28 ноября 2016

Соль земли матушки Мариам

Ее трудами и молитвами в начале прошлого века фактически была заложена основа жизни нынешнего села Кирпичного в Туапсинском районе. Но непростой, поистине крестный путь выпал на земную долю матушки Мариам (в миру — Мавра Степановна Макаровская), основательницы Иверско-Алексиевской общины – радость созидания, всеобщая любовь, а затем – зависть, предательство и расстрел по статье 58, приведенный в исполнение […]

Ее трудами и молитвами в начале прошлого века фактически была заложена основа жизни нынешнего села Кирпичного в Туапсинском районе. Но непростой, поистине крестный путь выпал на земную долю матушки Мариам (в миру — Мавра Степановна Макаровская), основательницы Иверско-Алексиевской общины – радость созидания, всеобщая любовь, а затем – зависть, предательство и расстрел по статье 58, приведенный в исполнение 17 июля 1929 года.

В обитель шли и дворяне, и монахи, и крестьяне, и странники-нищие – каждому находилось слово утешения.

%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%8f-%d0%bc%d0%be%d0%bd%d0%b0%d1%81%d1%82%d1%8b%d1%80%d1%8c-2

 

Даже сегодня те, кто приходит на развалины бывшего монастыря, Иверско-Алексиевской обители, нет-нет, да и находят обломки старого кирпича – добротного, с затейливой буквой М на одной из сторон. Что это? «Товарный знак» произведенного в монастыре изделия или же именной вензель, который может значить и «Мавра Макаровская», и «матушка Мариам»? В любом случае, дошедший до наших дней кирпич поражает своей прочностью и каким-то особенным лоском временного налета. Кирпичный завод, основанный сестрами Иверско-Алексиевского монастыря, просуществовал без малого восемьдесят лет, более того дал название одному из сел нашего района – Кирпичное. Сегодня трудно представить, что в далеком 1905 году здесь была первозданная пустошь. «Только близко знающие условия жизни нашего злополучного края, – писал один из видных деятелей в истории Туапсе начала прошлого века И. Кривенко, – могут оценить деятельность этой семьи в борьбе с природой и невзгодами того времени». Поистине матушка Мариам и ее сподвижники совершили чудо, превратив заросшую гористую пустошь в обитель милосердия и труда во имя веры и людей.

Сегодня, проезжая по трассе Туапсе – Майкоп близ Кирпичного, можно увидеть дорожный знак с названием Иверско-Алексиевского монастыря. И хоть от самого монастыря остались лишь дорожный указатель да седые камни, история его создания сохранилась. Начинается эта история в 1905 году, в году первой волны революции, нахлынувшей на Российскую империю. В обеих столицах гремят взрывы бомб, уносящих жизни видных государственных деятелей, просвещенных умов, членов императорской фамилии. Хаос, безбожие и кровь заполоняют не только просторы земли, но и души. Страшно и неопределенно становится все вокруг, единственным оплотом для семей с сильными корнями становится вера и любовь друг к другу. Именно к таким семьям и относилась семья Степана Макаровского, сблизившегося духовно со старцем Сафронием. Перед своей смертью глава семейства завещал позаботиться о жене и своих детях. Да под силу ли старому монаху уберечь женщин – жену и дочерей Макаровского – от грабежей, развязанности, насилия, всего того беспредела, что воцарился повсюду? Оставалась одна надежда – на Бога.

 

И вот в том самом 1905 году отец Сафроний решает собрать семью и бежать в уединенное место, где можно было бы спокойно жить и трудиться. Выбор падает на местечко в долине реки Туапсе, с окрестностями которого старец был знаком во время его монашества в черноморских обителях. У одного поселянина в Георгиевском они покупают участок земли в 27 десятин на имя Мавры Макаровской за 3500 рублей. Ибо сказано, что не на земле надо собирать сокровища… К Макаровским, старцу Сафронию, приемным сыновьям семьи Григорию и Федору Папаковым присоединяются волонтеры, в основном девушки, бегущие от царившего повсюду революционного хаоса, подруги Мавры. И вот закипает работа. Расчищается участок для посевов и огорода, строится небольшой кирпичный заводик… А через год епископ Кирион дает благословение на преобразование частного общежития в монашескую общину, в которой к тому времени насчитывается около 20 сестер. Позднее сменивший Кириона епископ Дмитрий побывал в обители, 10 октября 1910 года благословил закладку храма. От него Мавра принимает постриг с наречением имени Мариам. Епископ утверждает ее по единогласному приговору сестер настоятельницей монастыря. Спустя два года матушка Мариам в дар обители передает все свое имущество, которое согласно дарственной оценивалось в 103 тысячи рублей. К тому времени в монастыре было 54 сестры и 8 испытуемых.

%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%8f-121

Трудно переоценить не только материальное, но и то духовное начало, ту надежду, которую дала обитель матушки Мариам людям. Сюда шли вереницы паломников, ищущих молитвенного заступничества и духовного наставления. Строгий молитвенный дух Оптинской и Глинской пустынь, старого Афона сделали маленькую общину твердыней устоев веры. И потому сюда шли и дворяне, и монахи, и крестьяне, и странники-нищие – каждому находилось слово утешения. Здесь помимо кирпичного заводика трудами сестер устанавливается мельница, намечается строительство дома для сирот.
Но смутное время все чаще и чаще давало о себе знать – на Иверско-Алексиевский монастырь дважды совершались нападения банд. Разбойники глумились над святынями, издевались над монахинями, грабили и разрушали. Это было начало 20-х годов. В обстановке погромов и воцарившегося безбожия, конечно, всякая работа в монастыре прекратилась – застыла мельница, остановился завод. Матушка Мариам теперь пеклась о спасении тех, кого вверил ей Бог. Своими руками женщины начали копать пещеру, в которой хотели сохранить имущество монастыря, святыни. Копали по ночам.

Как говорили современники, таких пещер было две – вторая была на случай нового нападения банд, чтобы можно было сестрам укрыться. Якобы проходила она под землей и выходила на возвышенность к дороге к Пеусу. Возможно, отыщут историки-краеведы не только словесные свидетельства этого, возможно, откроют новые факты и, конечно, поставят новые вопросы. По крайней мере, в письменных свидетельствах, хранящихся в архивах, жителя с.Кирпичного Е.Волкова в 1963 году тайная пещера с люстрами-подсвечниками вдоль хода в количестве 200 штук и прочими артефактами была найдена…

Не бывает в жизни земной все просто и гладко. Ведь не зря же сказано, что где наибольшая святость, туда и стремится сильнее всего враг рода человеческого, сеет сомнения и раздоры. Не миновала чаша сия и Иверско-Алексиевский монастырь. В этой статье не хотелось бы касаться тех дрязг и наветов, разросшихся в монастыре, направленных против матушки Мариам и старца Сафрония. Скажу лишь, что зависть и властолюбие, наверное, самые страшные пороки, ибо влекут за собой и предательство, и подлость. И напрасно вступались за матушку игуменью сестры, тщетно молились и плакали, не желая подчиняться новому начальству. Зря прошли и заступничества на самых верхах самого туапсинского старосты Кривенко – эту чашу матушке Мариам пришлось испить до конца. Оставив все – дело жизни своей, вложенный тяжелый труд, все свои сбережения – она покидает обитель… Передо мной архивные документы – копии допросов обвиняемой Мавры Степановны Макаровской в ОГПУ, датированные 31 марта 1929 года. За каждой строчкой – боль и безысходность, которые преодолевает матушка Мариам. Трудно доказывать свою невиновность тому, кто невиновен…

Вот она рассказывает, как родилась в Краснодаре, как осталась в 12 лет без отца, как выживала семья, в которой помимо матери и Мавры были еще четыре сестры и брат. Говорит «по существу», как по песчинке, по камушку строилась обитель под Туапсе. Обвинения в связях с монархистами отрицает однозначно и твердо, а на вопрос, почему не доносила на сводных братьев своих, отвечает кратко: доносить – грех. Ее обвиняют в организации контрреволюционной имяславской группировки, в монархических взглядах и укрывательстве белых офицеров. А 17 июля 1929 года матушка Мариам, была расстреляна. Чудны дела Господни, но в этот же день десятилетием ранее была зверски убита семья помазанника Божия последнего императора России. И лишь 3 февраля 1993 года Прокуратурой Краснодарского края архивное дело было пересмотрено, и матушка Мариам была реабилитирована.

Загадки остались и после ее смерти. Считалось, что она была похоронена у основания Суджукской косы под Новороссийском. Однако в апреле 2001 года на запрос Туапсинского историко-краеведческого музея им. Н.Г.Полетаева управлением ФСБ по Краснодарскому краю был дан следующий ответ: «По уточненным данным приговор в отношении Макаровской Мавры Степановны был приведен в исполнении в г.Ростове-на-Дону, а не в районе Новороссийска». Место упокоения останков ее остается неизвестным.
Но она осталась солью земли нашей, солью истинной веры и человеколюбия. Остались плоды дел ее. И мы можем молиться о душе невинно убиенной матушки Мариам.

20 декабря 2024

Сегодня празднуем второе рождение города Туапсе

82 года назад 20 декабря 1942 года завершилась Туапсинская оборонительная операция

-К началу жестоких боёв за город (с 25 сентября 1942 года) Туапсе оставался, можно сказать, единственной советской военно-морской базой на Чёрном море.

Читать далее

Турецкие фуры в Туапсе: вода – йок, туалет – йок

Туапсинский район заполонили турецкие фуры. Они стоят и ползут повсюду – в городе, на обочинах федеральной трассы. Их сотни, а кажется, что уже и за тысячу.

Обычно турецкие фуры возвращаются из России домой через Грузию. Но КПП «Верхний Ларс» был закрыт из-за снегопада, там скопились тысячи фур. Часть из них (у кого совсем горят сроки) их хозяева пообещали перевезти паромом из Туапсе. Они приехали, но шторм нарушил планы.

Сегодня почти полный штиль, но мы решили узнать, как долго турецкие фуры пробудут у нас, как выживали водители-иностранцы в такой ситуации. 

Читать далее

Шторм в Керчи: почему не ушли на рейд?

Можно ли было избежать крушения танкеров и разлива мазута в Керченском проливе? Что теперь делать? Туапсе — город моряков, здесь обсуждают ЧП федерального масштаба.

Своим мнением с "Туапсинскими вестями" поделился экс-помощник капитана Владимир Сакаев (моряк со стажем, ходивший в загранплавания). Ему самому доволилось попадать в опасные шторма во время рейсов, в том числе - в восьмибальные на переходе из Находки в Пертопавловск-Камчатский, а позже - на переходе из Мексики в Европу.

«В ситуации с нефтетанкерами "Волгонефть-212" и "Волгонефть-239" вполне можно было избежать перелома судов, потерь, - считает Владимир Сакаев. – Во время шторма суда уводят на рейд, чтобы не разбились о причалы. Что касается керченского ЧП, то капитан, руководствуясь метеопрогнозом, мог и, наверное, должен был, увести судно в более защищенное место, такое решение в целях безопасности он имеет право принимать. 

Читать далее

Два 18-летних жителя Туапсе арестованы за хранение и продажу гашиша

Два 18-летних туапсинца попались с гашишем. Их взяли под стражу.

В пресс-службе туапсинской полиции пояснили, что на подозреваемых  вышли, получив оперативную информацию.  Осмотрели квартиру одного из них. Нашли 32 свертка с измельчёнными растениями.

Читать далее
19 декабря 2024

Материнский капитал в Краснодарском крае увеличится

Размер маткапитала в Краснодарском крае в следующем году вырастет. За рождение третьего и следующего ребенка кубанцам будут выплачивать 161 тысяч рублей – это почти на 8 тысяч больше, чем в 2024 году.

Деньги можно будет направить на погашение ипотеки, улучшение жилищных условий, газификацию, образование, медицинскую реабилитацию детей. 

Для многодетных семей на Кубани предусмотрено около 30 мер соцподдержки. Все выплаты ежегодно индексируются.

Читать далее