Ну, может, Алексей и не заступил еще на свой ответственный пост по охране Президента России, но скоро это будет – точно. Потому что он направлен по призыву служить в Президентский полк!
Перед принятием присяги в подмосковной Купавне он отрабатывал технику боя и строевой шаг, растягивался, как балерина, учился стрелять и часами стоять неподвижно. И это только начало учебы всему тому, что должен уметь боец первой спецроты Президентского полка. Впервые за много лет там служит туапсинец. Его родители Николай и Елена Волковы (инженер-судоводитель и воспитатель детского сада) только что вернулись из Купавны, где их сын принимал присягу. А мы расспросили их о том, что они увидели.
Папа: я не удивился
Президентский полк — это не совсем полк и не совсем армия. Этим полком командует не полковник, а генерал. И входит он в структуру Федеральной службы охраны, а не Минобороны. Требования – очень жесткие. Здоровье — отменное, образование не меньше 11 классов, рост от 175 до 190 сантиметров, нормальное соотношение роста и массы тела, острота зрения, нормальное цветоощущение, слух — восприятие шепотной речи на расстоянии не менее 6 метров на оба уха.
– Ну, прямо космонавтов отбирают!
– Даже жестче! Если парень из неполной семьи, кандидатуру даже не рассматривают. То же самое – если имел приводы в полицию или состоял на учете. Составляется досье, данные семьи, родственников внимательно изучаются. И сам призывник – тоже. Сначала отбирает военкомат, и если есть подходящий парень, записывают его кандидатом в полк. Пользуясь случаем, хочу сказать спасибо всей команде Туапсинского отдела и лично Григорию Сетраковичу Аветисяну – за доверие. А потом приезжают военные из полка. А! Я еще забыл: на теле не должно быть никаких татуировок, пирсинга и всего прочего. И вот приезжают из полка, и с каждым кандидатом проводят собеседование. Ну, собеседование – это просто сказано. Там не только вопросы задают, а испытывают парня на стрессоустойчивость.
– А вы там были?
– Да, родителям разрешают находиться рядом по желанию. Я был рядом с сыном.
– А какие вопросы задавали?
– Первый – на таблицу умножения. Причем так резко: «Семью семь! Быстро отвечать! Не думать!» И так по всей таблице. Были вопросы на логику. На знание истории, географии. Меня поразило, что они спрашивали фамилию мэра города. Конечно – какую книгу последнюю читал? Леша отвечал четко, вопросы его не смогли сбить или смутить. Конечно, это понравилось. А я и не удивился. Сын уже один вуз закончил, решил продолжить в магистратуре и заодно поступил на вторую специальность. И со спортом у него все в порядке. И имя мэра знает. Он же в школе был общественник, участвовал в волонтерском движении. Вообще мы очень благодарны гимназии №1, учителям, директору Ольге Владимировне Тюльпановой. Хорошо детей воспитывают и готовят к жизни.
Мама: он счастлив и горд
– Уже там, в полку, был еще один отбор — кого куда. Полк же отвечает за безопасность первых лиц государства! Ребята участвуют в протокольных мероприятиях, встречают в аэропортах глав государств, а также несут почетный караул у Вечного огня, у могилы Неизвестного солдата. И не только. Слишком уж ответственная служба. Здесь есть все: и боевая подготовка, и церемониалы. Сегодня они в Кремле, завтра — участвуют в церемонии в Хабаровске, послезавтра — выступают в параде боевых искусств в Германии. А еще они каждую субботу с середины апреля по конец октября на Соборной площади Кремля производят церемонию развода караулов. В ней принимают участие рота почетного караула, кавалерийский почетный эскорт и президентский оркестр. Это целое представление! Москвичи и гости столицы знают об этом и специально приезжают посмотреть. В общем, у каждого из подразделений кремлевского полка – своя специфика. Поэтому в мотострелковый батальон предпочитают брать технарей, в кавалерийский эскорт – лошадников, в спецназ – спортсменов-разрядников. Поэтому там, на месте, все уже решается — кого куда.
– А куда все хотят попасть?
– Конечно, в первую роту – роту охраны Президента, Вечного огня и могилы Неизвестного солдата. Хотя там, как нам сказали – самые жесткие и длительные тренировки. Леша попал именно туда! Он так горд и счастлив! И мы тоже.
– Говорят, чтобы выучить их особому строевому шагу, занимаются, как с балеринами, учат растягиваться.
– Особому кремлевскому шагу, каким ходит весь полк, говорят, надо учиться, как будто ты снова учишься ходить. Носок не задирают вверх, а наоборот вытягивают. Каждый должен легко садиться на шпагат, от этого шаг, даже такой сложный, смотрится непринужденно. Поэтому в комплекс упражнений обязательно входит растяжка. В неделю тренируются 16 часов. («неофициально» – больше) Не считая работы – караулов и церемоний президентского протокола. А чтобы сносно выполнять упражнения с карабином, нужно минимум полгода. К полутора годам службы, по словам офицеров, солдат должен уметь делать с карабином все. Карабин весит три килограмма семьсот граммов, на тренировках у них — старые списанные. От сотен повторений, ударов о камень и мороза приклады карабинов раскалываются. Их меняют и упражнения повторяются. Кстати, Леша рассказал, что для выступлений ребята сами придумывают новые «фишки» с карабинами. Придумают — потом повторяют до автоматизма. За несколько часов тренировок, тяжесть карабина, кажется, возрастает в несколько раз. Восемь часов строевой подготовки в день – это синяки, стертые в кровь ноги, растянутые связки и ноющие мышцы…
– Вы такие ужасы рассказываете…
– Это же армия! Тем более — Президентский полк! Но, знаете, Леша доволен! Аж светится! Я, когда его увидела там, в строю, не сразу узнала! Нас завели на плац, они уже стояли рядами. Я смотрю на ребят его роты и… не пойму, где он! Все высокие, бравые, в ушанках! Одинаковые! Мужу говорю: «Вон наш Леша – второй слева!» Потом присмотрелась: «Нет, наш третий справа!» Только на третий раз угадала! Кто бы мне это сказал, что я собственного сына не узнаю! Зато, когда торжественная часть закончилась и нам разрешили общаться, я увидела, что он за два месяца… поправился! Спрашиваю: «Как вас тут кормят!» Лешка смеется: «Даже лучше, чем дома! На завтрак — котлета с гарниром, бутерброд с сыром, булочка, масло, джем!»
…Конечно, мама проверила, как одет сын, ее удивило, что даже теплое нательное белье, которое дома он не носил — на нем. Впрочем, чему удивляться – зимы-то в Москве, не то что у нас… После присяги новобранцы перебрались в Кремль. Казарма полка расположена в здании Арсенала (Цейхгауза), построенном при Петре I. По его задумке это здание должно было стать хранилищем оружия и музеем воинской славы. Сегодня в замкнутом периметре двора Арсенала находятся и плац, и спортзал полка. К сыновьям приехать можно.
Комната приема посетителей – в Никольской башне, в выходные и праздничные дни. Только надо согласовывать заранее свой приезд — вдруг у сына планируется встреча Президента?
Туда не берут москвичей?
В прошлом году 40 парней из Курской области отправились служить в Президентский полк. Из Красноярского края – 20. Столько же туда попали с Кубани. В Москве из шести тысяч призывников — ни одного «кремлевского»…
Итоги призыва
В Туапсинском отделе краевого военкомата подведены итоги призыва. На срочную службу отбыли 120 туапсинцев. Призывную комиссию прошли 732 человека, 185 получили отсрочки; 103 освобождены от службы в армии. Призывники отправились служить, в основном, в части Южного федерального округа: мотострелковые войска, ВМФ, летные части.
Руководство туапсинского отдела выражает искреннюю благодарность главе Туапсинского района Владимиру Лыбаневу за помощь в организации призыва.
– В Новом году всем желаю мирного неба над головой, – говорит начальник Туапсинского отдела краевого военкомата Григорий Аветисян. – Но, как говорится, мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути. Поэтому будущим призывникам желаю готовиться к призыву, тренироваться, укреплять себя физически и морально. И помните: сегодня без службы в армии вы не попадете на престижную работу, в силовые структуры, туда, где требуются настоящие мужчины – такие как наш призывник Леша Волков!