21 сентября 2013

История есть то, что было

Как важно для всех нас оказалось, что рядом жил человек, который посвятил жизнь сохранению исторической правды о нашем городе. Он всегда говорил, что в истории белых пятен быть не должно. И делал все, чтобы их ликвидировать. Им написаны (лично и в соавторстве) 26 книг. Первая – «Каратянский хребет» – стала уже раритетом.

Эдуард Пятигорский всю свою жизнь посвятил истории обороны Туапсе. Еще в советские времена все больше углублялся в тему, и тем ясней для него становилось: Туапсе незаслуженно отодвинут на второй план, битва за город смело по своему значению может быть приравнена к Сталинградской. Если бы защитники Туапсе дрогнули, исход войны был бы предрешен: турецкие войска стояли на границе в готовности…

В 1992 году он создает Центр краеведения, где подвижнически занимается исследовательской работой. Потом реализует давнишнюю мечту – основывает Музей обороны Туапсе.

– Время было непростое, – вспоминает почетный гражданин города, бывший мэр Туапсе Галина Алексеевна Джигун. – У меня голова болит о том, где взять деньги на выплаты пенсий, а тут приходит Пятигорский и говорит: «У нас проблема: расхождение по датам начала Туапсинской оборонительной операции!» Он никогда не просил повышения зарплаты или что-то для себя, хотя получал копейки. Но для дела мог и кулаком по столу стукнуть. Именно так, настойчиво и целеустремленно он создавал Музей обороны Туапсе. Сначала – в подвале горпарка, потом ему выделили здание в центре города. Он даже макеты для музея лепил поначалу сам! Всегда считавший Туапсе обойденным в почестях, он первым заявил о том, что Туапсе должен бороться за это звание – «Город воинской славы».

– Он буквально ворвался ко мне в кабинет с газетой в руках, где было сообщение об учреждении звания «Город воинской славы» – рассказывает Владимир Гончаренко, заместитель главы города по социальным вопросам 2000-2008 годов, – и с порога начал убеждать в необходимости подачи заявки. Потом нас поддержали в крае. И мы вышли на московский комитет по присвоению этого звания. И везде именно Эдуард Иосифович был тем, кто готовил необходимые исторические справки – и мы победили! Туапсе получил это звание одним из первых в России, 6 мая 2008 года.
Вскоре после этого Эдуарда Иосифовича не стало. Но умер он все-таки зная, что Туапсе пусть и запоздало, но получил историческое признание.

…В дни торжеств, посвященных 70-летию Туапсинской оборонительной операции, одним из главных мероприятий было открытие мемориальной доски в честь человека, который посвятил себя изучению этого небольшого, по меркам истории, но такого важного для туапсинцев отрезка времени.
Вспомним его и сегодня…

Из старых интервью с Эдуардом  Пятигорским

О выпавших «из обоймы»

В Туапсинской обороне еще много белых пятен. В том смысле, что почему-то фамилии многих героев не на слуху. Например, не попал в «обойму истории» генерал армии Алексей Иннокентьевич Антонов. В сорок втором он был начальником штаба Северо-Кавказского фронта. Именно он, находясь в Гизель-Дере (там и сейчас стоит памятный знак об этом), разработал план защиты Туапсе. Гениальный стратег. Потом его забрали в генштаб в Москву. По мнению военных историков, его вклад в статегическое планирование военных операций сопоставим с такими военачальниками как Жуков и Василевский. Но кто знает Антонова?

Все знают летчика Калараша, Героя Советского Союза, сбившего 11 самолетов. Его именем названы улицы во многих городах. И никто не знает летчика Евтихия Руденко, который не успел налетать много часов, потому что был тяжело ранен. Но в своем последнем бою он сбил семь вражеских самолетов! Можно только представить, что это был за бой…

Знаем ли мы нашего туапсинского Маресьева – подполковника Любимова? Уже без ног, на протезах, он принял командование авиаполком морской авиации. Есть у нас и свой Гастелло, направивший свой горящий самолет на колонну эсесовцев. Это Евгений Лаук.
История порой без всякого смысла покрывает забвением одно и высвечивает другое. Но пока мы чисто исторически далеко не ушли, не будем позволять забвению поглощать имена тех, кто защищал Туапсе.
Об ошибках

У нас одна из главных и любимых туапсинцами улиц Туапсе названа именем Галины Петровой. На мемориальной доске написано, что она защитница Туапсе. Тысячи туапсинсцев выросли с уверенностью, что так оно и есть. На самом деле, Галина Петрова никогда не воевала под Туапсе. И не была зенитчицей. Тем не менее, она – героическая личность. Это фронтовая медсестра. На ее руках умер герой Малой земли Цезарь Куников, чьим именем названа 6-я школа. После гибели героя Галина Петрова попросилась в десант, который должен был высадиться в Керчи. Погибла геройски – увлекла в атаку не сумевших подняться из окопов бойцов. Сама погибла…

20 мая 2025

Вкус моря: черноморская ставрида

Черноморская ставрида – вкусная и доступная рыба. Нежное мясо этой хищной рыбы легко готовится – жарить, запекать или гриль. Наши советы помогут быстро создать аппетитные блюда, включая сочный рецепт без чистки, даже на кухне в арендованной квартире.

Но сначала расскажем, где и как выбирать ставриду:

Чтобы блюдо получилось вкусным, важно выбрать свежую рыбу. Обращайте внимание на следующие признаки:
Запах: свежая ставрида пахнет морем с легким йодистым ароматом. Резкий запах – признак несвежести.
Глаза: должны быть прозрачными и слегка выпуклыми. Мутные или ввалившиеся глаза указывают на несвежую рыбу.
Жабры: ярко-красные или розовые. Коричневые или серые жабры – повод отказаться от покупки.
Чешуя: блестящая, плотно прилегает к телу. Кожа не должна быть липкой.
Упругость: нажмите на тушку пальцем – вмятина должна быстро исчезнуть.

Читать далее
19 мая 2025

В России предлагают полностью запретить провоз красной икры в ручной клади и багаже

По мнению главы Россельхознадзора, такой продукт может быть опасен для здоровья

Фото: freepik.com

Провоз любого количества красной икры в багаже и ручной клади нужно запретить. Так считает глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. По мнению чиновника, если хочется поесть икры, то это можно сделать, купив ее в магазинах или посетить регионы, где она добывается.

Чиновник отметил, что красная икра, которую вывозят частные лица, не проходит никакого санитарного контроля. Шанс отравиться ею или подхватить паразитов в разы выше. По словам Данкверта, на вывоз икры необходимо наложить такие же ограничения, какие действуют в других странах мира на провоз любых продуктов. 

Читать далее

Учения со стрельбами пройдут 19 мая в акватории Новороссийска

Планируется, что проведут их дважды: с 11 до 13 часов и с 21 до 23 часов

Фото: admnvrsk.ru

В акватории Новороссийска сегодня запретили плавать на сапах, гидроциклах и надувных матрасах. Все из-за учений со стрельбами, которые пройдут сегодня, 19 мая, с 11 до 13 часов и с 21 до 23 часов.

Администрация города-героя просит жителей сохранять спокойствие и следить за сообщениями СМИ, телевидения и радио.

Читать далее
15 мая 2025

Как сделать LADA Niva надёжнее: секрет в простоте

LADA Niva, она же ВАЗ-2121 или LADA 4×4, — культовый внедорожник, который с 1977 года доказывает свою живучесть в самых суровых условиях. Но многие владельцы, стремясь улучшить машину, невольно снижают её надёжность. Сегодня, 15 мая 2025 года, расскажем, как сохранить Ниву «ласточкой» на долгие годы. Главный совет — ничего не меняйте! Давайте разберёмся, как оставить Ниву в оригинале и сделать её ещё надёжнее.

Нива изначально создавалась как простой и надёжный внедорожник для деревенских дорог. Её конструкция — это проверенная временем классика: постоянный полный привод, блокировка дифференциала, несущий кузов и минимум электроники. Но многие владельцы начинают «улучшать» машину: ставят лифт-кит, огромные колёса, мощные бамперы или даже пытаются модернизировать двигатель. Это ошибка.

Большие колёса увеличивают нагрузку на трансмиссию, подвеску и двигатель, что приводит к быстрому износу. Лифт-кит меняет геометрию подвески, из-за чего Нива теряет устойчивость и чаще ломается. Нелепый тюнинг вроде установки «люстр» или тяжёлых обвесов увеличивает вес, снижая проходимость. А попытки форсировать двигатель 1,7 литра часто заканчиваются перегревом и поломками. Главное правило: оставьте Ниву в заводском состоянии. Она и без того справится с бездорожьем лучше многих современных кроссоверов.

Читать далее

Старый Mercedes W123 покорил прохожих: почему классика привлекает больше, чем современные люксовые авто

Стал свидетелем необычной сцены. Среди привычного потока машин выделялся старый Mercedes-Benz в кузове W123, выпущенный в 1970-х – начале 1980-х годов. Машина цвета слоновой кости, с люком и кожаным салоном, выглядела ухоженной, хотя и не идеальной: лёгкие следы времени на кузове лишь добавляли ей шарма. Чистый кузов, аккуратный салон, отсутствие нелепого тюнинга — этот автомобиль был практически в оригинальном состоянии. Но что меня поразило больше всего — реакция людей.

Каждые пять минут кто-то останавливался, чтобы сфотографировать этот W123. Некоторые даже делали селфи на его фоне. Я давно не видел, чтобы люди так интересовались автомобилями. Даже новые шикарные Mercedes, Rolls-Royce или Bentley не вызывали такого ажиотажа. Почему же старый «Мерс» привлёк столько внимания?

Mercedes W123 — это легенда. Этот кузов выпускался с 1976 по 1986 год и стал символом надёжности и качества. В 1980-х годах W123 был мечтой многих, а сегодня он вызывает ностальгию. Его угловатые формы, хромированные бамперы и классический дизайн — это как машина времени, которая переносит нас в эпоху, когда автомобили делали «на века». Владельцы W123 часто говорят, что эти машины могут проехать миллион километров при должном уходе, и это не преувеличение: в 2004 году таксист из Греции на W123 преодолел 4,6 миллиона километров!

Читать далее