как строится работа терминала, что происходит с экспортом удобрений, и чем живет предприятие сегодня.
– Дмитрий Дмитриевич, каким лично для вас и для ТБТ стал этот год? Удалось ли выполнить задачи, которые вы для себя поставили?
– Весь год был непростым. Несмотря на то, что предприятие небольшое – у нас трудится порядка 200 человек, – приходилось решать немало вопросов по организации рабочего процесса. Задачи, которые поставило передо мной руководство, и которые я сам выделил для себя, в первую очередь зависели и зависят от того, как трудится коллектив. Могу с гордостью сказать, что удалось самое главное – выстроить эффективную работу, повысить настрой людей на достижение поставленных показателей. Сейчас терминал работает в более гарантированном режиме, увеличились объемы отгрузки. Считаю это большим достижением.
– Проектная паспортная мощность грузооборота ТБТ – 2,3 млн тонн в год. Насколько сегодня предприятие близко к тому, чтобы ее достичь?
– Вы знаете, с момента ввода в эксплуатацию терминал ни разу не выходил на этот показатель. Сегодня наши результаты выше исторических максимумов, и мы продолжаем повышать эффективность работы предприятия и стремимся к достижению проектной мощности. По итогам 11 месяцев обеспечили перевалку 1,83 млн тонн груза. Это уже больше, чем за весь 2023 год, когда объем грузооборота составил 1,711 млн тонн.
2024 год стал для балкерного терминала рекордным, несмотря на все сложности нашей работы. Минеральные удобрения – очень «капризный» груз, который реагирует на любое изменение влажности, в том числе и в воздухе. Наличие влаги в удобрениях строго проверяется как грузоотправителем, так и грузополучателем.
Погодные условия – настоящее испытание в работе ТБТ. Именно они диктуют нам расписание выгрузки и погрузки. Проще говоря, малейшее повышение влажности в воздухе, – и все, погрузка на судно прекращается. Капитан закрывает трюмы и откроет только тогда, когда будет полностью уверен в том, что грузу ничего не грозит. Сложнее всего работать в осенне-зимний период. В это время зачастую для погрузки периодически есть 1-2 часа, и эти «окна» мы должны использовать.
Еще один нюанс: объемы перевалки напрямую зависят от сезонности проведения сельскохозяйственных работ. Осенью и весной идет внесение удобрений, соответственно, и от нас требуется увеличение темпов.
– Какое из производственных событий 2024 года вы бы отметили?
– В этом году Туапсинский балкерный терминал полностью завершил капитальный ремонт кровли и стен склада. Это один из самых длительных проектов, и его результаты видят все туапсинцы. Мы полностью перекрыли здание нашего склада, заменили материалы на профильный лист из нержавеющей стали. Окончание работ в этом направлении – еще один шаг к достижению паспортной мощности ТБТ. Приемка работ шла несколько месяцев, после каждого дождя мы вместе с подрядчиком проходили и фиксировали все недостатки, которые сразу же устранялись. Сооружение большое, требует постоянного контроля.
– Что на сегодняшний день имеет наибольший приоритет для вас?
– В первую очередь, это работа с коллективом, мотивация на новые достижения и успех специалистов, которые трудятся в ТБТ. Важно не просто выстроить эффективную работу, важно, чтобы люди гордились, что работают именно у нас.
Мы весь год создавали и продолжаем создавать условия для того, чтобы коллектив балкерного терминала был нацелен на достижение намеченных целей. Одно из решений – это дополнительные выплаты, которые зависят от личного вклада, объемов, показателей. Выплачиваем премии за новаторские разработки, рационализаторские предложения. Считаю, такая поддержка необходима.
Второй момент – это гарантированная работа всего технологического оборудования. За год мы сумели реализовать один из самых важных проектов, который дает нам возможность работать эффективно – усилили, увеличили и укрепили техническую службу.
До определенного момента основное сервисное обслуживание и ремонт оборудования осуществлялись сторонними специалистами, в том числе иностранными. Понятно, что систему необходимо в корне менять. Сегодня около 70% всех ремонтных работ мы выполняем самостоятельно. Это огромное достижение.
Третий момент, который стоит выделить, это улучшение всех процессов, связанных с логистикой грузов. Здесь есть нюансы, но и их мы оперативно решаем. Например, с нашим грузоотправителем, компанией «ЕвроХим», мы еженедельно планируем отгрузку судов и объемы судовых партий. В этом году у нас существенно увеличился (и завершение ремонта кровли и стен склада – один из факторов роста) объем многомарочных судовых партий, т.е. когда на одно судно проводим погрузку до 5 марок удобрений.
– Как складывается сегодня вообще ситуация на рынке экспорта удобрений?
– Удобрения по-прежнему нужны во всем мире. На сегодняшний день производство и экспорт удобрений активно растут. Отечественные предприятия укрепляют присутствие на мировых рынках, активно инвестируют в развитие производств. Экспорт дает возможность сохранять доступные цены на удобрения на внутреннем рынке, это, в свою очередь, гарант продуктовой безопасности России. А увеличение производственных показателей говорит о том, что необходимо наращивать портовые мощности для перевалки удобрений.
– Квалифицированные кадры в приоритете сегодня везде, можно сказать, нарасхват. А чем Туапсинский балкерный терминал может привлечь таких работников?
– Я считаю, в первую очередь, серьезным отношением к организации и охране труда. Безопасность превыше всего – это главное правило. Одним из моментов, которые мы развивали за последний год, стало техническое оснащение рабочих мест, обеспечение инструментом, механизация рабочих процессов, и я выступаю за то, чтобы этого было больше. Техническая служба должна быть мобильной и максимально развитой.
Плюс бытовые условия – для работников мы установили модульные здания, в которых можно отдохнуть в перерывах, поесть, выпить чаю, обсушить одежду, обувь, переодеться, согреться зимой или охладиться летом.
Как я уже говорил, у нас введены мотивационные выплаты для тех, кто выполняет свою работу качественно, вносит рациональные предложения по улучшению рабочего процесса.
Ввели за правило регулярные встречи руководства с коллективом. На таких встречах обсуждаем вопросы, проблемы, все это протоколируем, после чего корректируем работу с учетом пожеланий сотрудников.
У Туапсинского балкерного терминала один из лучших соцпакетов. Второй год у нас работает система добровольного медицинского страхования, предприятие развивает спортивные направления и заботу о здоровье, компенсируем занятия в спортзале. Регулярно наши сотрудники выезжают в бассейн, играют в боулинг, занимаются командными видами спорта.
Индексация заработной платы на ТБТ проводится ежегодно и абсолютно всем сотрудникам без исключений. В нынешнее время такое встречается редко.
– Туапсинский балкерный терминал принимает большое участие в жизни города. Планирует ли компания продолжать такое социальное сотрудничество в будущем году?
– Безусловно. В 2024 году мы старались участвовать во всех интересных событиях в городе и районе. Впервые провели большой праздник для выпускников Туапсинского района, экологический фестиваль, благодаря ТБТ и РГО центр Туапсе украсил граффити с портретом Николая Дроздова. Для подшефной школы № 2 оборудовали кабинет химии. Продолжаем улучшать городскую среду – благоустраивать туапсинский горпарк, детские пространства – да много чего удалось. Есть планы и на 2025 год.
– Дмитрий Дмитриевич, совсем скоро Новый год. Что бы вы хотели пожелать землякам?
– Любить свой город. Быть добрее друг к другу, уважать друг друга. Всем нам желаю мирного неба и мирного моря. И, конечно, здоровья.