19 апреля 2016

Черная быль. Тридцать лет спустя

Тридцать лет назад произошла одна из самых страшных техногенных катастроф в истории прошлого века – взрыв реактора на Чернобыльской атомной электростанции. Позднее его назовут «грязной бомбой» за последствия более губительные и страшные, чем в Хиросиме и Нагасаки. Сотни, нет, тысячи жизней и судеб изменил Чернобыль. Наш рассказ – всего о двух из них. Но низко […]

Тридцать лет назад произошла одна из самых страшных техногенных катастроф в истории прошлого века – взрыв реактора на Чернобыльской атомной электростанции. Позднее его назовут «грязной бомбой» за последствия более губительные и страшные, чем в Хиросиме и Нагасаки. Сотни, нет, тысячи жизней и судеб изменил Чернобыль.
Наш рассказ – всего о двух из них. Но низко кланяемся каждому ликвидатору.

Там и сегодня можно снимать «Сталкера» без специальных декораций. Припять и есть сама по себе большая декорация к документальному фильму-ужасу о Чернобыле: в городе никто не живет. В 1986 году из 30-километровой зоны от места аварии были эвакуированы 115 тысяч человек…

01ч

Летчик Валерий Чупрунов и водитель Михаил Дрягин познакомились друг с другом у нас в редакции. У них разные профессии, разные жизненные пути, в городе живут они на разных улицах. Но есть нечто, что связывает их судьбы, что проходит красной нитью через их воспоминания. Чернобыль. Кодовое слово беды, разразившейся в апреле 1986 года и наглядно продемонстрировавшей, что может натворить вышедший из-под контроля мирный атом…

Добровольно-принудительное геройство

– Как попал в Чернобыль? Да как все резервисты, – бесшабашно махнув рукой, говорит Михаил Дрягин. – Я тогда работал водителем в ОК «Ямал» в Небуге. А тут в военкомат вызвали, срочно, даже с работы сняли. Ну, прибыл, а мне говорят: «Собирайся на переподготовку!» Когда выяснил, куда отправляют, хотел, честно, отказаться. Но мне сказали: «Не сейчас поедешь, так на следующий год». В общем, собрался и на своей машине – в Динскую, а оттуда уже отдельными поездами – я в пассажирском, машина – в товарном… Приехали, при воинской части прикомандировались и три месяца отработали. Что делали? Да грунт вывозили зараженный. Поначалу можно было за пределы части выезжать, а как побывал у реактора – все, никуда! Чтобы радиацию не распространять. Вот так и ездил на реактор, верхний, зараженный слой грузил и вывозил на могильники. На обратном пути машина проезжала через свинцовую бочку, чтобы хоть чуть-чуть снять уровень радиации, и в сопровождении милиции – на базу. Зачем милиция? Да чтоб никуда не свернул и радиацию не привез. Вот так с января по май 1987 года я и работал.
Такими героями ликвидации последствий на ЧАЭС стали 240 тысяч человек, их так и назовут потом – ликвидаторы. А на самом деле их гораздо больше, по последним подсчетам число доходит до 600 тысяч человек. И далеко не всем им было суждено прожить эти тридцать лет.
– Конечно, самый первый удар приняли на себя военные и пожарные, – рассказывает Михаил Дрягин. – Нам тоже досталось – первые две недели, как приехали, голова кружилась, тошнило, потом – ничего, адаптировались. Потом такие симптомы по возвращении домой испытали, тоже голова кружилась и тошнило, но уже не недели, а месяцы. Страшно? Нет, страшно не было. В большинстве все держались спокойно, может, потому, что до конца не понимали, что делать приходится. Правда, был один у нас парень – боялся, все в противогазе спал. Ну, так его и отправили быстро, чтобы панику не сеял. А мы же видели, что хоть Припять стоит как город-призрак, в окрестных деревнях все бабки остались. Они говорили, что без разницы, где умирать. Трагедии потом разыгрываться стали, когда мы домой вернулись. Радиация, она ведь не видна, она может о себе дать знать совершенно неожиданно. Вот среди моих знакомых-чернобыльцев двое были, от которых жены ушли. Мол, зачем, мне инвалид, да к тому же, глупые, боялись «радиации набраться»…
Главной бедой было то, что, несмотря на подробные знания всех деталей поведения во время «взрыва атомной бомбы» (это учили практически на каждом уроке начальной военной подготовки в школе), к смертельной опасности «мирного атома» люди оказались не готовы. На пожарных, первыми кинувшихся тушить реактор, были брезентовые робы, каски и противогазы, которые, кстати, из-за страшного жара они тут же снимали. Солдаты-срочники сгребали и отгружали зараженный грунт и предметы в марлевых повязках и… с голыми торсами, опять-таки из-за страшной жары. Они погибли первыми. Потому что почему-то все теоретические навыки, полученные на уроках НВП, вдруг забылись или оказались непригодными на практике.

Желтое небо

Валерий Чупрунов, хоть и коренной туапсинец, но так уж вышло, что родился он в Сибири, работал, как теперь говорят «на северах», а зовется – чернобыльцем.
– После окончания летного училища работал я в гражданской авиации на Севере, – рассказывает он свою чернобыльскую одиссею. – О том, что в Чернобыле произошла авария, узнал, как и все – сначала по радио, потом по телевизору. И так же, как все, до конца не понимал, что это не просто авария, а катастрофа! А через полтора месяца, в июне 1986 года мне предложили поехать в служебную командировку. В Чернобыль. И, понятное дело, отказаться было нельзя. Летали мы по восемь часов в день, рассыпали реагенты над местом, пораженным радиацией. Специальную такую смесь сыпали, чтобы не было осадков. С осадками бы вся радиация в ручьи, в почву на более дальние расстояния попала. Летал я на АН-12. С нами летала группа пожарных, потому что жара стояла страшная, и лес вокруг то и дело загорался сам по себе. Вот так летчики с одной стороны «боролись» с вероятными осадками, а с другой подвозили пожарных на место горения леса, потому что с дымом радиация тоже очень быстро распространяется.
В чернобыльское небо взрыв реактора выбросил изотопы урана, плутония, цезия-137, стронция-90 (время полураспада последних элементов – 30 лет). Что можно было сделать оперативно и максимально эффективно, чтобы обезвредить все это? И вот ученый В.С Легасов (думаю, это имя надо запомнить всем), который вместо положенных двух недель пробыл в радиоактивной зоне 4 месяца, придумал «смесь», в которую входили свинец, боросодержащие вещества, доломиты. Вот эту смесь поначалу разбрасывали военные вертолетчики, а потому уже командировочные летчики гражданской авиации. А сами были защищены в лучшем случае респиратором-лепестком, в худшем – ватно-марлевой повязкой.
– Каких бы то ни было специальных препаратов нам не давали, – говорит Валерий Чупрунов. – Когда туда ехали, рекомендовали пить таблетки для щитовидной железы. Но разве от радиации страдает только щитовидка? Костный мозг, кровеносная система, да много еще что поражает невидимая смерть. Об этом мы узнали позже.
Желтый цвет вымпела над кормой корабля означает страшную опасность эпидемии – категорически запрещено подниматься на борт. А в 1986 году и еще несколько лет подряд не таким предупреждающим вымпелом было все небо – над Чернобылем, над Припятью, над Киевом, в котором не пойми для чего, вопреки всякому здравому смыслу и стар и млад вышел на первомайскую демонстрацию. Впрочем, «пойми» почему: не сеять панику, не будоражить население, а попросту скрыть истинные масштабы трагедии – было личным приказом первого и последнего президента Советского Союза.

Немой крик

Там и сегодня можно снимать «Сталкера» без специальных декораций. Припять и есть сама по себе большая декорация к документальному фильму-ужасу о Чернобыле: в городе никто не живет. В 1986 году из 30-километровой зоны от места аварии были эвакуированы 115 тысяч человек… Вряд ли детский смех, веселый рев машин, песни вернутся сюда снова. Этот немой крик и есть самый достоверный и страшный памятник трагедии на ЧАЭС.
В нашем городе тоже есть памятник мужеству, силе и патриотизму ликвидаторов последствий этой аварии – вокруг него сегодня зеленеет молодой парк, посаженный молодежью города. В это место приходят наши туапсинские чернобыльцы, чтобы вспомнить друзей, чтобы рассказать о себе, прежде всего сказать: «Смотрите, я живой! И жизнь эта – прекрасна…» Они и есть хранители черной были о «мирном атоме» и страшных невидимых отметинах, которые он оставляет. И дай им Бог еще сил и здоровья.

Район – с заботой о тех, кто первым принял удар

В Туапсинском районе проживает и состоит на учете 351 человек, имеющий отношение к ликвидации последствий радиационных катастроф, которых мы зовем одним словом – чернобыльцы. А это – и участники ликвидации аварии на ЧАЭС, и те, кто работал в п/о Маяк, в Семипалатинске, вдовы ликвидаторов.
В бюджете муниципального образования Туапсинский район на 2016 год предусмотрено выделение субсидий для поддержки общественно полезных программ общественных объединений, предусматривающих комплекс мероприятий по защите законных прав граждан, принимавших участие в ликвидации последствий радиационных катастроф, проживающих в Туапсинском районе, в размере 230 000 рублей на организацию своей деятельности.
Ведут активную работу в городе и районе две общественные организации чернобыльцев, под председательством Грежещука Владимира Владимировича и Ковалева Бориса Николаевича. Они являются активными участниками всех социально-значимых мероприятий, членами общественного совета при главе МО Туапсинский район.
Данью памяти подвигу тех, кто в мирное время совершал настоящий подвиг, противопоставив радиации силу, волю и любовь к жизни, в Туапсе был открыт памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, вокруг которого со временем вырос замечательный парк. Сегодня этот парк не только место традиционных митингов, посвященных годовщинам Чернобыля, но и местом встреч, раздумий… Сюда придут ликвидаторы и их семьи и в этом году 26 апреля, чтобы вспомнить, помолчать и помечтать о том времени, когда люди смогут жить и работать без техногенных катастроф.

15 мая 2025

Как сделать LADA Niva надёжнее: секрет в простоте

LADA Niva, она же ВАЗ-2121 или LADA 4×4, — культовый внедорожник, который с 1977 года доказывает свою живучесть в самых суровых условиях. Но многие владельцы, стремясь улучшить машину, невольно снижают её надёжность. Сегодня, 15 мая 2025 года, расскажем, как сохранить Ниву «ласточкой» на долгие годы. Главный совет — ничего не меняйте! Давайте разберёмся, как оставить Ниву в оригинале и сделать её ещё надёжнее.

Нива изначально создавалась как простой и надёжный внедорожник для деревенских дорог. Её конструкция — это проверенная временем классика: постоянный полный привод, блокировка дифференциала, несущий кузов и минимум электроники. Но многие владельцы начинают «улучшать» машину: ставят лифт-кит, огромные колёса, мощные бамперы или даже пытаются модернизировать двигатель. Это ошибка.

Большие колёса увеличивают нагрузку на трансмиссию, подвеску и двигатель, что приводит к быстрому износу. Лифт-кит меняет геометрию подвески, из-за чего Нива теряет устойчивость и чаще ломается. Нелепый тюнинг вроде установки «люстр» или тяжёлых обвесов увеличивает вес, снижая проходимость. А попытки форсировать двигатель 1,7 литра часто заканчиваются перегревом и поломками. Главное правило: оставьте Ниву в заводском состоянии. Она и без того справится с бездорожьем лучше многих современных кроссоверов.

Читать далее

Старый Mercedes W123 покорил прохожих: почему классика привлекает больше, чем современные люксовые авто

Стал свидетелем необычной сцены. Среди привычного потока машин выделялся старый Mercedes-Benz в кузове W123, выпущенный в 1970-х – начале 1980-х годов. Машина цвета слоновой кости, с люком и кожаным салоном, выглядела ухоженной, хотя и не идеальной: лёгкие следы времени на кузове лишь добавляли ей шарма. Чистый кузов, аккуратный салон, отсутствие нелепого тюнинга — этот автомобиль был практически в оригинальном состоянии. Но что меня поразило больше всего — реакция людей.

Каждые пять минут кто-то останавливался, чтобы сфотографировать этот W123. Некоторые даже делали селфи на его фоне. Я давно не видел, чтобы люди так интересовались автомобилями. Даже новые шикарные Mercedes, Rolls-Royce или Bentley не вызывали такого ажиотажа. Почему же старый «Мерс» привлёк столько внимания?

Mercedes W123 — это легенда. Этот кузов выпускался с 1976 по 1986 год и стал символом надёжности и качества. В 1980-х годах W123 был мечтой многих, а сегодня он вызывает ностальгию. Его угловатые формы, хромированные бамперы и классический дизайн — это как машина времени, которая переносит нас в эпоху, когда автомобили делали «на века». Владельцы W123 часто говорят, что эти машины могут проехать миллион километров при должном уходе, и это не преувеличение: в 2004 году таксист из Греции на W123 преодолел 4,6 миллиона километров!

Читать далее

Почему Россия — «Родина слонов»?

Россия — родина слонов: как появилась эта ироничная фраза

Фраза «Россия — родина слонов» давно вошла в русский язык как устойчивое выражение, которое используют с иронией. Она ассоциируется с абсурдными попытками приписать своей стране первенство в любой области, даже самой неожиданной. Но откуда взялась эта поговорка и почему именно слоны стали её героями? Давайте разберёмся в истории её происхождения.

Фраза «Россия — родина слонов» появилась в конце 1940-х годов в Советском Союзе. Это было время, когда после Второй мировой войны власти начали кампанию по «борьбе с низкопоклонством перед Западом» и усиленно продвигали идею советского первенства во всех сферах — от науки до культуры. Пропаганда утверждала, что многие открытия и изобретения, приписываемые Западу, на самом деле принадлежат русским или советским учёным. Звучали лозунги вроде «Россия — родина радио» или «Россия — родина авиации», которые часто были далеки от исторической правды.

Читать далее
14 мая 2025

Почему LADA Niva остаётся любимой во всём мире несмотря на устаревший дизайн

LADA Niva, известная также как ВАЗ-2121 или LADA 4×4, — это автомобиль, который появился в 1977 году и с тех пор почти не изменился. Несмотря на устаревший дизайн, отсутствие современных технологий и конкуренцию с электрокарами, Нива продолжает покорять сердца автолюбителей по всему миру. Давайте разберёмся, почему этот «советский внедорожник» остаётся популярным в 2025 году, когда рынок заполнен высокотехнологичными и экологичными машинами.

Нива создавалась для суровых условий сельской местности Советского Союза, где асфальтированных дорог практически не было. Её постоянный полный привод, блокировка дифференциала и высокий дорожный просвет позволяют преодолевать грязь, снег, песок и камни. В 1981 году Нива заняла третье место на ралли Париж–Дакар, доказав свои внедорожные способности. Сегодня, когда многие современные кроссоверы ориентированы на городскую езду, Нива остаётся настоящим внедорожником, способным справиться с экстремальными условиями. От сибирской тайги до южноамериканских джунглей — Нива не сдаётся.

Одна из главных причин популярности Нивы — её простота. Автомобиль лишён сложной электроники, что делает его невероятно надёжным в условиях, где доступ к сервисам ограничен. Двигатель 1,7 литра, механическая коробка передач и минимум электроники означают, что поломки редки, а ремонт можно провести в полевых условиях с минимальным набором инструментов. Например, в отдалённых регионах России, Африки или Южной Америки владельцы ценят Ниву за то, что она не подведёт, даже если запчастей нет под рукой. Простота конструкции также снижает стоимость обслуживания, что делает Ниву привлекательной для тех, кто не хочет тратить большие суммы на ремонт.

Читать далее

В Туапсе обследуют детей с подозрением на корь: медики призывают вакцинироваться

В туапсинской больнице обследуют нескольких детей с подозрением на корь. Медики напоминают, что от этого опасного заболевания эффективно защищает вакцинация.

Жители Туапсинского округа, решившие привиться от кори, могут это сделать в поликлинике  № 1 по будням до 15 часов в кабинете № 10.

Как отметила заведующая отделением профилактики ТЦРБ № 1 Елена Алфимович, если родители в свое время отказались прививать ребенка, вакцинироваться можно позже — уже во взрослом возрасте, в поликлинике по месту жительства.

Читать далее