18 января 2025

Герой вернулся с фронта

Боец СВО, туапсинец с позывным «Али» вернулся с передовой с орденом Мужества, с тяжелым ранением и верой в Победу

Фото: Анна Бурлакова, "Туапсинские вести"

Игорь Ефимов – из семьи военных, Отечеству служили прадед – ветеран Великой Отечественной войны, дед и дядя – ветераны Афгана, и даже мама с погонами. Гвардии старший сержант Ефимов вернулся с фронта с орденом на груди, пластиной в голове и без руки. Государство выплатило ему все, что положено, в госпитале его поставили на ноги, даже сделали чудо – он может говорить. Сегодня он продолжает службу – в Туапсинском военкомате. И дает уроки мужества молодежи.

«Туапсинские вести» познакомились с героем спецоперации в туапсинской школе № 3, что на Грознефти. В школу Игоря Ефимова пригласили на Урок мужества «Сила в правде».

Орден Мужества Игорь получил за выполнение боевой задачи, во время которой вытащил тяжело раненного товарища из-под обстрела. Тогда он и сам получил серьезное ранение, в результате которого остался без правой руки. Он долго лечился в военном госпитале, а сейчас поддерживает здоровье, занимаясь физкультурой не менее 2 часов три раза в неделю, ездит в санатории. И работу ему нашли – в туапсинском военкомате.

Фото: Анна Бурлакова, «Туапсинские вести»

Помимо ордена у Игоря есть и другие награды, в том числе и медаль за освобождение Донецка, а на его личном счету 13 штурмов. Девятиклассники задавали ему серьёзные, не детские вопросы, о чем взрослые, наверное, не спросили бы. И получали на них правдивые искренние ответы. О том, как и почему началась СВО, почему он не мог оставаться в стороне. И что воюем мы не с Украиной, как таковой, а со всем блоком НАТО – за спасение своей собственной страны.

– Вы коренной туапсинец?

– В Туапсе мы переехали с Алтая, – рассказывает Игорь Ефимов. – У меня вся семья – военные – отец, мать, дядя, дед воевал в Афганистане. Конечно, и я никем другим себя не видел, только военным. Но поступил в железнодорожный институт и отработал на железной дороге, а когда началась спецоперация, пошел служить по контракту.

– И как отнеслись к этому в семье?

– Как и в любой семье, когда узнают, что сын или муж идет воевать. Жена узнала за два дня до командировки, мама – за день. Отговаривали: «Ну куда ты собрался? У тебя семья, у тебя хорошая работа…». А я не мог иначе, как раз потому, что у меня семья. Я по военной специальности, как и мой дед Николай Иванченко – ветеран Великой Отечественной войны, – водитель-механик танка. Но на спецоперации был командиром гранатометного расчета.

– А почему позывной «Али»?

–Да была одна история, в самом начале… Высадили нас на штурм, две бригады, 40 человек. А потом «потеряли», так случается. Бой был серьезный, там первый «двухсотый» (погибший – ред.) у нас был. Но мы вернулись. Когда пришли, командир увидел меня, с гранатометом, впереди, так и сказал: «Ну, вот, Али-баба и сорок разбойников». Самые страшные бои были на моем опыте за Новомихайловское, там погиб мой племянник.

– Страшно было?

– Когда в бою –нет, страшно потом. В момент штурма все происходит на рефлексах, не до страха. Сейчас другая война, война технологий: прилетит – не прилетит. А из оружия, на мой взгляд, лучше нашего, советского АКС-47 нет ничего. Я с ним воевал, ни разу не подвел, не заклинил.

– Надо было ли начинать спецоперацию?

– Убежден – все сделано правильно, иначе начали бы они, там все было к этому готово. Но мы воюем не с Украиной, не с украинцами, мы воюем за Россию,против которой более сорока натовских стран выступают.

– Брали ли пленных?

–Брал. И там – разный контингент: одни кричат ,мол, обменяют, пойду снова воевать. А другие… Один мужик пленный мне честно сказал: «За мной пришли забирать воевать с автоматами, а у меня за плечами – жена, дети, которых реально убьют, если я не пойду».

– Был ли талисман?

– Была кошка. Она не боялась ни взрывов, ни огня, мы ее Бэхой звали. Мышей здорово таскала!

– Что почувствовал, когда руку ампутировали?

– Она ведь сначала просто болталась – висла на лоскуте от лопатки. Ну, спасти ее было нельзя. У меня ведь и в голове пластины, и одно ухо совсем не слышит. Но –живой !А это главное. Учился все делать левой рукой, сейчас даже машину учусь водить.

– Чего бы вы посоветовали сегодняшним школьникам?

– Учитесь хорошо! Знания очень нужны. Сын тоже еще  выбирает, кем хочет стать – военным или айтишником, но есть очень важный предмет ОБЖ, оказать первую помощь должен уметь каждый. А еще: никогда и ничего не поднимайте с земли, не трогайте чужие предметы, будь то кошелек или игрушка, не важно – просто не трогайте!

…После встречи Игорь рассказал нам, что ему нравится говорить с подростками, молодежью.

– Я ведь после ранения и говорить-то не мог, только набор слов: «ваза, матрас, цветы». Единственное, боюсь одного вопроса, и, если его задают, то не отвечаю: «А как это – убивать людей?» Это самое страшное на войне.

10 февраля 2026

Дело – крылья

Армия в современном мире невозможна без современных технологий. Беспилотные системы сегодня стоят на передовой СВО так же, как когда-то во время Великой Отечественной войны стояли легендарные «катюши». Технологии БПЛА развиваются семимильными шагами, и сейчас на фронте специалисты в этой области – самые востребованные

Фото: Сергей Бобылев / РИА Новости

У туапсинца Вадима с позывным «Курбаши» уже пятая по счету командировка в зону спецоперации. На СВО он ушел в апреле 2022 года в составе казачьего отряда БАРС-11. Как говорит сам Вадим, бойцы собирались со всей Кубани по зову сердца.

Начинал с окопов, а так как хорошо был знаком с медициной, стал санитаром-стрелком. Но во вторую командировку специальность сменил и пошел учиться на оператора БПЛА.

Читать далее

В ремонт для фронта

В небольшой мастерской в Туапсе чинят технику для СВО. Как легко догадаться, бесплатно. Генераторы, бензопилы, строительные инструменты — всё, что можно, здесь делают. Иногда даже если пришло из боевой зоны покорёженным.

Мастера зовут Евгений Вершинин. Он не считает, сколько таких генераторов и бензопил прошло через его руки. Говорит: «Новый генератор стоит от 15 до 55 тысяч. Их бойцам нужно много, особенно зимой. Не хватает новых, восстанавливаем».

Первая фронтовая бензопила попала в мастерскую в 2022 году — её принесли волонтёры. Евгений её отремонтировал, денег не взял, наоборот, передал бойцам ещё одну пилу — собственную. С тех пор к нему постоянно везут что-нибудь с фронта «на лечение». Отремонтировать можно не всё. Из десяти аппаратов два идут на запчасти — каждый болт может пригодиться.

Читать далее
30 января 2026

Чтобы небо стало чистым

Оператор БПЛА – одна из самых востребованных и технологичных военных специальностей на фронте сегодня.

Они не просто управляют беспилотниками, а являются практически разведчиками, наблюдателями, корректировщиками огня, поддержкой штурмовых групп и много кем ещё.

В Краснодарском крае идёт целевой набор в беспилотные войска.

Читать далее
20 января 2026

Кто убил вяхиря?

С середины декабря, как только вяхирь прилетел с кубанских полей в туапсинские леса, возле рек и ручьёв стали находить сотни трупов птицы. Народ заволновался, появились разные (порой совсем безумные) версии, отчего мрёт хорошо всем известный дикий голубь?

Выяснилось, что массовый падёж этих мигрирующих пернатых наблюдается не только в нашем округе, но и в Горячем Ключе, Белореченском, Апшеронском районах. Тема из соцсетей попала в СМИ, конечно, подключились официальные органы. Сейчас проводятся лабораторные экспертизы собранных в разных местах трупов. Есть определённые результаты, но однозначных выводов до сих пор нет.

«Туапсинские вести» собрали мнения экспертов не только насчёт причины голубиного мора. Важно, к каким последствиям он может привести. 

Читать далее
21 декабря 2025

Ашот и его лес

В гостях у туапсинца Ашота Мовсесяна «Туапсинские вести» уже во второй раз. Первое знакомство с его удивительным садом миниатюрных деревьев — бонсаев — было летом, оно впечатлило.

Вы видели, как меняются бонсаи к зиме? Когда листья у больших деревьев желтеют, опадают — как живёт и ведёт себя миниатюрный лес? Об этом «Туапсинские вести» узнали, побывав в гостях у Ашота Мовсесяна, который в своём доме в центре Туапсе уже 15 лет постигает искусство и философию бонсая.

— У нас сейчас самое интересное время, — встретил нас хозяин, сопровождая к своим деревцам. — Бонсаи ничем не отличается от обычного дерева. Они тоже меняют листву, готовятся к зиме. Только всё это — маленькое.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее