14 февраля 2020

Как горное селение на Кубани оказалось в изоляции из-за ремонта тоннеля

В Афапостик хлеб пришлось возить на вездеходах, после того как перестали ходить поезда.

Журналисты «Туапсинских вестей» только с главой Шаумянского поселения смогли добраться до отрезанного от «Большой земли» селения Афапостик.

Там живут тридцать человек — сообщение с внешним миром в основном по железной дороге. “Железку” закрыли на ремонт с середины января почти до мая, поезда отменили.

За счет взаимовыручки

Единственная автодорога, ведущая через лес в соседнее село, не числится на балансе у местных властей и сильно разрушена. Проехать по ней можно только на подготовленном внедорожнике.

Глава Шаумянского поселения Ардавас Кочканян проверил, как живёт Афапостик
Фото: Анна Бурлакова «Туапсинские вести»

Встретившие нас жители Афапостика думали, что наступила полная изоляция до окончания ремонта. Но к ним регулярно на уазике прорывался глава Шаумянского сельского поселения Ардавас Кочканян. Он привозил самое необходимое, в том числе — хлеб. 

“Из Туапсе автобусы ходят лишь до станции Чинары. Чинары и  Афапостик разделяет река Псекупс – еще 12 километров грунтовой дороги, по которой только на лифтованном УАЗе”, — рассказывают местные жители, со всех сторон подтянувшиеся к приезжим.

“Когда мы узнали о ремонте тоннелей, конечно, сразу встал вопрос – как будут люди ездить в другие села и в Туапсе? Был организован подвоз на автобусе до ближайшей станции Чинары – Туапсе. А до него из Афапостика на обычной машине не доберешься. В этом селении живут девять инвалидов и тридцать пенсионеров. Вот те, кто имели внедорожники, сами и мотались, сами взяли на себя обязанность временно стать для других доставщиками  хлеба, продуктов, лекарств”, — пояснил глава поселения.

Сам Ардавас Кочканян уже несколько раз, чтобы пробиться в Афапостик, брал подготовленную машину у односельчан. 

Горный экстрим

“Туапсинские вести” на себе испытали всю романтику такой поездки. Всех на своей машине повез шаумянец Роман Сельвиян. Мы штурмовали разлившуюся горную реку, заползали на ухабы, ныряли в ямы, скользили по грязевым языкам.

Другого транспорта в Афапостике быть не может
Фото: Анна Бурлакова, «Туапсинские вести»

“Мы в прошлом году договорились с местными, у кого есть такая техника, чтобы они на добровольных началах выправили дорогу, – рассказывает глава поселения. – Прошлись грейдером, разровняли, отсыпали кое-где. Но недолго радовались. Прошли несколько раз тяжелые машины – и разбили колею. Погода установится, будем снова организовывать  людей, делать дорогу”

Когда мы добрались до Афапостика и остановились в центре села, как по команде люди вышли из домов. Через двадцать минут все напоминало сельский сход.

«Наша «автолавка» приехала!» – шутили местные.

Были рады хлебу, представителю власти, возможности поговорить с прессой.

“Мы все — каждый в свое время — выбрали это место жительства сознательно, –  рассказывает Борис Арзянцев. – В лесу, в глуши, подальше от цивилизации. Нам нравится природа, наш образ жизни. Но теперь мы оказались как на острове из-за ремонта на железной дороге, никто не предполагал, что так будет. Это настоящее испытание”.

Как решили проблему

Глава поселения обратился в администрацию района с просьбой посодействовать — чтобы запустили электричку хотя бы из соседнего Горячего Ключа.

За продуктами местные жители ездят по очереди
Фото: Анна Бурлакова, «Туапсинские вести»

Муниципалитет эту работу провел. В итоге в АО «Кубань Экспресс-Пригороде», которое «командует» перевозками, людей услышали. Буквально на следующий день после нашей поездки в Афапостик, туда пришла электричка!

“Учитывая многочисленные обращения граждан, – рассказали «Туапсинским вестям» железнодорожники, – мы до окончания ремонта тоннелей пустили укороченный маршрут «Горячий Ключ — Чинары».

Теперь уже все могут на электричке доехать до ближайшей станции, где есть магазин, закупить все необходимое и вернуться обратно. 

Как нам сообщили в районной администрации, ситуация с жизнеобеспечением сел, испытывающих проблемы с транспортным сообщением в связи с ремонтом тоннелей – на контроле у исполняющего обязанности главы Туапсинского района Виталия Мазнинова.

Нас жители Афапостика долго не отпускали. Рассказывали о своем житье-бытье, о том, как на свои деньги поставили в центре села памятник двум героям Советского Союза Великой Отечественной войны, родившимся здесь. О том, что давно пора  сделать надежную дорогу, по которой к ним сможет добраться скорая помощь и пожарные. А вот туристы летом, кстати, к ним добираются! Места здесь красивые – ягодные, грибные. Один житель нам так и сказал: «Я сюда как-то по грибы приехал. Так и остался!»

Досье «Туапсинских вестей»:

Хутор Афанасьевский Постик название получил от фамилии урядника Афанасьева, начальника сторожевого поста. Пост находился в 1870 году на левом берегу реки Псекупс южнее горы Качканова. Это 26 км от Шаумяна и 68 км от Туапсе.

На хуторе возле поста останавливались на ночевку паломники, идущие через Екатеринодар долиной реки Псекупс на богомолье в Новоафонский монастырь.

В настоящее время село Афапостик насчитывает 32 двора, только в 18 постоянно живут люди, прописаны около 50 человек. До войны было 78 дворов и проживали 500 человек. Была церковь, после войны – клуб. Электричество в селе появилось 20 лет назад.

Во время войны  через Афапостик проходила линия фронта.

2 декабря 2025

 «Год открытых дверей на ТБТ»: продолжение – в 2026 году!

Об этом заявил директор терминала Павел Кузнецов во время новой встречи в «Гостиной ТБТ» в Молодёжном центре округа. В этот раз её участниками стали студенты ТСПК и ТГМТ

Фото: пресс-служба Туапсинского балкерного терминала

Напомним, главная цель «Года открытых дверей на ТБТ» – ближе познакомить туапсинцев с деятельностью одного из градообразующих предприятий порта Туапсе. В 2025 году туапсинские старшеклассники, студенты, волонтёры узнавали о работе производственного комплекса ТБТ, о специфике перевалки минеральных удобрений и о природоохранных проектах, о перспективах трудоустройства и профессионального роста специалистов. Встречи проходили и на самом предприятии, и в «Гостиной ТБТ» в молодёжном центре, где в неформальной обстановке молодёжь получала прямые и компетентные ответы на свои вопросы.

– Туапсинский балкерный терминал – единственный в России на Чёрном море, который специализируется на перевалке минеральных удобрений. Он был построен исходя из удобного географического положения и наличия транспортной инфраструктуры, обеспечивающей бесперебойную работу по выгрузке, кратковременному хранению и погрузке удобрений в режиме «24 на 7», то есть круглосуточно, – рассказал студенческой аудитории исполнительный директор ТБТ Павел Кузнецов. – Сегодня минеральные удобрения – один из самых востребованных продуктов во всём мировом пространстве, ведь от них напрямую зависит не только повышение урожая сельхозкультур, но и рост показателей животноводства.

Читать далее
7 ноября 2025

Россияне получили возможность сообщать об атаках беспилотников через мобильное приложение

Снимки дронов можно отправлять даже в ночное время

Мобильное приложение, с помощью которого можно сообщить об увиденных БПЛА, ракетах, взрывах, подозрительных объектах и ДРГ, разработали в Народном фронте. «РАДАР.НФ» на сегодняшний день является единственным мобильным приложением в России с такими функциями.

Скачать его можно на сайте Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию", а также в телеграм-боте и некоторых магазинах приложений. Более подробно здесь https://onf.ru/radar.

Читать далее
28 октября 2025

Год открытых дверей на ТБТ: сначала в гости, а потом и на работу

В «Гостиной ТБТ» на базе Молодёжного центра Туапсинского округа студенты встретились с исполнительным директором Туапсинского балкерного терминала Павлом Кузнецовым и получили ответы из первых рук на все свои вопросы

Фото: пресс-служба Туапсинского балкерного терминала

Туапсинский балкерный терминал по праву называют уникальным предприятием на Черноморском побережье. Круглогодичный порт с непрерывным режимом работы, расположенный практически в центре города, ТБТ стал единственным специализированным комплексом по перевалке минеральных удобрений на Юге России.

При этом терминал – большая отлаженная система и единый организм – одно из самых открытых предприятий в Туапсинском округе. О своей деятельности ТБТ подробно рассказывает в СМИ и соцсетях, а в рамках проекта «Год открытых дверей» на терминале проходят экскурсии, на которых жители города могут познакомиться с производственным процессом, как говорится, вживую.

Читать далее
10 октября 2025

Ожидание с фронта: одна, но не одинокая

Как живёт Альбина Варельджян, жена оператора БПЛА, пока муж на передовой

Патриотическая символика здесь уместна и естественна: между клумбами – флаги, старая «четвёрка» окрашена в цвета триколора

ДОМ, ГДЕ СЛЫШНО МОЛИТВУ
Неподалёку от сельской часовни во дворе Альбины бегает ручной козлёнок – рогатый, но ласковый, бережно щиплет за рукав. На лугу рядом – разномастное стадо, привычное к людям. Патриотическая символика здесь уместна и естественна: между клумбами – флаги, старая «четвёрка» окрашена в цвета триколора.

Хозяйка – загорелая, поджарая, с искристыми карими глазами. Две косы, повязка-бандана – и собранность человека, который научился жить в разлуке, не теряя достоинства.

Читать далее
3 октября 2025

Работа в порту ТБТ – гавань инноваций и трудовых традиций

Какие подходы к управлению персоналом применяются сегодня на предприятии портовой отрасли, мы узнали в беседе с директором по персоналу и административным вопросам ООО «ТБТ» Анной Гаврюшевой Туапсинский балкерный терминал – такая же «визитка» Туапсе, как и Чёрное море: с одной стороны – мощный комплекс транспортного узла Юга России по перевалке минеральных удобрений. С другой – поддержка социального развития региона, рабочие места для туапсинцев

– Анна Анатольевна, Туапсинский балкерный терминал – одно из крупных, значимых в масштабах региона и страны предприятий, на котором трудятся туапсинцы. Сколько человек работает на ТБТ, есть ли уже семейные трудовые династии?

– На сегодня в Туапсинском балкерном терминале работают 214 человек. За 22 года туапсинской истории предприятия успели сформироваться в коллективе и трудовые династии. Так, пятнадцать лет трудится на предприятии семья – Юрий и Валерия Канивец, десять лет – трудовой стаж на ТБТ Александра и Натальи Скориковых, с прошлого года на терминале вместе работают Иван и Анастасия Колисниченко. И это далеко не все: есть и примеры того, как приходят в коллектив дети сотрудников. Сегодня на предприятии работают отец и сын Дроздовы – вдохновлённый рассказами отца, Сергея Дроздова, решил связать судьбу с терминалом сын Эдуард. Стал родным коллектив и для Закара и Арсена Кочконян, для Андрея и Ивана Черновол, вместе с мамой Евгенией Черепок работает сын Дмитрий. Думаю, ряды семейных трудовых династий будут расти, ведь на нашем предприятии созданы все условия для качественной, интересной работы, а также для социальной поддержки сотрудников и их семей.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее