30 января 2017

Летать – так летать!

Первая и единственная не только в Советском Союзе, но и в мире, женщина-бортмеханик на вертолетах, девятикратная рекордсменка мира и Союза по подъему грузов на высоту – это далеко не весь «послужной список» этой удивительной женщины. К человеку-легенде Людмиле Кошиль сегодня мы отправляемся в гости в Джубгу. И улыбка у нее какая-то особенная – похожа и […]

Первая и единственная не только в Советском Союзе, но и в мире, женщина-бортмеханик на вертолетах, девятикратная рекордсменка мира и Союза по подъему грузов на высоту – это далеко не весь «послужной список» этой удивительной женщины. К человеку-легенде Людмиле Кошиль сегодня мы отправляемся в гости в Джубгу.

И улыбка у нее какая-то особенная – похожа и на солнечный луч, и на северное сияние одновременно. Видно впитала и то, и другое за двадцать пять лет близости к небу.

Копия С 3


– А я вас совсем другой представляла, – наверное, несколько бестактно выпаливаю в начале разговора.
– Маленькая? – совершенно не смутившись, улыбается Людмила Алексеевна. И улыбка у нее какая-то особенная – похожа и на солнечный луч, и на северное сияние одновременно. Видно впитала и то, и другое за двадцать пять лет близости к небу. – Вот так же мне сказала и командир нашего экипажа Инна Копец, а потом говорила: «Людмилу надо видеть в деле». Ей принадлежала идея создания первого в мире женского вертолетного экипажа. Так вот у Инны рост был – метр восемьдесят, конечно, мои полтора (точнее – 149 сантиметров) метра на ее фоне выглядели странно. Но, ничего, у нас попарно подобрался экипаж – высоченные командир и штурман и миниатюрные – бортмеханик и второй пилот…

Пока Людмила Алексеевна гостеприимно потчует нас кофе и выпечкой собственно изготовления, мы с жадным интересом рассматриваем ее житье-бытье: картины (подарки друзей-художников), ручной работы поделки, как сейчас говорят – хенд мейд, наполненные колоритом народов хантов и манси, самовары – надутые от собственной важности, поблескивающие начищенной до золотого блеска медью…

– Самому старшему из них – двести лет, – представляет Людмила Алексеевна самоварную армию. – Но для нас главная их ценность в другом. Родом я происхожу от потомков первых сорока семей казаков, которых еще царь Иван Грозный отправил в Сибирь – осваивать подаренные Ермаком земли. А что казак брал с собой в первую очередь? Всегда, во все времена, если надо было с насиженного места срываться? Иконы, детей и самовары.

Вот так неожиданно уходит наш разговор к истокам рода Людмилы Кошиль. Оказывается, что тем первым поселенцам-казакам даже специальное разрешение было дано православной церковью – жениться на инородках. А что делать? Род продолжаться должен был. Вот и брали себе в жены удалые казаки местных красавиц. И у Людмилы Алексеевны в роду были женщины-манси. А это значит, что с Севером – самое что ни на есть кровное, коренное родство.

– Ген пальцем не задавишь! – смеется гостеприимная хозяйка. И словно самый сильный оберег для нее – старинные фото и гербовая сумка потомственного коновала (одна из самых уважаемых ценных профессий в прошлые века), которым был прадед. Эту сумочку вместе с инструментами передавали только самому старшему сыну в семье, наследнику ремесла. Теперь эта пахнущая кожей и веками сумка, украшенная коваными бляхами, хранится у Людмилы Алексеевны – сегодня старшая в роду. А про нее еще всегда говорили односельчане: «Люська-то у нас на парня была делана, да девкой родилась».

К вертолету кожей приросла

Копия С 1

Готовясь к поездке в Штаты на очередной саммит Международной авиационной организации Whirly Girls (у Людмилы Кошиль членский билет за номером 780), наша знаменитая на весь мир вертолетчица проходила процедуру оформления документов, в том числе нужно было и отпечатки пальцев снять – не получилось!

– А нет их у меня, – махнув рукой, говорит Людмила Алексеевна. – Все на вертолетах, да на аккумуляторах остались…

Три года после окончания авиатехникума она отработала авиатехником в Нижневартовске. А что это значит? А это значит, что приходилось восемнадцатилетней девочке вставать в четыре утра, чтобы вертолеты к полетам готовить, разогревать аккумуляторы (они ж тяжеленные!)… И все это зимой при минус 40 – 45 по Цельсию. Короче, у Люси брови отморозились – не было их, а пальцы прирастали к железным деталям так, что отрывать приходилось вместе с кожей. Все думали – не выдержит, сломается, бросит! А для нее это значило – бросить свою мечту о вертолетах, о небе.

– Я ведь характерная, – говорит Людмила Алексеевна, а у самой глаза вдруг блестеть начинают – то ли от гордости за всех девчонок, что смогли своих вершины взять, то ли от непрошенной слезы по тому, что пришлось ей перенести и пройти. – Сказала – не сверну! Вот так ,четырнадцатилетней девчонкой увидела в первый раз вертолет и решила: «Буду летать!» Я хоть и ростом маленькая, но сильная, упрямая. Никакой помощи не принимала, да не особенно мне ее и предлагали – многие мужики злорадствовали, дескать, пусть малая попробует и поймет, что не про нее это все. Оказалось – про меня.

Вот существует еще у нас дискриминация в профессия по половому признаку! Есть такие профессии, в которых женщинам уступают место неохотно, в которые не принимают, используя любую возможность. Все это испытала на себе и Людмила Кошиль, да, видимо, не одна она раз и сегодня остается она единственной в мире бортмехаником вертолета.

– Мне в Министерстве даже справку дали: «Отношение ее к женскому полу не может быть препятствием для переучивания на бортмеханика». Вот эта справка стала моей путевкой в Нижневартовскую объединенную эскадрилью, — сегодня она это вспоминает с улыбкой. – Вот там освоила три типа вертолетов МИ-4, МИ-8 и МИ-26. Четверть века будто на сверхзвуковом пролетели…

Великолепная четверка

Инна Копец, Валентина Волкова, Тамара Афанасьева и Людмила Кошиль – эти имена вошли золотыми буквами в историю не только отечественной, но и мировой авиации. Потому что это был первый женский экипаж гигантской вертолета МИ-26, которые эти девочки подняли сразу после полета испытателей. Да еще как подняли – сразу на рекорд пошли!
Когда они спускались по трапу с борта своего МИ, все в восторге замирало вокруг – не только мужики, казалось, птицы, солнце, деревья, словом, все-все с благоговейным трепетом приветствуют этих статных красавиц.

– Правило номер один: чем более мужская профессия, тем женственнее ты должна быть, – делится своими секретами Людмила Алексеевна. – Куда бы и когда я ни летела – всегда с прической, подкрашенная, в идеально сидящей форме! Мне говорили – мужская профессия возьмет верх, станешь грубой, будешь курить и ругаться матом. Назло всем не огрубела, не закурила, не заругалась!

Полеты – это и адреналин, и неповторимые красоты, и уверенность в себе, в том, что ты – сильнее стихии. Во время одного из своих рейсов Людмила Алексеевна встретила и свою любовь – Николая Григорьевича, с которым вместе уже сорок два года

– Он был именно таким, каким я представляла своего мужа, – она и сегодня говоря о нем, светится счастьем. – Красивый, крепкий, мужественный, с бородой – мужчина-победитель. Он был топографом-геодезистом, и в экипаже, который должен был забрать его группу из тайги, не была бортмеханика. Вот так мой внеплановый полет спланировал всю жизнь.

Копия С 2

Людмила Кошиль ушла с летной работы в сорок пять лет, двадцать пять из которых были посвящены небу, вертолетам. Как она говорит, ушла потому, что поняла, здоровье уже не то, чтобы ставить рекорды, а еще столько можно и нужно сделать! Решила – ушла. Только на земле столкнулась с такими трудностями, что ни один полет с ними не сравнится. Адаптация очень трудно проходила. Депрессия давила и крутила, хуже чем морская болезнь. Но и с этим справилась.

Люськины рассказы

Спустившись с небес на землю, Людмила Кошиль стала записывать воспоминания детства, истории из собственной жизни. Так и появились «Люськины рассказы». Ее книги нашли самый широкий и восторженный отклик, потому что написаны просто, понятно и очень интересно.
Людмила Алексеевна и в творчестве достигала таких же высот как и в полетах. Ее книги издаются на разных языках, в том числе и на языках народов Севера, чьи легенды, обычаи и верования вошли в «Люськины рассказы» (Лично мне особенно понравился «Последний шаман»! Обязательно прочитайте! – О.С.). Она была удостоена разных наград в области детской литературы, в том числе и звания Писатель года. Занималась она и общественной деятельностью – была депутатом Думы Ханты-Мансийского автономного округа и внесла очень существенный вклад в работу с детьми и юношеством, в поддержку народов Севера.

– А как к нам занесло? Почему именно Туапсинский район выбрали? – наверное, с этого вопроса начинать надо было.
– Как многие северяне мы с семьей ездили сюда, в Джубгу на отдых летом. И так нам тут понравилось, что было решено, как выйдем на пенсию, так сюда жить переедем, – отвечает, не задумываясь, Людмила Алексеевна. — А тут еще и подруга моя Дина Мартыненко (Именно с подачи Дины Дмитриевны мы и узнали о том, какая замечательная землячка у нас появилась! Спасибо ей за это знакомство! – О.С.) по соседству – уже весело. Хорошо здесь! Вон, посмотрите, какой виноградник мой муж закладывает!

Мы долго говорим обо всем на свете: Людмила Алексеевна – прекрасная рассказчица. Говорим об истории, о культах шаманов, о Севере, о небе. Но и этого нам мало! Мы начинаем вместе с удивительной и легкой на выдумки хозяйкой примерять летные атрибуты – шлем, пилотку, шарф (сама Людмила Алексеевна к большому удовольствию супруга надела полностью летную форму), фотографируемся и даже поем «Кожаные куртки, сброшенные в угол…», оказывается, любимую песню в этой семье. Очень не хочется уходить, и, главное, понимаешь, что еще о многом не успели расспросить, что многое по объему не войдет в одну газетную статью. Может, это и к лучшему? Значит, будут поводы увидеться, встретиться, поговорить. С замечательной, действительно «людям милой» женщиной, умеющей летать и меряющей свой рост нет от пяток к макушке, а от головы до неба.

21 апреля 2025

С 1 мая до Сухума на «Ласточке»: билеты за 356 рублей уже в продаже

До Сухума теперь можно добраться на «Ласточке», которая будет отправляться со станции «Имеретинский Курорт».

Поезда начнут курсировать с 1 мая дважды в день. Пограничный и таможенный контроль пассажиры смогут пройти прямо в поезде на станциях Весёлое (Россия) и Цандрипш (Абхазия). На пути следования — 7 остановок: Абаата, Гагрыпш, Гагра, Бзыбта, Гудаута, Псырцха и Новый Афон.

Стоимость билета: 356 рублей. Билеты можно купить в кассах, онлайн на сайте РЖД или в мобильном приложении компании. Там же можно узнать актуальное расписание поездов.

Читать далее
16 апреля 2025

В Туапсе поймали исполнителя и заказчика Дзеберкойского убийства

Полиция Краснодарского края совместно с ФСБ и МВД России раскрыла заказное убийство в Дзеберкое, совершённое 11 апреля. Убийцу в костюме химзащиты и его заказчика задержали по горячим следам. Исполнителем оказался 44-летний местный житель, а заказчик, ранее судимый по тяжким статьям, был схвачен в Гатчине

Дзеберкойского убийцу поймали. Об этом сообщает ГУ МВД Краснодарского края. Полицейские задержали  исполнителя и заказчика.

По горячим  следам работали сотрудники ГУУР МВД России, регионального Управления ФСБ России, полицейские Краснодарского края и Санкт-Петербурга.

Читать далее

Роспотребнадзор опроверг фейк о закрытии курортов Черного моря

Роспотребнадзор России предупреждает: распространяемая в интернете информация о закрытии курортов на Черном море – фейк.

В сети рассылают якобы постановление ведомства о том, что на некоторых территориях Краснодарского края и Крыма будет установлен запрет на курортный сезон-2025 из-за высоких показателей токсичных веществ в воде и почве. Эта информация является недостоверной и не соответствует действительности. 

В Роспотребнадзоре также отметили, что курорты Сочи, Туапсе, Геленджика, Лазаревского и Новороссийска находятся вне зоны риска.

Читать далее
15 апреля 2025

RuTracker перестал работать: торрент-трекер «лёг»

Во вторник, 15 апреля, известный торрент-трекер RuTracker стал недоступен, о чём активно сообщают пользователи в социальных сетях. По данным сервиса Downdetector, сайт выдаёт ошибку 521 и не загружается. Проблемы затронули и все зеркала ресурса.

Первые сбои начались ещё 13 апреля, когда трекер работал с перебоями. На нестабильность жаловались пользователи не только из России, но и из других стран.

«RuTracker рухнул», «Как-то грустно без него», — делятся эмоциями в комментариях. Некоторые требуют: «Верните сайт в строй, срочно!»

Читать далее

Григорий Щедрин — капитан счастливой «эски»

Он заставлял фашистов дрожать от страха, а его подлодку С-56 прозвали привидением за неуловимость. Туапсинец Григорий Щедрин, сын казаков и герой морей, прошёл через девять морей и три океана, чтобы вписать своё имя в историю Великой Отечественной войны. Как простой паренёк из Небуга стал вице-адмиралом и легендой родного города?

Вице-адмирал в отставке Герой Советского Союза Григорий Щедрин с внуком. Фото сделано в 1975 году фотографом А. Каневским / РИА Новости

Подводная лодка С-56, которой командовал Григорий Щедрин, в годы Великой Отечественной войны была самой результативной субмариной, вселяющей ужас в фашистов. С-56 совершила восемь походов, потопила дюжину судов, повредила четыре немецких корабля. Более трёх тысяч глубинных бомб враг сбросил, пытаясь ликвидировать С-56, но тщетно. Эту советскую лодку немцы называли привидением — семнадцать раз фашисты торжественно заявляли, что лодка и прославленный экипаж Щедрина погибли, но она снова появлялась в самые неожиданные для неприятеля моменты и атаковала его. Её командир, туапсинец Григорий Щедрин, 5 ноября 1944 года получил звание Героя Советского Союза.

Именем вице-адмирала Григория Щедрина названа одна из городских улиц и школа № 5, в которой когда-то учился командир подлодки С-56. А в туапсинском музее им. Н. Полетаева выставлен письменный стол, за которым работал Григорий Щедрин — почётный гражданин города Туапсе, в котором и сегодня живут его родные.

Читать далее