6 декабря 2013

Фотопоход Николая Дроботова

В свет вышла книга «На огненном рубеже», основанная на воспоминаниях участников обороны Туапсе, с подлинными фотографиями, собранными военно-патриотическим объединением ПУ-9 «Патриот».

Со своим фотоаппаратом преподаватель туапсинского профучилища Николай Дроботов в далекие 60-е доходил до Эльбруса. Исходил все горы на туапсинском направлении, все ущелья, где отгремели бои Туапсинской оборонительной операции. Теперь эти фотографии стали историей, историей рождения туапсинского поискового движения. Вместе с наставником горными тропами неделями шли его ученики, шли, повторяя путь советских частей, ставших на защиту нашего города. Ребята вели переписку с защитниками Туапсе, собирали музей, встречали приезжавших на места своей боевой славы героев. И книга, вышедшая спустя полвека после походов «Патриота», – результат этих поисковых экспедиций в военное прошлое.

img100

Книга «На огненном рубеже» – это результат многолетней переписки военно-патриотического объединения «Патриот» бывшего ПУ-9 с участниками Туапсинской оборонительной операции. Теперь уже многих из героев-защитников нашего города нет, нет и профучилища, а вот дело неравнодушных юношей и девушек 60-70-х годов, возможно, сегодня чьих-то пап и мам, не кануло в Лету.
Один из авторов книжной новинки – краевед-любитель Николай Федорович Дроботов. Именно он, преподаватель ПУ-9, стоял у истоков создания «Патриота» в далеком 1962 году, пройдя со своими учениками по местам боев за Туапсе, собрав уникальный материал, который лег в основу музея Славы училища. И сегодня не перестаешь удивляться силе энергии и увлеченности этого человека, над которыми, кажется, не властны годы. Его глаза по-прежнему горят озорным огоньком, который вел его вместе с ребятами-учениками тропами к Эльбрусу, к вершинам Семашхо и Индюка.

– Разве может оставить равнодушным то, что при обороне маленького, глубоко штатского городка Туапсе 18 человек получили звание Героя Советского Союза, уступив лишь Севастополю и Новороссийску? А сколько было тех, кто, не отмеченный званиями и наградами, совершал свой, собственный подвиг у Туапсе? Да и сам Туапсе дождался признания своего героизма лишь спустя более чем полвека после Победы. Но разве те туапсинцы, которые пережили весь ужас бомбежек, не считали всегда свой город героем? Мы в те годы, как могли, собирали исторические факты и воспоминания еще живых защитников Туапсе, – рассказывает Николай Федорович. Представьте, только за 1967 год он вместе со своими ребятами совершил более 20 походов по местам боевой славы! На письма учащихся ПУ-9 пришло более 400 ответов участников героической обороны Туапсе и Северного Кавказа! В 1970 году в гости к следопытам приехали Герои Советского Союза А. Лучинский, Ф. Колчук и адмирал флота С. Горшков. А через семь лет на базе нашего училища проходит Всесоюзный слет поисковых отрядов, на который приехали представители 10 городов-героев. Именно ими была заложена аллея Славы с деревьями городов-героев.

– Курсанты нашего училища своими силами создавали клуб Боевой Славы, стратегию которого вырабатывал штаб: Галина Филиппенко, Виктор Прохоров, Валерий Васичев, Евгений Наконечный, Виктор Зацепин, Евгений Никулин, – вспоминает Николай Федорович Дроботов свой актив. – Вот не так давно в «Туапсинских вестях» была статья о командире 32 гвардейской дивизии, генерале М.Ф. Тихонове. Так вот он был среди наших гостей! Встречались мы и с легендарным майором Гавриловым, комендантом Брестской крепости. А тут вышел казус. Кто-то из ребят спросил, почему о последнем защитнике крепости-героя ничего не было слышно с 1945 по 1956 год? Оказалось, что Петр Михайлович после немецких концлагерей попал в ссылку в Сибирь. И звания Героя Советского Союза он был удостоен только в 1957 году. А вот немцы на его примере воспитывали своих детей. Что ж, что было, то было…

img099

И мы продолжаем свой разговор о событиях полувековой давности, о пройденных следопытами тропах. О том, с каким трепетом находили остатки снаряжения воинов-защитников. 9 мая 1967 года на Шаумянском перевале под руководством мастеров производственного обучения ПУ-9 был установлен обелиск в виде меча. «Мы узнали, что при переходе Лихмеревского перевала замерзло несколько человек морской бригады, – продолжает рассказ Николай Федорович. – Ребята решили пройти этим путем. И вот на новый год (1968г.) мы отправились в поход Лазаревское – Марьино – Татьяновка – Лихмаревский перевал – Н. Решет. Дождь со снегом, холод, словом, погодные условия были такие же, как и во время военного перехода. Во время этого похода на станции Куринской узнали о подвиге Николая Новицкого, закрывшего своим телом амбразуру вражеского дзота. А в 1971 году мы совершили походы по Северному Кавказу, побывали в Приэльбрусье. Страшно было от одной мысли, как наши солдаты пробирались вблизи от немцев по узким тропам над глубокими ущельями, иногда срывались, но ни звука не произносили: был у бойцов уговор не кричать, даже если сорвешься…»

«На огненном рубеже» – это не просто книга с уникальными воспоминаниями непосредственных участников событий 70-летней давности. В ней есть совершенно раритетные документы – листовки, фотографии. Кстати, о фотографиях. Николай Федорович показал один снимок периода завершения Туапсинской оборонительной операции, на котором немецкие солдаты сдаются в плен. Очень характерный снимок. Сдающиеся явно не терпели нужды ни в еде, ни в обмундировании. И наши, те, кто грудью встал на защиту маленького города, нашего мирного сегодня – изможденные, в совсем не добротной форме, но с великой верой в Победу в глазах. «Эта вера от пули меня темной ночью хранила…»

– Я бы хотел сказать большое спасибо всем, кто причастен к выходу этой книги, – говорит Николай Федорович Дроботов. – Моему соавтору Ирине Герасимовне Лотник, а также тем, кто стоял у истоков нашего поискового движения – Хамеду Юсуфовичу Коблеву, Виктору Васильевичу Горностаеву, Ивану Павловичу Ефименко. Да, кого-то уже нет, но остался их добрый и светлый след в нашей истории. Мне хочется, чтобы туапсинцам стали так же понятны и близки слова Юлиуса Фучика: «Не забудьте тех, кто переживает это время. Не забудьте, терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас. Пусть же эти люди будут вам всегда близки, как друзья, как родные».

19 мая 2025

В России предлагают полностью запретить провоз красной икры в ручной клади и багаже

По мнению главы Россельхознадзора, такой продукт может быть опасен для здоровья

Фото: freepik.com

Провоз любого количества красной икры в багаже и ручной клади нужно запретить. Так считает глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. По мнению чиновника, если хочется поесть икры, то это можно сделать, купив ее в магазинах или посетить регионы, где она добывается.

Чиновник отметил, что красная икра, которую вывозят частные лица, не проходит никакого санитарного контроля. Шанс отравиться ею или подхватить паразитов в разы выше. По словам Данкверта, на вывоз икры необходимо наложить такие же ограничения, какие действуют в других странах мира на провоз любых продуктов. 

Читать далее

Учения со стрельбами пройдут 19 мая в акватории Новороссийска

Планируется, что проведут их дважды: с 11 до 13 часов и с 21 до 23 часов

Фото: admnvrsk.ru

В акватории Новороссийска сегодня запретили плавать на сапах, гидроциклах и надувных матрасах. Все из-за учений со стрельбами, которые пройдут сегодня, 19 мая, с 11 до 13 часов и с 21 до 23 часов.

Администрация города-героя просит жителей сохранять спокойствие и следить за сообщениями СМИ, телевидения и радио.

Читать далее
15 мая 2025

Как сделать LADA Niva надёжнее: секрет в простоте

LADA Niva, она же ВАЗ-2121 или LADA 4×4, — культовый внедорожник, который с 1977 года доказывает свою живучесть в самых суровых условиях. Но многие владельцы, стремясь улучшить машину, невольно снижают её надёжность. Сегодня, 15 мая 2025 года, расскажем, как сохранить Ниву «ласточкой» на долгие годы. Главный совет — ничего не меняйте! Давайте разберёмся, как оставить Ниву в оригинале и сделать её ещё надёжнее.

Нива изначально создавалась как простой и надёжный внедорожник для деревенских дорог. Её конструкция — это проверенная временем классика: постоянный полный привод, блокировка дифференциала, несущий кузов и минимум электроники. Но многие владельцы начинают «улучшать» машину: ставят лифт-кит, огромные колёса, мощные бамперы или даже пытаются модернизировать двигатель. Это ошибка.

Большие колёса увеличивают нагрузку на трансмиссию, подвеску и двигатель, что приводит к быстрому износу. Лифт-кит меняет геометрию подвески, из-за чего Нива теряет устойчивость и чаще ломается. Нелепый тюнинг вроде установки «люстр» или тяжёлых обвесов увеличивает вес, снижая проходимость. А попытки форсировать двигатель 1,7 литра часто заканчиваются перегревом и поломками. Главное правило: оставьте Ниву в заводском состоянии. Она и без того справится с бездорожьем лучше многих современных кроссоверов.

Читать далее

Старый Mercedes W123 покорил прохожих: почему классика привлекает больше, чем современные люксовые авто

Стал свидетелем необычной сцены. Среди привычного потока машин выделялся старый Mercedes-Benz в кузове W123, выпущенный в 1970-х – начале 1980-х годов. Машина цвета слоновой кости, с люком и кожаным салоном, выглядела ухоженной, хотя и не идеальной: лёгкие следы времени на кузове лишь добавляли ей шарма. Чистый кузов, аккуратный салон, отсутствие нелепого тюнинга — этот автомобиль был практически в оригинальном состоянии. Но что меня поразило больше всего — реакция людей.

Каждые пять минут кто-то останавливался, чтобы сфотографировать этот W123. Некоторые даже делали селфи на его фоне. Я давно не видел, чтобы люди так интересовались автомобилями. Даже новые шикарные Mercedes, Rolls-Royce или Bentley не вызывали такого ажиотажа. Почему же старый «Мерс» привлёк столько внимания?

Mercedes W123 — это легенда. Этот кузов выпускался с 1976 по 1986 год и стал символом надёжности и качества. В 1980-х годах W123 был мечтой многих, а сегодня он вызывает ностальгию. Его угловатые формы, хромированные бамперы и классический дизайн — это как машина времени, которая переносит нас в эпоху, когда автомобили делали «на века». Владельцы W123 часто говорят, что эти машины могут проехать миллион километров при должном уходе, и это не преувеличение: в 2004 году таксист из Греции на W123 преодолел 4,6 миллиона километров!

Читать далее

Почему Россия — «Родина слонов»?

Россия — родина слонов: как появилась эта ироничная фраза

Фраза «Россия — родина слонов» давно вошла в русский язык как устойчивое выражение, которое используют с иронией. Она ассоциируется с абсурдными попытками приписать своей стране первенство в любой области, даже самой неожиданной. Но откуда взялась эта поговорка и почему именно слоны стали её героями? Давайте разберёмся в истории её происхождения.

Фраза «Россия — родина слонов» появилась в конце 1940-х годов в Советском Союзе. Это было время, когда после Второй мировой войны власти начали кампанию по «борьбе с низкопоклонством перед Западом» и усиленно продвигали идею советского первенства во всех сферах — от науки до культуры. Пропаганда утверждала, что многие открытия и изобретения, приписываемые Западу, на самом деле принадлежат русским или советским учёным. Звучали лозунги вроде «Россия — родина радио» или «Россия — родина авиации», которые часто были далеки от исторической правды.

Читать далее