Фото: Сергей Бобылев / РИА Новости
У туапсинца Вадима с позывным «Курбаши» уже пятая по счету командировка в зону спецоперации. На СВО он ушел в апреле 2022 года в составе казачьего отряда БАРС-11. Как говорит сам Вадим, бойцы собирались со всей Кубани по зову сердца.
Начинал с окопов, а так как хорошо был знаком с медициной, стал санитаром-стрелком. Но во вторую командировку специальность сменил и пошел учиться на оператора БПЛА.
– Пришел я к этому решению благодаря своему командиру, с которым служил в первой командировке, он сам разведчик. Он нас, молодых парней, собрал на полигоне и отправил обучаться водить «птички». Тогда уже было понятно, что беспилотники будут главным оружием не только на СВО, но и вообще в любом мировом военном конфликте, – говорит Вадим.
Так он и стал «дроноводом» – во время второй и третьей командировки «за ленточку» служил оператором БПЛА коптерного типа. Основными задачами их подразделения были разведка, корректировка артиллерии, сбросы боезарядов на формирования ВСУ.

– Что нужно, чтобы стать оператором беспилотника? На самом деле главное – желание научится управлять дроном, ну и немного разбираться в технических вопросах. У мужчин с этим вопросов не возникает, хотя в нашем отряде, где я сейчас служу, есть и девушки-операторы, – рассказывает Курбаши. – Обучают нас недолго: от совсем «зеленых» бойцов до опытных пилотов растем за 5 недель. Но, говоря по правде, не каждый, кто пришел учится, станет «водителем» БПЛА. Много тех, кто заваливает экзамены, не всем дается это искусство. Хотя, по моим наблюдениям, если хочешь –получится со временем. Как говорится, всё приходит с опытом.

Сам Вадим после второй командировки чуть не распрощался со службой. Во время отпуска попал в автомобильную аварию. Получил тяжелые переломы обоих бедер. Врачи в прогнозах были очень осторожны и не давали никаких обещаний. Но казачий дух сломить трудно. Восстанавливался наш герой долго: четыре месяца провел в инвалидной коляске, затем пять месяцев на костылях – буквально учился ходить заново. Как только смог самостоятельно стоять – позвонил командиру и снова вернулся на СВО. Служил в БАРС-32 во взводе эвакуации, вытаскивал раненых бойцов с поля боя. Также занимался оформлением всех необходимых документов для получения выплат. Но беспилотники не отпускали, и после 32-го отряда сразу же зашел в БАРС-Сармат, которым командует Дмитрий Рогозин.
– В «Сармате» попал на службу со своими ребятами, теми, с кем начинал путь оператора БПЛА в 2022 году. Направление нашего подразделения – FPV-ПВО. Главная наша задача – перехват вражеских беспилотников всех видов еще в воздухе, чтобы помочь ребятам-пвошникам как здесь на фронте, так и в регионах, куда ВСУ запускает свои дроны, – говорит Вадим. – Для этого у нас есть все ресурсы, спасибо командованию. Дмитрий Олегович (Рогозин — прим. ред.) много сил вложил и вкладывает в формирование «Сармата». Мы всем обеспечены. Да и нужно сказать, что с 2023 года большой скачок произошел в развитии технологий. Если еще пару лет назад дроны приходилось почти буквально на руках доносить до позиций врага, то сегодня дальность полетов беспилотников, их возможности и возможности управления ими поражают, и это не просто красивые и громкие слова. Иногда возникает ощущение, что ты герой какого-то фильма из будущего. Кстати, вместе со мной в отряде служит и моя супруга, женщин в «Сармат» тоже набирают.

Как рассказывает Вадим, небо на фронте сегодня очень «грязное» – количество беспилотников просто огромное. Нашим штурмовикам и группам эвакуации, чтобы произвести ротацию и вынести раненых, помогает только плохая погода. Поэтому бойцы подразделений БПЛА на СВО остро необходимы, и не только операторы.
– Здесь тоже не без нюансов. Управлять дроном — это полдела. Важно, чтобы расчет, в который входят штурман, инженер и пилот, работал слаженно. Очень много зависит от взаимопонимания, потому что выполнение задания зависит от всех троих, – говорит Курбаши. – Мало того, что ты при заходе на позиции тащишь на себе почти 30 кг оборудования, и все это под огнем противника, так и когда ты на точку работы пришел, нужно держать себя в руках, особенно пилоту. Бывает так, что от большого всплеска адреналина руки оператора начинают дрожать, и тут уж штурман должен уметь успокоить, чтобы пилот с джойстиками не начудил. А без хорошего инженера не случится «ба-бах».
Кстати, БПЛАшники подтверждают, что лучшими операторами становятся молодые геймеры: у них лучше развита мелкая моторика, которая необходима для управления, и в силу возраста и своих знаний о современных гаджетах они быстрее разбираются в технических нюансах, схватывают информацию в процессе обучения.

Фото: Станислав Красильников / РИА Новости
На Кубани сейчас идёт целевой набор в беспилотные войска.
Если вы хотите получить одну из самых востребованных сегодня военных специальностей и стать оператором БПЛА – это просто. Для этого нужно заполнить заявку на сайте контракт23.рф, оставить свои контакты.
Набирают кандидатов от 18 до 45 лет.
Более подробно об условиях службы, льготах и выплатах можно узнать по телефону: 8-800-444-46-23.