30 января 2017

Летать – так летать!

Первая и единственная не только в Советском Союзе, но и в мире, женщина-бортмеханик на вертолетах, девятикратная рекордсменка мира и Союза по подъему грузов на высоту – это далеко не весь «послужной список» этой удивительной женщины. К человеку-легенде Людмиле Кошиль сегодня мы отправляемся в гости в Джубгу. И улыбка у нее какая-то особенная – похожа и […]

Первая и единственная не только в Советском Союзе, но и в мире, женщина-бортмеханик на вертолетах, девятикратная рекордсменка мира и Союза по подъему грузов на высоту – это далеко не весь «послужной список» этой удивительной женщины. К человеку-легенде Людмиле Кошиль сегодня мы отправляемся в гости в Джубгу.

И улыбка у нее какая-то особенная – похожа и на солнечный луч, и на северное сияние одновременно. Видно впитала и то, и другое за двадцать пять лет близости к небу.

Копия С 3


– А я вас совсем другой представляла, – наверное, несколько бестактно выпаливаю в начале разговора.
– Маленькая? – совершенно не смутившись, улыбается Людмила Алексеевна. И улыбка у нее какая-то особенная – похожа и на солнечный луч, и на северное сияние одновременно. Видно впитала и то, и другое за двадцать пять лет близости к небу. – Вот так же мне сказала и командир нашего экипажа Инна Копец, а потом говорила: «Людмилу надо видеть в деле». Ей принадлежала идея создания первого в мире женского вертолетного экипажа. Так вот у Инны рост был – метр восемьдесят, конечно, мои полтора (точнее – 149 сантиметров) метра на ее фоне выглядели странно. Но, ничего, у нас попарно подобрался экипаж – высоченные командир и штурман и миниатюрные – бортмеханик и второй пилот…

Пока Людмила Алексеевна гостеприимно потчует нас кофе и выпечкой собственно изготовления, мы с жадным интересом рассматриваем ее житье-бытье: картины (подарки друзей-художников), ручной работы поделки, как сейчас говорят – хенд мейд, наполненные колоритом народов хантов и манси, самовары – надутые от собственной важности, поблескивающие начищенной до золотого блеска медью…

– Самому старшему из них – двести лет, – представляет Людмила Алексеевна самоварную армию. – Но для нас главная их ценность в другом. Родом я происхожу от потомков первых сорока семей казаков, которых еще царь Иван Грозный отправил в Сибирь – осваивать подаренные Ермаком земли. А что казак брал с собой в первую очередь? Всегда, во все времена, если надо было с насиженного места срываться? Иконы, детей и самовары.

Вот так неожиданно уходит наш разговор к истокам рода Людмилы Кошиль. Оказывается, что тем первым поселенцам-казакам даже специальное разрешение было дано православной церковью – жениться на инородках. А что делать? Род продолжаться должен был. Вот и брали себе в жены удалые казаки местных красавиц. И у Людмилы Алексеевны в роду были женщины-манси. А это значит, что с Севером – самое что ни на есть кровное, коренное родство.

– Ген пальцем не задавишь! – смеется гостеприимная хозяйка. И словно самый сильный оберег для нее – старинные фото и гербовая сумка потомственного коновала (одна из самых уважаемых ценных профессий в прошлые века), которым был прадед. Эту сумочку вместе с инструментами передавали только самому старшему сыну в семье, наследнику ремесла. Теперь эта пахнущая кожей и веками сумка, украшенная коваными бляхами, хранится у Людмилы Алексеевны – сегодня старшая в роду. А про нее еще всегда говорили односельчане: «Люська-то у нас на парня была делана, да девкой родилась».

К вертолету кожей приросла

Копия С 1

Готовясь к поездке в Штаты на очередной саммит Международной авиационной организации Whirly Girls (у Людмилы Кошиль членский билет за номером 780), наша знаменитая на весь мир вертолетчица проходила процедуру оформления документов, в том числе нужно было и отпечатки пальцев снять – не получилось!

– А нет их у меня, – махнув рукой, говорит Людмила Алексеевна. – Все на вертолетах, да на аккумуляторах остались…

Три года после окончания авиатехникума она отработала авиатехником в Нижневартовске. А что это значит? А это значит, что приходилось восемнадцатилетней девочке вставать в четыре утра, чтобы вертолеты к полетам готовить, разогревать аккумуляторы (они ж тяжеленные!)… И все это зимой при минус 40 – 45 по Цельсию. Короче, у Люси брови отморозились – не было их, а пальцы прирастали к железным деталям так, что отрывать приходилось вместе с кожей. Все думали – не выдержит, сломается, бросит! А для нее это значило – бросить свою мечту о вертолетах, о небе.

– Я ведь характерная, – говорит Людмила Алексеевна, а у самой глаза вдруг блестеть начинают – то ли от гордости за всех девчонок, что смогли своих вершины взять, то ли от непрошенной слезы по тому, что пришлось ей перенести и пройти. – Сказала – не сверну! Вот так ,четырнадцатилетней девчонкой увидела в первый раз вертолет и решила: «Буду летать!» Я хоть и ростом маленькая, но сильная, упрямая. Никакой помощи не принимала, да не особенно мне ее и предлагали – многие мужики злорадствовали, дескать, пусть малая попробует и поймет, что не про нее это все. Оказалось – про меня.

Вот существует еще у нас дискриминация в профессия по половому признаку! Есть такие профессии, в которых женщинам уступают место неохотно, в которые не принимают, используя любую возможность. Все это испытала на себе и Людмила Кошиль, да, видимо, не одна она раз и сегодня остается она единственной в мире бортмехаником вертолета.

– Мне в Министерстве даже справку дали: «Отношение ее к женскому полу не может быть препятствием для переучивания на бортмеханика». Вот эта справка стала моей путевкой в Нижневартовскую объединенную эскадрилью, — сегодня она это вспоминает с улыбкой. – Вот там освоила три типа вертолетов МИ-4, МИ-8 и МИ-26. Четверть века будто на сверхзвуковом пролетели…

Великолепная четверка

Инна Копец, Валентина Волкова, Тамара Афанасьева и Людмила Кошиль – эти имена вошли золотыми буквами в историю не только отечественной, но и мировой авиации. Потому что это был первый женский экипаж гигантской вертолета МИ-26, которые эти девочки подняли сразу после полета испытателей. Да еще как подняли – сразу на рекорд пошли!
Когда они спускались по трапу с борта своего МИ, все в восторге замирало вокруг – не только мужики, казалось, птицы, солнце, деревья, словом, все-все с благоговейным трепетом приветствуют этих статных красавиц.

– Правило номер один: чем более мужская профессия, тем женственнее ты должна быть, – делится своими секретами Людмила Алексеевна. – Куда бы и когда я ни летела – всегда с прической, подкрашенная, в идеально сидящей форме! Мне говорили – мужская профессия возьмет верх, станешь грубой, будешь курить и ругаться матом. Назло всем не огрубела, не закурила, не заругалась!

Полеты – это и адреналин, и неповторимые красоты, и уверенность в себе, в том, что ты – сильнее стихии. Во время одного из своих рейсов Людмила Алексеевна встретила и свою любовь – Николая Григорьевича, с которым вместе уже сорок два года

– Он был именно таким, каким я представляла своего мужа, – она и сегодня говоря о нем, светится счастьем. – Красивый, крепкий, мужественный, с бородой – мужчина-победитель. Он был топографом-геодезистом, и в экипаже, который должен был забрать его группу из тайги, не была бортмеханика. Вот так мой внеплановый полет спланировал всю жизнь.

Копия С 2

Людмила Кошиль ушла с летной работы в сорок пять лет, двадцать пять из которых были посвящены небу, вертолетам. Как она говорит, ушла потому, что поняла, здоровье уже не то, чтобы ставить рекорды, а еще столько можно и нужно сделать! Решила – ушла. Только на земле столкнулась с такими трудностями, что ни один полет с ними не сравнится. Адаптация очень трудно проходила. Депрессия давила и крутила, хуже чем морская болезнь. Но и с этим справилась.

Люськины рассказы

Спустившись с небес на землю, Людмила Кошиль стала записывать воспоминания детства, истории из собственной жизни. Так и появились «Люськины рассказы». Ее книги нашли самый широкий и восторженный отклик, потому что написаны просто, понятно и очень интересно.
Людмила Алексеевна и в творчестве достигала таких же высот как и в полетах. Ее книги издаются на разных языках, в том числе и на языках народов Севера, чьи легенды, обычаи и верования вошли в «Люськины рассказы» (Лично мне особенно понравился «Последний шаман»! Обязательно прочитайте! – О.С.). Она была удостоена разных наград в области детской литературы, в том числе и звания Писатель года. Занималась она и общественной деятельностью – была депутатом Думы Ханты-Мансийского автономного округа и внесла очень существенный вклад в работу с детьми и юношеством, в поддержку народов Севера.

– А как к нам занесло? Почему именно Туапсинский район выбрали? – наверное, с этого вопроса начинать надо было.
– Как многие северяне мы с семьей ездили сюда, в Джубгу на отдых летом. И так нам тут понравилось, что было решено, как выйдем на пенсию, так сюда жить переедем, – отвечает, не задумываясь, Людмила Алексеевна. — А тут еще и подруга моя Дина Мартыненко (Именно с подачи Дины Дмитриевны мы и узнали о том, какая замечательная землячка у нас появилась! Спасибо ей за это знакомство! – О.С.) по соседству – уже весело. Хорошо здесь! Вон, посмотрите, какой виноградник мой муж закладывает!

Мы долго говорим обо всем на свете: Людмила Алексеевна – прекрасная рассказчица. Говорим об истории, о культах шаманов, о Севере, о небе. Но и этого нам мало! Мы начинаем вместе с удивительной и легкой на выдумки хозяйкой примерять летные атрибуты – шлем, пилотку, шарф (сама Людмила Алексеевна к большому удовольствию супруга надела полностью летную форму), фотографируемся и даже поем «Кожаные куртки, сброшенные в угол…», оказывается, любимую песню в этой семье. Очень не хочется уходить, и, главное, понимаешь, что еще о многом не успели расспросить, что многое по объему не войдет в одну газетную статью. Может, это и к лучшему? Значит, будут поводы увидеться, встретиться, поговорить. С замечательной, действительно «людям милой» женщиной, умеющей летать и меряющей свой рост нет от пяток к макушке, а от головы до неба.

15 мая 2025

Как сделать LADA Niva надёжнее: секрет в простоте

LADA Niva, она же ВАЗ-2121 или LADA 4×4, — культовый внедорожник, который с 1977 года доказывает свою живучесть в самых суровых условиях. Но многие владельцы, стремясь улучшить машину, невольно снижают её надёжность. Сегодня, 15 мая 2025 года, расскажем, как сохранить Ниву «ласточкой» на долгие годы. Главный совет — ничего не меняйте! Давайте разберёмся, как оставить Ниву в оригинале и сделать её ещё надёжнее.

Нива изначально создавалась как простой и надёжный внедорожник для деревенских дорог. Её конструкция — это проверенная временем классика: постоянный полный привод, блокировка дифференциала, несущий кузов и минимум электроники. Но многие владельцы начинают «улучшать» машину: ставят лифт-кит, огромные колёса, мощные бамперы или даже пытаются модернизировать двигатель. Это ошибка.

Большие колёса увеличивают нагрузку на трансмиссию, подвеску и двигатель, что приводит к быстрому износу. Лифт-кит меняет геометрию подвески, из-за чего Нива теряет устойчивость и чаще ломается. Нелепый тюнинг вроде установки «люстр» или тяжёлых обвесов увеличивает вес, снижая проходимость. А попытки форсировать двигатель 1,7 литра часто заканчиваются перегревом и поломками. Главное правило: оставьте Ниву в заводском состоянии. Она и без того справится с бездорожьем лучше многих современных кроссоверов.

Читать далее

Старый Mercedes W123 покорил прохожих: почему классика привлекает больше, чем современные люксовые авто

Стал свидетелем необычной сцены. Среди привычного потока машин выделялся старый Mercedes-Benz в кузове W123, выпущенный в 1970-х – начале 1980-х годов. Машина цвета слоновой кости, с люком и кожаным салоном, выглядела ухоженной, хотя и не идеальной: лёгкие следы времени на кузове лишь добавляли ей шарма. Чистый кузов, аккуратный салон, отсутствие нелепого тюнинга — этот автомобиль был практически в оригинальном состоянии. Но что меня поразило больше всего — реакция людей.

Каждые пять минут кто-то останавливался, чтобы сфотографировать этот W123. Некоторые даже делали селфи на его фоне. Я давно не видел, чтобы люди так интересовались автомобилями. Даже новые шикарные Mercedes, Rolls-Royce или Bentley не вызывали такого ажиотажа. Почему же старый «Мерс» привлёк столько внимания?

Mercedes W123 — это легенда. Этот кузов выпускался с 1976 по 1986 год и стал символом надёжности и качества. В 1980-х годах W123 был мечтой многих, а сегодня он вызывает ностальгию. Его угловатые формы, хромированные бамперы и классический дизайн — это как машина времени, которая переносит нас в эпоху, когда автомобили делали «на века». Владельцы W123 часто говорят, что эти машины могут проехать миллион километров при должном уходе, и это не преувеличение: в 2004 году таксист из Греции на W123 преодолел 4,6 миллиона километров!

Читать далее

Почему Россия — «Родина слонов»?

Россия — родина слонов: как появилась эта ироничная фраза

Фраза «Россия — родина слонов» давно вошла в русский язык как устойчивое выражение, которое используют с иронией. Она ассоциируется с абсурдными попытками приписать своей стране первенство в любой области, даже самой неожиданной. Но откуда взялась эта поговорка и почему именно слоны стали её героями? Давайте разберёмся в истории её происхождения.

Фраза «Россия — родина слонов» появилась в конце 1940-х годов в Советском Союзе. Это было время, когда после Второй мировой войны власти начали кампанию по «борьбе с низкопоклонством перед Западом» и усиленно продвигали идею советского первенства во всех сферах — от науки до культуры. Пропаганда утверждала, что многие открытия и изобретения, приписываемые Западу, на самом деле принадлежат русским или советским учёным. Звучали лозунги вроде «Россия — родина радио» или «Россия — родина авиации», которые часто были далеки от исторической правды.

Читать далее
14 мая 2025

Почему LADA Niva остаётся любимой во всём мире несмотря на устаревший дизайн

LADA Niva, известная также как ВАЗ-2121 или LADA 4×4, — это автомобиль, который появился в 1977 году и с тех пор почти не изменился. Несмотря на устаревший дизайн, отсутствие современных технологий и конкуренцию с электрокарами, Нива продолжает покорять сердца автолюбителей по всему миру. Давайте разберёмся, почему этот «советский внедорожник» остаётся популярным в 2025 году, когда рынок заполнен высокотехнологичными и экологичными машинами.

Нива создавалась для суровых условий сельской местности Советского Союза, где асфальтированных дорог практически не было. Её постоянный полный привод, блокировка дифференциала и высокий дорожный просвет позволяют преодолевать грязь, снег, песок и камни. В 1981 году Нива заняла третье место на ралли Париж–Дакар, доказав свои внедорожные способности. Сегодня, когда многие современные кроссоверы ориентированы на городскую езду, Нива остаётся настоящим внедорожником, способным справиться с экстремальными условиями. От сибирской тайги до южноамериканских джунглей — Нива не сдаётся.

Одна из главных причин популярности Нивы — её простота. Автомобиль лишён сложной электроники, что делает его невероятно надёжным в условиях, где доступ к сервисам ограничен. Двигатель 1,7 литра, механическая коробка передач и минимум электроники означают, что поломки редки, а ремонт можно провести в полевых условиях с минимальным набором инструментов. Например, в отдалённых регионах России, Африки или Южной Америки владельцы ценят Ниву за то, что она не подведёт, даже если запчастей нет под рукой. Простота конструкции также снижает стоимость обслуживания, что делает Ниву привлекательной для тех, кто не хочет тратить большие суммы на ремонт.

Читать далее

В Туапсе обследуют детей с подозрением на корь: медики призывают вакцинироваться

В туапсинской больнице обследуют нескольких детей с подозрением на корь. Медики напоминают, что от этого опасного заболевания эффективно защищает вакцинация.

Жители Туапсинского округа, решившие привиться от кори, могут это сделать в поликлинике  № 1 по будням до 15 часов в кабинете № 10.

Как отметила заведующая отделением профилактики ТЦРБ № 1 Елена Алфимович, если родители в свое время отказались прививать ребенка, вакцинироваться можно позже — уже во взрослом возрасте, в поликлинике по месту жительства.

Читать далее